Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Точки над Ри

Сообщений 61 страница 84 из 84

61

daman написал(а):

Adagio благополучно вписалось в другую сонату.
Согласно каталогу брата Шуберта, Adagio Des-dur (D 505) является второй частью сонаты (неоконченной) f-moll (D 625). Кто-то в 1848 году транспонировал его в E-dur и сократил, после чего оно было опубликовано Диабелли (как всегда, по неизвестному, но законченному автографу) вместе с Рондо D 506 как "Adagio und Rondo".

Так чего только не вписывается. 1-ю-то часть он так и не закончил. Серединка Des-dur'ного Скерцо "вписывается" в другую сонату (Es-dur, кажется?). Я думаю, у них (вкл. Моцарта, Рондо C-dur, транспонированное в  F-dur'ную, которая "скрипичная") просто денег периодически не хватало. И в этом смысле я их хорошо понимаю. Много денег никогда не бывает.

62

да. после всех этих обсуждений опять рефлексировал.. слушал сонату Шуберта... пока не стало тяжело. А потом открыл Ведерникова, коего скачал по последней ссылке (см. поток о Ведерникове). Гайдн, Вариации, соната, Бетховен 3- соната.
Такое, я вам скажу - ОБЛЕГЧЕНИЕ наступило на сердце и на душе.
Вот где она - ИСТИНА..  или, там, хотя бы приближение к ней, несбыточной.

63

Узнал тут (http://www.doremi.com/rr.HTM и http://sviatoslavrichter.ru/forum/viewt … p;start=49), что Рихтер не играл ни одной Партиты Баха.

У кого-нибудь есть какая-нибудь информация, почему так?

В дневниках, как сказали (http://sviatoslavrichter.ru/forum/viewt … p;start=51) об этом неисполнении ничего нету.

Партиты — Опус 1 Баха (как он сам их назвал — http://en.wikipedia.org/wiki/Partitas,_BWV_825-830) — и не играть их...
В свете неисполнения Рихтером Гольдбергов (существует свидетельство Виктора Зеленина, что Рихтер собирался их разучить в конце жизни — http://sviatoslavrichter.ru/forum/viewt … p;start=51) и полных циклов (отдельные только) Английских и Французских Сюит, а также Искусства Фуги напрашивается вывод, что Бах — не композитор Рихтера?..

Отредактировано SergeCpp (2009-08-25 18:46:03)

64

Бах вообще - волшебный композитор! Он своей музыкой буквально истправляет все "изгибы" натуры человеческой.
Я примерно неделю носил в плейере Фейнберга ХТК. Он так интонационно "раскрыл" все баховские голоса. так их вочеловечил и пережил. что буквально влюбил меня в каждую нотку Баха.
Но потом я забил в плейер ХТК в исп. Рихтера.
Освобожденный звук. какая-то необычайная свобода, и очищенная красота музыки, как она вопринималась только в детстве.
Я конечно на Баха тут отношу 90% произведенного эффекта. Но как же Рихтер ему НЕ МЕШАЕТ! Это просто здорово! Хотя играет даже как быдто механически или даже в чем-то формально-ученически. Бесхитростно как-то, но такой "освобожденный звук"!

65

Баховские концерты Рихтера 1991 года в Москве для меня незабываемы, особенно англ.сюиты (А-дур, г-моль, Ф-дур, д-моль) в КЗЧ. Он действительно не мещал этой музыке...

66

Страна наша богата прекрасными пианистами: В.Софроницкий, Э.Гилельс, Л.Оборин, Я.Зак, М.Гринберг, М.Юдина... Из молодых — Д. Башкиров, Е. Малинин — всех не перечесть, их много и все они разные. Вопрос, обычно так волнующий публику, которая потому именно валом валит на всякие конкурсы, — «кто же все-таки первый пианист?», — для меня праздный вопрос. Кто «лучше» (если вспомнить историю искусств): Бах, Моцарт, Бетховен или Брамс; Пушкин, Данте, Гёте или Шекспир; Рафаэль, Веласкес, Греко или Тициан?..

Признаюсь откровенно, что я этого не знаю. В реальном пространственном мире мы прежде всего точно знаем, что Эльбрус — вершина Кавказа, а Монблан — вершина Альп: это можно измерить. Когда лошадь №1 на скачках опережает лошадь №2 на четверть длины головы — это явление реальное, его можно измерить (хотя я никогда не мог понять того бурного восторга и ликования, которые эта «четверть головы» вызывает у зрителей). Но как измерить, точно измерить качественную разницу в явлениях духовного мира, определить «высоту» таких явлений, как мы определяем высоту Эльбруса или Гауризанкара? Ведь искусство воспри¬нимается не только интеллектуально («измерительно»), но и эмоциональ¬но, скажем, в каком-то смысле — «неразумно». В конце эмоционального подхода к искусству стоит знаменитая теза: о вкусах не спорят (я лично считаю, что как раз тут-то и надо спорить, так как вкус бывает плохой или хороший).

Именно потому, что до сих пор спорить о вкусах почти бесполезно, потому-то так трудно, почти невозможно, говоря о любой эпохе мировой культуры, определить — кто же первый пианист, первый скрипач, первый певец... Я, например, думаю, что если бы мне довелось слышать исполнение Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена, пение Глинки, я бы их считал «выше», то есть попросту я бы их больше любил, чем исполнение Листа или Паганини, гениальных, ослепительных, потрясающих родоначальников нашей современной исполнительской культуры.

Тут-то я, наконец, высказал свой «вкус» (который, конечно, совершенно необязателен для инакомыслящих и инакочувствующих). И здесь же я подошел к теме моей статьи, Святославу Рихтеру. Но ещё одно маленькое отступление. Во все времена искусство создавалось коллективами талантливых и гениальных людей, и как бы мы тщательно ни рассматривали и ни воспринимали их порознь, индивидуально, мы не можем ни на минуту отрешиться от целостного восприятия и понимания эпохи, времени, социального облика и социальной обусловленности данного явления как части целого. Фигурально выражаясь, мы не можем представить себе Эльбрус или Девдорак, не думая о Кавказском хребте как о целом. Потому правомочны такие суммарные, при ближайшем рассмотрении не очень точные определения, как «классицизм», «роман¬тизм», «импрессионизм», «модернизм» и т.д.

В нашей современной действительности с её невероятно разросшейся исполнительской культурой особенно напрашивается мысль о значении, решающем значении коллектива. Если в XIX веке еще можно было говорить, что Лист — единственный пианист, то сейчас обозначить этим прилагательным какого-нибудь живущего пианиста чрезвычайно трудно, если не невозможно. «Вкус» вступает в свои права. И вкусов стало настолько же больше и настолько больше их разнообразий, насколько больше стало пианистов по сравнению с прошлым.

Один из этих «вкусов» — это мой вкус. И вот мой вкус (под который я могу подвести весьма солидную идеологическую базу) говорит мне: я знаю и люблю, ценю и уважаю по крайней мере несколько десятков прекрасных современных пианистов, но мое чувство и мое рассуждение говорят мне: все-таки Святослав Рихтер первый среди равных.

Дальше - обоснования, в т.ч. про череп. Но с такой преамбулой - не вижу особых проблем. Разве только про Мадонну вышло скверно.
Понятно, что при большевиках в печати появлялось "что надо"...

...Но почему, какого не пойми чего рихтероманам необходимо "доказать", что Рихтер был "лучше всех"?.. Ну ладно сумасшедшие или т.н. "банда Рихтера" (самоназвание! цитата из проф. Башмета), обязанная ему карьерой, - но, казалось бы, наследие Рихтера огромно: собирай, публикуй, изучай... Так нет - обязательно "феномен", "величие", а чуть кто что не так - анафема.

67

Привожу несколько фрагментов из книги Е.Я. Либермана "Творческая работа пианиста с авторским текстом" (М., 1988). Они касаются Рихтера в большей или меньшей степени -- написаны здравомыслящим, грамотным музыкантом, многое переигравшим, переучившим и переслушавшим. Я знал покойного Евгения  Яковлевича по Ин-ту Гнесиных и вспоминаю его с теплотой...

Если обратиться к подсчету соответствий и несоответствий авторскому тексту, которые обнаруживаются в исполнении темы и первой вариации из сонаты Бетховена As-dur № 12 Юдиной и Рихтером (соответственно, М10-40023 и Д8935), то получается такая картина:

Тема: Рихтер - соответствий 14, несоответствий 15; Юдина - соответствий 13, несоответствий 15.
1-я вариация: Рихтер - соответствий 17, несоответствий 15; Юдина - соответствий 10, несоответствий 22.

Как видно из таблицы, в исполнении темы количество несоответствий авторскому тексту у обоих мастеров почти совпадает. При этом заметим, что сумма подсчитанных нюансов необязательно должна совпадать, так как в нее могут входить самые разные случаи. Например, в первой вариации (где общее число несоответствий игры обоих мастеров случайно совпало) у Рихтера были подсчитаны «запедаленные» паузы, а у Юдиной — отсутствующие у автора акценты. Местоположение и характер соответствий и несоответствий иногда оказывались идентичными, а иногда индивидуальными. Целое же, то есть игра пианистов, значительно различается. Это различие определяется не выполнением или отказом от выполнения отдельных авторских ремарок, а привнесением в исполнение свойственных каждому артисту специфической исполнительской инициативы и соответствующих специфических исполнительских средств (с. 105–106; таблица преобразована соответственно формату форума, опечатка исправлена безоговорочно).

Привожу также начало Третьей главы книги - "Общие закономерности творческой работы крупных мастеров с авторским текстом". В них, мне кажется, многое подмечено весьма метко и как таковой поучительно.

Проведенные анализы интерпретаций крупных мастеров позволяют сформулировать определенные закономерности взаимоотношений исполнителя с авторским текстом.
I. Все исполнители, в силу своей роли в искусстве, в силу того, что они знакомятся с произведением по нотам, так или иначе проявляют в игре свое отношение к авторскому тексту. Во всех прослушанных записях несомненны следы внимательного изучения текста. Работа крупных мастеров над произведением состоит в согласовании самостоятельно постигаемых данных текста с собственными, пробуждаемыми произведением эмоциями и мыслями. В отличие от крупных артистов, многие исполнители небольшого масштаба по разным причинам в своей работе отталкиваются не от текста, а от того, как принято играть данное сочинение в той или иной исторической ситуации. То, что общепринято, всегда является сужением, суррогатом, а иногда искажением автора. К. Н. Игумнов жаловался на трудности, которые возникают, «когда приходится играть произведение из обихода педагогической практики. Всегда приходится расчищать целый ряд наслоений...»
В своей работе над произведением крупные артисты опираются не на звуковой, пусть даже самый выдающийся эталон, а на авторский нотный текст. Обращение к тексту в работе над произведением всегда приносит ощущение открытия — ведь у автора совсем не так, как играют! Именно поэтому и верно мнение о безграничности, бесконечности авторского текста. Неизбежен, как мы видели, процесс внесения преобразований в авторский текст, и никогда не исчерпаем процесс очищения автора от позднейших наслоений. Преодоление противоречий между доминирующим стереотипом и подлинным авторским нотным текстом — источник постоянного развития исполнительского искусства, содержание и закон творческой работы крупных мастеров.
II. Все крупные мастера выполняют авторский текст, внося в него индивидуальные преобразования. Если бы можно было «записать» все динамические, агогические, темповые и прочие особенности живого, реального исполнения на нотоносец (так сказать, по принципу обратной связи), то получились бы редакции того или иного произведения и стали бы графически наглядными вносимые в него преобразования. В процессе претворения авторского текста возникает конкретный исполнительский текст данного произведения. Преобразования бывают более или менее существенны и глубоки, но они есть всегда. Среди множества изученных интерпретаций крупных мастеров мы не встретили ни одного исключения из данной эстетической закономерности. По существу, в роли конкретных интерпретаций выступают тексты многих принадлежащих крупным музыкантам редакций: сонат Моцарта — в редакции Бартока; сонат Бетховена — в редакциях Бюлова и Шнабеля; произведений Шопена — в осуществленных по игре Антона Рубинштейна редакциях Клиндворта и так далее. /…/
Тем не менее каждое выдающееся исполнение воплощает авторский дух; многие производят впечатление верности автору и его произведению. Из этого противоречия есть только один логический вывод: первый, если не единственный, универсальный способ быть верным автору означает .хорошо, убедительно, искренно играть его музыку, в которой звучат авторские мелодии, гармонии, ритм и прочее. Если исполнитель добивается эстетически-убедительного результата — общественно-художественная функция его искусства выполнена. Рихтер, Софроницкий и Корто играют первый номер «Бабочек» Шумана абсолютно по-разному. Темпы, характер, динамика, артикуляция, педализация — все своеобразно. Следуя формальной логике, можно утверждать, что по меньшей мере двое из троих играют не по автору. Если продолжить это формально-логическое построение, можно прийти к утверждению, что двое из них играют нехорошо. Но ведь это не так. Все трое играют замечательно! И стало быть, все трое представляют музыку автора таким образом, что она производит впечатление содержательной и прекрасной. И значит, его музыка, а следовательно, и сам автор не предан, а исполнен, проявлен, донесен до слушателя. Вопрос о том, кто играет лучше, правильнее, кто ближе к автору, — вопрос теоретико-схоластический и вкусовой. Каждого из трех исполнителей можно при желании критиковать: одного больше с формально-текстовых позиций, другого с эстетических, третьего с образно-программных. Корто меняет текстовую артикуляцию; Софроницкий вносит в исполнение не задуманную автором страстность, а Рихтер — неподходящую для карнавальных сцен задумчивость, философичность. Можно высказать уверенность, что сам автор сто с лишним лет тому назад — на тогдашнем фортепиано —мыслил и играл первый номер «Бабочек» еще каким-то неведомым нам. образом.
Известное высказывание Гофмана: «Я берусь доказать каж¬дому пианисту, что он играет не больше того, что написано в нотах, но меньше» — и верно, и неверно. Верно потому, что во всех без исключения изученных записях что-нибудь из автор¬ского текста не выполнялось. Неверно потому, что причина этого -<- не просмотр, подлежащий более или менее добродуш- ному острословию коллег (в стиле известных «пикировокэ между Гофманом и Годовским), а увлеченность исполнителя какими-то особенно дорогими ему сторонами произведения. Су¬щественно и то, что общая концепция исполнения так или иначе отражается в различных деталях игры. Иначе быть не может и не должно. Осуществить все без исключения текстовые знаки можно лишь при отсутствии исполнительской индивидуально¬сти, при исключении интуиции, чувства из процесса исполнения музыки.
Из сказанного не следует делать скороспелых выводов о пря¬мой связи тех или иных внесенных в текст изменений с дости¬жением «интересного» художественного результата. Как было видно из некоторых анализов предыдущей главы, не всякие преобразования дают положительные результаты даже у круп¬ных мастеров.
III. Необходимо подчеркнуть, что достоинства интерпретации не находятся в отношении прямой (так же как обратной) пропорциональности от степени приближения игры артиста ко всем подробностям авторского текста. Выдающееся исполнение может быть близким всей совокупности указаний автора; мо¬жет очень существенно отходить от них. Подход крупных исполнителей к тексту, понимаемому как совокупность всех авторских знаков, очень дифференцирован. Часть авторских знаков приближенно выполняется; от другой части отказыва¬ются и заменяют их иными, нередко противоположными. Мно¬гочисленные факты отказа от авторских указаний при дости¬жении высоких художественных результатов позволяют сделать важный вывод — любой авторский текст состой т из двух составных чаете и:
а) объективно-композиционной;
б) субъективно-интерпретаторской.
В первой части текстовых знаков автор выступает как тво¬рец произведения; невыполнение, изменение этой части текста ведет к искажению и разрушению формы произведения, измель¬чению его содержания. Во второй части текстовых знаков автор запечатлевает исполнительскую интерпретацию своего творения. При всей содержательности, важности авторских интерпре¬тационных знаков, они все же не принадлежат собственно сочинению и потому способны к изменениям уже в авторском исполнении. В дальнейшем преобразования этой части текста при некоторых условиях ведут к созданию полноценного инварианта произведения, новой странице его исторической жизни.
Без признания существования двух частей текста невозможно ни понять, ни объяснить способность произведения к развитию, к приятию вносимых историей социально-обусловленных и индивидуальных видоизменений. Ссылки, а точнее, отговорки, что такому-то исполнителю, ввиду его выдающегося дарования, все можно, все дозволено, не объясняют, почему именно дозволено. Тем более, что есть случаи, когда выдающиеся исполнители (например, Гульд или Горовиц), внося в музыку свою инициативу, не достигают  безусловных  художественных результатов.
В настоящее время среди музыкантов широко распространено убеждение, что все компоненты авторского текста (ноты, метроритмический рисунок, динамика, ремарки и проч.) суть слагаемые произведения и все их надлежит неукоснительно выполнять. Игра крупных мастеров не оставляет никаких сомнений в ошибочности, ограниченности, оторванности такого мнения от живой практики искусства. С другой стороны, существует другая крайность — представление, будто сочинение все целиком выражено только в ритмо-высотной части текста. Так, Фейнберг принципиально отделяет «текст, выписанный нотными знаками, от сопровождающих (разрядка моя. — Е. Л.) текст исполнительских указаний»95. В другом месте он говорит, что «из стиля самого изложения» исполнитель может почерпнуть все необходимое для исполнения произведения. Но что такое «стиль самого изложения»? Если это только ноты и ритм, то как быть с динамикой 4-й чаети фортепианного трио Шостаковича; с динамикой и инструментовкой Болеро Равеля; с лигами второго элемента главной партии 17-й сонаты Бетховена? Это не с о п р о в о ж да ю щ и е нюансы. Без них нет музыки. Без них она не может проявить свою содержательность.
Изучение игры крупных мастеров позволяет приблизиться к разрешению вопроса о внутренней (объективно-композиционной) н внешней (субъективно-интерпретаторской) форме произведения. Звучащая музыка всегда предстает в слиянии объективных данных произведения с субъективными свойствами его интерпретации. Условно говоря, М (музыка) = П (произведение) х И (интерпретацию). Конечный результат, то есть реально звучащая музыка, определяется первичным, ведущим значением первого множителя (П) и производным характером второго (И); тем, что каждый из множителей имеет свой коэффициент, определяемый богатством художественного мира произведения, с одной стороны, и достоинствами личности исполнителя — с другой.
Непременная зависимость внешней формы произведения от формы внутренней — закон всех исполнительских искусств. Однако «силовые линии» зависимости действуют в обоих направлениях — интерпретация в свою очередь оказывает немалое влияние и на само произведение. Попытки разделить объективно-композиционную и субъективно-интерпретаторскую части текста по какой-то постоянной «демаркационной линии» обречены на неудачу потому, что такой линии как постоянного феномена не существует. Одни и те же знаки текста могут являться необходимо-неизменной частью сочинения; те же знаки в других случаях или произведениях способны к изменениям. Это относится и к динамике, и к ритму, акцентировке и т. д. (с. 190-193).

68

Реплика (моя) по мотвам отзывов на интервью АГ у Берковича.

А в сети как правило "побеждают" самые горластые и нахрапистые. Сетевая мразь развивается по принципу отрицательного отбора. Нормальные люди просто избегают дискусий с такими как "предлогов" и  с другими неадекватами. Говорить с ними не о чем. Любой довод они отобъют ракеткой - "сам дурак" и еще дерьма накидают на вентилятор.
В принципе, если гнойник созрел не нужно мешать гною вытечь...
Противно несколько, что такие люди представляют себя некими "поборниками чести" и "защитниками святого". На самом же деле по тому уровню общего "недоумия" (называя например Ведерникова "второстепенным") такие апологеты скорее позорны для любого кумира.
Мне больших усилий стоит сохранять толерантность к Рихтеру от присутствия целой своры таких похабных "друзей" его памяти. Он почему-то собрал вокруг себя всю мразь!
Ей богу, после похвал "подлогова" просто противно слушать его некоторые записи...
На них грязью висит вульгарное одобрение и восхищение одного из самых дебильных сетевых уе..ков...   
А Размазанные сопли Юрия только усугубляют картину.
На каком основании эта "урла" присвоила себе наследие и пьедестал пианиста? Как, извините, педерасты у Большого театра...

69

Я люблю зависнуть иногда на Ю тубе переслушивать записи и читать международные отзывы о наших пианистах.
особенено "доставляют" удивленные и восторженные оценки Софроницкого, Зака, Ведерникова, Гринберг, Гилельса - само собой...
Я снова переслушиваю их записи.
И конечно же совершенство АБСОЛЮТНОЕ нахожу больше всего у Гилельса. Если можно вот так понаслаждаться "чувством важности", то Гилельс более всего подходит.
У него есть некоторые исполнения абсолютно совершенные! Так не сыграть НИКОМУ!

С таким же любопытством ищу там записи Рихтера и к своему удивлению не нахожу среди них нечего такого, чем бы я смог неоспоримо гордиться.  Да и реакция многих весьма сдержанная. Ну да, Прокофьев, Шуберт...  И то с оговорками.
Пожалуй только Равель или какая-нибудь мелочь... которой я тоже там не найду...
Остальное весьма специфично для европейского уха.  Моцарт прямолинеен, брутален, Шопен - неповоротлив и тяжеловесен. Рахманинов холоден. Лист - преувеличен и и физиологичен.. Шуман вроде и хорош, но другие его в чем-то тоньше играют...   Всегда предпочтут Кемпфа или кого-то еще... Как-то это настораживает. Казалось бы Бетховен, но там некая чрезмерная "супервиртуозальная гипертрофированность" многих элементов и чрезмерная монстроузная глобализация содержания... которые, вероятно и не снились композитору...
Я вообще-то не знаю в какой степени можно позволять волшебным пальчикам диктовать исполнителю собственную эстетику....
Гилельс молодец, от этого вовремя отошел... Хотя обладал уникальным ресурсом виртуоза и всяких там туше, но играл в этом отношении все проще и проще почти не показывая этого дьявольского умения, которое еще слышно в ранних записях.

Рихтер же наоборот - раб своего пианизма. Он совершенно зависел от своего уникального найденного звука, невероятной силы и подвижности пальцев и особого пружинистого прикосновения.  Практически все этим брал...
И хотя ГГН писал, что Рихтер был бы уникальный дирижер, но поступал тот вовсе не по -дирижерски.
Если отнять магию прикосновения, то практически от трактовок ничего не остается. Никакой осмысленной структуры и внутренней взяимосвязи мы там не найдем. Все это было добыто пианизмом, а не вдумчивым проникновением и анализом, который Рихтер ненавидел.

Он просто покрывал своей "светящейся" пианистической лисировкой картину и этого было достаточно и для цельности и для логики и для восприятия. 

Вот в чем беда!

Еще хуже это высветилось у следующих поколений пианистов подражателей... Это сделало определенный упадок.

70

Все-такия я дурак, конечно....Рихтер гениальнейщий был музыкант.
Но  кое что что в его исполнении не не нравится. А рихтероманы - всяко.

71

Gtn написал(а):

Все-такия я дурак, конечно....Рихтер гениальнейщий был музыкант.
Но  кое что что в его исполнении не нравится.

Я думаю, с этого и надо было начинать. Особенно, если пишешь серьезно. А то форум для непосвященных представляется эдаким "антирихтеровским" (с). Может, надо объяснить людям, что это чушь. Что никто никого никогда не "переиграет". Что можно просто свободно высказывать свои мысли, уже никого не боясь. Боюсь, что русскоязычная публика до этого еще не доросла. Даже если она и "антисоветская"...

72

Почему же Рихтер кое чего недопонимал
да от своей одаренности, которая не позволяла ему долго работать над произведением. Это беда   Он слишком уверен был в себе (и даже это культивировал) .
разница есть , если человек полгода работает над произведением или неделю....
тут происходит известный механизм приспособления нового - под существующий шаблон восприятия. А так как шаблон был очень могуч и апробирован, то очень многое под его интерпретацию адаптировалось вовсе без учета  своего собственного генезиса.

73

Но вот концерт в январе 31-го 2- Рахманинова АГ сыграл ну просто ужасно! ... Жаль его, да.

74

sd01 написал(а):

Гаврилов,все таки открывает новый подход к музыке,двигает исполнительство вперед.ПЫТАЕТСЯ,по крайней мере. Потеряв конечно в технике.

Думаю не совсем так. Он ПЫТАЛСЯ найти новый подход к музыке. Исполнять саму "ауру",если можно так выразиться. Но в итоге пришел к махровой вкусовщине. Везде выпирает только "Я". Это Я играю "рахманинова", "шопена" и т.д. (именно с маленькой буквы).
И если в Шопене можно еще как-то обосновать, что тот не оставил записей и неизвестно еще как его играть. То уж с Рахманиновым-то все предельно понятно.
Слава Богу,тот оставил свои бессмертные записи концертов и пьес. Вполне показав свое композиторское намерение.
Корежить его произведения во имя какой-то мутной идеи?

АГ просто сражен вторым врагом человека знания - ясностью. Не в плане ясной игры и замысла, а в смысле того, что считает что ему одномувсе ЯСНО, как там играть...
Человек искусства и художник, максимально убирает свою личность, чтобы очистить связующее звено с вечным и непреходящим.
А если уж он исполнитель - личность,какСофроницкий, то он работает над своей личностью, очищая её от всего пошлого обывательского и эгоистичного.
А тут не получилось...

Погряз в чувственности и эгоцентризме. Сразу искусство превратилось в какую-то х-ню.
Была еще его игра не так давно как бы "на грани".
Но если не принимать добровольно взятые на себя ограничения, стилистические и ВРЕМЕННЫЕ (особенности организации музыкального времени), то индивидуальность превращается просто в манерное ломание. Форма разваливается. Высота и уровень интонации пошлеет.

В общем, конечно, спасибо Андрею, что разваливает изнутри западный музыкальный вкус... Они того достойны... )))

75

Рихтер конечно был не подарок... Но не думаю, что с Генделем "что-то странное". Другое дело что он его довольно прямолинейно и глупо-брутально сыграл.. (ну кое какие сюиты). Да и вообще этот диск мне не нравится.
запрыгнули не Генделя вот так, с кондачка. Мол мастерство такое, что все смогем.
А над Генделем нужно работать годами, чтобы хоть попытаться его понять и "ухватить" его "энергетическое" поле.

76

К вопросу о АГ.
Не могу тут опять не процитировать И. Ф. Стравинского, незабвенного:

Необходимость ограничения, добровольно принятой выдержки берет свое начало в глубинах самой нашей природы и относится не только к области искусства, но и ко всем сознательным проявлениям человеческой деятельности. Это потребность порядка, без которого ничего не может быть создано и с исчезновением которого все распадается на части.
А всякий порядок требует принуждения. Только напрасно было бы видеть в этом помеху свободе. Напротив, сдержанность, ограничение способствуют расцвету этой свободы и только не дают ей перерождаться в откровенную распущенность. Точно так же, заимствуя уже готовую, освященную форму, художник-творец нисколько этим не стеснен в проявлении своей индивидуальности. Скажу больше: индивидуальность ярче выделяется и приобретает большую рельефность, когда ей приходится творить в условных и резко очерченных границах.

77

Да убедитесь сами (с 15 минуты)

78

Мне кажется что на любую тему и на любого исполнителя можно тонну соображений смоделировать. Тут суть в том, что является действительно отражением реальности, а что, собственно, уже твои личные "индульгирования на тему"...
это как пятна Роршаха в психологическом тесте.

79

Сейчас я к Р. отношусь спокойно.
да и выступал в полемике чаще по соображениям противовеса всякому "обожествлению".
Любое обожествление не дает разобраться ни в чем.
А так важно понять метод артиста, его приемы и секреты.
просто трубить что он не поддается критике "патамушта бог и гений" - это мне противно слышать..
К нему и нужно относиться спокойно.
В чем -то он действительно на голову выше большинства исполнителей.
Но среди высочайших вершин он нисколько не лучше "безоговорочно".
Интересен его подход к музыке вообще. Это такой психологический феномен. И при этом сокрушительная сила и очень смелая, почти безоглядная техничность.
С другой стороны такие пианисты как Гилельс или Софроницкий безусловно превосходили его по самому "этосу" музыкального, художественного и, главное, гуманистического "содержания". А это еще труднее, чем быть "магом".
Быть великим ЧЕЛОВЕКОМ, труднее, чем быть магом.
... "пустотное" содержание конечно завораживает и гипнотизирует. Никто не устоит перед внутренней тишиной артиста. Но ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ и возвышенное содержание искусства это вообще уникальная и божественная сила.
Как говорил Софроницкий - "Нужно думать не только о том, как лучше сыграть то или иное место, но и как стать выше, чище, духовнее, чтобы сами задачи были иными, чем еще вчера"

80

имхо,тема уже потеряла актуальность
Новые исполнители наглядно покажут музыку с новой стороны
Спасибо за общение!

81

sd01
жаль что вы удалили свои сообщения.
Наверное стоит ввести ограничение на такие удаления для новичков. А то теряется весь смысл дискуссии.
Как бы должна быть ответственность за свои взгляды и слова.
И уважение к собеседникам.
даже если тема острая и высказывания спорные.

82

Рихтер  - феномен немецкой педантичности, проявившийся в доскональном вызубривании текста+грамотно выстроенном имидже. Но как музыкант  - он очень субъективен и неглубок.
С такими данными он смог бы вырасти только в зашоренном СССР.
На западе его антимузыкальная тяжеловесная манера игры, неумение эстетично находиться за инструментом, не дала бы ему развиться, несмотря на сверхтемпераментную подачу и отшлифованный до мертвого блеска текст.
Туда он попал, обладая уже всеми регалиями, полученными на "острове невезения",оторванном от всего мира.
В США и Канаде его критиковали за его субъективизм в импрессионистах  и тд. Там явно прочувствовали самодеятельность его трактовок и их отрыв от традиции и контекста.
Поэтому в Карнеги холле он играл то, в чем тамошние слушатели и исполнители разбирались слабее, или несложные в плане стилистики вещи.
После этого туда он не совался)
Там помимо энергетики и отшлифованного текста слушателям требовалось нечто большее.Он их не смог сломать энергетикой, им еще нужен был ИНТЕЛЛЕКТ. В отличие от европейских и совковых барашков,которые намокали, как только начиналась долбежка по клавишам со сжатой челюстью)
В целом, Рихтер - чуждое явление В русской музыкальной культуре.

83

Надеюсь, модераторы и администраторы "Нейгауз нанес большой урон отечественной школе, выдвинув самоучку на первый план. Толи ли тот Нейгауза обработал отшлифованным" ресурса не будут в обиде, если после этих слов я уйду из руководства форума.

84

Gtn написал(а):

Сейчас я к Р. отношусь спокойно.
да и выступал в полемике чаще по соображениям противовеса всякому "обожествлению".
Любое обожествление не дает разобраться ни в чем.
А так важно понять метод артиста, его приемы и секреты.
просто трубить что он не поддается критике "патамушта бог и гений" - это мне противно слышать..
К нему и нужно относиться спокойно.
В чем -то он действительно на голову выше большинства исполнителей.
Но среди высочайших вершин он нисколько не лучше "безоговорочно".
Интересен его подход к музыке вообще. Это такой психологический феномен. И при этом сокрушительная сила и очень смелая, почти безоглядная техничность.
С другой стороны такие пианисты как Гилельс или Софроницкий безусловно превосходили его по самому "этосу" музыкального, художественного и, главное, гуманистического "содержания". А это еще труднее, чем быть "магом".
Быть великим ЧЕЛОВЕКОМ, труднее, чем быть магом.
... "пустотное" содержание конечно завораживает и гипнотизирует. Никто не устоит перед внутренней тишиной артиста. Но ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ и возвышенное содержание искусства это вообще уникальная и божественная сила.
Как говорил Софроницкий - "Нужно думать не только о том, как лучше сыграть то или иное место, но и как стать выше, чище, духовнее, чтобы сами задачи были иными, чем еще вчера"

Приятно увидеть цитату из Софроницкого, которая висит у нас в классе)))