Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Интервью Арнонкура о Караяне в Die Zeit-Geschichte


Интервью Арнонкура о Караяне в Die Zeit-Geschichte

Сообщений 1 страница 30 из 44

1

Прислали специально для нас.
Перевод М.Жирмунского.
--------------
Интервью Арнонкура о Караяне в Die Zeit-Geschichte: «Он видел во мне предателя»

Николаус граф де ла Фонтен и д’Арнонкур-Неустрашимый, австриец, родился в 1929 г. в Берлине, в 1972 г. основал оркестр старинных инструментов Concertus Musicus Wien. В молодости играл на виолончели в оркестре под управлением Караяна. Позже как дирижер стал одним из главных антиподов реализованных Караяном интерпретаций, нацеленных на «современное» оркестровое звучание. Конфликт носил идеологический характер вплоть до введения Караяном на Зальцбургском фестивале запрета на революционера. Сегодня оба считаются самыми влиятельными дирижерами второй половины XX века – веская причина поговорить с Арнонкуром о том, под чьим управлением он когда-то играл. Его жена, скрипачка Алиса, присутствует при разговоре, она погружена в партитуру и только при необходимости отвлекается от нее.

- Вы считаетесь принципиальным антиподом Караяна и были в его поздние года для него красной тряпкой…
- Не так это просто. Я приехал в Вену в 1948 г., был страшно влюблен, хотел непременно жениться и как можно быстрее поступить в оркестр виолончелистом. Вскоре Караян стал шефом Венского симфонического, и в 1952 г. там освободилось место. На него было более 40 претендентов. Караян сидел с концертмейстером, и я услышал, как он пробормотал: «Как этот уже себя держит – я его возьму». Я не сыграл еще ни одной ноты, но затем должен был играть невероятно долго. Обычно играют полторы минуты, а мне пришлось сыграть целиком 1-ю часть Концерта Дворжака и… у меня сложилось впечатление, что Караян охотно слушал. А затем совсем странные тонкости: сыграть одно и то же место сначала максимально тихо, еле слышно, а затем как можно громче – для прослушивания очень изысканная техническая задача. У других дирижеров я ничего подобного не встречал. В результате меня взяли.
- На каких музыкальных позициях Караян стоял тогда? Для вас это было прорывом в будущее?
- Первое, что мы делали, был бетховенский цикл. И это было очень сильным впечатлением, которое в общем-то значимо для меня до сих пор. Это было свежо-упруго, совсем не так, как у позднего Караяна. Бурно и очень оформленно, значительно точнее, чем у Фуртвенглера. Я до сих пор подробно помню репетиции, на которых я, действительно, очень многому научился, в том числе как впоследствии их интерпретатор. Однажды он удалил весь оркестр и полчаса с одними виолончелями репетировал начало медленной части 5-й симфонии, только это начало! У него были очень точные представления о том, как именно должно это звучать во всех деталях. Его Бетховен, возможно, был продолжением идей Тосканини и анти-Фуртвенглером. Тосканини не терпел ни малейшего колебания темпа, его Бетховен вообще самый быстрый из всех, и Караян был к этому близок.
- Фуртвенглер тогда был все еще великим соперником, кого очень разозлил взлет Караяна во времена Третьего рейха.
- Они оба друг друга, безусловно, терпеть не могли. Когда Фуртвенглер был в Вене, а Караян дирижировал, он всегда был на концерте. Но приходил где-то с 10-минутным опозданием. Его видел весь зал, потому что он был очень высоким. И у меня сложилось впечатление, что, когда Фуртвенглер входил в зал, оркестр начинал звучать иначе. И Караян это тоже чувствовал, стоя спиной к залу. Помню, как он однажды пробурчал: «Зато я на 20 лет моложе». Я понял, о ком это.
- Вы тогда узнали Караяна поближе?
- Мы с ним ездили в недельные гастроли. Оркестр ехал либо на поезде, либо на микроавтобусах, которые тогда только изобрел «Вольксваген», а он всегда на спортивном двухместном «Мерседесе», и одного из оркестра брал с собой. Потом этого пассажира было легко узнать по белоснежно-бледному лицу. Помню один вечер в Париже. когда коллеги стали над этим смеяться. Караян сказал тому, кто смеялся громче всех: «Завтра со мной едете вы». Вот такие дела… А со мной было так. Он меня очень ценил и во время одной поездки, когда он ехал с нами в поезде, прислал ко мне своего ассистента Моттони: господин фон Караян хотел бы с вами поговорить, он хотел бы, чтобы вы стали солистом. А я не хотел, потому что уже тогда основал Concertus. Каждую свободную минуту мы репетировали у нас на квартире, и надежность положения в оркестре мне была нужна для моего ансамбля.  Все прочие его участники были также члены Венского симфонического.
- Когда Караян дирижировал Баха, вы, наверное, сидели и думали: а я бы сделал совсем по-другому…
- Такое расхождение в представлениях и Бахе в гораздо большей степени относилось к Карлу Рихтеру, чем к Караяну.
- Рихтер считался корифеем в Бахе…
- … а Караян Баха совершенно по-особому любил. Однажды в Мессе си минор он сам играл на чембало и провел огромное число репетиций с хором Венского певческого общества. Должен честно сказать, что не знаю такого ни об одном другом дирижере, - все поручают подготовку хора его руководителю. Караян делал это сам. Я играл на одном из тех концертов, это было на самом деле высочайшим искусством. О каждом звуке он знал, каким именно он его хочет слышать. Успех был огромный. Когда он исполнял в Вене «Страсти по Матфею», то соло гамбы поручил шести гамбистам. Меня тоже пригласили, но я отказался от такого: вшестером за одного! Но это не были конфликты.
- И как же дошло до разрыва?
- С годами я все чаще руководил исполнениями Баха как виолончелист. Затем начались записи. Пресса сразу поняла, что мы играем Баха иначе, и мое имя стало раз за разом появляться в критике на Баха Караяна. Другой – он и делает по-другому. А в 1970-м вышла та несчастная статья обо мне в «Шпигеле», где мне в уста была вложена цитата о тупых немецких чембалистах и о Караяне, что-то вроде: Он считает Караяна гением – за рулем автомобиля. Естественно, я ничего подобного не говорил. Но он с этого дня ко мне совершенно изменился. Я думаю, он почувствовал во мне предателя.
- При Караяне вы не могли дирижировать на Зальцбургском фестивале, с артистами Берлинского филармонического общались только подпольно. Он так реагировал на то, что с вами набирает влияние другая эстетика, протест против все обволакивающего звука?
- Возможно. В любом случае, с его стороны конфликт выглядел как разочарование в предателе, который с расчетом говорит о нем плохо. Я же был убежден, что встреть я его одного где-нибудь в горах, без этого его окружения, уже через 5 минут он хлопнул бы меня по плечу, я его, и все было бы замечательно.
- Но в 70-80-е годы вряд ли такая встреча в горах была уже возможна: вы музыкально отдалились друг от друга и стали даже конкурентами.
- Музыкальный конфликт не был между им и мной. Все крупные дирижеры того поколения были на противоположном от меня берегу.
- То, что вы так примирённо говорите о Караяне, – это мягкость, пришедшая с возрастом или бывшая всегда?
- Сам хотел бы это знать. Алиса, ты слушаешь, что я говорю?
- Алиса: Да. Ты об этом вообще никогда ни с кем не говорил.
- Был ли я когда-либо настроен против Караяна?!
- Тем не менее вашу знаменитую книгу «Музыка как звучащая речь» можно счесть направленной против Караяна. Ведь его вовсе не интересовало то, за что вы выступаете: исторический фон, изучение источников, вопрошание нотного текста. Он говорил, что ноты – помощь на крайний случай, а интерпретатор ищет образ, стоящий за ними.
- И это не неверно. Нотная запись – безусловно, абсолютно недостаточная помощь на крайний случай. Если я просто озвучу нотную запись, выйдет чушь. У меня должна быть инструкция, разъясняющая, что нота вообще означает. В этом мой подход. Если у меня есть целая нота и длительность 4/4, я не могу сказать, что она должна звучать от сих до сих. А он так считал. Он придавал особое значение тому, чтобы держать ноту до самого последнего момента. А я сказал: в реальности целая должна, может быть, вообще звучать, как восьмая, а остальное звучит дальше уже в воображении. Может, за такие мнения он счел бы меня сумасшедшим, а может быть, и полностью бы с этим согласился.
- В «Героической» симфонии вы как-то показали, как в первой части один звук недоговаривается. А у Караяна он звучит.
- Да, главная тема в партии трубы оборвана, один звук выпал. Мой вопрос: почему Бетховен так написал? Нормальные музыканты отвечают: потому что тогда трубач не мог этот звук сыграть, а поскольку сегодня он может, то мы и играем. Но я знаю, что и тогда трубач мог его сыграть, и потому говорю: это сочиненный провал. Герой этой симфонии тоже может потерпеть провал, и я играю так, как написано у Бетховена. У меня достаточно для этого оснований – я же интересуюсь историческими источниками. Караян говорил в таких случаях типа такого: «Это газовое освещение». Но вопрос о том, является ли провал частью композиции, - вопрос философский.
- Вы заново зажгли газовой освещение. Исторические инструменты…
- Все эти догмы придумало уже следующее поколение. У меня ничего такого не было. Я говорил, что инструмент – только средство. Со старыми инструментами я могу настолько ближе подойти к сути сочинения, что сегодняшний человек эту музыку понимает, она становится более сегодняшней. Если этого не случалось, старые инструменты были мне не интересны. Не люблю специалистов. Если сегодняшние музыканты кроме всего прочего играют на старых инструментах, хорошо. Но если при этом требуется, чтобы скрипку держали только так, как ее будто бы держали когда-то, я в этом не участвую. Мне важны только смыслы.
- В начале вашей карьеры не действовало вам не нервы, что Караян был буквально повсюду, был фигурой, заполонившей мир и отнявшей свет у других?
- Этот человек был создан для успеха. Он появлялся на людях с претензией и поведением мировой звезды, и это было отработано до мелочей. Как он был одет, причесан, как ездил на машине. Как виолончелист я наблюдал, как малозаметным жестом он поправлял прическу крохотной расческой, спрятанной в нагрудном кармане. На нервы мне это совершенно не действовало. Поколение до него уже были великими звездами, и еще тогда начали писать на афише имя исполнителя крупнее, чем имя композитора. Но Караян, овладев техническими средствами, как никто другой, оставил всех далеко позади.
- Алиса: Он был очень ревнив к талантам!
- Но я же настолько моложе, больше, чем на 20 лет. Как он и Фуртвенглер (смеется). Мне было за 40, когда я появился как дирижер, тогда все запросы были прояснены, и конфликт с ним был настоящим гротеском. В середине 70-х дирекция Зальцбургского фестиваля спросила меня, не готов ли я написать Караяну письмо по этому вопросу. Я написал письмо, получил очень любезный ответ. Ведь то, чем я занимался, было ему незнакомо. Я передал его письмо президенту фестиваля и получил приглашение на большую оперную постановку. Но на следующем заседании Караян якобы сказал: «Пока я жив, он в Зальцбурге не появится». Я это так и оставил, хотя мог бы устроить скандал.
- Но был другой скандал, когда вы сыграли в Зальцбурге с Фридрихом Гульдой вне Фестиваля.
- Это было так: на вечер перед открытием Фестиваля устроители арендовали площадь Резиденции, пригласили Камерный оркестр Европы и Гульду. Никто ни о чем не думал. Но в Зальцбурге против меня так выступали, что Гульда отменил свои официальные выступления на Фестивале. Я думаю, очень мало музыкантов, на чье развитие один музыкант оказал такое же сильное влияние, как Караян на мое, когда меня отвергали музыкальные учреждения. Мне это причинило боль, потому что поначалу между нами было очень положительное настроение.
- Интересно, что вы вовсе не чувствуете себя тем противником Караяна, каким были во всеобщем мнении.
- Я был, скорее, противником принятой музыкальной жизни. Вечером шли на концерт, чтобы отдохнуть от работы и испить красоты. Я же считал, что музыка безотносительна, что она заставляет смотреть внутрь, что она совсем не годится для отдыха. По крайней мере, та музыка, которую мы играли. Что смысл музыки потрясать и изменять людей. Если сочинение представляет размышление о страдании и смерти, оно помогает человеку. А когда все углы и фразы до блеска отполированы, тогда по окончании можно и сказать: вот теперь я снова в форме, чтобы завтра идти на работу.
- Но ведь Караян как раз и обслуживал эту фитнесс-индустрию, если вообще не был среди ее создателей!
- Мне интересно, что он сам бы на это сказал. De facto это может быть и так.
- Тем временем противоположности сблизились. Не только в том плане, что после его смерти вы появились на Фестивале. Ведущие оркестры восприняли многие идеи, и вы дирижировали даже Берлинским филармоническим.
- Это было очень важно. Ведь у них в какой-то момент отняли Баха, которого публика стала предпочитать на старых инструментах, затем отгрызли Моцарта. И со своей классикой, романтикой и классическим модерном они повисли в воздухе. Специализация – большой вред для музыкантов. Интересы оркестров становятся все шире. Во время репетиций мне приходится гораздо больше говорить, чем другим дирижерам, потому что я разъясняю музыкантам, почему. Караян практически ничего не разъяснял, но тогда так было принято. Дирижеры этим чуть не гордились. Если кто из музыкантов задавал дирижеру вопрос, почему играть надо так, того тут же затыкали. Я сам два раза спрашивал «почему?», и дирижеры отвечали: «Потому что я так хочу».
- Когда вы играли у Караяна, его «эго» вас не подавляло?
- Я думаю, я не был особо легко ранимым. Я был, какой есть, и за это держался. Возможно, я и был раним, но как это объяснить… Нас было семеро братьев и сестер и очень образованный и многосторонний отец, так что я всегда имел свое мнение. В 9 лет я положил себе за правило: если и все, то не я. Это было связано еще и с нацизмом. Тогда я не знал, что это из Библии, когда Иисус говорит Петру: Ты первый от меня отречешься, а тот отвечает: Если бы и все тебя поносили, то я – нет… Для меня это значило, что мне наплевать на то, чем заняты другие, - я делаю свое. Поэтому меня такие вещи не подавляли.
- Впоследствии Караян как высшая точка предыдущего поколения стал той фигурой, от которой предпочли отойти…
- Автоматически отошли. И сейчас вам надо бы спросить 50-летних, как они потом отойдут от нас. Мне часто говорят о моих последователях, а я на это отвечаю, как сомневающиеся отцы: легитимность наследника мне не очевидна, так как я вовсе не склонен чуть что признавать свое отцовство.
- Вы и Караян – два дирижера 2-й половины 20 века, которые наиболее представлены на рынке звукозаписи. Кто продал больше?
- Алиса: Разумеется, он продал больше тебя.
- В чистом расчете,  да – Караяна вы найдете на каждой полке. Но в любом случае я записал больше сочинений.
- И что же останется от Караяна? После смерти он на удивление быстро исчез из общего сознания.
- Интерпретаторов переоценивают, творцов недооценивают. Но это еще вопрос, является ли исполнитель художником – ведь художником называют всякого, имеющего дело с искусством. Из-за того, что есть записи, есть и вопросы: а как этот сделал то-то, а как тот решил такую-то проблему? Возможно, какие-то импульсы сыграют свою роль и после, но ни в коем случае нельзя утверждать, что создано нечто нетленное. Нетленное создают композиторы, поэты, скульпторы. А интерпретатор? Правильно – неправильно… Через 30 лет вообще будут смеяться над тем, что мы сегодня делаем.

2

Огромное спасибо!

3

Арнонкур даже себя пытается убедить в своём величии. Не уверен, видимо...

4

И хорошо, что не уверен. Было бы глупо.

5

Не подскажет ли кто, какое место в 3-й симфонии Бетховена имеется ввиду? Я просмотрел партитуру, но не нашёл "оборванной" партии трубы.

6

- И что же останется от Караяна? После смерти он на удивление быстро исчез из общего сознания.

Весьма рискованное заявление (мягко выражаясь).

7

Спасибо, Михаил Викторович!
Есть довольно интересные "моменты". Напишу чуть попозже. несколько мест меня остановило.

8

Это было свежо-упруго, совсем не так, как у позднего Караяна

"Свежо-упруго" - вообще, стало потом типично для аут-стиля. Иногда играют настолько нарочито "свежо-упруго", как будто их незадолго до этого "вздрючили", как гоголевского поручика Пирогова, который вечером "так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже и кавалеров"....

Бурно и очень оформленно, значительно точнее, чем у Фуртвенглера.

Это к вышеупомянутому. Новое слово "точнее" в устах А. вовсе не должно обманывать в том смысле, что это точность и определенность художественного образа, что всегда присутствует у Фуртвенглера. А у прочих становится весьма размытым и слишком "опосредованным" другими задачами.

Они оба друг друга, безусловно, терпеть не могли. Когда Фуртвенглер был в Вене, а Караян дирижировал, он всегда был на концерте. Но приходил где-то с 10-минутным опозданием. Его видел весь зал, потому что он был очень высоким. И у меня сложилось впечатление, что, когда Фуртвенглер входил в зал, оркестр начинал звучать иначе. И Караян это тоже чувствовал, стоя спиной к залу. Помню, как он однажды пробурчал: «Зато я на 20 лет моложе». Я понял, о ком это.

Оставив "молодость" в стороне, как довольно эфемерное преимущество, в этом эпизоде просто сквозит величие Фуртвенглера. Вспоминаются слова Мравинского, что главное для дирижера - "Создать атмосферу". Наверное это блестящее владение главным качеством, когда от одного твоего присутствия духовная атмосфера меняется. 

Другой – он и делает по-другому. А в 1970-м вышла та несчастная статья обо мне в «Шпигеле», где мне в уста была вложена цитата о тупых немецких чембалистах и о Караяне, что-то вроде: Он считает Караяна гением – за рулем автомобиля. Естественно, я ничего подобного не говорил.

Золотые слова - действительно другой -делает по-другому и нечего из этого выводить новое учение.
А насчеи журналистов как "класса".. разговор особый. Вспоминается незабвенная ***  в своей возрастной (а сейчас я не в курсе) малоосведомленной и самоуверенно-наглой  тупости. Так и представляю, что Арнонкур невинно сказал, что Караян гениален во всем, даже в управлении автомобилем. Это потом трансформировалось в "журналистское то", что он "конечно, гениален - гы.., особенно за рулем авто...гы"    :)

Музыкальный конфликт не был между им и мной. Все крупные дирижеры того поколения были на противоположном от меня берегу.

Конфликт разного определения и понимания "информации-вообще". Информация Арнонкура менее музыкально-музыкальная. Она скорее "музыкально-вербальная".

- Тем не менее вашу знаменитую книгу «Музыка как звучащая речь» можно счесть направленной против Караяна. Ведь его вовсе не интересовало то, за что вы выступаете: исторический фон, изучение источников, вопрошание нотного текста. Он говорил, что ноты – помощь на крайний случай, а интерпретатор ищет образ, стоящий за ними.

Слова Мравинского, приведенные ранее.  Причем природа этого "Образа" не вполне проста. Она не вовсе только "эмоциональна", как говорят противники классического "мейнстрима". Это своего рода "квантовая рекогеренция" - возвращение в первоначальную нелокальность - целостность художественно-психологического ядра.

Если я просто озвучу нотную запись, выйдет чушь. У меня должна быть инструкция, разъясняющая, что нота вообще означает. В этом мой подход. Если у меня есть целая нота и длительность 4/4, я не могу сказать, что она должна звучать от сих до сих. А он так считал. Он придавал особое значение тому, чтобы держать ноту до самого последнего момента. А я сказал: в реальности целая должна, может быть, вообще звучать, как восьмая, а остальное звучит дальше уже в воображении.

Использование и учитывание воображения - вещь сама по себе хорошая. Но нужно помнить, что композитор мог его уже учитывать при своей записи. Впрочем это для А. - вопрос "философский".

Со старыми инструментами я могу настолько ближе подойти к сути сочинения, что сегодняшний человек эту музыку понимает, она становится более сегодняшней. Если этого не случалось, старые инструменты были мне не интересны. Не люблю специалистов. Если сегодняшние музыканты кроме всего прочего играют на старых инструментах, хорошо. Но если при этом требуется, чтобы скрипку держали только так, как ее будто бы держали когда-то, я в этом не участвую. Мне важны только смыслы.

Завуалированная, но тем не менее ярко выраженная "маркетинговая основа" в определении "более сегодняшней" музыки для "сегоднашнего" человека.
Караяновский "фитнесс", если его так издевательски не называть - все-таки больше вневременной - для любого, а не только "сегодняшнего" человека.

- Я был, скорее, противником принятой музыкальной жизни. Вечером шли на концерт, чтобы отдохнуть от работы и испить красоты. Я же считал, что музыка безотносительна, что она заставляет смотреть внутрь, что она совсем не годится для отдыха. По крайней мере, та музыка, которую мы играли. Что смысл музыки потрясать и изменять людей. Если сочинение представляет размышление о страдании и смерти, оно помогает человеку. А когда все углы и фразы до блеска отполированы, тогда по окончании можно и сказать: вот теперь я снова в форме, чтобы завтра идти на работу.
- Но ведь Караян как раз и обслуживал эту фитнесс-индустрию, если вообще не был среди ее создателей!

Очень "спорное место" и по манере "обобщения" и по "полю" его.
Музыка вообще годится "для всего" (в том числе и "испить красоты" - почему нет?) в меру её осознания каждым, зачем говорить за всех в зале?
В моем классическом определении - музыка способ взаимодействия человека с реальностью. В том числе и способ её познания. Но при этом реальность в музыкальном проявлении никогда не мешала ею наслаждаться   при процессе осознания.
 

А интерпретатор? Правильно – неправильно… Через 30 лет вообще будут смеяться над тем, что мы сегодня делаем.

А вот над Фуртвенглером почему-то не смеются...
Наверное нужно иметь в виду более неизменные вещи и на них настраиваться. Тогда и "тленья убежишь"
Правильно  или "неправильно" тот  играл, - но он явил художественную истину - цельность живого.

9

Фуртвенглер - титан! Ни разу не слышал, чтоб над ним потешались.

10

Зато его многие ненавидят. Как и Караяна.

11

Gtn написал(а):

Оставив "молодость" в стороне, как довольно эфемерное преимущество, в этом эпизоде просто сквозит величие Фуртвенглера

О-о-о! Это в чём же оно сквозит? В манере приходить на концерт "соперника" (скажем так) с опозданием в 10 минут? Да уж, величие... :-(
В том ли, что "оркестр начинал звучать иначе"? Но "иначе" возможно ведь и как "лучше", и как совсем даже наоборот. И Арнонкур нигде не говорит, что оркестр звучал "лучше", хотя имеет, как я понимаю, все возможности сказать...

Отредактировано Devere (2008-09-01 16:47:15)

12

Антон Бородин написал(а):

Фуртвенглер - титан! Ни разу не слышал, чтоб над ним потешались.

Ну, почему же... Г.П. Пятигорский в своей книге прямо не потешается, конечно, но зато уж так передаёт его манеру доносить до оркестра свои пожелания, что двух мнений, так сказать, быть не может! :-)

Отредактировано Devere (2008-09-01 16:48:04)

13

Gtn написал(а):

А вот над Фуртвенглером почему-то не смеются...

Ну, к нему иногда бывают равнодушны. Это лучше, разве? :-(
А в целом же интервью как раз, по-моему, замечательно редким душевным здоровьем без малейшего - как раз - признака того, что б как-то себя возвеличить!

Отредактировано Devere (2008-09-01 16:19:17)

14

Ну это все мелочи.. можно трактовать.. Но Фуртвенглер - величайший.

15

Gtn написал(а):

А в целом же интервью как раз, по-моему, замечательно редким душевным здоровьем без малейшего - как раз - признака того, что б как-то себя возвеличить!

Это Вы загнули.

Devere написал(а):

Г.П. Пятигорский в своей книге прямо не потешается, конечно, но зато уж так передаёт его манеру доносить до оркестра свои пожелания, что двух мнений, так сказать, быть не может!

Но "потешается"-то Г.П.Пятигорский не над музыкантом. А остальное - суета.

16

Devere написал(а):

В том ли, что "оркестр начинал звучать иначе"? Но "иначе" возможно ведь и как "лучше", и как совсем даже наоборот. И Арнонкур нигде не говорит, что оркестр звучал "лучше", хотя имеет, как я понимаю, все возможности сказать...

Но тогда с чего бы Караяну ворчать? ;)

17

daman написал(а):

Gtn написал(а):А в целом же интервью как раз, по-моему, замечательно редким душевным здоровьем без малейшего - как раз - признака того, что б как-то себя возвеличить!Это Вы загнули.

Где это Вы скопировали? я не нашел. Где говорил и я это и в каком контексте?

18

Anchen написал(а):

Но тогда с чего бы Караяну ворчать?

Да мало ли! Можно "придумать" варианты... :-) К примеру, явная демонстративность поведения коллеги...

Отредактировано Devere (2008-09-02 10:06:45)

19

Gtn написал(а):

Где это Вы скопировали? я не нашел. Где говорил и я это и в каком контексте?

Это говорил я. Даман перепутал... :-)

20

daman написал(а):

Но "потешается"-то Г.П.Пятигорский не над музыкантом. А остальное - суета

Ну, это - как сказать! Потом, честно сказать, он нигде и не восхищается, а раз так... :-)

Отредактировано Devere (2008-09-02 10:14:52)

21

daman написал(а):

Это Вы загнули.

А в чём, собственно? Ваши аргументы против... :-)

Отредактировано Devere (2008-09-02 10:37:44)

22

Gtn написал(а):

Ну это все мелочи.. можно трактовать.. Но Фуртвенглер - величайший.

Т. е. вы стоите на позиции, ну, скажем, Петра Лаула: Фуртвенглер - единственный и проч., проч., проч.? Это я для себя выясняю, просто :-). Дело в том, что мне, к примеру, Фуртвенглер подчас не открывает в том или ином сочинении ничего нового. И пусть даже в этом не всегда виноват он (:-)), для меня сие - всегда симптом тревожный...

23

Devere написал(а):

Да мало ли! Можно "придумать" варианты...  К примеру, явная демонстративность поведения коллеги...

Он же спиной к залу стоял. :)

PS Если есть желание ответить на несколько сообщений сразу, одним постом, можно выделять только нужную строку или абзац и потом уже кликать на слово "Цитировать" в уголке. Тогда все цитаты окажутся в окошке ответа и получится одно общее сообщение вместо нескольких...

24

Devere написал(а):

Дело в том, что мне, к примеру, Фуртвенглер подчас не открывает в том или ином сочинении ничего нового

Вопрос о новизне - вопрос скорее психологии. В музыке это вовсе не обязательно новизна внешних черт и какого-то необыкновенного прочтения.
Вечная новизна Фуртвенглера в том, что он наполняет ХО (художественный образ) максимально глубоким содержанием, и все элементы полифонической фактуры (а музыка всегда - полифония)  - силой творческого внимания.  Чтобы даже слушательски этому соответствовать - нужно ой как много пройти.

25

Gtn написал(а):

Вопрос о новизне - вопрос скорее психологии. В музыке это вовсе не обязательно новизна внешних черт и какого-то необыкновенного прочтения.

Ну, я прошёл, в общем, немало. И именно со временем пришёл к выводу, что всякое выдающееся прочтение так или иначе, но непременно добавляет что-то новое к моему представлению о пьесе. Будь то даже лишь подголосок, контрапункт какой-ньдь (тромбона какого-ньдь :whistle: )... И, уж конечно, я менее всего имею в виду новизну "внешних черт" и "необыкновенности прочтения"...
И, к примеру, в таком разрезе слушать ну, скажем, Вирсаладзе apres Гизекинга, Софроницкого или Аргерих в Фантазии op. 17 Шуманна - уже не интересно...:-( :-)

Отредактировано Devere (2008-09-03 11:01:42)

26

Anchen написал(а):

Он же спиной к залу стоял.

Но к кому-то же относилась его реплика: зато я на 20 лет моложе?!

27

Devere написал(а):

И, к примеру, в таком разрезе слушать ну, скажем, Вирсаладзе apres Гизекинга, Софроницкого или Аргерих в Фантазии op. 17 Шуманна - уже не интересно...
            Отредактировано Devere (Сегодня 11:01:42)

Вот я и говорю, что - вопрос психологии.
И совершенно понятно, в чем Ваша беда... :)
Потом напишу подробнее.

28

Gtn написал(а):

И совершенно понятно, в чем Ваша беда...

Да какая ж это беда?! :-)
Я же вовсе не обязан оценивать ту же Вирсаладзе объективно, для вечности. А мне её искусство в данном конкретном случае ничего не сообщает, всего-навсего. Никакой беды! :-)

Отредактировано Devere (2008-09-03 17:34:48)

29

нет, беда есть... :) так, ничего нового можно не найти и в звездном небе и в деревьях.
Что есть новизна вообще, как не раскрытие в себе новых резонирующих ощущений. Кроме того - одно дело воспринимать и чувствовать мир,  и совсем другое - отсылать свое сознание к существующему реестру понятий и впечатлений. О, тогда конечно все  кажется привычным знакомым и надоевшим. Но это не более чем ссылки в реестре. Мир и реальность вообще не могут быть исчерпаны. Тем более такой художник, как Фуртвенглер явно выдавал нам нечто вроде ИСТИНЫ, глубина которой бездонна.
Чаше всего нам надоедают свои представления. Равно как и озабоченность своей личностью делает человека усталым и разочарованным.

30

Просто мне открывает бездонное кто-то иной, а не Фуртвенглер. Со звёздным же небом и прелестью раннего утра у меня, как раз, всё в порядке. Здесь, на мой взгляд, нет прямого подобия...:-)

Отредактировано Devere (2008-09-03 17:24:26)


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Интервью Арнонкура о Караяне в Die Zeit-Geschichte