Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Волгоград-фортепиано-2008


Волгоград-фортепиано-2008

Сообщений 121 страница 139 из 139

121

Петру Вадимычу приносим глубокие извинения: произошла ошибка. Из В-града получено обещание в ближ.дни исправить ее.

122

Спасибо! Извините в свою очередь за беспокойство.  Дина! ну что Вы?... Я бы Вам и свои подарил. Тем более что как раз буду их раздаривать местным музыкантам на пользу и во просвещение. Иже для промоушена такого замечательного сборника.

123

Так. А нам чего? В смысле - израильтянам? Я, для примеру, этот сборник в упор не видел... Происки демократа Обамы, что ли?

124

В Америке - Барак.
В Израиле - Барак.
В России бараки тоже есть, но главное - бардак.
На этой неделе дело будет улажено. Самое позднее, в следующее воскресенье, 23-го.

125

В Израиль сборники отправлены из В-града.

126

Ха! Вы будете смеяться, но "наша кошерная пресса" (так обозвал сборник некий недобиток - впрочем, не читавший его) уже рецензию получила в очень научной газете.
Сборник и вправду несколько кошерный, т.е. довольно высококачественный, на мой взгляд. Хотя ляпсусы всплывают то и дело, изрядно портя мне настроение. Но тут уж ничего не попишешь, тем паче неприятностей и без того вдоволь.

Вот ссылка на номер газеты "Троицкий вариант" со статьей Р.М.Фрумкиной "Кризис жанра": http://www.scientific.ru/trv/17N.pdf

Кто-нибудь не согласен?

127

Фрумкина взялась за Вас...
Это радует. Это не может не радовать. Это - процесс. Он начался.

128

...И не только, как выясняется, с недавних пор присутствующая здесь Ревекка Марковна (по случаю чего прошу фейерверка), но еще и газета "Играем с начала" (№10, 2008). Пока у них на сайте висит старый номер (сайт рекомендую к ознакомлению: http://igraem.info/), вывесим-ка статью тут: http://ifolder.ru/9446649. Автор статьи директор Волгоградского облметодцентра Николай Иванович Рубцов скромно умолчал о собственных заслугах: по сути дела, он являлся администратором как фестиваля, так и сборника. Прошу читать его статью с соответствующей поправкой.

129

Третий сборник, подго­товленный совместными уси­лиями пианистов, педагогов, музыковедов (часто это одни и те же люди), выходит с пред­сказуемой регулярностью (предыдущие выпуски — 2000, 2004). Во многом, он наследу­ет идеи предыдущих альмана­хов — и в общем подходе, и в рубрикации, и в персоналиях.

Структура сборника на сей раз несколько четче, чем преж­де: за монографическим разде­лом (посвященном Марии Грин­берг, в год 100-летия со дня рождения пианистки), следуют воспоминания и интервью, ста­тьи и публикации; завершают издание три рефлексии на одну книгу — монографию Г.Б. Гордо­на об Эмиле Гилельсе.
Среди сквозных персона­жей альманаха — Мария Гринберг (в частности, снова опубликовано сочинение — на сей раз Соната ля-минор, соч. 42 Шуберта — с пометками пианистки), Эмиль Гилельс; также Мария Юдина, компо­зитор и пианист Олег Эйгес. Рядом с ними — Владимир Софроницкий и Берта Маранц, Лев Оборин и Павел Се­ребряков, Виктор Мержанов и Виктор Деревянко (представ­ленные развернутыми интер­вью), Андрей Никольский.

Необычайную симпатию вы­зывает не только высокий уро­вень и стилистическое разнооб­разие материалов, но и дух плю­рализма, сочетающийся с ясными этическими позициями. К примеру, в интервью Генриху Нейгаузу-младшему Виктор Де­ревянко весьма негативно выс­казывается об упомянутом тру­де Г.Б. Гордона, критикует выс­казывания Виктора Мержанова: это уравновешивается беседой Арама Гущяна в Виктором Мер­жановым и заключительным разделом книги, содержащим три материала о труде Гордона. Среди наиболее значительных вех сборника — матери­ал Александра Церетели об Игоре Жукове; статья Инны Заславской «Музыкально-эс­тетические взгляды Ф. Бузони. "Юная классичность”»; напи­санная почти 40 лет назад и впервые публикующаяся ста­тья Григория Гордона "Испол­нитель и авторский текст»; упо­мянутое интервью А. Гущяна с В. Мержановым; «Вслед юби­лею Моцарта» Михаила Лидского (переработанный и дополненный вариант статьи в сб. “Фортепиано: вчера, сегодня, завтра", Екатеринбург, 2006). И, конечно, особняком стоит материал «Татьяна Григорьев­на Шаборкина и Музей Скряби­на в моей жизни». Его автор — выдающийся российский уче­ный, член-корреспондент Рос­сийской Академии наук, дирек­тор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян — представитель того прекрасного «музыкально-зависимого» поколения людей, ко­торых теперь так не хватает и нашей музыке в целом, и концертным залам, в частности. Статья Данилова-Данильяна — поклон (не церемониальный — эмоциональный!) Музею и его директору (в 1941 — 1982), по­разительное воспоминание о месте и людях подлинной ду­ховной свободы.

По традиции, в один и тот же год не только вышел сбор­ник «Волгоград-фортепиано», но и был проведен Всероссий­ский мастер- класс (уже тре­тий) с тем же названием. Его организовали Комитет по куль­туре Администрации Волгог­радской области, областная филармония, а также Волгог­радский государственный институт искусств и культуры, Волгоградский муниципаль­ный институт искусств им. П.А. Серебрякова, Волгоградский областной учебно-методи­ческим центр по образовательным учреждениям искусств и культуры. С 6 по 11 ок­тября 2008 прошли концерты, классы с участием пианистов и педагогов, представлявших Россию и европейские страны.

Михаил Сегельман, Музыкальное обозрение, 2009, № 4 (304).

130

Твое эссе "Вслед юбилею Моцарта" осмысленно прочитал только вчера. Заинтересовал вопрос о лигатуре. "Ниасилил". Ты можешь КОНКРЕТНО сказать, в соответствии с чьей редакцией, с твоей точки зрения, желательно играть те же, допустим, сонаты? ГДЕ лигатура наиболее аутентична? То же самое Адажио h-moll: ты упоминаешь тт. 9-10. А тридцатьвторые (напр. в т. 20)? Допустима ли там первая нота staccato (a la Бах, как в некоторых редакциях)? "Не буква, а дух" - это из области теологии Нового Завета. Даром, что процитировал Мортенсен (и далее, подобным голословным цитатам-прибаутка несть числа, они же ни к чему не обязывают). Или ты призываешь изучать исключительно факсимиле?

131

Можно я встряну факультативно? :)
(Я статью М.В. перечитывал недавно и нахожу её весьма глубокой и зело полезной... для самостоятельного размышления и постоянной работы над "вечными" вопросами.)
Чтозначит - "допустима ли" ( в 20 такте), если написано staccato? Сделай так (заплати налоги!)  и спи спокойно... Если же её соединить с предыдущей cis, то очевидности (клиновидного в моей редакции) staccato не останется, а будет просто окончание фразы, более-менее укороченное, что вобщем-то большого смысла не имеет.
Кстати такие эпизоды у Моцарта встречаются часто и ПОНИМАТЬ их нужно-таки обязательно.

Ну. например, очень показательный момент во второй части Фа мажорной 332 сонаты. Оче6нь показательно! -  тема записана так, что в 1 такте последняя восьмая - восьмая, а во втором - отделенная staccato
Казалось бы - ерунда. мелочь! Но в 5-6 тактах - та же история! Попробуйте сыграть! какой эффект! Во первых никогда в этом случае стаккатированную ноту сильно не возьмешь а только в таком "диапазоне", который чуть ли не единственную возможность оставляет... Во вторых - какая тонкая риторика! Фразировка.  ТАКИМИ скромными средствами!!! То есть фраза измениласть не только в звуковысотном отношении, она стала чуть лукавее (или как Вам будет угодно - но ДРУГОЙ) сделан чуть заметный смысловой акцент!

Факсимиле очень поучительно бы изучать всегда...  Но до необходимости этого только-только "дотрехивает" современная мысль.

132

Gtn написал(а):

Если же её соединить с предыдущей cis, то очевидности (клиновидного в моей редакции) staccato не останется, а будет просто окончание фразы, более-менее укороченное, что вобщем-то большого смысла не имеет.

А это как раз и есть баховский принцып. Иоанна Севостьяновича. О чем я и писАл выше. Так что смысл имеет, причем огромный.

133

..наверное, Генри, я не понимаю того, о чем ты говоришь. Потому что обычное отделение фраз друг от друга не вызывает у меня "огромного смысла" в употреблении стаккато на последней ноте фразы (или клиновидного ст.. что довольно неестественно, вообще-то...) Я бы и так отделил с той или иной степенью "разделения".
А вот стаккатированная нота, с обеих сторон отделенная от фразы - вызывает.

134

Neuhaus написал(а):

Ты можешь КОНКРЕТНО сказать, в соответствии с чьей редакцией, с твоей точки зрения, желательно играть те же, допустим, сонаты? ГДЕ лигатура наиболее аутентична?

У меня - русское переиздание Мартинсена и Вайсмана. Всякое издание Моцарта сверяю по NMA.

Neuhaus написал(а):

То же самое Адажио h-moll: ты упоминаешь тт. 9-10. А тридцатьвторые (напр. в т. 20)? Допустима ли там первая нота staccato (a la Бах, как в некоторых редакциях)?

В уртексте на первой ноте стоит клин - грубо говоря, снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато... Стало быть, не только допустимо, но закономерно.
"Дух", в данном случае, - эвфемизм чувства стиля.

135

Михаил Лидский написал(а):

В уртексте на первой ноте стоит клин - грубо говоря, снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато...

Мне кажется более убедительным мнение, что Моцарт использовал только одно обозначение для стаккато (Эйнштейн, Мис). Издание Мартинсена и Вайсмана следует именно этому принципу. Поэтому сомнительно "снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато".
Я не хочу сказать, что так нельзя исполнять. Но это вопрос интерпретации, никак не обозначенный в записи.

Михаил Лидский написал(а):

Всякое издание Моцарта сверяю по NMA.

Увы, тоже не идеал. В нём, например, не исправлен "ляп" в 29-й симфонии (некритично подходят...).

Отредактировано daman (2009-09-08 12:51:45)

136

Идеалы на Земле поди сыщи...
Что до клина, то я ж написал "вроде стаккато". Все прячутся в деталах - "что определяет как, хотя в конечном итоге как определяет что (диалетический закон)", как учит нас Генрих Густавович. С одной стороны, этому ре предшествуют имитации на г.п., по случаю чего привязывать его к предыдущему, похоже, не резон. Собственно, з.п. здесь - "ответ", "разрешение" г.п., а в г.п. соответствующие ноты повторяются - их особо не свяжешь при всем желании. С другой - разрешение доминанты в тонику... (Кстати, л.р. в это время играет квартовую фигурку, как бы продолжающую имитировавшийся рисунок.) Что до последующего, то для более рельефного интонирования кварты... Опять же "продолжение", "рассасывание" имитации... И опевающие фразки чуть отделить... Опереться на верхнее ре тоже вроде как хорощо бы - "пик"... И от него до дна пассажа опять-таки кварта через октаву - снова имитация (в увеличении)...

Кто-то рассказывал про письмо Бетховена с описанием моцартовской игры: "Много стаккато".

137

Да вдруг... алтын? http://www.vpravda.ru/sait 22/index6.html

"Искренность дорога", как говорил Л.Н.Толстой. Об остальном, пожалуй, силемус. Впрочем, кому как нравится. Цитаты из эссе Петра выглядят как цитаты из меня. Хотя это вроде как мягко замаскировано.
,

138

Да, цитатнул мену...
Ну и ничаво...
Смысл , главное, понятен...
Правда М.В.  так бы выспренно не выразился бы.

139

Бросьте, Петр, - красиво сказали.
Зря г-жа Кузьмина Вас не упомянула. И географию широкую зря не заценила. Несколько неуместный псевдопатриотический крен (дескать, сборник посвящен истории и теории отечественного ф-п искусства). Патриотизм и державность не должны входить в противоречие со здравым смыслом, как я полагаю.

А статья-то ушла, тем временем, в платный доступ. Вот она:

22 сентября 2009 года, вторник
Волгоградская Правда
Посланцы Аполлона
РОССИЯ подарила человечеству столько великих пианистов-исполнителей, сколько не дала миру ни одна страна
НЕСМОТРЯ на финансово-экономические проблемы, повсюду  расставившие свои свирепые капканы, одной из самых лучших традиций в гуманитарной сфере удалось и в нынешних условиях подтвердить свою жизнеспособность.
Под патронатом комитета по культуре администрации Волгоградской области и при непосредственном участии Волгоградского областного учебно-методического центра по образовательным учреждениям искусств и культуры (директор — Н.Рубцов) вышел в свет очередной, третий по счету, сборник статей и материалов «Волгоград-фортепиано-2008», посвященный истории и теории отечественного фортепианного искусства.
Сборники эти отнюдь не коммерческие, хотя каждый из них таит в себе зерна сенсационности. Они выпускаются один раз в четыре года «по следам». Всероссийских мастер-классов, проходящих в нашем городе под тем же названием, с той же периодичностью и собирающих огромную аудиторию как специалистов, так и: рядовых слушателей. Сборники 2000-го и 2004 года уже стали библиографической редкостью. Значение этого проекта областных властей трудно переоценить, поскольку он имеет все признаки так называемого большого стиля: организационный размах, участие звезд, собственное серьезное издание.
Вот и нынешняя книга — крупного формата, с фрагментами архивных нотных записей, подробными комментариями и ценнейшими сносками — со¬ставлена выдающимся столич¬ным пианистом-исполнителем Михаилом Лидским с учетом общественной значимости данного явления. В ней собраны интереснейшие мемуары, статьи, музыкальные рецензии, освещающие вопросы профессионального пианизма, а также рассмотрены нюансы личных отношений между гигантами искусства, позиции былой и нынешней критики, тайны высокой педагогики, роль СМИ в утверждении или же развенчании культурологических мифов, свидетельства современников. Великая русская пианистическая школа, столь грандиозна и влиятельна, а её величайшие представители — Юдина, Гринберг; Нейгауз, Гилельс, Оборин, Гольденвейзер, Софроницкий, Рихтер – столь недосягаемы в своем мастерстве, что каждый труд, по¬священный этой школе и этим персонам, по справедливости считается драгоценным.
Михаил Лидский поместил в нашем сборнике под рубрикой «Событие» блистательный реферат-рецензию на книгу Г. Гордона «Эмиль Гилельс (за гранью мифа)». Чтобы вы, читатель «Волгоградки», хотя бы слегка осознали, о какой личности  в ней идет речь, приведу цитаты:
«Концерты Гилельса: каждый из них останавливал дыхание. После каждого из них было стыдно за себя. Именно! Он демонстрировал не только гениальное исполнение, но; еще что-то такое, после чего начиналась беспощадная самооценка, и не только музыкальная. Он пробуждал глубин-: ную человеческую совесть, рн показывал, чем должен быть человек на этом свете. Поистине посланец Аполлона...».
А вот сравнительная характеристика исполнительского искусства двух небожителей, соперников, антагонистов, безмерно, впрочем, восхищавшихся талантом друг друга — Рихтера и Гилельса:
«Невыразимое космическое одиночество, безмолвие, сти¬хийность и отрешенность Рихтера будут близки в определенные периоды жизни. Светлая и мудрая печаль, солнечный свет и нравственная энергия Гилельса дают силы в иные...»
«У Рихтера энергетика была сродни энергетике физической, волновой. Он создавал, как физики говорят, электромагнитное поле. Рихтера очень, часто нужно было воспринимать телом, скажем так. А на концертах Гилельса уши были так заняты, что на тело времени не оставалось»... Бесценные наблюдения!
В статье Л. Горбовец приводится запись из дневников самого Святослава Рихтера, которому ревность к извечному конкуренту ничуть не помешала; между прочим, воздать ему по заслугам:
«Это был сложившийся музыкант и превосходный пианист. Он первый сыграл Восьмую сонату Прокофьева. Я сидел тогда в зале и нашел его исполнение попросту блистательным. Что касается Третьей сонаты этого же автора, то его игра была настолько великолепна, что я отказался исполнять ее. Я чрезвычайно люблю эту сонату, но услышав, как ее играет Гилельс, я понял, что мне нечего добавить».
Сейчас, когда один за другим уходят люди, определявшие в искусстве лицо эпохи, когда вместе с ними уходят вы¬сочайшие критерии не только в искусстве, но и в нравственной, общественной, частной жизни, спросите себя, много ли видите вы вокруг себя примеров благородства, независти, бескорыстия?.. Духовная жизнь нашего общества кардинально изменилась, причем отнюдь не в лучшую сторону. Недоверие, цинизм, надрыв и надлом пронизали сферу взаимоотношений между людьми. Где, в чем искать опору?
Общественная значимость данного сборника в том и состоит, что во всех его материалах в той или иной степени содержатся эти в большинстве своем утраченные критерии добра и человечности. Насколько ярко нынешняя трагическая реальность отражается даже в исполнительском искусстве, становится понятным в той же статье Л. Горбовец, где приводится тончайший анализ игры прославленного современного пианиста Плетнева в сравнении с игрой классика Эмиля Гилельса:
«Плетнев спустя полвека (2006) играл разрушение всех идеалов, кризис веры, катастрофу «потерянного поколения», если угодно. На рубеже XX—XXI вв. его Бетховен воплощал жизнь, прожитую зря, бесцельно и глупо промотанную:, болезненность двоящегося сознания, безволие и гибель перед лицом Великого Зла. Поистине чеховская тоскующая «мировая душа», исходящая в муках... От той цельности и гармоний, той внутренней энергии грандиозного масштаба, с какими играл Гилельс, не осталось и следа...»
Если вы, дорогой читатель, ощутили этот вечно ускользающий пульс Времени, проступивший в столь точном наблюдении, значит, послание дошло до адресата. Такие вещи необходимо понимать, чтобы не заблудиться в собственном мироощущении.
Впрочем, этот многослойный сборник содержит и сведения, собранные, так сказать, на местной почве. Они менее возвышенны по существу, но не менее интересны.
Замечательная статья наших местных авторов А. Доброшенко и О. Кожаевой посвящена выдающемуся музыканту Павлу Алексеевичу Серебрякову, именем которого назван ныне Волгоградский муниципальный институт искусств. Также наш автор Юрий Ильинов – пианист, дирижер и педагог – опубликовал в этом сборнике свои «Методические заметки о выступлениях с оркестром и подготовке к ним учеников», показавшиеся мне чрезвычайно полезными с точки зрения повседневной, достаточно драматичной, практики общения музыкального коллектива и солистов на пути к общей цели.
И все-таки самый интересный раздел сборника — мемориальный. Великолепны мемуары Е. Федорович о Софроницком, в которых выдающийся музыкант предстает в неразрывном единстве профессиональных и нравственных качеств: «Одно и то же произведение в его исполнении никогда не звучало дважды одинаково и даже похоже. Казалось, что каждый раз звучит иная музыка». «Когда он входил, все буквально вздрагивали, и сердце куда-то проваливалось: до того это был. прекрасный, необыкновенный, как будто из другого мира явившийся человек»!..
Всего, к сожалению, не охватить. Мне остается лишь выразить благодарность всем, кто причастен к созданию и утверж¬дению традиций Всероссийских волгоградских мастер-классов в нашем городе и выходу в свет сборника «Волгоград – фортепиано – 2008». Благодаря подобным серьезным акциям периферия уже не выглядит такой уж периферией, а «Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии», – как сказал нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский.
Татьяна КУЗЬМИНА

Нет, ну, я понимаю, все-таки приятно...

Отредактировано Михаил Лидский (2009-11-15 23:19:22)


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Волгоград-фортепиано-2008