Петру Вадимычу приносим глубокие извинения: произошла ошибка. Из В-града получено обещание в ближ.дни исправить ее.
Волгоград-фортепиано-2008
Сообщений 121 страница 139 из 139
Поделиться1222008-11-15 21:52:38
Спасибо! Извините в свою очередь за беспокойство. Дина! ну что Вы?... Я бы Вам и свои подарил. Тем более что как раз буду их раздаривать местным музыкантам на пользу и во просвещение. Иже для промоушена такого замечательного сборника.
Поделиться1232008-11-16 00:13:33
Так. А нам чего? В смысле - израильтянам? Я, для примеру, этот сборник в упор не видел... Происки демократа Обамы, что ли?
Поделиться1242008-11-16 22:13:11
В Америке - Барак.
В Израиле - Барак.
В России бараки тоже есть, но главное - бардак.
На этой неделе дело будет улажено. Самое позднее, в следующее воскресенье, 23-го.
Поделиться1252008-11-21 12:16:42
В Израиль сборники отправлены из В-града.
Поделиться1262008-11-26 23:34:21
Ха! Вы будете смеяться, но "наша кошерная пресса" (так обозвал сборник некий недобиток - впрочем, не читавший его) уже рецензию получила в очень научной газете.
Сборник и вправду несколько кошерный, т.е. довольно высококачественный, на мой взгляд. Хотя ляпсусы всплывают то и дело, изрядно портя мне настроение. Но тут уж ничего не попишешь, тем паче неприятностей и без того вдоволь.
Вот ссылка на номер газеты "Троицкий вариант" со статьей Р.М.Фрумкиной "Кризис жанра": http://www.scientific.ru/trv/17N.pdf
Кто-нибудь не согласен?
Поделиться1272008-11-28 00:21:48
Фрумкина взялась за Вас...
Это радует. Это не может не радовать. Это - процесс. Он начался.
Поделиться1282008-12-08 16:06:43
...И не только, как выясняется, с недавних пор присутствующая здесь Ревекка Марковна (по случаю чего прошу фейерверка), но еще и газета "Играем с начала" (№10, 2008). Пока у них на сайте висит старый номер (сайт рекомендую к ознакомлению: http://igraem.info/), вывесим-ка статью тут: http://ifolder.ru/9446649. Автор статьи директор Волгоградского облметодцентра Николай Иванович Рубцов скромно умолчал о собственных заслугах: по сути дела, он являлся администратором как фестиваля, так и сборника. Прошу читать его статью с соответствующей поправкой.
Поделиться1292009-05-25 18:02:42
Третий сборник, подготовленный совместными усилиями пианистов, педагогов, музыковедов (часто это одни и те же люди), выходит с предсказуемой регулярностью (предыдущие выпуски — 2000, 2004). Во многом, он наследует идеи предыдущих альманахов — и в общем подходе, и в рубрикации, и в персоналиях.
Структура сборника на сей раз несколько четче, чем прежде: за монографическим разделом (посвященном Марии Гринберг, в год 100-летия со дня рождения пианистки), следуют воспоминания и интервью, статьи и публикации; завершают издание три рефлексии на одну книгу — монографию Г.Б. Гордона об Эмиле Гилельсе.
Среди сквозных персонажей альманаха — Мария Гринберг (в частности, снова опубликовано сочинение — на сей раз Соната ля-минор, соч. 42 Шуберта — с пометками пианистки), Эмиль Гилельс; также Мария Юдина, композитор и пианист Олег Эйгес. Рядом с ними — Владимир Софроницкий и Берта Маранц, Лев Оборин и Павел Серебряков, Виктор Мержанов и Виктор Деревянко (представленные развернутыми интервью), Андрей Никольский.
Необычайную симпатию вызывает не только высокий уровень и стилистическое разнообразие материалов, но и дух плюрализма, сочетающийся с ясными этическими позициями. К примеру, в интервью Генриху Нейгаузу-младшему Виктор Деревянко весьма негативно высказывается об упомянутом труде Г.Б. Гордона, критикует высказывания Виктора Мержанова: это уравновешивается беседой Арама Гущяна в Виктором Мержановым и заключительным разделом книги, содержащим три материала о труде Гордона. Среди наиболее значительных вех сборника — материал Александра Церетели об Игоре Жукове; статья Инны Заславской «Музыкально-эстетические взгляды Ф. Бузони. "Юная классичность”»; написанная почти 40 лет назад и впервые публикующаяся статья Григория Гордона "Исполнитель и авторский текст»; упомянутое интервью А. Гущяна с В. Мержановым; «Вслед юбилею Моцарта» Михаила Лидского (переработанный и дополненный вариант статьи в сб. “Фортепиано: вчера, сегодня, завтра", Екатеринбург, 2006). И, конечно, особняком стоит материал «Татьяна Григорьевна Шаборкина и Музей Скрябина в моей жизни». Его автор — выдающийся российский ученый, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян — представитель того прекрасного «музыкально-зависимого» поколения людей, которых теперь так не хватает и нашей музыке в целом, и концертным залам, в частности. Статья Данилова-Данильяна — поклон (не церемониальный — эмоциональный!) Музею и его директору (в 1941 — 1982), поразительное воспоминание о месте и людях подлинной духовной свободы.
По традиции, в один и тот же год не только вышел сборник «Волгоград-фортепиано», но и был проведен Всероссийский мастер- класс (уже третий) с тем же названием. Его организовали Комитет по культуре Администрации Волгоградской области, областная филармония, а также Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоградский муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова, Волгоградский областной учебно-методическим центр по образовательным учреждениям искусств и культуры. С 6 по 11 октября 2008 прошли концерты, классы с участием пианистов и педагогов, представлявших Россию и европейские страны.
Михаил Сегельман, Музыкальное обозрение, 2009, № 4 (304).
Поделиться1302009-09-07 16:14:26
Твое эссе "Вслед юбилею Моцарта" осмысленно прочитал только вчера. Заинтересовал вопрос о лигатуре. "Ниасилил". Ты можешь КОНКРЕТНО сказать, в соответствии с чьей редакцией, с твоей точки зрения, желательно играть те же, допустим, сонаты? ГДЕ лигатура наиболее аутентична? То же самое Адажио h-moll: ты упоминаешь тт. 9-10. А тридцатьвторые (напр. в т. 20)? Допустима ли там первая нота staccato (a la Бах, как в некоторых редакциях)? "Не буква, а дух" - это из области теологии Нового Завета. Даром, что процитировал Мортенсен (и далее, подобным голословным цитатам-прибаутка несть числа, они же ни к чему не обязывают). Или ты призываешь изучать исключительно факсимиле?
Поделиться1312009-09-07 19:56:24
Можно я встряну факультативно?
(Я статью М.В. перечитывал недавно и нахожу её весьма глубокой и зело полезной... для самостоятельного размышления и постоянной работы над "вечными" вопросами.)
Чтозначит - "допустима ли" ( в 20 такте), если написано staccato? Сделай так (заплати налоги!) и спи спокойно... Если же её соединить с предыдущей cis, то очевидности (клиновидного в моей редакции) staccato не останется, а будет просто окончание фразы, более-менее укороченное, что вобщем-то большого смысла не имеет.
Кстати такие эпизоды у Моцарта встречаются часто и ПОНИМАТЬ их нужно-таки обязательно.
Ну. например, очень показательный момент во второй части Фа мажорной 332 сонаты. Оче6нь показательно! - тема записана так, что в 1 такте последняя восьмая - восьмая, а во втором - отделенная staccato
Казалось бы - ерунда. мелочь! Но в 5-6 тактах - та же история! Попробуйте сыграть! какой эффект! Во первых никогда в этом случае стаккатированную ноту сильно не возьмешь а только в таком "диапазоне", который чуть ли не единственную возможность оставляет... Во вторых - какая тонкая риторика! Фразировка. ТАКИМИ скромными средствами!!! То есть фраза измениласть не только в звуковысотном отношении, она стала чуть лукавее (или как Вам будет угодно - но ДРУГОЙ) сделан чуть заметный смысловой акцент!
Факсимиле очень поучительно бы изучать всегда... Но до необходимости этого только-только "дотрехивает" современная мысль.
Поделиться1322009-09-07 20:41:54
Если же её соединить с предыдущей cis, то очевидности (клиновидного в моей редакции) staccato не останется, а будет просто окончание фразы, более-менее укороченное, что вобщем-то большого смысла не имеет.
А это как раз и есть баховский принцып. Иоанна Севостьяновича. О чем я и писАл выше. Так что смысл имеет, причем огромный.
Поделиться1332009-09-07 22:04:03
..наверное, Генри, я не понимаю того, о чем ты говоришь. Потому что обычное отделение фраз друг от друга не вызывает у меня "огромного смысла" в употреблении стаккато на последней ноте фразы (или клиновидного ст.. что довольно неестественно, вообще-то...) Я бы и так отделил с той или иной степенью "разделения".
А вот стаккатированная нота, с обеих сторон отделенная от фразы - вызывает.
Поделиться1342009-09-07 23:04:23
Ты можешь КОНКРЕТНО сказать, в соответствии с чьей редакцией, с твоей точки зрения, желательно играть те же, допустим, сонаты? ГДЕ лигатура наиболее аутентична?
У меня - русское переиздание Мартинсена и Вайсмана. Всякое издание Моцарта сверяю по NMA.
То же самое Адажио h-moll: ты упоминаешь тт. 9-10. А тридцатьвторые (напр. в т. 20)? Допустима ли там первая нота staccato (a la Бах, как в некоторых редакциях)?
В уртексте на первой ноте стоит клин - грубо говоря, снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато... Стало быть, не только допустимо, но закономерно.
"Дух", в данном случае, - эвфемизм чувства стиля.
Поделиться1352009-09-08 12:45:54
В уртексте на первой ноте стоит клин - грубо говоря, снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато...
Мне кажется более убедительным мнение, что Моцарт использовал только одно обозначение для стаккато (Эйнштейн, Мис). Издание Мартинсена и Вайсмана следует именно этому принципу. Поэтому сомнительно "снятие с затиханием, т.е. вроде стаккато".
Я не хочу сказать, что так нельзя исполнять. Но это вопрос интерпретации, никак не обозначенный в записи.
Всякое издание Моцарта сверяю по NMA.
Увы, тоже не идеал. В нём, например, не исправлен "ляп" в 29-й симфонии (некритично подходят...).
Отредактировано daman (2009-09-08 12:51:45)
Поделиться1362009-09-09 09:03:24
Идеалы на Земле поди сыщи...
Что до клина, то я ж написал "вроде стаккато". Все прячутся в деталах - "что определяет как, хотя в конечном итоге как определяет что (диалетический закон)", как учит нас Генрих Густавович. С одной стороны, этому ре предшествуют имитации на г.п., по случаю чего привязывать его к предыдущему, похоже, не резон. Собственно, з.п. здесь - "ответ", "разрешение" г.п., а в г.п. соответствующие ноты повторяются - их особо не свяжешь при всем желании. С другой - разрешение доминанты в тонику... (Кстати, л.р. в это время играет квартовую фигурку, как бы продолжающую имитировавшийся рисунок.) Что до последующего, то для более рельефного интонирования кварты... Опять же "продолжение", "рассасывание" имитации... И опевающие фразки чуть отделить... Опереться на верхнее ре тоже вроде как хорощо бы - "пик"... И от него до дна пассажа опять-таки кварта через октаву - снова имитация (в увеличении)...
Кто-то рассказывал про письмо Бетховена с описанием моцартовской игры: "Много стаккато".
Поделиться1372009-09-22 22:13:38
Да вдруг... алтын? http://www.vpravda.ru/sait 22/index6.html
"Искренность дорога", как говорил Л.Н.Толстой. Об остальном, пожалуй, силемус. Впрочем, кому как нравится. Цитаты из эссе Петра выглядят как цитаты из меня. Хотя это вроде как мягко замаскировано.
,
Поделиться1382009-09-22 22:27:41
Да, цитатнул мену...
Ну и ничаво...
Смысл , главное, понятен...
Правда М.В. так бы выспренно не выразился бы.
Поделиться1392009-09-22 22:54:36
Бросьте, Петр, - красиво сказали.
Зря г-жа Кузьмина Вас не упомянула. И географию широкую зря не заценила. Несколько неуместный псевдопатриотический крен (дескать, сборник посвящен истории и теории отечественного ф-п искусства). Патриотизм и державность не должны входить в противоречие со здравым смыслом, как я полагаю.
А статья-то ушла, тем временем, в платный доступ. Вот она:
22 сентября 2009 года, вторник
Волгоградская Правда
Посланцы Аполлона
РОССИЯ подарила человечеству столько великих пианистов-исполнителей, сколько не дала миру ни одна страна
НЕСМОТРЯ на финансово-экономические проблемы, повсюду расставившие свои свирепые капканы, одной из самых лучших традиций в гуманитарной сфере удалось и в нынешних условиях подтвердить свою жизнеспособность.
Под патронатом комитета по культуре администрации Волгоградской области и при непосредственном участии Волгоградского областного учебно-методического центра по образовательным учреждениям искусств и культуры (директор — Н.Рубцов) вышел в свет очередной, третий по счету, сборник статей и материалов «Волгоград-фортепиано-2008», посвященный истории и теории отечественного фортепианного искусства.
Сборники эти отнюдь не коммерческие, хотя каждый из них таит в себе зерна сенсационности. Они выпускаются один раз в четыре года «по следам». Всероссийских мастер-классов, проходящих в нашем городе под тем же названием, с той же периодичностью и собирающих огромную аудиторию как специалистов, так и: рядовых слушателей. Сборники 2000-го и 2004 года уже стали библиографической редкостью. Значение этого проекта областных властей трудно переоценить, поскольку он имеет все признаки так называемого большого стиля: организационный размах, участие звезд, собственное серьезное издание.
Вот и нынешняя книга — крупного формата, с фрагментами архивных нотных записей, подробными комментариями и ценнейшими сносками — со¬ставлена выдающимся столич¬ным пианистом-исполнителем Михаилом Лидским с учетом общественной значимости данного явления. В ней собраны интереснейшие мемуары, статьи, музыкальные рецензии, освещающие вопросы профессионального пианизма, а также рассмотрены нюансы личных отношений между гигантами искусства, позиции былой и нынешней критики, тайны высокой педагогики, роль СМИ в утверждении или же развенчании культурологических мифов, свидетельства современников. Великая русская пианистическая школа, столь грандиозна и влиятельна, а её величайшие представители — Юдина, Гринберг; Нейгауз, Гилельс, Оборин, Гольденвейзер, Софроницкий, Рихтер – столь недосягаемы в своем мастерстве, что каждый труд, по¬священный этой школе и этим персонам, по справедливости считается драгоценным.
Михаил Лидский поместил в нашем сборнике под рубрикой «Событие» блистательный реферат-рецензию на книгу Г. Гордона «Эмиль Гилельс (за гранью мифа)». Чтобы вы, читатель «Волгоградки», хотя бы слегка осознали, о какой личности в ней идет речь, приведу цитаты:
«Концерты Гилельса: каждый из них останавливал дыхание. После каждого из них было стыдно за себя. Именно! Он демонстрировал не только гениальное исполнение, но; еще что-то такое, после чего начиналась беспощадная самооценка, и не только музыкальная. Он пробуждал глубин-: ную человеческую совесть, рн показывал, чем должен быть человек на этом свете. Поистине посланец Аполлона...».
А вот сравнительная характеристика исполнительского искусства двух небожителей, соперников, антагонистов, безмерно, впрочем, восхищавшихся талантом друг друга — Рихтера и Гилельса:
«Невыразимое космическое одиночество, безмолвие, сти¬хийность и отрешенность Рихтера будут близки в определенные периоды жизни. Светлая и мудрая печаль, солнечный свет и нравственная энергия Гилельса дают силы в иные...»
«У Рихтера энергетика была сродни энергетике физической, волновой. Он создавал, как физики говорят, электромагнитное поле. Рихтера очень, часто нужно было воспринимать телом, скажем так. А на концертах Гилельса уши были так заняты, что на тело времени не оставалось»... Бесценные наблюдения!
В статье Л. Горбовец приводится запись из дневников самого Святослава Рихтера, которому ревность к извечному конкуренту ничуть не помешала; между прочим, воздать ему по заслугам:
«Это был сложившийся музыкант и превосходный пианист. Он первый сыграл Восьмую сонату Прокофьева. Я сидел тогда в зале и нашел его исполнение попросту блистательным. Что касается Третьей сонаты этого же автора, то его игра была настолько великолепна, что я отказался исполнять ее. Я чрезвычайно люблю эту сонату, но услышав, как ее играет Гилельс, я понял, что мне нечего добавить».
Сейчас, когда один за другим уходят люди, определявшие в искусстве лицо эпохи, когда вместе с ними уходят вы¬сочайшие критерии не только в искусстве, но и в нравственной, общественной, частной жизни, спросите себя, много ли видите вы вокруг себя примеров благородства, независти, бескорыстия?.. Духовная жизнь нашего общества кардинально изменилась, причем отнюдь не в лучшую сторону. Недоверие, цинизм, надрыв и надлом пронизали сферу взаимоотношений между людьми. Где, в чем искать опору?
Общественная значимость данного сборника в том и состоит, что во всех его материалах в той или иной степени содержатся эти в большинстве своем утраченные критерии добра и человечности. Насколько ярко нынешняя трагическая реальность отражается даже в исполнительском искусстве, становится понятным в той же статье Л. Горбовец, где приводится тончайший анализ игры прославленного современного пианиста Плетнева в сравнении с игрой классика Эмиля Гилельса:
«Плетнев спустя полвека (2006) играл разрушение всех идеалов, кризис веры, катастрофу «потерянного поколения», если угодно. На рубеже XX—XXI вв. его Бетховен воплощал жизнь, прожитую зря, бесцельно и глупо промотанную:, болезненность двоящегося сознания, безволие и гибель перед лицом Великого Зла. Поистине чеховская тоскующая «мировая душа», исходящая в муках... От той цельности и гармоний, той внутренней энергии грандиозного масштаба, с какими играл Гилельс, не осталось и следа...»
Если вы, дорогой читатель, ощутили этот вечно ускользающий пульс Времени, проступивший в столь точном наблюдении, значит, послание дошло до адресата. Такие вещи необходимо понимать, чтобы не заблудиться в собственном мироощущении.
Впрочем, этот многослойный сборник содержит и сведения, собранные, так сказать, на местной почве. Они менее возвышенны по существу, но не менее интересны.
Замечательная статья наших местных авторов А. Доброшенко и О. Кожаевой посвящена выдающемуся музыканту Павлу Алексеевичу Серебрякову, именем которого назван ныне Волгоградский муниципальный институт искусств. Также наш автор Юрий Ильинов – пианист, дирижер и педагог – опубликовал в этом сборнике свои «Методические заметки о выступлениях с оркестром и подготовке к ним учеников», показавшиеся мне чрезвычайно полезными с точки зрения повседневной, достаточно драматичной, практики общения музыкального коллектива и солистов на пути к общей цели.
И все-таки самый интересный раздел сборника — мемориальный. Великолепны мемуары Е. Федорович о Софроницком, в которых выдающийся музыкант предстает в неразрывном единстве профессиональных и нравственных качеств: «Одно и то же произведение в его исполнении никогда не звучало дважды одинаково и даже похоже. Казалось, что каждый раз звучит иная музыка». «Когда он входил, все буквально вздрагивали, и сердце куда-то проваливалось: до того это был. прекрасный, необыкновенный, как будто из другого мира явившийся человек»!..
Всего, к сожалению, не охватить. Мне остается лишь выразить благодарность всем, кто причастен к созданию и утверж¬дению традиций Всероссийских волгоградских мастер-классов в нашем городе и выходу в свет сборника «Волгоград – фортепиано – 2008». Благодаря подобным серьезным акциям периферия уже не выглядит такой уж периферией, а «Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии», – как сказал нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский.
Татьяна КУЗЬМИНА
Нет, ну, я понимаю, все-таки приятно...
Отредактировано Михаил Лидский (2009-11-15 23:19:22)