Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Концерты предстоящие и уже состоявшиеся » БЕТХОВЕН 32 СОНАТЫ в девяти концертах Михаила Лидского


БЕТХОВЕН 32 СОНАТЫ в девяти концертах Михаила Лидского

Сообщений 1 страница 30 из 54

1

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН
32 СОНАТЫ
в девяти концертах Михаила Лидского в г. Владимире
начало в 18 часов
большой зал 1-й музыкальной школы им С.И. Танеева

1
Три сонаты ор. 2: фа минор, ля мажор, до мажор (№№1, 2, 3)
Соната ми-бемоль мажор ор. 7 (№4)
9.12.2006
2
Две легкие сонаты ор. 49: соль минор, соль мажор (№№19, 20)
Три сонаты ор. 10: до минор, фа мажор, ре мажор (№№5, 6, 7)
29.12.2006
3
Патетическая соната до минор ор. 13 (№8)
Две сонаты ор. 14: ми мажор, соль мажор (№№9,10)
Соната си-бемоль мажор ор. 22 (№11)
Соната ля-бемоль мажор ор. 26 (№12)
19.01.2007
4
Две сонаты-фантазии ор. 27: ми-бемоль мажор, до-диез минор («Лунная») (№№13, 14)
Соната ре мажор ор. 28 (№15)
....02.2007
5
Три сонаты ор. 31: соль мажор, ре минор, ми-бемоль мажор (№№16, 17, 18)
....03.2007
6
Любимое анданте WoO 57
Соната до мажор ор. 53 («Аврора») (№21)
Соната фа мажор ор. 54 (№22)
Соната фа минор ор. 57 («Аппассионата») (№23)
....03.2007
7
Фантазия ор. 77
Соната фа-диез мажор ор. 78 (№24)
Соната (Сонатина) соль мажор ор. 79 (№25)
Соната ми-бемоль мажор ор. 81а (№26)
Соната ми минор ор. 90 (№27)
.... 04.2007
8
Соната ля мажор ор. 101 (№28)
Большая соната для молоточкового клавира си-бемоль мажор ор. 106 (№29)
...05.2007
9
Соната ми мажор ор. 109 (№30)
Соната ля-бемоль мажор ор. 110 (№31)
Соната до минор ор. 111 (№32)
...06.2007 
(даты концертов будут уточняться и назначаться после волгоградских через 2-3 дня)
Эти концерты в Волжском и Волгограде:1
5-6.12.2006
2
26-27.12.2006
3
15-16.01.2007
4
2-3.02.2007
5
27-28.02.2007
6
14-15.03.2007 (ср-чт)
7
3-4. 04.2007 (вт-ср)
8
16-17.05.2007 (ср-чт)
9
13-14.06.2007 (ср-чт)

2

А в Москве-то будет??? :)

3

Что радует, что и время (18-00) подходящее. Огромное спасибо. Обязательно постараюсь быть.
С уважением, Вячеслав ака Оксиген Аш.

4

И рецензии на 9-й (последний) концерт уже готовы!

5

Ну вот, вернулся домой после концерта Михаила Лидского и спешу поделиться соображениями и, частично, впечатлением.
На меня игра МЛ всегда производит впечатление своей незабываемой образностью и осязаемой конкретностью. Конкретностью чего, если бы вы спросили,... тут я бы сразу и растерялся. Трудно на язык слов переложить  "ядра" эстетического осознания. Его интерпретации сохраняются в памяти годами именно из-за своей образности и внутренней связи - того что почти не встретишь у представителей "сертифицированного пианизма".
Надо сказать, плохую службу сослужила мне моя болезнь, по причине которой я поленился искать записи и поставил себе послушать перед концертом диск  Шнабеля, который был под рукой, дабы освежить в памяти традицию исполнений 1-2-3-4 сонаты.
И получил в известной степени шок, когда Михаил начал первую.
Но кажется эстетика клавесинного звучания могла бы быть побудительной причиной и убедительной при таком прочтении сонаты. Вскрылись какие-то черты очень давно забытые и , однако весьма присущие, раннему Бетховену.
UPD: Но вот мне сказали студенты музучилища простую мысль , что темп финала и первой части должен весьмя отличаться.
И правда, что... А гонят первую пожалуй побыстрее финала иногда...
Многие сказали бы - нет естественности темпа, забывая, что таковая "естественность" но более чем продукт
воспитанного (двигательного, слухового и т д) стереотипа.
Вспоминаются (из Мартинсеновской книги)  отзывы на первые концерты Бузони с листовской программой, когда ученики Листа говорили что это не то... Но с каждым концертом они все больше признавали и проникались... А в конце цикла концертов стали уверять что это и есть именно ЛИСТ!.
Нечто похожее могло бы быть и к последнему (к9-му) концерту Михаила, и безусловно будет.
Похоже что приоритет осознания каждого звука и каждой интонации диктует пианисту свои правила и он от этого не отступится.
Возможно это и есть современный путь эволюции искусства фортепьянной игры.
некоторые желали бы задать Лидскому толику "чувств" ...  Я в растерянности. Мне кажется подлинным переживанием до весьма глубоких глубин было наполнено все исполнение, радикально - без общих мест  и в помине.
Вызвали нарекания во второй сонате невыполнения триолей, сыгранных просто как украшение, в первой части, которые бы "Маранц не простила"...
Но все-таки это был очищенный Бетховен. Новый живой и вызывающий гордость за человечество.
Наверное это самая лучшая похвала интерпретатору, когда с его концерта уходят потрясенные личностью композитора, его духом, фантазией, темпераментом, выдумкой и возвышенностью мыслей.
И то сказать - Бетховена заболтали, сделали за века романтизма и постромантизма и постпостпост ... подобием вешалки для своей модной одежды. Кто показывал на нем пальчики, кто чувствительность, кто необузданный никак темперамент.... - это все может и неплохо, в свое время. Но вот Михаил берет каждую частицу его музыки, отмывает и показывает нам в какой-то новой чистоте, как там Гоголь говорил - про выпуклую поверхность оптического стекла, уж не помню. И это современно! Это останавливает и остается в памяти. Это учит.
Если уж совсем с мистической точки зрения подходить, то скажу так: Михаил владеет дюжиной положений ТС. И Это совсем немало, учитывая, что  некоторые из популярных околофортепьянных фигур  владеют ... - вообще ни хрена не владеют ни одной позицией ТС*, кроме обыденного сознания.

6

Большое видится на расстоянии. Вот утро следующего дня - а концерт Михаила как величественный  монумент стоит себе и виден до последней детали.
Спасибо, Михаил Лидский, что оставляете в моей жизни такие вещи.

7

Ой ну ладно прям ваще.
Извините.
Петр, спасибо, конечно, Вы только не болейте. Что такое ТС?
Гузаль, спасибо за пожелания удачи.
В Москве это предприятие планирую на сл.сезон (также еще в паре мест). Нынешнее - не в обиду Волгограду и Владимиру будь сказано - нечто вроде испытания. Кстати, намедни был не Волжский, а Калач-на-Дону. В-град и Владимир - это стационарно, а города В-градской области чередуются.

Заявляя дело в МГК, я написал пояснительную записку, каковую в основной части хотел бы тут цитировать.

Как известно, тридцать две сонаты Бетховена как цикл исполнялись неоднократно. Построение программ при этом бывало различным. Одни артисты — как, например, А. Шнабель — составляли программы на основе собственных представлений о сонатах и их сочетаемости, вне хронологического порядка (по такому принципу были построены программы концертов в РЗК сезона 2004-2005, когда бетховенские сонаты исполнял проф. Т.А. Алиханов). Другие — как, например, С.Е. Фейнберг, М.И. Гринберг, Т.П. Николаева — следовали традиционной нумерации сонат (как из-вестно, она не всегда совпадает с хронологическим порядком).
Отличительная черта предлагаемого проекта — представление сонат Бетховена в хронологическом порядке и опусами: так, как они были изданы автором. То, что эволюция стиля и жанра наглядна именно при исполнении в хронологическом порядке, едва ли нуждается в пояснениях (подчеркну, впрочем, что Т.П. Николаева в воспоминаниях о М.И. Гринберг определила основную идею исполнения 32 х сонат Бетхо-вена именно так: «Представить слушателю эволюцию шедевров бетховенских сонат от первой до тридцать второй» ).
Комментария требует проблема «сверхциклов» бетховенских сонат.
Ф.М. Гершкович, крупнейший музыкальный ученый и знаток Бетховена, писал об одной из концертных программ С.Т. Рихтера: «6 я, 7 я, 17 я и 18 я сонаты [такова бы-ла программа. — МЛ] соответствуют по своей общей длительности мере времени, которое отпущено филармонией для игры и слушания… Вместе с тем, если играть полностью, нельзя играть эти четыре сонаты без 5 й и 16 й. сонат… Конечно, нельзя воспротивиться даже и тому, чтобы играть не весь сонатный цикл, но лишь какую-нибудь его часть в отрыве от остальных частей. Однако если играть полностью; если играть с целью добраться до сердцевины мысли Бетховена, т.е. показать ее так, чтобы она вновь удивила нас новой гранью ее (заодно) необъятности и ясной тем не менее целостности, нельзя отрывать друг от друга: 1) 1 ю, 2 ю и 3 ю сонаты; 2) 5 ю, 6 ю и 7 ю; 3) 9 ю и 10 ю; 4) 13 ю и 14 ю; 5) 16 ю, 17 ю и 18 ю; 6) 19 ю и 20 ю. То есть те сонаты, которые объединены общим порядковым номером (Opus 2, Opus 10 и т.д.), представляют собой "сверхцик-лы"! Я прекрасно знаю, каким внешним моментам подчинялась нумерация сочинений Бетховена. Но их объединение под общий номер никогда не касалось чего-то чуждого их формальной сущно-сти. Речь идет именно о сверхциклах! […] 7 я и 18 я сонаты (обе — последние в соответствующих "сверхциклах") состоят из четырех частей каждая, в то время как остальные два цикла здесь и там (5 я и 6 я; 16 я и 17 я) состоят из трех частей каждый. Но в последнем цикле "сверхцикла" дело не только в большем количестве частей, а еще в его глубинном формальном масштабе: он, послед-ний цикл, в сверхцикле, так или иначе, объединяет себя и остальные циклы в единое целое. В первом "сверхцикле" (ор. 2.) все сонаты четырехчастные. Но третьей сонате — последней — никак не подстать остальные две. Эта третья соната — первое двуфункциональное произведение Бетховена. И она двуфункциональна — т.е. выше по уровню, чем остальные две, — с тем, чтобы подчинить их себе»  Под двуфункциональностью Третьей сонаты автор имеет в виду, скорее всего то, что, как сказано в его неоконченной работе, помещенной в цитиро-ванном издании, «в этой четырехчастной сонате все четыре части являются сонатами (в той или другой мере). Тем самым, суть цикла — тема с вариациями. То есть: вариации формы сонаты!».
Ф.М. Гершкович говорит о формальном аспекте, но закономерность объединения сонат в «сверхциклы» проявляется и на других уровнях — таких, например, как трактовка инструмента, особенности фактуры. С первых тактов Сонаты ор. 7 очевиден «оркестральный» характер ее фактуры, существенно отличающийся даже от Третьей сонаты ор. 2 №3, наиболее фактурно богатой в опусе 2 — фактура каждой из трех сонат первого бетховенского фортепианного «сверхцикла» имеет, разумеется, свои особенности, но именно сопоставление с Четвертой сонатой ор. 7 наводит на мысль о некоем общем характере фактуры опуса 2 в целом.
Аналогичные выводы следуют из сравнения сонат ор. 26 с 27 и 28, ор. 13 и 14, скрипичных сонат ор. 12 с ор. 23 и 24… Плодотворно, мне кажется, сопоставление двух последних опусов с соседствующей с ними фортепианной сонатой ор. 22, а также фортепианной сонаты ор. 101 и двух виолончельных сонат ор. 102… Впрочем, это выходит за рамки представляемого проекта.
Цитата из Ф.М. Гершковича и последующие краткие заметки, полагаю, достаточны для вывода: проблема «сверхциклов» бетховенских сонат весьма ак-туальна и заслуживает исполнительского внимания.
На сочетании хронологического принципа и принципа «сверхциклов» построены, как уже было сказано, программы предлагаемого проекта. Чувствую глубокую органичность такого подхода.
Цикл состоит из девяти программ. Среди этих программ встречаются как более продолжительные (например, программы I, II, III), так и звучащие 65-70 минут (например, программы IV, V, VI). Нахожу это вполне естественным. В случаях, когда «сверхцикл» не удается уместить в одно отделение, требуется небольшой дополнительный антракт, обособляющий «сверхцикл»: например, в программе I — между ор. 2 №3 и ор. 7; в программе II — между ор. 49 №2 и ор. 10 №1.
Включение в программы Andante фа мажор и Фантазии ор. 77 обусловлено, с одной стороны, желанием заполнить возникающие временные пустоты, а с другой — имеет и исторические основания: как известно, Andante первоначально было средней частью ор. 53, а Фантазия примыкает к сонатам ор. 78 и 79. На данный момент нерешенным остается вопрос о программе VIII: по-видимому, перед сонатой ор. 101 жела-тельно добавление, однако подобрать подходящее мне пока не удалось. Буду признателен за советы.

8

Михаил, огромное спасибо за концерт. Как простой слушатель, не имеющий музыкального образования и просто слушающий, и не сидящий в зале с нотами дабы обнаружить где какие триоли не исполнены, скажу что был просто потрясен. С нетерпением жду следующего концерта.
С уважением, Вячеслав aka Оксиген Аш.

9

Михаил Лидский написал(а):

Буду признателен за советы

Избранные багатели...

10

Спасибо, но не лезут стилисисськи и т.п. перед 101-106

11

А может быть Вам перед ор.101 сынрать оба Рондо ор.51 - они хоть и "раньше" и стилисисськи не совсем, но имхо, будут выгодно оттенять-дополнять, да и начинать с них удобно....

12

Не лезут, Дина, и они не лезут. Это ж после всего того, что между ор.51 и 101 будет, е.б.ж...
Я ведь все общедоступное собрание сочинений перерыл. Разве только что-нб совсем эдакое...

13

Среди менее игранного есть еще совсем е... Полонез ор.89. Но и он вряд ли подойдет... Остается только сочинить что-нибудь самому аля...
Кстати, Михаил, том 2й Уде возвращен мне студентом, и коль скоро после 1го он еще представляет интерес, то свистите...

14

Листовские транскрипции сыграй. Или Таузига. Или Тальберга.

15

А не пойдет какая-нмбудь шубертовская пьеса? только, конечно, не экспромты-музмоменты? до-минорное аллегретто? Или из трех поздних пьес какого-то там опуса - не помню, Вы наверняка знаете, о чем речь.
Или совсем нагло: какие-нибудь шумановы фрюхи? (Не все, конечно)
Для ради некоторой перспективы.

16

Небетховенские сочинения не катят в принципе.
Боюсь, транскрипции тоже. Ор.101 - оч. специфический стиль. Я думал, м.б. какие песни Бетховена, близкие по времени...
:(
Дина, еще раз большое спасибо за Уде. Я несколько замешкался на главе (собственно, предисловии) Zur Aktualitaet Beethovens. Как-то сразу начинает чесаться что-то. Но потом наталкиваешься на меткие наблюдения и охота пробираться чрез немецкие непонятности далее...

17

В порядке бреда, но м.б. "Британские вариации" -" God save the King" и "Rule Britannia"?

18

Вот это ближе - я, помню, смотрел.  Посмотрю еще - что-то оттолкнуло (сейчас не помню, что: вернее всего, они все же существенно более ранние...). Спасибо.

19

К ор. 101 "Миньона" (Лист) подходит. У меня есть в электронном виде. Выслать?

20

Давай

21

Послал. По крайней мере A-dur...

22

Ага, спасибо большое. Вот это как-то свежо, хоть и опять же несколько рискованно стилисисськи.
Но, быть может, ближе всего к цели.
Буду думать.
Может, к следующему сезону и выучу (теперь-то некогда).

23

Стилиссиськи обе сонаты беспричинно считаются "заумными" и-за финалов (имхо - бред). Так что можно начать с прелюдий ор. 39, где пробегают все тональности. Правда, это уже будет антинародный эстетизм.

24

ор.39 - ранний и модуляции там совсем не те, что в фугах орр.101 и 106

25

Зато модуляций - много!

26

Искренне восхитилась способностью Михаила так описать консепсию - меня вот продуцент просит текст к CD написать, сопоставить произведения, обосновать выбор - дык как баран, вроде идеи есть, а сказать не умею...  :(

27

можно восхищаться и этим умением, дорогая Дина. Но вот послушала бы ты его Бетховена!
Например третья соната, отбитая одним популярным пианистом уже как котлета из резины. Я уж и Гилельса не мог в ней слушать по причине такого пародирования, и тут - совершенно свежий и тонко-музыкальный взгляд, без стальных конструктивных переборок, какими строятся мачты в высоковольтных передачах.
Соната была сильная, живая во всех своих нотках и фразах, масштабная, иногда и запредельная в выразительности. А еще - цельная, единая, непрерывная по духу и смыслам.

28

Петр, я б с превеликим удовольствием бы послушала вживую... Далече, к сожалению...

29

Фантастика! Сыграть все сонаты Людвига вана означает перейти некий рубеж, который, естественно, не является конечной точкой, а открывает дверь в бесконечность. В бесконечность творчества, мира, вселенной. Преклоняюсь!

30

Дина Угорская написал(а):

Петр, я б с превеликим удовольствием бы послушала вживую... Далече, к сожалению...

так пригласите в Алеманию; где и играть такой цикл как не там. 
Нужно заинтересовать немецкую филармонию.. :) на следующий год.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Концерты предстоящие и уже состоявшиеся » БЕТХОВЕН 32 СОНАТЫ в девяти концертах Михаила Лидского