Хотелось бы поговорить и чуть систематизировать проявления "дурного тона" в ф-ном исполнительстве.
Начинаю в стиле "мозгового штурма" - просто навалом перечисляя вещи, от которых избавляемся как правило сразу.
Начнем с полифонии. (П)
Совершенно неперпимым в П произведении считаю "заданность" ритма, когда теряется внятность произнесения мотивов и тем в угоду некоей "школьной ритмичности. не терпящей цезур для взятия дыхания, внятного произнесения кадансов, интонационной выразительности тем.
Так по моему глубокому убеждению ритм в П произв всегда должен выстраиваться изнутри
породжаться самим смыслом "речи". Любителям строгого метрономического ритма ничего не остается как выполнить все эти условия и прийти к результату с нужной стороны. Музыканты у которых преобладала полифоничность мышления (вроде Гульда) всегда сочетали с ритмичным исполнением полную ясность произнесения и цезур.
Считаю негожим также распространенную манеру превращать П в запедаленный декоративно-прикладной дизайнерский "музыкальный интерьер". Музыка все-таки должна обладать некоей здоровой простотой. Не нужно никогда забывать что признаком упадка искусства всегда является преобладающая изощренность внешней формы, в музыке - чрезмерная колористическая изысканность. Период расцвета - это всегда Фидий, сила и простота, ясность и истина. Нужно стремиться к ясности. Приближаясь к ней, прийти к простоте и артистичности решений.
Слушая на экзаменах бессмысленного, но внешне декоративно красивого Баха не могу отделаться от ощущения фальши всего этого действа, густо замешанной на глупости и самодовольстве.
В полифонии как в прозе (по требованию Пушкина) прежде всего - мысль. Мысль! Она должна как локомотив вести за собой все остальное. Кроме всего прочего это именно музыкальная мысль, самодостаточная и свободная от неестественности и начетничества т.н. "аутентистов".
Иногда приходится гомофонно-гармоническую фугу, внешне элегантную и, вроде безупречную по звуку, вновь превращать у ученика в полифонию. Иногда и ценой этой внешней красоты. Фуга красива иной красотой, - не макияжем, не "шмотками", а душой и сердцем, свежестью и неповторимостью.
Моцарт.
Хуже всего (чаще всего - хуже) играют также его. Даже те, которые играют совсем здорово другие произведения. Даже те, которые блещут нам с эстрады в остальном.
Сначала хочется применить к его музыке ту же формулу что и к П - мысль прежде всего, но это будет не точно. В случае с Моцартом необходимо другое - обнажение энергетики. Некоторое - "оголение проводов". Да, с риском быть убитым...
Дурной тон в общем один и в П и в Моцарте - декоративное замазывание сути.
Я слышал не так давно как студенты Доренского даже пауз не выдерживали. оставляя на педали бас там, где зияли четвертные и половинные паузы. Ради "энтого самого" - красивого дизайну для... *ля!
А чо?
Моцарта нужно пересмотреть. С него необходимо снять "изоляцию", как снимают её с проводов. подсоединяя их к источнику энергии.
Ну посмотрите начало c-m фантазии. Ну никто сотни лет не видит конца этих тактовых лиг. Никто не слышит хроматически поступенного хода нисходящих оркестровых "шагов". осторожно и испуганно ступающих куда-то, кажется, в преисподню.
Все играют новую октаву как разрешение мотива...
Сколько таких поразительных вещей в Моцарте. Его еще только предстоить расчистить как от романтических, так и от новодельных, но не менее фальшивых "аутентических" традиций.
Лично мне слегка дурным тоном в Моцарте, равно как и в Бетховене кажется излишне подчеркнутая "фортепьянность". Ну не может быть валторновых ходов - легким стаккато. (ах, как легко прыгают иные в этой теме сонаты F 332) Не нужно забывать о некоторой оркестральности мышления этих симфонистов.
И хотя фортепьяно (совершенно справедливо) - некоторыми школами некорректно уподоблять "изобразителю оркестра" (кстати известно как "играют" дирижеры.. [кроме Бруно Вальтера], добиваясь именно фортепьянной выразительности, но помнить о гнезисе мышления композиторов симфонистов нужно всегда. Да и ф-но не было тогда таким как сейчас, а мышление было именно таким - преобладающе симфоническим.
Именно "внутренняя инструментовка" поможет в Венских классиках избежать многих недоразумений агогики, ритма и иных сугубо "фортепьянных нонсенсов", которые приходится иногда слышать.
Особенное внимание к лигам Моцарта и Венцев! Именно потому, что эти инструментальные штрихи очень точно подсказывают, как знаки препинания, все смыслы и интонацию произнесения- пропевания.
Отдельный вопрос аккомпанементы. Мало кто уделяет внимание именно певучему мелодическому исполнению альбертиевых басов и прочих волнообразных фигураций. И зря! Иногда они несут в себе совершенно порясающий смысл и самостоятельную красоту.
Дурной тон в раскачивании волнообразного сопровождения. Иногда слышно - первую долю чуть акцентировали и оттянули во времени а потом, эдак-то - свободнооо...
И эти первые доли в фигурациях.. Ну представьте в оркестровой фактуре - никаких там акцентов не будет.
Прошу таки не пренебрегать (сташно мною уважаемую исполнительскую элиту) и сказать всем свое веское слово, буде оно противоположно или, тем паче - согласно.
Дурной тон. Хороший.
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться12008-01-12 14:22:31
Поделиться22008-01-12 16:23:49
Ну посмотрите начало c-m фантазии. Ну никто сотни лет не видит конца этих тактовых лиг. Никто не слышит хроматически поступенного хода нисходящих оркестровых "шагов". осторожно и испуганно ступающих куда-то, кажется, в преисподню.
Все играют новую октаву как разрешение мотива...
Но там есть ещё и динамическое разделение: до и си-бемоль - форте, си и ля - пиано. Даже когда лиги сыграны точно (например, у Аррау), нет ощущения нисходящего шага, как мне кажется, именно из-за динамических различий. Представляется, что в Фантазии это всё-таки "разрешения".
Отредактировано daman (2008-01-12 16:26:13)
Поделиться32008-01-12 18:59:49
"разрешениями" это никак не может быть. Начиная с 6 такта это убедительно показано как самостоятельная потактовая фраза. Cкорее нужно мыслить вторую октаву (весь второй такт) вместе (цельно) со "вздохами" дер. духовых. Тогда кстати и эти аккорды-разрешения становятся логически на свое место.
никто не настаивает на одинаковом произнесении октав, да после "ползучего" зловеще тихого хода и цезуры такое и невозможно.
Просто если мыслить симфонически и инструментовать это место, то очевидно ясен его смысл.
И уж совершенно не вижу основания соединять там, где и логикой и автором разъединено.
Моцарт не терялся, когда нужно лигой что-то действительно соединить. Хотя бы и через тактовую черту.
Далее - при варианте "разрешения" в октавы второго такта становятся лишними "вздохи". Теряется нужный пульс. И это почти у всех пианистов. Они не знают что с ними делать, превращая в колористические украшения.
И суше, суше!
Без педали.
Строже.
Совершенно другая эстетика, нежели декоративно-дизайнерская. Дон Жуан, блин! Чистый ДЖ.
Или вот, когда играет Учида сонаты и фантазии, я даже лысею (облысеваю) с досады.
Поделиться42008-01-12 21:54:10
"разрешениями" это никак не может быть. Начиная с 6 такта это убедительно показано как самостоятельная потактовая фраза. Cкорее нужно мыслить вторую октаву (весь второй такт) вместе (цельно) со "вздохами" дер. духовых. Тогда кстати и эти аккорды-разрешения становятся логически на свое место.
Я слово "разрешения" взял в кавычки. Фраза, конечно, потактовая; Вы правы, дальше это нагляднее. Но ухо упорно воспринимает вторую октаву как окончание фразы, а "вздохи деревянных" как "ответ" (совсем не лишний, а вроде 41-й симфонии). Я не утверждаю, что так правильно. Бетховену было легко предотвратить такое "разрешение" небольшим изменением инструментовки (Вы тоже упоминаете это слово) в побочной партии 1-й симфонии, а как быть на фортепиано?
ли вот, когда играет Учида сонаты и фантазии, я даже лысею (облысеваю) с досады.
Для Учиды Ваши рассуждения слишком сложны. У меня ощущение, что она в ноты не заглядывала (например, в этой же Фантазии).
Отредактировано daman (2008-01-13 14:35:37)
Поделиться52008-01-20 20:00:51
Строго говоря, полифония - понятие относительное. Малер, кажется, говорил, что в его сочинениях гармонии нет - один лишь контрапункт. А с какой въедливостью относились к голосоведению отечественные авторы (Глазунов, Лядов, Мясковский...).
Мне кажется, Петр, то, что Вы слышите на экзаменах в Бахе, - следствие как раз неясности полифонии, голосоведения. Проведя как следует голоса и соотнеся их с формой целого, находишь адекватный ритм. По-моему, это касается практически всякой музыки...
Поделиться62008-01-31 23:32:40
Безусловно, музыка почти вся так или иначе - полифония. Но, кажется, подчинение голосов "образности" данного места, их "несамостоятельность" отличает гомофонный преимущественно склад..
Хотя от ясного понимания всех подголосков и их логики конечно же выстраивается ритм везде. Только в полифонии больше заметна искуственность, когда ритм спускается как директива - сверху, а голоса вынуджены потерять свою гибкость, ритмическую упругость и индивидуальность в угоду директиве.