Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Дневник экспериментальной практики


Дневник экспериментальной практики

Сообщений 1 страница 30 из 72

1

Вчера было первое занятие мое с внезапно появившимися учениками.
Молодым парнем лет 20 и девушкой лет 19 (потом уточню)
Они - "нулевые" почти нетронутые музыкой. Но каким-то образом вокально одаренные и их педагог вокалист попросил меня их натаскать за год на курс муз школы  для поступления в университет на вокал..
вчера на первом уроке Борис сыграл легато все мажорные гаммы почти без ошибок по квинтовому кругу. Сегодня с божъей помощью это сделала Аня. (она вчера могла только произнести доремифасольляси - кошка села на такси. )
М. играл уже сегодня мажорное трезвучие от всех звуков и познакомился с нотацией и размерами. Играл нон-легатное упражнение. считая на 4/4 , 3/4,  2/4, разными длительностями. Играл гамму C чередуя руки октавы и длительности. Играл секвенции и узнал что это такое. (конечно в процессе упражнения нон легато на 3- 2 -4 палец)
поют, тонику, вводные, все ступени вразбивку, угадывают уже звуки, называя их (в до мажоре)
Занятия вторник среда, наполовину объединенное Аня опаздыват на полчаса с работы.
Слушают звук как "раздражитель" не ушами а животом. Взглад держат зеркальный рассеянный. Повторяют считалочку фадосольрелямиси и наоборот.
Мише задам пьесу на след уроке.
рассказал про интервалы. про функции про знаки во всех тональностях, которые они практически чуть освоили. Пробовали интервалы различать на слух. Хорошо угадывали сепиму б. Вчера просил их запомнить годы жизни Баха, рассказал про Генделя Скарлатти. Нужно проверить через неделю.
Поставил руки. У парня - идеально и данные отличные. Большая сильная кисть. Свобода и опора. У девушки проблемная маленькая ручка без подушечек с плоскими, но "висячий мост" поняла, хотя сделала не идеально.
пусть барахтается. Женщины гибче и стараться её обучить буду меньше, тем более она позднее приходит.

2

Еще неделю назад проболтался в классе о своем главном (в сущности, единственном) методическом принципе: отличать рояль от унитаза.

3

Михаил Лидский написал(а):

Еще неделю назад проболтался в классе о своем главном (в сущности, единственном) методическом принципе: отличать рояль от унитаза.

Миша, ты груб и неотесан. Чуть ли не хуже меня. Чувствуется влияние Анголы.

4

Ха! А ты можешь, решерше мое, объяснить внятно, чем рояль от унитаза отличается?

5

Могу. Формой. (Содержание, конечно, бывает одинаковым). И потом, на унитазе нет клавиш.

6

Приходится констатировать, что в отличие от тяги к унитазу - природной и регулярной, совершенно трудно привить тягу человеку даже взрослому (и казалось бы сознательному) работать над простыми и понятными заданиями дома.
Правда двумя руками уже играет простейшие пьески и транспонирует в разные тональности на уроке.
Девушка куда-то исчезла...

7

Henry написал(а):

Могу. Формой. (Содержание, конечно, бывает одинаковым). И потом, на унитазе нет клавиш.

Унитаз можно запросто сделать в форме рояля. И клавиши какие-нб пришпандорить (спуск, напр.). Думаю, какая-нб эстетствующая shwolosch могла бы сколотить на этом весьма нехилые бабки.

На мысль об этой оппозиции меня натолкнула старая детская шутка.
- Чем отличается пионер от котлеты, знаешь?
- Нет.
- Котлету жарить надо, а пионер  сегда готов.
- Ха-ха-ха.
- А помидоры от кадров чем отличаются, знаешь?
- Нет.
- Помидоры сначала сажают, потом выращивают; а кадры сначала выращивают, потом сажают.
- Ха-ха-ха.
- А чем отличается рояль от унитаза?
- Не знаю.
- Как же ты: до таких лет дожил, и не знаешь, чем рояль отличается от унитаза?!
- Ха-ха-ха.

Так вот: принципиальное отличие рояля от унитаза заключается в том, что первый в своей основной функции - вещь совершенно бесполезная, отвлеченная, а второй - наоборот. Из этого следует многое, что формулировать сложно и не всегда обязательно...

8

Появилась девушка. (которая соляси- такси)
Играла начиная с "василька" все номера подряд. Хорошо поставленной рукой свободной и собранной кистью. Транспонировала иные номера и подбирала аккомпанемент. Пела сольфеджио номера. Познакомилась с легато и играла мажорные трезвучия от всех нот. Получила замечание за плохое знание тональностей.
Пожалуй я о ней зря плохо думал.

9

Познакомил девушку с сильнодействующим средством. Особым способом забивать музыкальную информацию в мешок "интонационного реестра".
Способ требует дьявольской выдержки, но разрешает многие проблемы. Убирает торможение и излишнее напряжения от желания сыграть и что-то сделать. Кроме того заполняет память быстрее чем другой традиционный.
На каждой ритмической единице (короче на каждой вертикали) после правильного взятия ноты (свободной и собранной кистью), падаем в полное расслабление продолжая держаться за клавишу, но упав запястьем ниже клавы. Просто слушать. Сидеть до появления полного нежелания брать следующую ноту. И только добившись полного осознанного волевого пофигизма, принять рабочую позицию руки и нажать следующую вертикаль (ноту) и опять.
Таким образом время от времени снимаются в особо трудных местах накопившиеся  тормозящие блоки напряжения, неизбежные от желания выучить и  сыграть это место. Вообще нужно уметь желать в работе на ф-но. Само желание должно быть без желания.  Вот такой каламбур.
Сам я к такому приему прибегаю редко, когда ничто другое не помогает. Просто терпения нет и воли часто недостаточно, чтобы так  просмотреть что-нить фактурное "Этюдо-картинное".
а способ офигительный - и заснуть на каждой ноте крайне полезно, вроде интимного знакомства получается с последующей симпатией.

10

Скоро исчезли и девушка и мол. человек.
Это и есть самое трудное - постоянство усилий.
А потом, наверное их успугала бесплатность занятий... :)
Но ведь это было по просьбе моего знакомого профессора-вокалиста, да еще Заслужённого артиста.

11

бесплатность занятий...

безусловно имеет место быть. Однако полагаю, что они (будучи вокалистами, даже будующими) пройдя Ваш тесезать "предварительный курс" могут спокойно закончить уже и высшее уч. заведение.  :D Реквием Верди они все равно играть не станут (пока концертмейстеры работают), а вокальную строчку они уже в состоянии и сами выучить (возможно они это сами осознали, а может кто и помог осознать). В крайнем случае над вокальной строчкой над каждой длинной нотой им рисуют такие милые палочки, чтоб считать легче было. Не верите- возьмите в театральной библиотеке какой-нибудь клавирчик :lol:

12

Сегодня давал, извините за выражение, мастер-класс для детей, и вот на что наткнулся. За роялем девочка - маленькая совсем, хорошая, способная. Ноты - сонатины Моцарта под редакцией проф. А.А.Николаева - ужос: лиги по 2,5 такта, аппликатура в виде дули и т.д. Говорю: сейчас из NMA живо уртекст скачаем. Ан нету там!
Взял карандаш, почиркал что-то, а когда приехал домой, то:

1) Точно известно, что эти сонатины суть переработки дивертисментов для трех бассет-горнов, К 439b. Но порядок частей в сонатинах и дивертисментах не совпадает: так, например, Адажио из 1-й сонатины взято из 5-го дивертисмента, а первое аллегро и финальное рондо - из 4-го. Сами дивертисменты в академическом собрании (NMA) есть; стало быть, есть возможность видеть, как распределены звучности в этих маленьких партитурах и как Моцарт расставил штрихи духовым инструментам и динамику, - это само по себе очень и очень поучительно, многое проясняет. Хорошо бы коллеги-педагоги и ученики заглянули бы в эти партитуры.

2) Я так и не узнал, кто является автором переработки дивертисментов в фортепианные сонатины. Вроде бы последние были изданы в самом начале в 1805 г. (см.: http://www.mozartforum.com/VB_forum/sho … php?t=2059), да и уж очень по-моцартовски они сделаны, - думаю, это все же авторские переложения. Но найти уртекст мне не удалось. Приличная (немецкая) редакция висит здесь: http://igraj-poj.narod.ru/fono/class/4-5/4-5a.html Эту редакцию, думаю, вполне можно рекомендовать к изучению.

А каков опыт коллег-педиатров?

13

Никакого такого опыта не имею давно. Но Вы совершенно правы. Воспитывать артикуляционную и фразеологическую культуру надобно сразу, с детства. Повторяя в этом сам путь развития музыки, которая во времена Баха именно ясностью и конкретностью произнесения и отличалась. А у венских классиков все это вполне осталось и даже стало малость (динамически и характерно) изощренным. Это даже не ушло и в эпоху полнокровного романтизма. Слушая старинные записи то и дело отмечаешь вполне точную и принципиально учитываемую фразировку.
Упадок этого приходится на середину и конец 20 века. Стали мало обращать внимания на "смысловую" внятность речи. Вернее, самый "смысл" музыкальной фразы стали понимать по-своему.   Отсюда и дикие редакции. Гольденвейзер тоже, помится, каялся что приложил руку к "исправлению" лиг.

14

За последние несколько дней мне случилось дать три мастер-класса (заменял).
По этому случаю - последние достижения моей методической мысли.

1) Идеальное легато - колесо. (Впрочем, если дорога ровная)
2) Кончики пальцев пианиста подобны набору наконечников для отвертки.

15

ну с колесом более менее понятно... А вот насчет отвертки нихрена не ясно... , простите за выражение :))

16

Ну как: легато - минус (скорее подушечкой, палец сплющен), стаккато - плюс (самым кончиком). Или наоборот :)

17

"Минус - плюс", это, типа, обычная и крестовая отвертки?
Легато все-таки, скорее "интонирование" связи между нотами, тогда, когда это темп позволяет.
Иногда трудно связать даже просто 2 ноты, пока не "проинтонируешь" мысленно интервал. Формальная связь такого эффекта не дает, хоть подушками играй, хоть концами.. :)))

18

Да, обычная и крестовая.
Разумеется, сами по себе наконечники никакого эффекта не дают.
Не всякое легато требует сильно выразительного интонирования - напр. в аккомпанементах ноктюрнов Шопена. Требует, но слабее, чем в собственно кантилене.

19

Михаил Лидский написал(а):

1) Идеальное легато - колесо.

А вот отсюда, пожалуйста, поподробней! Если ты не про оргАн, конечно.

20

Чего подробнее: колесо - идеальный переход одной точки в другую.

21

Михаилу Викторовичу.
Почему я за Французскую сюиту (Соль №5). Потому, что, по большому счету, занимаясь фугами, учащиеся не в должной мере выучивают голоса, как они должны бы быть выучены и сыграны. Этот некий "формализм", отчасти обусловлен и мелодической сложностью некоторых голосов и их "абстрактностью", обусловленной "обстоятельствами" голосоведения. Боюсь этим страдают многие пианисты даже довольно высокого уровня.   В этом плане неплохо бы их всех засадить уже в "зрелом возрасте" за 2-голосные инвенции, но это, как известно не практикуется.
С другой стороны Фр. сюита, предъявляет повышенные художественные требования к качеству вроде бы и не такой уж "сложной фактуры". Вместе с тем, являясь генетически все равно Баховской полифонией (А не Моцартовской, скажем...) она поднимет уровень полифонического мышления учащегося на немного более другой качественный  уровень. И кажется в этом отношении своевременной  и полезной.
А вот если после этой работы уже начать разучивать Прелюдию и фугу, то сам урвень задач будет представляться перед собой несколько иным...

22

Петр Вадимович, в принципе, я согласен с Вашим выбором (раз уж мы пишем в открытом потоке, то давайте скажем, что речь идет о некоей ученице, к к-рой мы оба с Вами имеем отношение); разве только - можно было бы, учитывая недостаточную тренированность и выносливость мозгов данной ученицы, остановиться на сюите покороче: д-мольной или ц-мольной. Более того, к перечисленным Вами "полезным свойствам" французских (именно французских) сюит я мог бы добавить кое-что. И про инвенции, на мой взгляд, верно.

Но тут начинаются некоторые "но". Собственно, главное "но" - одно: в предстоящем уч.году ученица должна держать ответственный экзамен, в программу к-рого сюита не вписывается, в то время как с этюдами - полный завал (практически нуль); да и остальное вроде как пройденное - несколько прелюдий и фуг, две сонаты Моцарта и фантазия Мендельсона - еще нуждаются в очень большой доработке: семь верст киселя хлебать. Еще одно "но" - необходимость выполнения текущей программы по нынешнему месту учебы. Все это - на фоне больших нагрузок при вышеотмеченной слуховой и общемузыкальной нетренированности.

Становится, на мой взгляд, очевидным риск, который представляет собой в данной ситуация сюита. Кстати, и прелюдия и фуга Цис-1, рекомендованная Вами параллельно, кажется мне излишне трудной сейчас: фуга большая, требующая большого "размаха" (кода чуть не в полфуги) - помимо "обычного" набора задач. Предложил бы попроще: например, Ф-дур-1.

23

Gtn написал(а):

В этом плане неплохо бы их всех засадить уже в "зрелом возрасте" за 2-голосные инвенции, но это, как известно не практикуется.

Уже практикуется. Более того, стало весьма модным. (Разумеется, после побед на различных конкурсах). Так же интересен почти всеобщий бзик (израильских) педагогов именно на 5-й Фр. сюите. Создается впечатление, что только в ней им самим все "предельно ясно". А в первых двух они, видимо, просто ничего не соображают, вот и боятся давать их ученикам...

24

Насчет сюиты покороче, особых никаких возражений нет, кроме того, что Соль как бы цельнее других и меньше "заиграна" в учебных заведениях (России ):)) (тут у нас, Генри все наоборот! (инкассаторы грябют банки, нарко-полицейские умирают от передоза,  гаишники давят людей.. а заигрывают первые две больше вторую сюиту) И кстати, да, Генри, .. первые 2 более"архаичны" по языку, в них есть какая-то непонятная мне старофранцузская изысканность и излом. По мне, так они по-настоящему  труднее, чем пятая и чем это принято считать... Адекватно их я кажется вообще не слышал ни у кого.
  Если совсем убрать этот "риск" то работа над полифонией просто пойдет по старому "качественному руслу", что вобщем-то будет в чем-то потерей времени...  Насколько мне известно г-н К*  дал Токкату (ми), которая при всем моем уважении (к ней) кажется мне в данном случае гм.. гм... "излишней" и по-настоящему преждевременной. Даже не так, а .. слов не подберу... Ну вроде того, что адекватно воплотить её ученику вряд ли доступно, там требуется нечто большее. Если бы Токкату "сократить" (как сокращают в дробях, то есть обнулить) то можно было бы с пользой для дела успеть все...
Что касается Цис, то яркость темы и отменная гениальная ясность разделов, и рельефность и разнообразие голосов в ней с лихвой компенсируют трудности и объем. Её просто легче даже запомнить. И "музыкально" она понятнее иных "простых"....  Кроме того, простите за кощунство, она способна весьма укрепить технический аппарат. Фа - прелюдия уж больно "тонка" и перекликающиеся трели вряд ли художественно исполнятся...
Этюды у меня как-то не вызывают опасений. Я почти уверен, что если вдруг ЗАХОТЕТЬ заняться техникой, то особых препятствий не будет. Есть много "техник" в том числе и для хрупких девушек, стремительных легатиссимо-ровных в духе самого же Шопена. Не обязательно пальцами долбить с сантиметровой высоты...
тут ключ - 1 - не сомневаться что тебе доступно (на записывать себя раньше времени в лирические пианисты медленных пьесок и ноктюрнов)  2 - ЗАХОТЕТЬ самому найти свою технику.
К сожалению первый стереотип - "мне не дано" у иных студентов очень силен и более того всячески внушается им педагогами... Хотя скорость прохождения нервного импулься по нейронам не так уж разнится у людей. Для этого достаточно случайно коснуться раскаленного утюга, и рука отдернется, что тебе у Рихтера, а может и побыстрее :))

25

А вот теперь полный караул. Нужен совет, точнее какой-нибудь талмуд для чтения с листа для ну очень начинающего. :huh:  Несколько лет назад один иностранный студент привез сборник, (скорее всего американский, может английский- не помню) легкий, где все было более- менее в пределах позиции , ну и левой ручкой простенько- типа ум-цаца. Этого хватало на месяц читки. Потом этот сборник погулял по рукам еще 2-3 -х опять же иностранных студентов и таинственным образом исчез.
Никто подобного не встречал (в интернете)? Или хотя бы авторов назовите каких-нибудь :dontknow:
Про Томпсона знаю. Но оно у нас на руки не выдается. А наковыривать по 2-3 страницы- жуткий геморой.
Имеется: студент, типичная картинка- мама-папа музыканты, парень протащился когда-то через 5 лет ДМШ, играя по слуху. Сам сказал, что нот не знает. Ох...
Надо: зимой зачет с полной программой (правда можно там какой-нибудь Баховский менуэт , Кулау, там, и подобное :D ) и положено ему 45 минут в неделю.
Если бы почитать так с месяц- с остальным разберемся. :writing:

Есть у кого соображения?

26

А разве не лучше взять какую-нибудь хрестоматию (типа школы Николаева) легонькую и идти по ней подряд номеров по пять на уроке, заодно анализируя форму, гармонию и все, что можно...
Читка заметно повышается, когда ученик начинает соображать что-либо более, чем "черненькие значки"...
обязательно гаммы во всех маж. тональностях (по методу Листовой)
TSD с обращениями...

Возьмите 100 прогрессивных этюдов Черни оп. 139 и играйте, транспонируя.

http://www.henseltlibrary.org/Czerny-op … s_1-49.pdf

27

Видите-ли, Gtn, хрестоматии Николаевой у нас в библиотеках нет уже лет 10, если не больше.
Про остальное я знаю, приходится делать это практически со всеми иностранными студентам, кстати  независимо от уровня :D
Что такое "метод Листовой"?

Насчет гамм во всех тональностях... Видите ли, эта специальность называется "электронная музыка". Набирают туда народ всякий, без вступительного экзамена по ф-но. В будущем они будут в основном нажимать на кнопки, или станут звукорежиссерами. А их  курс ф-но по нынешней программе расчитан на 1 год, если я не ошибаюсь (раньше было 2).
TDS- ну это само собой.
А за ор. 139 большое спасибо. :flag:

28

Простите мое невежество: имеется в виду, вероятно, школа игры на ф-п под редакцией А.А.Николаева, не так ли?
Если да, то: http://www.koob.ru/nikolaev_a/shkola_ig … fortepiano

29

Спасибо, Михаил. Это вы простите мое невежество. Давненько не приходилось. :huh:
И еще, вот уж где ох:(
А отдельно на басовый ключ никому ничего не попадалось? Это уже для китайца :). В принципе там можно и просто "наковырять", но вдруг такое в природе существует? Правда верится с трудом.

30

Метод Листовой я уже где-то тут описывал.
Одноголосая гамма играется поочередно двумя руками. По 4 нотки в руке.
Получается очень просто ЛР (до-ре-ми-фа) - тон, тон. полутон  ПР (соль-ля-си-до) - тон, тон, полутон.
(Причем правая рука, продолжая гамму, играет уже начало следующей).
левая это начало повторяет (соль-ля-си-до) и правая продолжает (ре-ми-фа#-соль). Потом левая тупо повторяет начало уже Ре мажора и т.д.
Схема остается неизменной в каждой руке - тон-тон-полутон.
Это легко запомнить даже идиоту.
Т.О. первоклашки на первом же уроке обычно без труда играют полный круг через все маж тональности.
Я называю это "велосипедиком" Т. ск. прокатиться по всем тональностям.
очень скоро они уже играют гамму от любого тона не задумываясь - зная на слух.
происходит знакомство с тональностями и знаками.
На Cis разумно объяснить про "энгармонически равные" тональности и начать отсчет бемольных (убывающих знаков, а диезы прибавлялись по одному).


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Дневник экспериментальной практики