Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Техника игры » О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения.


О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Текст довольно известный в сети. Тем не менее по своему "вредный"... Хотелось бы критически осмыслить сказанное.

О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения.  На основе встреч и бесед с музыкантами ушедшего поколения.

Особенно эту часть:

... В рукописном фонде ленинградского Эрмитажа бережно хранится как драгоценность клочок бумаги с несколькими бегло начертанными второпях словами. Это - деловая записка Антону Контскому от Фридерика Шопена; речь в записке идет о билетиках на концерт контского в Париже.
   Антон Контский! Автор известнейшей в свое время фортепианной пьесы "Пробуждение льва", прославленный пианист, баловень парижских салонов 40-х годов прошлого века, приятель Шопена, а ученик... страшно сказать - Бетховена! На последнем выступлении Антона Контского, прожившего почти столетие, в Петербурге присутствовал Болеслав Леопольдович Яворский, множество раз и весьма живописно рассказывавший об этом необычном концерте. По словам Болеслава Леопольдовича, сама обстановка была необычной: торжественно настроенная публика, переполнившая до отказа концертный зал, множество цветов, восторженность приема (так сказать, а'рriоri), наконец, - сам характер аудитории, ее состав - все поражало необычностью. Явились, принарядившись в давно вышедшие из моды туалеты, какие-то удивительные старые петербургские дамы, помнившие игру Гензельта, Тальберга и даже Фильда. Они терялись среди оживленной толпы таких же древних, но подтянутых мужчин, современников Контского, вспоминавших период его расцвета.
   Ученик Бетховена, Контский играл, разумеется, Бетховена. Друг Шопена - играл произведения Шопена. И вот тут Яворский, слушая с пытливостью ученого, жадно впитывающего впечатления, услыхал в исполнении Контского ответы на многие вопросы о том, каковы были не по рассказам, а на деле живые традиции исполнения апподжиатур, форшлагов, долгих и кратких, каково было отношение к прочтению лиг, темповым соотношениям, динамическим сдвигам в бетховенские времена. Поражало прежде всего, что все медленные темпы были не слишком медленными, а быстрые - не так уж быстры. Иначе говоря - контраст между lentо и рrestо был в несколько раз меньшим, чем теперь. Позднее, в 1925 году я встретился с такими же темповыми особенностями трактовки на концертах Феликса Вейнгартнера (например, в соотношении между вступлением и сонатным аллегро Седьмой симфонии Бетховена).
  Затем - трактовка лиг. Каждая лига (разумеется, применительно к фортепиано, а не к струнным) распространялась не только на группу нот, непосредственно охватываемых самой лигой в ее начертании, но и следующую за этим ноту.
   В интерпретации А.Контского форшлаги перечеркнутые (короткие) всегда исполнялись за счет предшествующей доли, а вовсе не так, как это делается теперь, то есть за счет длительности ноты, к которой данный форшлаг примыкает. Замедления были у Контского не постепенными (каждая доля длиннее предыдущей), а ступенчатыми: каждый последующий такт или группа тактов - медленней предыдущего такта или группы тактов, это в особенности применительно к исполнению Бетховена.
   Далее; у Шопена кажущиеся подчас немного странными, раскатистые аккорды арпеджиато (например, в конце исполнявшегося Контским Аs-dur'ного Полонеза до-мажорные аккорды) игрались слитно, отчетливо и почти одновременно. Б.Яворский объяснял это так: во времена клавесина избегали брать аккорды одновременно, без арпеджирования, так как из-за технических причин, связанных с устройством инструмента, это не всегда удавалось, и отдельные ноты "выскакивали". Поэтому, когда появилось фортепиано, все же осталась привычная традиция исполнения аккордов немного арпеджированно, как это делают теперь на арфе, если нет особого указания nоn аrрeggiаtо.
   В рукописях Шопена, как утверждал Яворский, тактовые черты никогда не писались сплошными, соединяющими обе строки (правой и левой руки), а непременно - раздельными. Исходя из этого можно утверждать, что приводимый в издании Шопена под редакцией Падеревского-Бронарского-Турчинского снимок начала Сонаты b-mоll с якобы рукописи Шопена - никак не может быть рукописью Шопена (что, впрочем, явствует и по другим признакам), а является копией, сделанной чьей-то, неведомой нам рукой. В прямой зависимости от начертания тактовых черт у Шопена и исполнители того времени брали ноты, порученные левой руке, несколько раньше правой. Левая рука чуть опережала правую - явление, давно уже производящее на более современного слушателя впечатление некоторой манерности, претенциозности, а подчас и провинциального жеманства, тщательно искореняемого педагогами так называемого "хорошего вкуса". Но тут весь вопрос в том, как эта манера осуществляется. В самом деле: Альфред Корто, безусловно разбиравшийся в вопросах стиля и вкуса, счастливый обладатель редчайших рукописей Шопена (в том числе этюда E-dur, ор.10 и сis-mоll'ного Вальса) весной 1936 года в Москве на своих концертах эту манеру несовпадения правой и левой руки выявил весьма демонстративно, с мастерством и вкусом, которому можно было только позавидовать. А ведь манеру такого несовпадения нам так же трудно представить, как и то, что Пушкин говорил "перьвый", а не "первый", "соседы", а не "соседи", и многое другое.
   Наконец, отношение к роли аплодисментов в концерте. Неизбежность, стихийная неотвратимость лавины аплодисментов, обрушивающихся н последние аккорды исполняемой пьесы, как бы входит в состав самой природы завершающих пьесу аккордов. Аплодисменты словно бы "впаяны" в иструментовку сочинения. Яркие примеры такого "наваливающегося" на конец концертной пьесы грохота рукоплесканий мы встречаем в последних тактах Аппасионаты, в конце второго f-mоll'ного Этюда Листа. Скерцо Н-mоll Шопена и т.д. Таковы в обих чертах впечатления, оставшиеся у меня в памяти от рассказов Б.Л.Яворского о последнем концерте Антона Контского в Петербурге.

Что думаете, господа?...

2

Простите мою неосведомленность, а кто такой автор этого текста? Его имя мне ничего не говорит...
Что до существа вопроса, то, имхо, казус с ре-бекаром в х-мольной сонате Листа многое объясняет - всяко бывает...
Концерт престарелого артиста - мало ли...
Про лиги - уже оскомину набило. Достаточно взять чуть не любую страницу бетховенского уртекста, чтобы понять, что принцип, выделенный жирным шрифтом, не работает на практике: см.хотя бы г.п. 17-й сонаты, о более тонких случаях говорить лень. Другое дело, что некоторое общее размягчение артикуляции в течение 19 в., по-видимому, имело место. У Шопена другая лигатура - всякому видно. Механизм этого процесса, равно как и "кваканья", мне не ясен - течение истории.

Аплодисменты как задуманная часть текста - несколько смешно. Но возможно, отчего ж нет...
Что перед репризой 1 ч. Героической симфонии - опечатка, - верится с трудом (уж больно тривиален был бы здесь отрывок темы в доминанте), хотя не исключено...
Форшлаги - то же самое. Смещение форшлагов в 19 в. - общее место, равно как и некоторая обатная тенденция веком позже...

Вот если бы Контский оставил какие-нб свидетельства - чему его учил Бетховен. как играл Шопен - было бы крайне ценно: именно свидетельство о Бетховене и Шопене. А может, оставил-таки?

А кто как играл. дело непростое. Играет играющий сам. Выводы могут следовать самые разные  или никакие. Вспоминается в этой связи фразочка некоего академика из опуса "Николай Николаевич" Ю.Алешковского - о том, к чему имеет отношение литература (читай: твор.процесс), а к чему не имеет.

Отредактировано Михаил Лидский (2009-01-05 23:26:08)

3

Спасибо, Михаил Вмкторович! Вобщем, я так примерно и думал, но боялся сказать... :)
Некоторый "волюнтаризм" в отношении штрихов, видимо, -  наследие 19 века, хотя записи старинных мастеров иногда бывают весьма корректны и точны в отношении фразировочных лиг и штрихов. Я в этом убеждался неоднократно. Гораздо точнее некоторых современных исполнителей и исполнителей 20 века.
Судить по игре пианиста (о стиле эпохи) - последнее дело. Они, музыканты, настолько разные, что делать "эпохальные" выводы просто смешно. Тем более что осталось много записей тех, кто по рождению не столь уж намного младше Контского.
Они настолько разные и диаметрально противоположные эстетически, что просто диву даешься. В этом и достоинство музыки и её истина. "Вы познаете истину и она сделает вас свободными"...
Что касается эпохи Баха и Моцарта, то точность фразировки была первостепенной и практически не требовала других исполнительких указаний, кроме этого  требования - ясной интонационной риторики.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Техника игры » О некоторых изустных традициях и коррективах исполнения.