Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Как спасти классику...


Как спасти классику...

Сообщений 1 страница 28 из 28

1

Нужно констатировать что вся общеобразовательная парадигма Д.Б. Кабалевского основанная на "трех китах" не то чтобы оказалась совсем ошибочной, но на поверку явно недостаточной, чтобы в массовом порядке научить школьников любить и интересоваться серьезной музыкой.
Пропуская довольно обширную часть сетований и доказательств, хочу провозгласить следующий факт:
Современного человека нужно обучать восприятию, конечно в первую очередь искусства, но вообще-то - ВСЕГО.
Большинство вообще не воспринимает а только сверяется со своим реестром, и если в нем не находит знакомого и освоенного в ранний период детсьва блока восприятия, то вообще отворачивается от информации, которая поступает через органы чувств.
С другой стороны есть некоторые закономерности восприятия, которые во всю используются самым грубым образом развлекательными жанрами и близкими к ним.
Одна из таких сторон - повторяемость или похожесть. Вроде рифмы в стихах.
нечто схожее в жизни автоматически приковывает внимание и автоматически же обобщается. Так работает и ритм. Достаточно двух ударов, как выстраивается сознанием "ожидание ритма". Сознание очень рационально м всегда заметит малейшую закономерность, тем более грубая закономерность и повторяемость как в "попсе" до последней степени облегчает восприятие, задействуя лишь узнавание, но никак не восприятие.
Классика хоть и вполне использыет эти принципы. но в основной своей части основана на новом материале, новых интонациях, и самой ритмической организвции. В классической музыке считается непреложныи законом идти вперед и составлять новые карты "страны человеческого духа".
Раскрываться для нового восприятия это - работать над собой. Это труд и может быть даже определенная самоотверженность. Отвержение себя. того что я уже знаю и испытал. готовность к восприятию новых эманаций, самораскрытие и незащищенность.
Кто выйграет на поле битвы? Разумеется леность и нежелание идти в незнакомые миры.
Необходимо определенное нравственное усилие.
Достижения человеческого духа вовсе не естественны для человека. Искусство тоже не продукт животного состояния, хотя и связано напрямую с природой человека.
Вот поэтому, вкатце, именно назрела необходимость обучать людей восприятию, обучать людей культуре и нравственности. Вытягивая из бесконечной сокровищницы народной души все самое лучшее. чем владеем мы.
Пока идет процесс обратный.  Как мне кажется.
Вот был русский язык. к примеру. Явился Пушкин и проявил его сокровища, которые в нем содержались потенциально. И не только языка но духа того народа частью которого он был рожден. Или явился гений композитор и выразил в звуках душу эпохи времени и страны.
Идеология - это настройка. Можно настроить человека на то, чтобы он проявил лучшие качества своей натуры. а можно из добропорядочной и гениальной нации вырастить убийц и моральных уродов.
Ну собственно, я только об уроках в школе. Чтобы спасти искусство - нужно обучать восприятию. Хау!

2

Что-то мне очень сомнительно, чтобы искусству можно было обучать в массовом порядке.
И даже я не уверен, что это нужно.
В совке пытались - из этого имхо мало что получилось.

3

Не Искусству а искусству восприятия - всего.
Но удобнее конечно на примере музыки и чего-то еще не раскрытого для детей.
Согласись, что учить воспринимать знакомое в знакомом аспекте - смысла нет.
Они не могут даже уличные звуки слушать и видеть мир, отбирая только то. что им интересно. То есть видят и слышат только то о чем думают.
Искусство это сфера другого внимания, только и всего. И она полноценна как и сама жизнь. Чтобы ухватить это своим вниманием, нужно уметь его отцепить от вещей, занимающих всегда на 100% наши мысли. Для этого есть методики приостановки внутреннего шума и диалога. Одна из методик - непривычные действия. Слушать не музыку а фон или тишину. Смотреть не на изображение а на то что его окружает и т.д. Смотреть панорамным зрением, не перемещая зрачки. Пристально слушать один затихающий звук. Соединять звуки и жесты и т.д. Сольфеджио с использованием сольмизации и диктанты простейшие. 
Задача зацепления в сферу внимания новых навыков.
А узнавание песни танца и марша порочно в принципе.

4

Как один из учеников учеников Д.Б.Кабалевского должен сказать, что к классической музыке я таки вернулся примерно после 20 летнего перерыва.  ;)

Готов быть подопытным учеником в деле отработки методик обучения искусству восприятия, искусству приостановки внутреннего шума и внутреннего монолога.   :P

5

Не думаю что можно заставить  человека делать что -то против его воли 
Поэтому   выражаю следующее мнение   (как всегда субьективное и непрофессиональное  )
Любовь к музыке нужно   ВОСПИТЫВАТЬ .
А иначе -никак

6

Итак итоги года: г-жа Шаркова  - местная заведующая городским Отделом культуры и, по основной сущности - председатель местного отделения политического проекта "Единая россия" провозгласила банкет. Но не простой, а с отчетом о проделанной работе всех муниципально подчиненных директоров. Оно бы и правильно, н возникает как всегда вопрос - что счтитать проделанной работой?
Количество лавреатов на конкурсах или количество детей на концертах выдающихся мастеров классической музыки.
Организовывая РМО, Николай Рубинштейн и его единомыщленники имели в виду одно - умножение любителей и интересантов  к сему образу и великому ответвлению человеческого  духа - классической музыке. Помнится, тогда продиводействовали в этом направлении многие - Балакирев, например... У всех были резоны правильные, но никто из них не хотел , чтобы такая часть культуры и сознания человека, как классическая музыка, оказалась в изоляции и небрежении.
Каждый видел свои пути к ея популяризации.
Но вот теперь, едва ли не прав Балакирев, когда сама "специализация", дурно понимаемая, стала преградой проникновению музыки в минимально необходимые массы населения.
Уже слышно - "ну что вы, наши дети (преподаватели) на концерт не пойдут, у нас экзамены...")
Возникает вопрос - на кой черт ваши экзамены, если ваши ученики не приучены ходить на концерты.
Вы приучаете детей не интересоваться их собственной профессией?
Основная задача муз школ должна формулироваться так: воспитывать не лауреатов, а воспитывать людей, потребляющих живую музыку - концерты.
Вот это настоящий отчет о проделанной работе.
Если на первоклассный и изумительный в истории музыки концерт вдруг не приходят учащиеся (те самые лавреаты..) то грош цена этой музыкальной школе и всему смыслу её существования!!!
лауреатомания с 12 лет... слов нет - какой это позор для музыканта...
Вместо этого я бы спрашивал о посещенных концертах  и  по мере интереса присваивал бы звания  - музыкант - просвещенный музыкант -  знающий музыкант -
свободный музыкант... свободный художник.
Позор нашему времени!

7

Пята4ок написал(а):

Свободный художник — это тунеядец. Да, да, именно тунеядец. Давайте называть вещи своими именами. В советское время

Я вот смотрю на птиц небесных, на тварей морских, но ягуаров и леопардов, и оказывается , что все они тунеядцы... А Может быть Господь вовсе не задумывал работу?...
Да, понимаю... изгнание из рая - хлеб в поте лица. Но все-таки из этого не следует непременное предназначение человека что бы он что-то там делал "полезное". Может гораздо ценнее бесполезное?
К тому же как вам не знать подлинной работы и труда музыканта, не знающего каникул и выходных.
Втуне ядецъ, говорите...

8

В этом разделе продолжу вот о чем:
МАНИФЕСТ
Катастрофическое положение складывается с посещением классических концертов учащимися музыкальных школ. И вот что интересно, - педагоги зачастую запрещают им ходить на концерты.
Хотя вот такой цикл как все сонаты Бетховена казалось бы предназначен в первую очередь учащимся и студентам. Так нет! Их в зале единицы. Гораздо больше педагогов и взрослых.
Слышал неоднократно от разных "учительш" - "не, не, не, мои на концерт не пойдут нам не до этого (!)...
В то же время накачивают разных лауреатов и этим отчитываются о проделанной работе.
А по-моему, если муз школа не приучила детей интересоваться конечным "продуктом" муз деятельности, то никакие другие показания не "замажут" отсутствие ВСЯКОЙ муз работы преподов.
Если мы сообща не материализуем идею об ОСНОВНОЙ задаче ДМШ, то исчезнет классическая музыка за ненадобностью!
Гори огнем все ваши там зачеты, лауреатства и тем более "занятия", если в день концерта, Вы, педагоги муз школ не идете вместе со своим классом на концерт в зале вашей же школы с великолепным музыкантом и потрясающей программой.
(просьба распространять как манифест)

Вот сегодня на Дне рождения (Т.А.) нашел наконец сравнение адекватное.
Рассказывали о работе бывших чемпионов спортсменов, что многие из них занимаются детьми и дети выигрывают соревнования и сами спортсмены зарабатывают прилично.
Да, подумал я, им прежде всего прививается интерес к присутствию в зале, интересу к достижениям других, активному участию в массовых соревнования. Невозможно себе представить, чтобы наставнок не допустил в зал своих мальчишек.

9

Кроме того я считаю эту тему очень важной и ненавижу всякое паясничанье в ней.
По большому счету от этого зависит зарплата артистов и вообще выживание классики.
тысячи спортшкол выпускают юных спортсменов, которые на всю жизнь привязаны интересом не только самостоятельного участи в соревнованиях. Но и всегда заполнят трибуны спортивного дворца, их не нужно к этому понуждать.
А тысячи музшкол выпускают нулевых потребителей классики, и, следовательно не выполняют никакого значения. Это бумерангом бъет по самым талантливым из учащихся, потому, что они играют став артистами в пустых  залах.
А все потому, что со школ требуют успеваемость и лауреатство. а это даже мешает приучать детей интересоваться и посещать концерты. Им некогда да и желания нет.
Хотелось бы продвинуть в сознание всяких там отделов культуры спрашивать отчеты по другим показателям. нежели сейчас.
Уже выросло одно такое поколение по меньшей мере, которое сейчас уже в учителях и не пускает своих учеников на концерты.
У нас например муз школы - все такие. особенно №3 Прогнили музыкально-идеологически до основания.
Чем они там занимаются?
зачем они нужны? - неясно. В первой муз щколе активны иногда педагоги. Учащихся я на десятке концертов вот уже не заметил (а им вход бесплатный)
нужно поменять общественное мнение.
ведь основатели РМО, консерваторий и первых учебных заведений прежде всего ставили задачу создания достаточно культурного слоя любителей классической музыки. Они действовали стратегически.
А сейчас весь смысл начального муз образования выхолостился.
Пора это осмыслить и назвать вещи своими именами, а не паясничать в этом разделе.
Я хочу в обсуждении и в разных мнениях найти короткие и емкие слова, что бы потом идти дальше в прессу и сми и прочие отделы культур.

10

Если уж совсем двумя словами выразить то, над чем я тут ломаю копья, то это звучит так: Нужно приучать детей ходить на концерты. Задача не запредельной сложности, но гораздо более важная, чем мелкое лауреатствование и лишний балл на школьном экзамене, в копилку тщеславия педагога.
Концерт -высшая форма деятельности музыканта. сюда стекаются реки творчества композитора и исполнителя. Сюда нужно направлять интересы тех тысяч детишек, что учатся сознательно воспринимать музыку изнутри.
Необходим "гумус" для выживания музыкального искусства.
И на каком-то там уровне, кому подчиняется музыкальное образование в России, являющееся до сих пор государственным, нужно раз и навсегда, определить необходимейшие приоритеты и ближайшие задачи муз воспитания.
Раньше консерватории напрямую курировали и инспектировали школы. Эту практику нужно восстановить! Сам Рахманинов ездил с инспекцией муз училищ, или как они тогда назывались. Александровский Анатолий Сергеевич, старейший наш музыкант во Владимире, вспоминает что в МГК постоянно проводились открытые уроки и семинары для преподователей школ. Чуть ли не каждую неделю можно было ездить на подобные лекции и уроки. Контакт был двусторонний, очень тесный и плодотворный.
может быть я бы вовсе и не завел бы этого разговора, если бы совершенно точно не был информирован от директора муз школы. что МНОГИЕ учителя НЕ ПУСКАЮТ своих учащихся на концерты!!
Или это форма мести глупых теток (а я знаю таких даже по своей студии) или подсознательный идиотизм?
Пилить тот сук, на котором сидишь...
Warum?

Ну что тут у вас? Какие успехи?
- Успехи? (улыбается) вот Дима наш пятиклассник - играет все по 7 классу
а Катюша Верхотурская только что ездила во Францию, там победила на конкурсе юных исполнителей. Ей Испанскую рапсодию сейчас играть на концерте, а девочке только исполнилось 14 лет.
- А какие концерты они посетили в этом году?
- Что, вы?! Какие там концерты (в ужасе). Дети загружены совершенно, сейчас троих готовлю к фестивалю в Эрлангене, повезу их в рамках культурного обмена.
- А остальные дети? Посещают концерты? На каких они были?
- (раздражаясь) Ну нам вообще не до концертов у нас у самих концерты тут каждый день, вот экзамены у "остальных" через неделю, какие тут еще концерты?..
- А зачем тогда вы учите и натаскиваете на пианистическую карьеру детей, если ни одного из них не научили ходить на концерты. Они же сами будут играть в пустых залах?
- Ну это тут пустые залы, у нас народ-быдло и ему никакие здесь концерты не нужны. Зато вот когда Катечка выступала на французской Ривьере ...
(гляжу- у преподавательницы явно растут рога)

А вспомните, господа, воспитание Зверевым своих учеников. Уж куда талантливее многих нынешних. Никаких сверзадач никаких "Испанских рапсодий", но зато посещение всех концертов, да не пассивное а с умением отчитаться -рассказать что понравились и почему. Вот это и есть правильное воспитание музыкантов и учащихся. это и есть приучение посещать концерты. Для этого время находилось всегда, хоть бы и вставать назавтра в 6 утра. Так ли труден алгоритм такого воспитания?
В твоей школе (училище, институте) проводится концерт и ты не можешь перейти из класса в зал со своими учениками и быть на концерте. Да гнать таких преподов нужно с работы!

11

"Катечка с французской Ривьеры" - гениальное выражение! Достойно лексикона Брайтон-бич уже прошлого века...

12

"Что, вы?! Какие там концерты (в ужасе). Дети загружены совершенно, сейчас троих готовлю к фестивалю в Эрлангене, повезу их в рамках культурного обмена."

А между прочим, в Эрлангене Владимирский оркестр очень даже известен и любим.

13

По-моему, требуется уточнение: спасать надо не классику.

14

Михаил Лидский написал(а):

По-моему, требуется уточнение: спасать надо не классику.

Так, Михаил, продолжите уточнение. Кого или что тогда...
Что-то я никак мысль не продолжу, к стыду своему.
"классика" это конечно разговорное, но к сожалению попытка уточнять уведет в усложненные конструкции и смысл размажется.

15

А что ей, музыке-то. сделается? Мы ж видели - даже э-мольный концерт Шопена в исп. СГН всплыл из совершенно ненормального места...
Детей учить надо. Образовывать.
Гм-гм, повышать квалификацию учителей.
Самим учиться (это прежде всего).

Думается, если поставить вопрос не о спасении классики, а о поддержании человекообразия в людях, о служебном соответствии учителей и т.п., -- будет больший толк.

16

Ну что Вы, Михаил... Ждать когда улучшится человеческая природа?
Все-таки речь о классике. Боюсь критическая масса понимающих и желающих слушать людей уменьшится до фатального предела, тогда музыка уже  - удел ученых и палеонтологов.
Как писал Шкловский:

В это время от голода умирали многие. Не нужно думать, что это происходит внезапно.
...
И голодая, человек живет так: все суетится, думает, что вкусней, вареная ботва или липовый лист, даже волнуется от этих вопросов, и так, тихонечко погруженный в оттенки , умирает.

17

Ну и что ж...
В свое время Григорий Турский жаловался, что он пишет хронику и сомневается в латинских падежах, а спросить не у кого. И ничего...

18

Gtn написал(а):

Обмениваясь недавно собственноручно сделанными пиратскими копиями дисков с записями классической музыки, мы с подругой (соответственно 45 и 44 года) услышали такой иронический комментарий нашей старшей коллеги (возраст неопределен, но в пределах + 10 лет к нашему возрасту):
"Вы еще слишком молоды, чтобы слушать классическую музыку?"
Мы обалдели от удивления, поскольку таковую слушаем с пеленок.
Оказывается, есть какая-то известная поговорка о том, что женщины после 50-лет:
а) слушают только классическую музыку
б), в) etc. (не относится к теме форума).
Так что подождите, пока Ваши ученицы дорастут до классики...

Как обстоят дела у мужчин, я не знаю, есть только вариант о том, что они предпочитают Брамсу Чайковского...

19

Елена написал(а):

есть только вариант о том, что они предпочитают БрамсуЧайковского...

Елена Александровна, Вас кто-то дезинформировал! Это, ну - абсолютная неправда и вообще клевета! Да никогда в жизни! Да чтоб мне лопнуть на этом месте, если я или кто-нибудь в этом форуме другой, да когда-нибудь... Нет, мне прямо страшно представить!

20

В свое время Григорий Турский жаловался, что он пишет хронику и сомневается в латинских падежах, а спросить не у кого. И ничего...

Скажите, Михаил, а у Вас действительно не было момента, когда спросить уже не у кого. И от этого становилось не только грустно, странно, но пожалуй жутковато?

21

Редко, но бывает :)
Самый простой случай, когда не остается живых свидетелей события/носителей информации, - поколение уходит... "Ах, вот бы сейчас спросить того-то..."
...Но ведь и филологи со временем разобрались с латинскими падежами.

22

Neuhaus написал(а):
Neuhaus написал(а):

"есть только вариант о том, что они предпочитают БрамсуЧайковского..."

Ну, что ж Вы, Генрих Станиславович, прямо так сразу на личности переходите!
В этом анекдоте нигде не упоминаются музыканты, просто какие-то мужчины неопределенного рода занятий.

23

Интересная информация для спасателей классики

http://www.classicalmusicnews.ru/news/O … -klassiki/

24

Ну, знаете, распространение записей ничего общего не имеет с жизнью музыки. скорее наоборот.
запись воспитала уже целые поколения меломанов не понимающих что такое музыка вообще. от записи толк может получить только тот, кто уже знает что за поток несет живая музыка и умеет его вызвать, как глядя на засушенный цветок в книге мы умеем вызвать воспоминания о той весне и той девушке, которая его сорвала. Но если мы кроме засушенных цветов в книгах никогда не видали цветов живых и не встречали живых девушек - что мы можем знать? Виртуализация музыки в звукозаписи подменила истинное тело музыки искуственным клоном. Более того - появились уже музыканты - которые вживую выдают звукозапись, без признаков живой музыки. Появилось достаточно потребителей, которые требуют даже на концертах - эстетику звукозаписи и аплодируют немузыкантам и посредственностям, которые даже при изобилии выразительных средств не знают что с ними делать кроме самолюбования и пустого внешнего благозвучия в лучшем случае.
Я восстаю и буду восставать против смещения ценностей, когда педагоги не требуют и главное не учат интересоваться концертным исполнением. Когда ничтожный зачет или лишний час занятий мешает пойти на ценный концерт. Когда педагог в открытую нагло заявляет - "нет, мои никуда не пойдут!"
Я против отчетности о проделанной работе в школе в районе в области по количеству лауреатов. Если в городе нет интереса к концертам и залы полупустые - то музыкальное образование в городе бездарно низкое. И точка!
Не затем Рубинштейны и другие музыканты создавали РМО и Консерватории, чтобы в России перестали интересоваться музыкой и пополнение рядов любителей живого исполнения музыки прекратилось.
Запись извращает понятие о музыке. Те кто начинал с записей редко могут понять величие композиторов и чаще всего ставят вопросы о том - слабый ли Шостакович композитор как на Лифе... Они не воспринимают самого "тела" искусства - золотого потока энергий, струящихся со сцены непосредственно через души слушателей. Когда слушатель и исполнитель вдруг становятся благодаря искусству единым целым и нет ничего непонятного и все ясно как последняя истина, и это воспринимается не умом а самой сутью человечности в тебе.

25

Можно с Вами поспорить?

Вы пишете: "Ну, знаете, распространение записей ничего общего не имеет с жизнью музыки. скорее наоборот. запись воспитала уже целые поколения меломанов не понимающих что такое музыка вообще. "

Тогда печатная продукция тоже никакого отношения  к творческому процессу не имеет. А читатели вообще олухи! Они ведь никогда не поймут, что хотел сказать автор. Безнадега"!!!!!!

"От записи толк может получить только тот, кто уже знает что за поток несет живая музыка и умеет его вызвать"

И да, и нет одновременно! Посмотрите, в какой огромной стране Вы живете!! Сколько людей имело и имеет доступ к живой музыке? Пусть в музыкальной школе и звучит живая музыка, но ведь есть еще и другой уровень профессионализма.

"как глядя на засушенный цветок в книге мы умеем вызвать воспоминания о той весне и той девушке, которая его сорвала"

Вы поэт-романтик, Петр Вадимович!

"Но если мы кроме засушенных цветов в книгах никогда не видали цветов живых и не встречали живых девушек - что мы можем знать?"

То, что нам позволяет узнать опыт другого рода: для этого у человека есть в мозгу разные врожденные операционные приемы.

"Виртуализация музыки в звукозаписи подменила истинное тело музыки искуственным клоном. Более того - появились уже музыканты - которые вживую выдают звукозапись, без признаков живой музыки."

Плохие музыканты, ремесленники всегда были. Они тоже нужны, мне кажется, чем больше разных музыкантов, тем лучше для меломанов. Представьте себе, что все книжки были бы похожи на Вашу любимую? Или все девушки выглядели, как девушка Вашей мечты? Скукотища!

Я восстаю и буду восставать против смещения ценностей, когда педагоги не требуют и главное не учат интересоваться концертным исполнением. Когда ничтожный зачет или лишний час занятий мешает пойти на ценный концерт. Когда педагог в открытую нагло заявляет - "нет, мои никуда не пойдут!"

Ваш протест абсолютно справедлив, но кто хочет пойти, тот пойдет.

"Я против отчетности о проделанной работе в школе в районе в области по количеству лауреатов. Если в городе нет интереса к концертам и залы полупустые - то музыкальное образование в городе бездарно низкое. И точка!"

Неправда! В этом городе есть Вы!

"Не затем Рубинштейны и другие музыканты создавали РМО и Консерватории, чтобы в России перестали интересоваться музыкой и пополнение рядов любителей живого исполнения музыки прекратилось."

Но ведь оно не прекращается!!!

"Запись извращает понятие о музыке. Те кто начинал с записей редко могут понять величие композиторов и чаще всего ставят вопросы о том - слабый ли Шостакович композитор как на Лифе... "

Все эти обсуждения, типа "За что вы не любите Бетховена" или чье исполнение сонаты си минор Листа самое лучшее - потоки для молодых максималистов. Они повзрослеют и поймут, что споры такие не имеют смысла (один любит арбуз, а другой свиной хрящик, извините за натурализм).

А вообще, я с Вами абсолютно согласна в самом главном: никакая запись не сможет заменить живой музыки!!!

26

Насчет печатной продукции я что-то не уловил мысль...
простите. :)
Про цветок Пушкин сочинил "Цветок засохший.."

27

Gtn написал(а):

А разве издание книги определенным тиражом не напоминает Вам издание записей с концертов (или студийных)?
Автор создал литературное произведение, передал его в редакцию, редакция в типографию и т.п. А где осталось творчество?

У Пушкина свой цветок, а у Вас свой! У него в книге, а у Вас в коробочке из-под компакт-диска (или в конверте от виниловой пластинки.

Отредактировано Елена (2007-01-22 10:00:07)

28

Вот еще к посту номер семь (про тунеядство) :writing: :

"Каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры, хотя это и противоречит тому, что сейчас принято."
                                                                         Платон

Похожие темы


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Как спасти классику...