Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Место музыки


Место музыки

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Сдается мне, что подлинное место музыки где-то около академической науки, например того, чем занимаются физики-теоретики ядерщики...
Тут только некоторые идут вперед.
Остальные, основная масса, похожи на тех, кто повторяет школьные учебники  в лучшем случае.
так и публика. в основном аплодирует тем, кто решил без ошибок задачки из школьного задачника, ответ на которые давно уже всем известен.
В этом смысле. конечно музыка отстает от науки. Потому. что повторение одного и того же почему-то считается здесь нормой и желанным. И странным образом , всякие звания и регилии получают здесь именно за "выдающуюся посредственность"...
охранители такой посредственности обычно начинают дружно улюлюкать, если их ухо слышит нечто, выходящее хоть краем за пределы шаблона.

Музыка двойственна. Одна её часть поддается подчинению и осмыслению, но другая - БОЛЬШАЯ, очень капризна и может даже уйти и не присутствовать. В лучшем случае - с ней могут взаимодействовать и как-то "управлять" считанные великие мастера.
Её-то обычно и не берут в расчет.
Человек не перестает присваивать Вселенную. Обычно такое присвоение идет через осознание, определение, инвентаризацию, понятие.
Но есть в жизни совершенно грандиозная часть того, о чем даже и сказать нечего. Можно только ощутить это присутствие.
Всякая попытка в искусстве каким-то образом приручить, обуздать и сертифицировать эту часть - ни к чему совершенно не приводит.
Это напоминает попытку дьявола овладеть силой божественной любви. Нечто совершенно невозможное, потому что, при этом у дьявола лишь один путь - потерять свою природу.
двадцатый век. а в особенности Социализм столкнулся с этой проблемой напрямую.
Попытки привнести в сферу искусства плановость. отчетность. упорядоченность, привели к довольно глупому результату. А что учитывать?!... совершенно неясно... 
Сейчас ничего не изменилось.
Никто даже не задумывается внутри какой уродливой системы оценок мы живем.
Наверное это болезнь всего мира, но у нас отягощенная еще и посию пору "сталинским госконтролем".

Именно поэтому я вижу бездарей на вершине официальной статусной лестницы, а гениев в жалком положении "почти никого" в ней же.

Поэтому до сих пор идет отчетность педагогов по количеству "лауреатов".
Поэтому и лауреат - меньше всего художник. а должен играть по лауреатски.
Тут вам не концерт! - как сказал кто-то о конкурсе.
И многое многое другое.
В определенном смысле, мне кажется, тут помогла бы дезорганизация системы на прежний лад - досталинской, дореволюционной формы.
Нужно убрать чрезмерный статус "бумажки" и гос регулирование (система категорий)
Отменить табели о рангах и тарифную сетку.
Дать возможность договорной самоорганизации этого мира.
Исключить ситуацию, когда бездарь "с бумажкой" и "стажем" занимает непоколебимое место.  А с подлинным талантом (случай с Березовским) не могут заключить подобающий контракт, потому, что тот хотя и всемирно известный музыкант, но не имеет диплома о высшем образовании. (хотя тысячи посредственностей такой диплом получили)...

Но это все. конечно "сопутствующие" детали. Самое главное - это отказаться от самой попытки директивно привносить иерархию отношений в искусство.

Конечно. пока есть сладкий пирог государственного субсидирования, будет и уродливая система распределения этих денег и регалий.
Но все-таки как-то это было раньше справедливее и гибче.

Все-таки нужно повнимательнее изучить систему предреволюционную с РМО и всем другим... Как это тогда фунционировало при капитализме. И убрать сталинский элемент из нынешнего состояния.

2

"Бык - это раз, корова - это два, муфлон - это три...." :no:

3

В философском аспекте наш разум постоянно стремится расширить зону своего освоения. Вот тут-то (в музыке) он и упирается вдруг в свою границу, пытаясь подчинить себе огромную неосознанную часть. ту часть. которая разуму никогда не будет подвластна по самой своей природе.
Это не значит, конечно, что с "этой частью" невозможно взаимодействовать и как-то даже управлять.  Но она НИКОГДА не войдет в реестр нашего описания.
Поэтому все попытки создать табель о рангах в литературе. музыке. живописи могут быть лишь , что называется "апостериори". И то, с известными допущениями и оговорками...
Попытка засадить музыкальную или иную культуру страны в жесткие рамки чиновничьего и финансового регулирования приводит всегда к негативным результатам.
Прежде всего потому, что по-настоящему пассионарные личности (а гении в большинстве случаев являются именно такими) обычно не укладываются в рамки штатного расписания.
Так, Рихтер, без заступничества Г.Г. Нейгауза и множества "исключений" из правил,  имел много шансов вылететь из консерватории. И даже не закончить, её. (как известно ему за диплом зачли его концерты в БЗК).

Этот пример - самый яркий в ряду примеров, показывающих ВРАЖДЕБНОСТЬ СИСТЕМЫ к естественному положению дел.  И нужно быть гением и везучим, чтобы попасть в список исключений. А если ты просто - талант или удивительно способный человек. то такая система способна тебя стереть.

Оборин как-то сетовал, что "отбор в музыку" происходит не совсем желательно. Многие талантливые молодые музыканты. осознавая свое истинное несовершенство. и имея к тому же сильно развитую совесть. бросают свой путь, хотя имеют данные гораздо большие и гораздо основательные, нежели те, кто продолжает карабкаться из чисто карьерных соображений и без особых комплексов совести.

оставим... меня постоянно сбивает на путь не тот. о котором я бы хотел по-настоящему говорить.
Я вовсе не о несправедливости нынешнего "бюрократического социума" к талантам и их раскрытию.  Хотя это имеет место очень даже быть.

Мне хотелось бы суметь зацепить более глубокую проблему.
И попытаться пусть и утопически хотя бы наметить - а возможны ли пути её разрешения.

Казалось бы запад  во всех отношениях развивался естественно и свободно. без всяких сталинских "союзов композиторов. писателей, художников". Но мы и там имеем систему. чуждую искусству и подлинному развитию этого пути развития человеческого сознания.

Хотя там круговорот и застой несколько иной природы - коммерческой. Как-то уж слишком откровенно ты должен создавать ПРОДУКТ. который бы продавался, прежде всего...
Иначе быть тебе Ван Гогом с отрезанным ухом в руке...

4

ну неужели все согласны и никто не хочет возразить на мои дубовые положения?
Вы хотите чтобы у нас прикрыли ресурс за 15 дневное молчание?

ну вот нормальные люди молчат..
А между тем шизофреник Предлогов уже практически добился своего. Полного доминирования и авторитета на Лифчике.
Направо и налево цедит свои высокомерные и псевдоавторитетные суждения во всех темах.
Создавая ложную (и лживую!) картину некоего "музыкально-общественного мнения"...
А вы, .. Никто не хотите даже мало-мальски что-то обсудить.

5

Петр! Давайте порадуемся за лифчик. Хотя лучше о нем не вспоминать.
А мне лень соображать, что такое философский аспект. Вы бы попроще :)
Правильно ли я понял Вас, что всякая система воспроизводит, прежде всего, нечто себе подобное?

6

Gtn написал(а):

ну вот нормальные люди молчат..
А между тем шизофреник Предлогов уже практически добился своего. Полного доминирования и авторитета на Лифчике.
Направо и налево цедит свои высокомерные и псевдоавторитетные суждения во всех темах.
Создавая ложную (и лживую!) картину некоего "музыкально-общественного мнения"...
А вы, .. Никто не хотите даже мало-мальски что-то обсудить.

Ты, вообще-то, уважай сначала тех, с кем переписываешься. Во-первых нет никакого "предлогова" - есть скотина-аноним, который своим скотством и гордится. Во-вторых там модеры (за некоторыми исключениями) скурвились. Поелику проект коммерческий. А в-третьих, мы уже не настолько молоды, чтобы на всякую дичь реагировать. Жизнь дается человеку один раз (далее по тексту), так какого рожна мы должны тратить свои нервные клетки на бред подонков-падлогоффых? Время не деньги, время - нечто совсем другое. Гораздо более дорогое, поскольку скоротечное. Не мы его изобрели, не нам им и управлять.

7

Мы тут все друг друга уважаем.
А музыка, мне кажется, сама разберется, где ее место. Кажется, Ф. Г. Раневская заметила кому-то, на кого "Сикстинская мадонна" не произвела большого впечатления, что, мол, эта дама сама решает, на кого ей производить впечатление.

8

Михаил Лидский написал(а):

А музыка, мне кажется, сама разберется, где ее место. Кажется, Ф. Г. Раневская заметила кому-то, на кого "Сикстинская мадонна" не произвела большого впечатления, что, мол, эта дама сама решает, на кого ей производить впечатление.

Сикстинской мадонне легче... Она во всяком случае висит себе в Дрезденской галерее в первозданном почти виде. Её не украшают неоновыми вставками и не золотят..
А музыка. пока "сама разберется", очень легко может перестать таковой быть.
её будут повторять. как бессмысленные заклинания и ни один человек на свете не будет знать что за этим стоит.
Конечно значительная  аутоморфность в этом мире есть. 
Я как-то на конкурс нынешний ПИЧ посмотрел другими глазами и совсем приуныл.
Музыка постепенно становится для масс совсем не тем, чем она ДОЛЖНА бы быть...
Что-то трагическое происходит и странное.

Neuhaus написал(а):

Ты, вообще-то, уважай сначала тех, с кем переписываешься.

так как я ни с кем не переписываюсь, то. прости. Генри, что-то не дошла до меня эта фраза... )

9

Наверное, каждый на эту тему уже порассуждал в свое время: наедине с собой, в контексте своего места в музыке.
  Не верю в переделку системы из худшей в лучшую. По-моему, любая система существует ради поддержания себя самой.  Кто и что в параметры не вписывается, уничтожается или самоуничтожается (кого не выжили, тот спился) – «неформат».
  Кто-то верит в перестройки. Возьмите, к примеру, Яворского или Римского-Корсакова. Их вкладу в переделку старого и рутинного в музыкальном образовании посвящены главы в книге Макуренковой «Всеобщая музыкальная грамотность». А в итоге – за что боролись, на то и  напоролись: всеобщая музыкальная грамотность лихо влилась во всеобщий океан проф. образования; музыкальная теория, провозглашенная первой среди равных, стала наукой «до абсурда» ( без статей и диссертаций классный исполнитель уже не может доказать свой профессионализм, а следовательно и оплату пед. труда,  просто сольными концертами). Вот, мы видим  результат этих революций, и он нам не нравится.
  Я больше верю сумасшедшим одиночкам, так называемым «автономам». Каждый пусть с себя востребует! Мой педагог – выпускница недалёких по времени (но далеких по этике) 60-х, ученица Булатовой Л. Б., сказала мне как-то: нет систем, есть талантливые педагоги и талантливые ученики,остальное – все суть диссертации.
  Воспринимаю то, что повсеместно происходит (а у нас на Украине – особенно), с трезвой печалью на душе. Но…с удовольствием поучаствую в подрывной деятельности в чреве облубочивания нашего дела.

10

Gtn написал(а):

А музыка. пока "сама разберется", очень легко может перестать таковой быть.
её будут повторять. как бессмысленные заклинания и ни один человек на свете не будет знать что за этим стоит.

Мне кажется, музыка не перестанет быть собой от того, что люди не будут ее понимать. Да и людей много, всем в душу не влезешь...
Нет, я понимаю, конечно, что речь идет о музыкальной культуре, но... Не только музыкальная, но и всякая культура, развиваясь "вширь", деградирует качественно (это скрытая цитата из Прокофьева середины 1930-х гг.: его возмущало засилие советской массовой песни). Вероятно, всему свое время... Кстати, говорят, последний конкурс им ПИЧ был лучше предпоследних; но ведь и это (этот уровень) - плохо в самой сердцевине, в принципе.  "Серые начинают и выигрывают", а таланты, коим труднее (потому что перед ними - задачи иного уровня), отлетают как "несознательные", "упертые" и т.д. Когда-то велением времени было "нести" вширь, "приобщать". А теперь, видимо, остается "с себя востребовать" (+100). Пока живем, а там... свобода.

11

Вот, к слову, хороший фильм, который кажется иллюстрирует наш разговор: http://www.rutv.ru/video.html?vid=12396 … 79&d=0

12

Кррасота! Вот только мама... И потом: в случае Перельмана важна именно математика с ее максимально точным критерием...

Я часто вспоминаю читанное в учебнике истории о Григории Турском (6 век): он замечал в хронике, что путается в латинских родах и падежах, а спросить-то некого... И ничего. Прошло и это, и многое другое.

Еще немного по поводу конкурса (боюсь, недостаточно точно написал в пердыдущем сообщении). Написанное мною не подразумевает никого конкретно - хотя бы потому, что с последнего конкурса им ПИЧ я не слышал ни ноты. Мне представляется закономерным, что победителем выходит, как правило, "мечта училки", приятная во всех отношениях (или хотя бы в большинстве отношений). Это происходит и при самых лучших намерениях устроителей и судей. Критерии сбыта проникают во все щели сознания играющих и судящих. Как правило, это означает компромисс с музыкой и постпенное ее выхолащивание.

13

Рудик написал(а):

хороший фильм

Да, фильм впечатлил. В принципе, я об этом...
После этого фильма гораздо легче говорить о том, что искусство, как и наука есть некий непрерывный процесс расширения нашего сознания, постоянное обогащение представлений и выявление новых ДОСТУПНЫХ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ "звучащих" комплексов, будь то в математике физике или в музыке и других искусствах.
Перельман взял на себя ответственность за грандиозный по значению поступок.
Его жертва - наглядная демонстрация того, что самые высокие сферы человеческой деятельности и ЭВОЛЮЦИИ - это закон Вселенной,  который вовсе не вписан в социум на тех правилах, по которым социум привык играть.
Ничтожно мало на земле таких ХРАНИТЕЛЕЙ.
Как бы жизнь не диктовала свои правила. но никогда не нужно терять основное, забывать ГЛАВНОЕ. 
Так же как и в науке, так и в музыке, достаточно забыть "высшую цель", как все начинает скатываться в область коммерции. продажности, пошлости.
А ведь некоторые даже и не помышляют о высоких целях. Их прицел именно на успех. коммерцию и т.д.
Место музыки - это не равлечение миллионов двуногих тварей.
Это путь эволюции разума и души.
комплексное развитие СОЗНАНИЯ, в котором математика и высшая рациональность вовсе неотделимы от творчества и высшей духовности - света, которы питает энергией волю человека.

14

Может, во многих случаях дело не в коммерции и успехе, а в том, что человеку не терпится  поделиться своим обуревающим «большим чувством», и не доводя работу до завершения, под эйфорией от первых малых успехов поскорее выдает на свет суррогат. Ну вот, например — сказать по существу нечего, а отписаться на форуме хочется,- приобщиться к чему-то значительному, чего у самих еще не хватает.
Или напротив, на последних порах, когда уже почти все хорошо, но нникак не получается справиться с важными деталями. Тут дело еще в том, что человек ставит себе за цель,- учить других, как Вы говорите, или же он ищет духовного общения, особенно если у него его дефицит.
   Т. обр., проблема  может быть в  СКЛОННОСТИ\СПОСОБНОСТИ закрыться на семь лет и долгое время концентрироваться на  проблеме, которая не получается, и опять же - быть предельно честным, не уступать этичностью (тоже большая врожденная энергия нужна). Не верится, что люди, связывающие жизнь с искусством, действительно сознательно руководствуются только карьерным ростом и будут рады тому признанию, которое не  будет увенчано реальными  личными достижениями.
К тому же хороший карьерный рост требует все равно болльших усилий, =>  такого  же стимула, который врядли дает только победа на конкурсах.

Отредактировано pup (2011-07-25 03:51:41)

15

Михаил Лидский написал(а):

в случае Перельмана важна именно математика с ее максимально точным критерием...

в музыке ведь тоже достаточно точных критериев, если Вы о чем. В формальной части тому пример, как Петр Вадимович замечал, что ноты недодерживают в теме о шопеновском конкурсе или как Вы в том же Рихтере ошибки находите. Что касается идейной  точности, так даже и в самой точной математике, как видите, какие силы и время требуются на проверку достоверности решения СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ. А в живом публичном искустве, получается, время на оценку - это время самого исполнения и в итоге она выражается в "пережил-не пережил" или где-то тронуло 
  И, если уже до конца проводить аналогию, то ведь в реальной жизни не школьная гладкая математика, и многие ответы можно получить только приблизительно. Плюс же многие задачи могут решаться разными путями. Это на тему идеальной передачи авторского замысла

Отредактировано pup (2011-07-28 02:39:25)

16

Желаю всем иметь такие ошибки, как у Рихтера... Короче, полное смятенье чувств.

17

Настоящий художник не ошибается.  Правда  он может своих эпигонов завести в тупик.

так и мне сейчас Рихтер представляется грандиозной и гениальной фигурой в истории музыкального воплощения. Но этакой "тупиковой ветвью эволюции". Все. кто шел ПО ЕГО ПУТИ, можно сказать - разошлись  с музыкой в разные стороны.

У них не стало "клея", который бы соединял воедино их пустые интерпретации.
А у Рихтера он был.
Вот это и есть самое таинственное звено в его таланте.

А сколько современных музыкальных "циников" он породил. Именно конкурсы нам это и демонстрируют.
Стремление БЫТЬ ПЕРВЫМ без чего-то САМОГО ВАЖНОГО в собственной душе уводит все дальше и дальше от пути музыки, в которой важнее именно это - НЕЧТО ДРУГОЕ, свойственное может быть всем искусствам.
ЕДИНОЕ ПРЕКРАСНОЕ - пушкинское.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Место музыки