Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Важные объявления (всех касаются) » Срочно проверить цитату надо


Срочно проверить цитату надо

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Люди!
Где и когда Лист говорил (писал?): 1) что легато - самое трудное на ф-п? 2) Что надо два часа
в день играть упражнения и выдумывать всякие упражнения???!!!

Мне сдается, что это воспоминания Зилоти, но под рукой нет...

2

Может в записях г-жи Буасье?
С этими цитатами трудно.. иной раз ухватишь из третьих рук, а потом обыщещься.
Есть в сети и Буасье и Розенталь (на англ) и Ленц.
Есть и Мильштейн двухтомник. Можно поглядеть главы о пед. принципах. Он наверное полнее всех изложил.

Но если Вам нужно срочно, то ... Буасье сейчас погляжу.

Ага... понял.
так как 20-летний Лист считал наиболее иерархически-первостепенными "простыми" для усвоения  (19-летней ученицей. игравшей с 4 лет!) виды техники (в последовательности от общего к частному) -  октавы. аккорды, тремоло и трели то и в гаммах шел так же от "крупного" - от развития игры "не легато" (и даже стаккато), как более развивающей правильные приемы. Следовательно на последнем по трудности месте у него стояло овладение легато.
Может быть об это прямо и не говорил. но это СЛЕДУЕТ из его принципов. И как раз если принять соображение Мильштейна об иерархии простоты трудности то легато и гаммы будут на последнем "самом сложном" этапе.
Но я вспомнил что у Буасье об этом речь велась.

http://www.scribd.com/doc/16888908/Буасье-Уроки-ЛистаСсылка

насчет двух часов чисто технических упражнений говорится на самом первом уроке и на стр. 24 ( 9 урок) стр 26 (11 урок)
Далее уже говорится даже о трех часах.

Вот что относится к легато на стр 31
"Что же касается обычных гамм. следует остерегаться давать их ученице слишком рано: есть опасность, что она приобретет неправильные навыки, если будет работать над ними прежде, чем разовьет большую физическую силу. Когда же придет их черед, не следует играть их быстро и связно, небольшим задавленным звуком, ибо это ничего не дает".

Что касается изобретения упражнений. то это особый вопрос. Как известно Лист был сторонником "классового подхода" к технике, сперва он требовал определить к какому классу техники относится трудность. С другой стороны был против приобретения техники работая именно над отдельным произведением (во всяком случае в педагогике своего молодого периода. когда он обучал в основном юных учениц и учеников, но скорее всего таким и остался. Это потом у него были ученики особого уровня со всей Европы).
Он требовал доводить до совершенства ВИД ТЕХНИКИ.
"Он не одобряет мелочного доучивания пьес, считая что достаточно уловить общий характер произведения и что следует, с одной стороны, работать над техникой, а с другой стороны, побольше читать с листа."

Но кое что у него есть на этот счет точнее -  "новые комбинации встречаются редко, варианты в них столь незначительны. что не могут вызвать затруднения. Если встречается нечто отличное, оно становится объектом специального изучения во всех тональностях и новое препятствие оказывается быстро преодоленным."

Вот откуда скорее растут "ноги" конструирования упражнений из произведений. Но и то нужно сказать что фактурные различия в то время еще не были еще особой целью композиторской оригинальности. Так что чем необычнее фактура, тем более. вероятно потребуется "специальное изучение во всех тональностях".

интересен вс е-таки его подход. С одной стороны глубочайший музыкальный анализ (и психологический) произведения. с другой - против "штучной" технической работы в учебном процессе. А требование овладевать ВИДАМИ техники и побольше читать с листа и анализировать произведения.

В видах же техники он начинал как бы с крупного плана - идти от общего к частному, считая такой путь наиболее правильным.
Чот я расписался... )))

3

Кстати сейчас прочитал предисловие Н.П. Корыхаловой, в котором она немного полемизирует с мнением Мильштейна, который считает распределение видов техники в последовательности с октав, аккордов и т.д плоть до гамм и арпеджий, обусловленным степенью легкости - трудности (для Листа). Она же противопоставляет этому не легкость-трудность, а степень эстетической востребованности в игре виртуозов того времени.
Мне кажется они оба правы.. и неправы одновременно.

В связи с этим мне хотелось бы привести интересную аналогию с эволюцией строительных технологий.
Вот многие почему-то представляют что строительство пирамид - это показатель высокой развитости каких-то инопланетных или великих цивилизаций...
А на самом деле с т.з. технологий строительства ПИРАМИДА это самый примитивный уровень. Она по сути не отличается от кучи песка или груды камней. У такой груды всегда несущее основание будет шире, а надстройка будет естественным образом уменьшаться.
Более высокие технологии используют в качестве несущих конструкций уже стены или колонны. Еще более высокие научились возводить арки и купола.
До недавнего времени  у здания несущими элементами были в основном внешние стены, между которыми существовали балки.
Нынешний же уровень более новых материалов позволяет делать несущим весь внутренний каркас здания. А потом этот каркас, сам по себе намного более прочный, чем только стены, служит основой для всего другого.

так вот, мне подход Листа к возведению своей техники представляется именно таким легким и прочным современным каркасом, тогда как раньше это скорее напоминало кучу камней в виде примитивной пирамиды.
Так что начинать (19 лет Валерии Буасье это уже возраст консерватории) строительство своей техники от октав, аккордов и далее  в последовательности - будет обусловлено вовсе не "легкостью-сложностью" и не "требованиями эпохи" к виртуозу, а продуманным и технологичнейшим приемом "от общего" и прочного к частностям и деталям, отделка которых никоим образом от этого ничего не теряет. Ясно, что при этом отделка деталей и интерьера будет последней завершающей стадией такого строительства. Именно поэтому она хронологически будет отодвинута на более поздний срок. Легато (настоящее) это уже высшая степень - это то, чему научился Дебюсси, слушая однажды старого Листа и он его помнил всю жизнь и пытался именно к такому исполнению приблизиться в идеале звучания некоторых своих вещей (по книге М.Лонг)

4

Большое спасибо, Петр.
Поскольку сборник надо было срочно сдавать, мой высокоавторитетный соредактор проф. А. М. Меркулов придумал следующее:

Понятно, что Лист замечательно владел всеми видами артикуляции, всеми разновидностями фортепианных штрихов, в том числе и legato. Один из его воспитанников вспоминал: «Лист требовал, чтобы ученик пел на клавишах, то есть насколько  возможно более певуче и связно играл на рояле» (Stradal A. Erinnerungen an Franz Liszt. Bern. 1929. S. 159. Цит. по: Мильштейн Я. И. Лист. Т. 2. 2-е изд. доп. и расш. – М., 1971. С. 171. Нечаев (комментируется его выступление. - МЛ) мог знать об этом высказывании со слов Я. И. Мильштейна, готовившего в то время первое издание своей книги о Листе (М., 1956).

Возможно, при корректуре мы воспользуемся нарытым Вами.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Важные объявления (всех касаются) » Срочно проверить цитату надо