Впрочем, тут Рихтер интересен как феномен. Никто не умаляет его колоссальной фигуры и "звона", который он оставил в истории музыки навечно.
Понятно что он не ставил задачи сознательно быть таким-то или другим, а просто использовал свою уникальную природу и физическую и психическую.
Невозможно упрекать человека за то, что он был естественным и искренним даже в своем "бездушии".
С другой стороны совершенно удивительно, куда подевалась его человеческая природа (кроме разумеется могучего повелевания), которая по умолчанию всегда с наибольшей силой проявляется при перенесении внимания на другую систему. Казалось бы там, где у других обнажается, как в бане все их тельце духовное, у него вдруг - ничего! То есть в смысле человеческой природы - ничего. Там куда ты не можешь переместиться телом, ты можешь переместить свое внимание и любовь - природу души.
Правда попадаются "пустотные" пианисты другого рода, которые играют вообще не входя в творческое пространство. Этакий спорт могучего тела из мира сего, и даже руки не в черном ящике а здесь, могутные. Но о них вообще вопрос не стоит. Может они и рады лишиться души за магию исполнительсва, да душа у них чересчур мелкая, никому не нужная. Даже Диаволу...
Но вот кажется вспоминается даосская некая мудрость о следовании границе ДАО, что будет делать совершенномудрый. Не погружаясь в Дао и не пребывая в мире.
Может Рихтер никуда и не пермещал свою человеческую сущность и внимание, а умел удерживать равновесие на радужной оболочке стихии звуков, не переходя её границы для выражения ЧЕГО-ТО.
Стоит перейти и звуки станут лишь средством выражения чего-то. Стоит не дойти и будешь Мацуевым - пианистом из мира сего, мира спорта... А тут, на границе они, звуки, представляют некую вселенную самих себя, в которой можно быть повелителем, не оставаясь, правда, человеком.