Явно грубый звук прежде всего. Очень во мнигих случаях. Вне вских остальных "привходящих" сведений.
Впрочем, повторяю, что доказывать что-либо в формате форума не собираюсь, очень это затратно.
Год уйдет на согласовывание эстетических позиций и два года на то чтобы научить слышать эти грубости.
И кстати о толерантности, что такого, что кто-то куда-то заходит? В клубы, в которые хочет...
Каким образом это "мажет" Рихтера в ваших глазах (иже - Петрова)...
Да, такой вот хитрый вопрос.
То есть непонятно - почему это всеми поклонниками Рихтера воспринимается в минус?
Вот Леонардо и Микеланджело это кажется не портило... пусть себе. если хотят...
Кто-то вон даже в носу ковыряет...
Пора к Рихтеру просто относиться спокойнее.
Сейчас вот Гленна Гульда - "раздувают" ... в величайшии гении. Между тем, когда я учился все его знали и спокойно любили что-то в его исполнении. Но без фанатства и громких фраз. Над чем-то даже весьма посмеивались.
Мне все кажется что чрезмерное возвеличивание - это какая-то компенсация собственной ущербности современного слушателя. Что-то от криков - "Россия чемпион"!
Так же кричат - "Рихтер гений и точка!"
А между тем от многих его записей "на природе" начинает тошнить. Попробуйте забить им плейер и отправиться на пару дней в поход... Замучаетесь "листать", невозможно дослушать. Испытание природой, правда проходят очень немногие.
Это так, к примеру...
Но это есть некий показатель естественности искусства. Подлинно великое - неотделимо от жизненной правды от обычного "фона жизни". Кстати все исполнения композиторов - совершенно не противоречат этой естественности. Шостакович с исполнением своих фуг и прелюдий просто неотделим от природы. Он и есть сама природа, как и любое подлинное искусство.
Антирихтер (Мефистофель за роялем)
Сообщений 61 страница 88 из 88
Поделиться612008-09-15 22:36:08
Поделиться622008-09-16 09:18:21
Да, конечно, это всё понятно. Да я и писал уже, что также не приемлю всякого рода фанатизм. Насчёт же грубого звука... Да, во многих случаях. Но в Дебюсси - совсем нет, даже напротив . А кто во многих случаях этого лишён? Софроницкий? Но его Скрябина в принципе можно было бы счесть грубым, брутально-материальным. Разве же нет? Гульда возводят в гении, да. Это очевидно. Но вот вы, похоже, возводите в них же Софроницкого . Нет?
Меня, разумеется, нисколько не тревожат походы в гей-бары и куда-то ещё. Как и вообще чьи-либо однополые наклонности. Как не тревожат те же слухи (или даже факты) о Горовице или ком-то ещё. На здоровье и - личное дело каждого. Я уже писал, что мне нет дела до того, с кем спали Брамс и Бетховен, к примеру. Да хоть бы и друг с другом ! Мне непонятно другое: зачем приводить сии свидетельства о том же Рихтере? Смысл в сём какой увиделся Гаврилову? Внести свежую струю? Ведь виделся ж ему какой-то смысл?
PS: всё-таки, Пётр, отсутствие конкретики очень вредит взаимопониманию, вы не находите? Это я - к тому, что вы не написали: кем можно "безболезненно" забить плейер на два дня ?
Отредактировано Devere (2008-09-16 09:51:58)
Поделиться632008-09-16 11:28:50
кем можно "безболезненно" забить плейер на два дня ?
Пахмутовой. Решает все проблемы: музыку не будуте слушать вообще, только наслаждаться природой.
Поделиться642008-09-16 11:29:19
я наоборот приветствую всякую ясность. Это дает по-настоящему масштабность восприятия. И если в одном плане о музыке ничего может быть и не нужно знать, кроме умения воспринимать слуховые раздражители, то в сотне других её "планов" возникает её вмонтированность в социум. Мне важно знать, что Шопен оказывается не монгольский композитор 20 века, и что он любил Гладковскую и Водзиньскую, потерял в юности любимую сестру (как и Рахманинов) и был потрясающим актером и пересмешником, и многое еще другого, вплоть до его ненависти к России.
Но когда Рихтера представляют "святочным дедушкой" - добрым и морально-безупречным "великим гуманистом 20 века" - то это просто ложь. Гаврилов правильно сделал, что первый открыто заговорил против такого искажения. Любите Рихтера больше мамы? - так имейте смелость принять его таким, каким он был на самом деле. Его величие, если оно подлинное, от этого нисколько не пострадает. А его искусство и его облик предстанут в истинном, пусть даже и "демонизированном" свете. И это отразится на социальном восприятии его искусства. В лучшую сторону. Восприятие станет более независимым от ложных посылок.
Давайте скрывать взглады Вагнера и то, что Гитлер именно из-за них называл его своим единственным учителем. Давайте вместо крайностей ниционализма, питавшего в 19 веке все национальные школы от Глинки и Листа до Гранадоса и Фальи, будем лгать о неслыханной толерантности этого великого человека и назовем его великим гуманистом - вторым Ганди. Как Вы думаете - это вообще будет акт положительный или наоборот. Вот такой тоже хитрый вопрос, давайте перепишем историю на свой лад. Не нужно знать негатива. И давайте тогда осудим всех тех современников, кто оставлял нам столь ценные для исследователей свидетельства о их жизни и биографии.
В случае с Рихтером проводилась вполне традиционная и обкатанная в СССР практика превращения его "в Ленина". Какое вообще счастье, что большевики не уничтожили вообще ВСЕ объективные свидетельства и воспоминания об Ильиче., который тоже подавался страшно добрым величайшим гуманистом...
Я противник крайностей. И мне претит, когда происходит и нечто противоположное - пороки или слабости выдающихся людей выставляются на первый план, будто бы они как раз и определяли весь земной путь человека. Это - тоже будет враньем.
Но плеваться слюной, мол, "ты Ленина не трожь, гнида!" и тут же рвать из кобуры револьвер, как это делает в своих фантазиях Ник. Петров в ответ на фактические возражения Андрея к биографии "великого гуманиста" - это слишком.
Это само по себе заслуживает анализа и осуждения.
С одной стороны, такой "взрыв возмущения" общественности говорит о дикости, малокультурности ея. О пещерной ксенофобии, сходу принявшей новые факты биографии, как нечто постыдное и унизительноя для их кумира. Во-вторых это показатель неизлечимой "совковости", лакирующей действительность под заданные идеологические нормы. В третьих это настояшая выходка против свободы слова и информации. Прямо призывая заткнуть рот кому-либо, при том, что звучат слова правды, так называемая общественность показала что она не готова жить в мире достоверной информации. Она как ребенок не созрела еще знать откуда берутся дети и многое другое...
Вот от этой самой мифологии только один шаг до того, чтобы кричать - "Рихтер гений! и точка!"
Вместо того чтобы поверить самому Рихтеру, который сказал - "я нормальный".
А кто сказал, что человек вообще не гений? Что в нем не заложено всего того, что удается некоторым воплотить? Быть просто НОРМАЛЬНЫМ и воплотить свой человеческий потенциал хотя бы наполовину - будет как раз той самой гениальностью.
Но само слово мы все-таки применяем к творцам иного, не чисто исполнительского плана. К тем которые не просто тешать человечество выдающейся игрой, но и раскрывают новые горизонты, высвечивают новые эстетические ландшафты, доселе невиданные.
Так ли много Рихтер внес нового в мир музыки? Здесь нужно хорошо м всесторонне подумать и определить. Безусловно, внес что-то до него небывалое. Но что именно?
Поделиться652008-09-16 13:07:31
А его искусство и его облик предстанут в истинном, пусть даже и "демонизированном" свете. И это отразится на социальном восприятии его искусства. В лучшую сторону. Восприятие станет более независимым от ложных посылок.
Давайте скрывать взглады Вагнера и то, что Гитлер именно из-за них называл его своим единственным учителем. Давайте вместо крайностей ниционализма, питавшего в 19 веке все национальные школы от Глинки и Листа до Гранадоса и Фальи, будем лгать о неслыханной толерантности этого великого человека и назовем его великим гуманистом - вторым Ганди. Как Вы думаете - это вообще будет акт положительный или наоборот.
Ни то, ни другое. Само по себе неверно личность переносить на искусство. Как Вагнера не назови - его музыка говорит сама за себя. И в "социальном воприятии" (кстати, что это вообще такое) не нуждается. Бах жил в двух "измерениях" (что отмечал, например, Швейцер), но в данном случае никто не связывает их; и правильно.
Генрих Густавович писал (передаю своими словами): Рахманинов говорил, что в нем 85% музыканта и 15% человека, и не нужно эти 15% раздувать на все 100%.
Поделиться662008-09-16 19:35:58
Генрих Густавович писал (передаю своими словами): Рахманинов говорил, что в нем 85% музыканта и 15% человека, и не нужно эти 15% раздувать на все 100%.
А еще он же писал (тоже своими словами): прежде всего Человек, затем Художник, потом уже Музыкант и все прочее. И вот это: "...при каждой встрече с очень большим человеком, будь то писатель, поэт, музыкант, художник, Толстой или Пушкин, Бетховен или Микеланджело, я убеждался в том, что для меня важно прежде всего то, что этот человек большой, что я через искусство вижу огромного человека, и в какой-то мере (условно говоря) мне безразлично, высказывается ли он в прозе или в стихах, в мраморе или звуках..."
Поделиться672008-09-17 11:06:25
Я противник крайностей. И мне претит, когда происходит и нечто противоположное - пороки или слабости выдающихся людей выставляются на первый план, будто бы они как раз и определяли весь земной путь человека.
Так вы предлагаете полемизировать с патологией, что ли? Так "она" ж, извините, сюда не заходит и здесь ничего не читает. А нормальные люди и так понимают, что Рихтер не был святочным дедушкой. Разве нет?
Поделиться682008-09-17 13:36:06
Нет. Далеко не все понимают.
Поделиться692008-09-18 11:25:57
Так, может, они - не совсем и нормальные?
Поделиться702008-10-01 16:33:37
Давно собирался сказать...
есть два, равно неприятных для меня явления в современном отношении к музыке "культурных масс".
Рихтеромания и Гульдомания. И еще не известно что хуже...
Поделиться712008-10-01 16:42:11
Да всё в этом жанре, Пётр, худо. Разве лучшей будет аналогичная мания в адрес Софроницкого, Соколова или кого угодно ещё? Фанатизм омерзителен в принципе. Разве ж нет?
Поделиться722008-10-01 17:02:31
тут есть тонкость! все-таки мании поклонников Софроницкого или Клиберна сошли на нет, как нечто присущее только их поклонникам но не их искусству. И наоборот подозрительно число рихтероманьяков и гульдоманьяков, плодящихся с каждыи годом.
Следовательно - (я тут делаю довольно опасный вывод) в самом их искусстве было нечто такое, что-то очень сомнительное... как бы. Подлинное искусство вовсе не столь популярно. Уж на что Моцарт, а по-настоящему-то он весьма труднодоступен для масс.
Поделиться732008-10-01 17:11:30
Ну, тогда немного поднажмите и определите это "что-то"; иначе - никак. Можно с водой выплеснуть младенца. В конце концов оба ведь велики, и стало быть - имеют право на признание любого масштаба. Вот Ведерников не имеет, хоть музыкант выдающийся. Но разве его интервью не вызвало у вас аналогичного чувства? Да, масса умных вещей сказана, но... общее впечатление чего-то... м-м-м.. огорчительно бескрылого - вам не показалось? - чего-то до такой степени приземлённого, что даже обидно! А уж это столь частое явное неприятие-несогласие Нейгауза?! Вот, жил человек, учился, был рядом, и чего-то очень важного так и не понял. И даже этого обстоятельства не понял в итоге!
Отредактировано Devere (2008-10-01 17:28:21)
Поделиться742008-10-01 22:07:17
Когда гений говорит, что он нормальный - это понятно. А когда нормальный мнит себя гением - это уже знаете ли... очевидная ненормальность, то есть гениальность?? Вот до чего доводит логика.
Поделиться752008-10-01 22:52:25
Антон! а трещина в логике... Ненормальный это может быть вовсе и не гений...
Поделиться762008-10-02 09:25:25
А когда нормальный мнит себя гением - это уже знаете ли... очевидная ненормальность, то есть гениальность?? Вот до чего доводит логика
Не-е-е, это - ошибка в логике, ибо между ненормальностью и гениальностью отнюдь нет полного тождества, хотя, быть может, и есть много общего...
Поделиться772008-10-02 18:02:12
Ну что вы, право... Естесно это все чепуха. Просто именно формальная логика приводит к таким выводам. Абсурд, короче. К диалогам Платона, пожалуйста.
Поделиться782008-10-14 00:08:27
Где-то около 73 года.Город Иваново.Коммуналка.Перед новым годом мой старший брат режет селедку под шубу.В комнатушке нас пятеро.По телевизору,со стороны органного пульта в Бзконсерваториии показывают Рихтера.7ая Бетховена.Ощущение как-то постигаю,вспоминаю всю жизнь.Теперь ясно,что начал жить,входить в мир,музыку в разделенное время - во время него.Теперь после него.
Поделиться792008-10-14 00:12:25
Отдать должное - и у меня "Пестрые листки" Шумана вызвали острое чувство красоты в примерно то же время. что-то завораживающее есть в этой записи, которую считаю одной из лучших Рихтера - подлинным шедевром.
Поделиться802008-10-14 08:53:12
Извините, конечно, что всё "опошляю", но подчас подобные вещи вовсе не свидетельствуют о чём-то шедевральном. Когда человек, предположим, впервые встречается с чем-либо великим (как-то 7-я соната), то сие - в принципе нормально, кто бы её ни играл...
Поделиться812008-10-24 22:24:59
Тогда,в 73,я еще не знал,что останусь с "хорошей",по словам А.Н.Мясоедова,музыкой рядом,внутри.
Теперь я стараюсь не слушать живое исполнение,не выдерживаю.И объяснить могу только длинно,уж извините.
Недавно приехал с фортепианного конкурса,где,по долгу службы,настраивал рояль,новый Стейнвей и заодно прослушал маленький марафон из 3 туров с 11 участниками.Музыка только отечественная.Формальные приличия собюдены: профессура из Москвы.местная.аккуратно отделанный зал для микрофонного творчества.страстишки,склоки,половина пианистов из Москвы,за окном падают созревшие грецкие орехи.
Во 2 туре срезали двух оч приличных девочек и оставили пару неприличных,которые с оркестром забывали текст.Давно не видел,как дирижер ловил с оркестром пианиста,судорожновспоминающего ноты,дирижер показывает цифру,эамах,доля! и играем без перерыва. Все это не стоит описывать,даже этические воззрения жюри.Но.
На сцену вышел долговязый 15 летний юноша и мир изменился.На репетиции в 1м концерте Прокофьева у меня наворачивались слезы.Он расставил все по местам-музыку,слушателей,оркестр...Не надо было волноваться,попадет ли не забудет ли,любит ли ,понимает,что играет? Он там жил,в какие-то моменты игра напоминала прокофьевскую,легко и щедро убавлял,добавлял звук.. Арсений Есаулков,учится на пианиста и композитора в Екатеринбурге.
Мы все в себе пытаемся раздуть искру Божию и как мало кому удается.Хотел в конце дозлословить,но сильно не буду.Со временеммои нервы слабеют и отказывают в прослушивании даже среднего качества исполнителей.Недавно понял,что легко принимаю интерпретации проанализированные.И этого так мало. Такая наша музыкльная явь.
Поделиться822008-10-26 19:52:48
alexy! спасибо, постараюсь запомнить этого пианиста. Ваши слова вызывают доверие.
Нет ли его записей в сети на Ю тубе или где-нибудь?
Поделиться832008-10-27 11:04:38
Нет ли его записей в сети на Ю тубе или где-нибудь?
Не логичным ли будет предположить, что коль скоро он ещё учится, да, к тому же, в провинции, то его записей на ю-тубе пока нет?
Поделиться842008-10-30 05:35:47
Я тоже так предполагаю.Он играет 3-4 конкурс,занимается на допотопном совпиано. По программе было ясно, что педагог талантливый и опытный, очень ловко составивший программу.
Еще осталось впечатленние какой-то сиюминутности происходящего.Когда играют крепкие такие пианисты,быстро,уверенно,"Картинки" -нате вам,8ю Прокофьева-вуаля,все так злободневно и обыденно,как киоск мороженого. И когда кто-то вырывается из этого ряда событий , хочется растянуть ,удержать,происходящее. У талантов много тупиковых дорог, время покажет.
Поделиться852011-01-29 09:27:02
Кстати, о рихтеровском Шопене. Объективно говоря, кое-что действительно здорово. Недавно совершенно случайно прослушал Вальс Des-dur (op. 70). Понравилось, и весьма. Еще есть хорошая запись 3-х ноктюрнов ор. 15, 4-го скерцо, обоих cis-moll'ных этюдов. Не по-нашему. Но в высшей степени хорошо. И его пресловутая отстраненность уже не мешает. Надо бы отрешиться от Рихтера-человека. Только тогда все станет на свои места.
Поделиться862011-01-30 20:46:21
Еще бы тебе Рихтер не нравился. Он все же "генетически "ваш". А твой дед как его любил!.. )))
Но все равно дело "не чисто". Даже если отрешиться от личности.
Поделиться872011-01-30 21:17:26
Еще бы тебе Рихтер не нравился. Он все же "генетически "ваш". А твой дед как его любил!.. )))
Генетически он "не мой". Даже совсем наоборот. Доказывать сей постулат считаю абсурдным. Дед любил - факт биографии деда. Я вообще-то отца больше ценю... Просто пора бы начать подходить к пианизму и к музыке хоть относительно объективно.
Поделиться882011-01-31 00:59:39
хоть относительно объективно.
к этому и стремимся всю жизнь.
Мне тоже нравятся у Рихтера отдельные записи. Рондо в стиле мазурки например. считаю гениальным исполнение, еще помню по фильму "Грезы любви" .
Вообще где на первом плане "звуковая" картина у него всегда очень здорово.
Но иные произведения требуют чего-то иного. Некой скромности или аскетичности ДОСТАТОЧНОСТИ красоты тембра. Так например я всемерно предпочитаю прочтение Ведерниковым Хаммерклавира, особенно 3 части. Он там не берет "красотой звука" - "звукачеством". Зато он выигрывает очень во многом другом. И соната предстает более высоким и глубоким произведением, нежели у других.
А вот Прелюдии Шопена мне как раз нравятся у Рихтера. Хотя он их и "искажает". Но в лучшую сторону.
Чтобы в них ИЗОБРАЖАТЬ что-то характерное, они слишком мимолетны. А вот когда Рихтер их "обезличивает", представляя лишь идеальную звуковую картину, это из странным образом углубляет и расширяет и во времени и в какой-то бесконечной всеохватности.