К сожалению мой комп сегодня дает сбои и всякие неустранимые ошибки постоянно высвечивают синим цветом экран.
Но попытаюсь все-таки сказать несколько слов по вчерашнему концерту, так-как он стоит того чтобы о нем сказать.
Давно я не был так всецело захвачен музыкой живого концерта, отдаваясь всей душой художественным образам, зримо выступающим на первый план моего музыкального воображения.
Классичнейший концерт! Дыхание настоящего искусства. Именно то качество, которое я наиболее всего ценю в исполнении музыки и которое, увы, нынче уже все реже и реже встречается.
И ПРОГРАММА! Вот это, я вам скажу, программа!
Гилельс, называя шумановский ля-минорный концерт лучшим среди фортепьянных концертов, безусловно подразумевал его глубочайшее художественное качество и тот неповторимо-высокий уровень поэтического видения композитора, где ни одной ноты не написано напоказ, ради внешнего эффекта, непрочувствованной, не политой собственными горькими слезами или не освещенной любовью благороднейшего из сердец.
Таков вообще Шуман.
"Лучше всех играет тот кто, яснее и логичнее ...". Да вот тут в самом этом месте и встает сфинксом "логика" Шумана. К ней нужно еще подобраться. Это вовсе не логика ума, тут нужно еще пуд соли съесть и прожить целую жизнь, полную драматических коллизий, чтобы подвинуться хоть сколько-нибудь близко к его логике...
Тем не менее музыканты достойны самых горячих похвал и почтения за вчерашний концерт.
И то сказать, Михаил Лидский тоже ведь из тех, кто соответствует шумановскому стремлению не разменивать искусство на внешние эффекты. Честнейший из ныне живущих художников, хранитель сокровенной тайны и совести музыкального искусства. Сильно сказано? Это так и есть! И уже не единственный ли у нас? Сдается мне что очень уж многие, чуть ли не все, по своему, по-мацуевски счастливы, занимаясь по сути другой профессией.
А какая страсть, поэтичность, тонкость, трагизм, порыв, искренность, любовь, бесконечные оттенки человеческих чувств явились нам в исполнении Михаилом шумановской музыки!...
Порадовал оркестр, безусловно прогрессирующий в своих выразительных возможностях, достойно и поэтично исполнивший труднейшие партитуры Фауста и Манфреда, "единым кровообращением" пульсировавший с партией солиста в концерте и клавирштюках.
Артем Маркин - целеустремленный и одаренный дирижер, определенно входящий в подлинную силу и гармоничное развитие своих лучших качеств.
Увлеченность и искренний темперамент его импонировали публике, передавались музыкантам, отнюдь еще не искушенным столичными сценами.
Я считаю что состоялось большое художественное событие. Я мог бы назвать его и историческим, потому что память Шумана в России в 150 год его смерти была отмечена этим концертом весьма и весьма достойно.
Такие концерты "поддерживают небеса", доказывая, что связи с духом и Богом еще не утеряны, что люди способны развивать свои лучшие качества и подниматься до высот сознания, достигнутых и явленных нам редчайшими гениями человечества.
Рано еще на нас посылать комету.
Еще мерзость запустения не стоит, "где не должно". Еще есть живые, не запустевшие души и сердца, стремящиеся ввысь.