Ой ну ладно прям ваще.
Извините.
Петр, спасибо, конечно, Вы только не болейте. Что такое ТС?
Гузаль, спасибо за пожелания удачи.
В Москве это предприятие планирую на сл.сезон (также еще в паре мест). Нынешнее - не в обиду Волгограду и Владимиру будь сказано - нечто вроде испытания. Кстати, намедни был не Волжский, а Калач-на-Дону. В-град и Владимир - это стационарно, а города В-градской области чередуются.
Заявляя дело в МГК, я написал пояснительную записку, каковую в основной части хотел бы тут цитировать.
Как известно, тридцать две сонаты Бетховена как цикл исполнялись неоднократно. Построение программ при этом бывало различным. Одни артисты — как, например, А. Шнабель — составляли программы на основе собственных представлений о сонатах и их сочетаемости, вне хронологического порядка (по такому принципу были построены программы концертов в РЗК сезона 2004-2005, когда бетховенские сонаты исполнял проф. Т.А. Алиханов). Другие — как, например, С.Е. Фейнберг, М.И. Гринберг, Т.П. Николаева — следовали традиционной нумерации сонат (как из-вестно, она не всегда совпадает с хронологическим порядком).
Отличительная черта предлагаемого проекта — представление сонат Бетховена в хронологическом порядке и опусами: так, как они были изданы автором. То, что эволюция стиля и жанра наглядна именно при исполнении в хронологическом порядке, едва ли нуждается в пояснениях (подчеркну, впрочем, что Т.П. Николаева в воспоминаниях о М.И. Гринберг определила основную идею исполнения 32 х сонат Бетхо-вена именно так: «Представить слушателю эволюцию шедевров бетховенских сонат от первой до тридцать второй» ).
Комментария требует проблема «сверхциклов» бетховенских сонат.
Ф.М. Гершкович, крупнейший музыкальный ученый и знаток Бетховена, писал об одной из концертных программ С.Т. Рихтера: «6 я, 7 я, 17 я и 18 я сонаты [такова бы-ла программа. — МЛ] соответствуют по своей общей длительности мере времени, которое отпущено филармонией для игры и слушания… Вместе с тем, если играть полностью, нельзя играть эти четыре сонаты без 5 й и 16 й. сонат… Конечно, нельзя воспротивиться даже и тому, чтобы играть не весь сонатный цикл, но лишь какую-нибудь его часть в отрыве от остальных частей. Однако если играть полностью; если играть с целью добраться до сердцевины мысли Бетховена, т.е. показать ее так, чтобы она вновь удивила нас новой гранью ее (заодно) необъятности и ясной тем не менее целостности, нельзя отрывать друг от друга: 1) 1 ю, 2 ю и 3 ю сонаты; 2) 5 ю, 6 ю и 7 ю; 3) 9 ю и 10 ю; 4) 13 ю и 14 ю; 5) 16 ю, 17 ю и 18 ю; 6) 19 ю и 20 ю. То есть те сонаты, которые объединены общим порядковым номером (Opus 2, Opus 10 и т.д.), представляют собой "сверхцик-лы"! Я прекрасно знаю, каким внешним моментам подчинялась нумерация сочинений Бетховена. Но их объединение под общий номер никогда не касалось чего-то чуждого их формальной сущно-сти. Речь идет именно о сверхциклах! […] 7 я и 18 я сонаты (обе — последние в соответствующих "сверхциклах") состоят из четырех частей каждая, в то время как остальные два цикла здесь и там (5 я и 6 я; 16 я и 17 я) состоят из трех частей каждый. Но в последнем цикле "сверхцикла" дело не только в большем количестве частей, а еще в его глубинном формальном масштабе: он, послед-ний цикл, в сверхцикле, так или иначе, объединяет себя и остальные циклы в единое целое. В первом "сверхцикле" (ор. 2.) все сонаты четырехчастные. Но третьей сонате — последней — никак не подстать остальные две. Эта третья соната — первое двуфункциональное произведение Бетховена. И она двуфункциональна — т.е. выше по уровню, чем остальные две, — с тем, чтобы подчинить их себе» Под двуфункциональностью Третьей сонаты автор имеет в виду, скорее всего то, что, как сказано в его неоконченной работе, помещенной в цитиро-ванном издании, «в этой четырехчастной сонате все четыре части являются сонатами (в той или другой мере). Тем самым, суть цикла — тема с вариациями. То есть: вариации формы сонаты!».
Ф.М. Гершкович говорит о формальном аспекте, но закономерность объединения сонат в «сверхциклы» проявляется и на других уровнях — таких, например, как трактовка инструмента, особенности фактуры. С первых тактов Сонаты ор. 7 очевиден «оркестральный» характер ее фактуры, существенно отличающийся даже от Третьей сонаты ор. 2 №3, наиболее фактурно богатой в опусе 2 — фактура каждой из трех сонат первого бетховенского фортепианного «сверхцикла» имеет, разумеется, свои особенности, но именно сопоставление с Четвертой сонатой ор. 7 наводит на мысль о некоем общем характере фактуры опуса 2 в целом.
Аналогичные выводы следуют из сравнения сонат ор. 26 с 27 и 28, ор. 13 и 14, скрипичных сонат ор. 12 с ор. 23 и 24… Плодотворно, мне кажется, сопоставление двух последних опусов с соседствующей с ними фортепианной сонатой ор. 22, а также фортепианной сонаты ор. 101 и двух виолончельных сонат ор. 102… Впрочем, это выходит за рамки представляемого проекта.
Цитата из Ф.М. Гершковича и последующие краткие заметки, полагаю, достаточны для вывода: проблема «сверхциклов» бетховенских сонат весьма ак-туальна и заслуживает исполнительского внимания.
На сочетании хронологического принципа и принципа «сверхциклов» построены, как уже было сказано, программы предлагаемого проекта. Чувствую глубокую органичность такого подхода.
Цикл состоит из девяти программ. Среди этих программ встречаются как более продолжительные (например, программы I, II, III), так и звучащие 65-70 минут (например, программы IV, V, VI). Нахожу это вполне естественным. В случаях, когда «сверхцикл» не удается уместить в одно отделение, требуется небольшой дополнительный антракт, обособляющий «сверхцикл»: например, в программе I — между ор. 2 №3 и ор. 7; в программе II — между ор. 49 №2 и ор. 10 №1.
Включение в программы Andante фа мажор и Фантазии ор. 77 обусловлено, с одной стороны, желанием заполнить возникающие временные пустоты, а с другой — имеет и исторические основания: как известно, Andante первоначально было средней частью ор. 53, а Фантазия примыкает к сонатам ор. 78 и 79. На данный момент нерешенным остается вопрос о программе VIII: по-видимому, перед сонатой ор. 101 жела-тельно добавление, однако подобрать подходящее мне пока не удалось. Буду признателен за советы.