II Международный фестиваль музыки НИКОЛАЯ МЕТНЕРА (1879/1880–1951)
Москва – Екатеринбург - Владимир
Программы концертов:
22 мая 2007 г. (вторник)
I отделение
Соната фа-минор соч.5
Allegro
Intermezzo: Allegro
Largo
Allegro risoluto
(Б.Березовский - ф-но)
Песни
«Я пережил свои желанья» ( А. Пушкин ) cоч. 3 №2
«У врат обители святой» ( М. Лермонтов ) соч. 3 №1
«Конь» ( А. Пушкин ) соч. 29 №4
« Роза» ( А. Пушкин ) соч. 29 №6
«Весеннее успокоение» ( Ф. Тютчев ) соч .28 №5
«Зимний вечер» ( А. Пушкин ) соч. 13 №1
« Мечтателю» ( А. Пушкин ) Соч. 32 №6
(Василий Савенко- бас-баритон, Б.Березовский - ф-но)
II отделение
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром до- минор cоч. 50 (1920-27)
1ч. – Toccata. Allegro risoluto
2 ч. – Romanza. Andante con moto
3 ч. – Finale
солист
лауреат международных конкурсов
Борис Березовский (Бельгия)
23 мая 2007 г. (среда)
I отделение
Шесть Сказок
Ми-бемоль-мажор соч.26 №1 Allegro frescamente
до-минор соч.8 №1 Andantino
фа-минор соч.14 №1 («Песня Офелии») Andantino con moto
фа-минор соч.26 №3 Narrante a piacere
си-бемоль-минор соч.20 №1 Allegro con espressione
Ми-бемоль-мажор соч.26 №2 Molto vivace
(Анастасия Сафонова – ф-но)
Семь песен
Aus “Erwin und Elmire” (“Sie liebt mich!”) / Из «Эрвина и Эльмиры» («Любим я!..») (В.Гёте) соч.15 №4
“Im Voruebergehn” / «Мимоходом» (В.Гёте) соч.6 №1
“Naehe des Geliebten” / «Близость милого» (В.Гёте) соч.15 №9
Praeludium / Прелюдия (В.Гёте) соч.46 №1
«Телега жизни» (А.Пушкин) соч.45 №2
«Наш век» (Ф.Тютчев) соч.45 №4
Песнь ночи («Как океан объемлет шар земной…») (Ф.Тютчев) соч.45 №3
(Я.Иванилова - сопрано, Х.Милн - ф-но)
II отделение
-Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до- минор соч. 33 (1914-18)
1 ч. – Allegro
2 ч. - Dolce tranquillo
3 ч. - Tempo risoluto (Allegro)
солист
лауреат международных конкурсов
Юрий Мартынов
- Сюита-вокализ для сопрано, облигатного фортепиано
и симфонического оркестра соч.41 № 2
(оркестровка Марины Ковалёвой)
Интродукция – Пенье нимф
Тайны
Шествие граций
Что говорит певец
солисты
лауреаты международных конкурсов
Яна Иванилова (сопрано) Екатерина Державина (фортепияно)
24 мая 2007 г. (четверг)
I отделение
«Восемь картин настроений» соч.1
1. Пролог.Andante cantabile
«По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…»
(М.Лермонтов)
2.Allegro con impeto
3.Maestoso freddo
4.Andantino con moto
5.Andante
«Метель шумит и снег валит,
Но сквозь шум ветра дальний звон
Порой прорвавшийся гудит, -
То отголосок похорон»
(М.Лермонтов)
6.Allegro con humore
7.Allegro con ira
8.Allegro con grazia (quasi Valse)
(Е.Державина – ф-но)
Соната ля-минор соч.30
(Х.Милн - ф-но)
Пять песен
«День и ночь» (Ф.Тютчев) соч.24 №1
«Сумерки» (Ф.Тютчев) соч.24 №4
«Я потрясён, когда кругом…» (А.Фет) соч.24 №5
«Бессонница» (Ф.Тютчев) соч.37 №1
«Испанский романс» (А.Пушкин) соч.36 №4
(Я.Иванилова- сопрано, Е.Державина- ф-но)
II отделение
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ми минор соч. 60 (1940-43)
1 ч. – Con moto largamento
2 ч. – Interludium
3 ч. – Finale
солист – профессор Лондонского университета и Королевской академии музыки
Хэмиш Милн
ВЛАДИМИРСКИЙ ГУБЕРНАТОРСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель и главный дирижер – АРТЕМ МАРКИН
Концерты проходят в Зале классической музыки (ул.Большая Московская, 28)
Начало концертов – 18.30
Билеты можно приобрести в кассе
Центра хоровой музыки
по адресу: ул. Георгиевская, 2-а (Георгиевская церковь)
(центр города, за старой аптекой)
Цена билета – 100 рублей
Телефоны для справок: 32-54-95, 32-27-71, 32-63-65
МЕТНЕР-ФЕСТИВАЛЬ
С 10 по 24 мая 2007г. в Москве, Екатеринбурге и Владимире проходит Второй
Международный Метнер-фестиваль. Сегодня мы ещё не до конца и не в полной мере осознали, что представляет для России композиторское и исполнительское творчество Николая Карловича Метнера, занявшего особое место в ряду «наших бессмертных» (слова С.Рахманинова).
Год тому назад выдающийся российский пианист и музыкант Борис Березовский с несколькими энтузиастами-солистами организовал и провёл в академии музыки имени Гнесиных 1-й международный «Метнер-фестиваль». Три концерта фестиваля, естественно, не смогли вместить всю музыку одного из выдающихся российских романтиков прошлого века.
Немец по крови и русский по духу, он оставил для следующих поколений музыкантов образцы вокального и инструментального, тогда совершенно новаторского и оригинальнейшего, музыкального письма.
Второй международный «Метнер-фестиваль», учреждённый снова Борисом Березовским, расширяет географию концертов и становится достоянием не только Москвы. Он открылся 10 мая в Большом зале московской консерватории, где были исполнены (впервые в один вечер) все 3 концерта для ф-но с оркестром и Сюита-вокализ (в оригинале – для голоса с ф-но), специально для фестиваля переложенная для сопрано, облигатного ф-но и оркестра. С оркестром «Новая Россия» (художественный руководитель - Юрий Башмет) п/у Александра Сладковского выступили солисты: Юрий Мартынов – 1й Концерт, Борис Березовский – 2ой Концерт, Хэмиш Милн (Англия) – 3й Концерт, Яна Иванилова ,сопрано и Екатерина Державина,ф-но – Сюита-вокализ.
Продолжился фестиваль в Екатеринбурге 13-15 мая двумя камерными и симфоническим концертом (с той же программой и с Уральским симфоническим оркестром п/у Дмитрия Лисса), затем возвратился в Москву: в Концертной студии ГТРК «Культура» на Малой Никитской 18, 19 и 20 мая состоялись 3 камерных концерта с участием Я.Иваниловой (сопрано), В.Савенко (бас-баритон), пианистов Б.Березовского, Е.Державиной, Х.Милна и А.Сафоновой, скрипачей А.Бруни и Э.Пак. Прозвучали ф-п. сонаты и миниатюры, Соната- вокализ для сопрано и ф-но, Песни, Первая и Вторая скрипичные Сонаты. Эти 3 концерта, как и открытие фестиваля, «живьём» транслировались по радио «Орфей».
Завершается фестиваль в древнем русском городе Владимире тремя камерно-симфоническими концертами (22,23,24 мая) с участием тех же музыкантов и Владимирского губернаторского оркестра п/у Артёма Маркина.
Третий международный «Метнер-фестиваль» в будущем году может выйти за рамки российской географии и завершить свой путь в местах вынужденной зарубежной эмиграции Н.К.Метнера – городах Берлине, Париже и Лондоне.
МЕТНЕР, НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ (1879/1880–1951), русский композитор и пианист. Родился в Москве 24 декабря 1879 (5 января 1880) в немецкой по происхождению семье с разветвленными музыкальными традициями. По материнской линии доводился двоюродным братом А.Ф.Гедике.
Метнер с детства занимался музыкой с матерью, музицировал с братьями и очень рано проявил склонности к композиции. Поступив в 1892 в Московскую консерваторию, учился по классу фортепиано у П.А.Пабста и окончил консерваторию как пианист по классу В.И.Сафонова в 1900 с малой золотой медалью. Тогда же принял участие в Третьем международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна, где получил первый почетный отзыв. В начале 1900-х годов опубликовал свои первые произведения (фортепианные пьесы и романсы). Дебютировал с исполнением собственной музыки (четыре Картины-настроения) 26 марта 1903 в Москве в Малом зале консерватории; с 1906 давал ежегодные авторские концерты. Как пианист имел большой успех, концертировал в России и с 1904 за рубежом; в репертуаре, кроме собственных, преимущественно произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского, впоследствии также Рахманинова. Критика писала, что Метнер за роялем – не виртуоз, а «исполнитель-творец, увлеченный одной сутью исполняемых вещей». Расцвет творческой деятельности Метнера приходится на 1910-е годы, когда появляются, в частности, его фортепианные сонаты (оп. 22, 25, 27, 30) и др.
В 1900-х годах Метнер преподавал в частной музыкальной школе Л.Э.Конюса, в Елизаветинском институте, после 1905 – в Народной консерватории; был также связан с деятельностью концертной антрепризы «Дом песни», основанной М.А.Олениной-д'Альгейм; в 1909–1910 и 1915–1919 профессор класса фортепиано Московской консерватории. В 1921 уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936 – в Великобритании. В феврале 1927 последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе с авторскими концертами, которые прошли с огромным успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вел частную педагогическую деятельность, много сочинял. В первой половине 1930-х годов работал также над книгой Муза и Мода (Париж, 1935), посвященной творческому процессу сочинения музыки. В конце 1940-х годов, благодаря помощи одного из учеников, смог осуществить запись на пластинки ряда своих сочинений (в том числе трех фортепианных концертов и самого позднего своего опуса – фортепианного квинтета, который был начат еще в первые годы 20 в., а завершен в 1949).
Композиторская деятельность Метнера связана главным образом с фортепианными жанрами, как с крупными (три концерта и множество сонат, в основном фортепианных и трех сонат для скрипки с фортепиано), так и с миниатюрами, часто объединенными в циклы (сказки, новеллы, импровизации и т.д.). Он создал много интересной и утонченной вокальной музыки; среди его любимых поэтов – Пушкин, Тютчев, Гёте. Уникальный композиторский стиль Метнера, строгий и серьезный, сохраняющий единство на протяжении всего пути музыканта, – оригинальное явление в русской культуре: он представляет собой синтез западноевропейской (главным образом немецкой) романтической традиции (в плане не только музыкальном, но прежде всего духовном) и ряда черт, типичных для русской школы. Понятие «философская» в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно к произведениям, написанным в его излюбленной форме – сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно «драмы идей», хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде «реминисценций»-воспоминаний. Для его фортепианного письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок – некоторая «графичность».
Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым Метнера связывала многолетняя дружба; Метнеру посвящен Четвертый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.
Умер Метнер в Лондоне 13 ноября 1951.