Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Концерты предстоящие и уже состоявшиеся » Бетховен, 32 сонаты, Михаил Лидский, ММДМ


Бетховен, 32 сонаты, Михаил Лидский, ММДМ

Сообщений 1 страница 30 из 33

1

1. Концерт
Во первых строках моего письма...
ПОЗДРАВЛЯЮ Михаила Викторовича Лидского с первым концертом цикла 32 сонат Людвига Ван Бетховена!
Концерт прошел при полном зале (Камерный зал ММДМ), и, еще бы чуть чуть, и нам, приехавшим из Владимира, не хватило бы билетов. Во всяком случае - пришлось сидеть "вразбивку".
Мне кажется такой, радующий душу, интерес к творчеству пианиста вполне закономерен. После "конфетных фантиков", которыми изобилует  повседневная концертная жизнь, определенная часть людей просто соскучилась по чему-то более серьезному, по-настоящему академическому и передовому на исполнительском "поле". А некоторая часть просто без этого жить не может, и художественное "обезвоживание"  для неё - совершенно нежелательное состояние.
Безусловно, Михаил продемонстрировал в этот вечер высочайший пианизм, необыкновенную тонкость и виртуозность. Потрясающее звуковое разнообразие и то, что называется - "свободное и мастерское владение всеми художественными средствами", которых у него так много, что трудно кого-либо поставить с ним сейчас рядом.
Тонкость и блистательная качественность исполнения позволяет любоваться каждым сантиметром художественного бетховенского полотна. Драгоценная фактура в каждом своем "застывшем мгновении" опирается на выверенные и обобщающие драматургические периоды, которые в свою очередь создают нечто целое.
Целое же получается в итоге чем-то доселе невиданным - "Вавилонской башней" (каждой сонаты), законченной и завершенной.
(Так и хочется продолжить метафору и сказать про Михаила, что он, де стоит на вершине этой башни, созданной по чертежам Бетховена,  чтобы "дотянуться к Богу"...)  :)
Качественный инструмент вполне позволил и воплотить и воспринять звуковой замысел
Михаила. То, что виделось на предыдущих бетховенских концертах во Владимире "как сквозь запотевшее стекло" приобрело  совершенно четкие и понятные очертания.
Но, надо сказать, что искусство Лидского требует от слушателя колоссального внимания и встречной "работы". Все-таки, в этом именно мне видится его принадлежность (вполне в духе времени) более к "информационной составляющей" нашего века, .
Его искусство из тех, что непременно должно быть зафиксировано на звукозаписи и подлежать длительному и внимательному вслушиванию в одиночестве и тишине.
(В этом его некотороя полная противоположность, скажем, искусству Андрея Гаврилова, который пренебрегает записью и считает основным акт концертного "действа", некоего уникального "сеанса художественной истины и вдохновения" . )
Индуктивность построения сонат, когда из частных, всесторонне осмысленных и мастерски выстроенных деталей в итоге возникает некое грандиозное целое, - такой подход затрудняет владение стихийными "потоками", в чем-то противореча им. Но и "стихийность", так свойственная на мой обывательский взгляд музыке Бетховена, нет-нет да вполне проявлялась.
Вот в этих эпизодах, когда появлялась некоторая "отвязность" и доверие к "потоку" - Михаил был на мой взгляд совершенно великолепен. Именно эти эпизоды я имел в виду, когда сказал, что в таких местах "кажется - сам Бетховен" взял в свои руки исполнение. (кстати, не день ли  рождения Бетховена вчера был?)  Значит - "инспирировал", точно.
К сожалению нужно бежать на работу..
Как бы "фантазируя идеального Михаила Лидского", (если бы попросить  Демиурга сделать его  для меня, дебила,  идеальным), я бы хотел, что бы его подход к музыке , как к святыне и  глубочайшему посланию, требующему скрупулезного и качественнейшего прочтения уравновесился в итоге большей, что ли, самостоятельностью свободной воли.
Помните...? "Юноша, полный красы, напряжения чуждый..." :) "...тешится быстрой игрой" "расступись" "не мешай русской удалой игре"...
Или вот еще про Франса Хальса пишет Эжен Фромантен (из кн."Искусство видеть" С.М. Даниэля - очень полезно и здорово на мой взгляд для любого, и "почти про Михаила")

"Краски одинаково прекрасны и метко схвачены, как в тенях, так и на свету, как в своей силе, так и в своей нежности. Это наслаждение <...> видеть их богатство и простоту, изучать их подбор, число, бесконечные нюансы и восхищаться их совершенным единством. <...> Работа кисти сама по себередкое чудо, краска кладется по надобности густо или жидко, твердо или сочно, жирно или тонко. Фактура свободная, обдуманная, гибкая, смелая; никаких крайностей, ничего незначительного. Каждая вещь написана сообразно её значению, собственной природе и ценности: в одной детали чувствуется прилежание, другая едва тронута. Гладкий гипюр, легкие кружева, отливающий атлас, матовый шелк, поглощающий больше света, бархат - все это без мелочности, без излишних деталей: мгновенное восприятие сути вещей, безошибочное чувство меры, умение быть точным без долгих объяснений и дать все понять с полуслова, ничего не опуская и лишь подразумевая бесполезное; мазок стремительный, ловкий и точный, как всегда, меткое слово, верно найденное сразу; ничто не утомляет перегрузкой, ничего беспокойного и ничего излишнего; столько же вкуса как у Ван Дейка, столько же технической сноровки, как у Веласкеса, и эхто при в сто крат больших трудностях, созданных бесконечно более богатой палитрой, поскольку она не ограничена тремя тонами, а дает всю гамму известных тонов - таковы во всем блеске опыта и вдохновения почти единственные в своем роде достоинства этого прекрасного художника".

перечитывать на ошибки некогда...
Пока.

2

Часть 2.  Простота.
Как известно - простота не есть цель искусства. "К простоте приходят по мере приближения к истине". Поясню, как я это понимаю. (Письмо Пушкина Вяземскому, опять же... "Твои стихи слишком умны"...)
Конечно это не значит, что истина каждый раз проста. Все мы знаем о научных истинах, одно приближение к которым бывает настолько сложно, что иные ученые труды вполне адекватно понимают порой лишь несколько человек на планете...  Но как не вспомнить опять Резерфорда, которого служанка спросила - чем он занимается. Он потом говорил своим ученикам, что если ученый не может просто и внятно объяснить (хотя бы и своей служанке) чем он занимается, то значит, он и сам не понимает - чем он действительно занимается...
Это конечно почти шутка со стороны великого физика, но в ней виден и очень глубокий намек.
Простота - это достижение того, кто стоит у истины и, предощущая или понимая уже самую суть, он при желании может поведать другим нечто великое и грандиозно-сложное простым языком.
Разумеется -  при желании!
Такая форма как публичный концерт, все-таки сравнительно недавно устоявшийся, как именно сольный концерт - recital, наивысшего расцвета достиг в 19-20 веках, в основном на основе романтической музыки. Когда само высказывание со сцены было взволнованным и захватывающим публичным действом, почти спектаклем - образов, красок, эмоций. Чтобы тебя слушал зал, составленный из весьма разнородной публики, хотя бы и любителей музыки, их требовалось захватить и вести за собой, демонстрируя нечто "общечеловеческое", которым как нельзя более полно изобилует искусство.
Отчасти это и сейчас так. Но вот именно в форме (целесообразности её)  некоторых концертов начинаешь уже сомневаться. При том уровне внимания, который требует концерт Михаила Лидского, уже явной помехой оказывается публика в зале. Во всяком случае наличие егозливого соседа, ворочающего головой по сторонам, способно "убить" тончайшую, как нить сна, вторую часть третьей сонаты - напрочь для вашего восприятия. Думается что "музыкальное послание" Михаила нужно пожалуй, и правильнее (в идеале) давать по особой просьбе и нескольким рекомендациям, заверенным печатью главного дирижера Берлинского филармонического, только в зале библиотеки и для служебного пользования.  :)) Только достигшим 50 - летнего возраста музыкантам.

*  *  *
Ну шутка, же...
На самом деле, содержание Мишиного концерта по своим "кондициям" мало было рассчитано на "трибуну публичности". Я не могу может быть еще точно передать некоторого, зреющего в понимании парадокса прошедшего концерта, но такой "парадокс" точно был.
Впрочем, это может и был "пережим контроля" на ответственном концерте, который не вполне дал поэзии (а она была - подлинная, портясающая поэзия!) уравновесить разум, развернуться и сделаться широко и доступно - "прости Господи, глуповатой".
Интересная тема для перетирания, не правда ли? :)
Что есть эта самая "глуповатость" поэзии, как не закон другой реальности, в которой наше внимание остается "как таковое", потеряв почти все из мира вещей и очень многое из мира понятий.
Изолировать и выделить внимание в чистом виде - вещь сама по себе страшно увлекательная и возвышающая человека. Именно на этом пути он начинает понимать Внимание бога, чуждого интересам и страстям людей, внимание "как таковое", которым тот щедро делится со всем живым на земле. Искусство позволяет выделять внимание, отрывая его от навязчивого думания, перемещая его на звуки, на краски, на движения, на формы. Процесс отделения его от обыденного сознания вовсе не прост и даже болезненен, как отрыв кожи. Во всяком случае - инстинктивно страшен для разума, который воспринимает каждый раз такой отрыв как угрозу смерти. Не страх ли смерти предчувствует человек перед выходом на сцену. Но коллапс "обыденного сознания" неизбежен на сцене. Это и есть умирание в чистом виде, когда одна личность исчезает, но вдруг оказывается что есть и другая, которая все видит, чувствует и вполне контролирует. Вот тогда и возникает ИСКУССТВО. Оно захватывает людей, которые в глубине сознания все понимают и испытывают необычные совершенно состояния лишь только им напоминают и демонстрируют их иную - вечную сущность.
Но это всегда страшно.
Может быть поэтому так много лентяев среди учащихся музыки, и так мало по-настоящему внимающих миру звуков и иным художественным "мирам". Нужно обладать настоящим мужеством, отказываясь защищать свой такой уютный и безопасный мирок привычного сознания.
Наверное у всех крайних полюсов, которые я упомянул, есть и множество промежуточных положений.
Так, возможно, Михаил вполне находился одновременно "в двух мирах", - совершенно немыслимый по контролю и воле поступок.
Только вряд ли он тогда понимал, что точно так же "расщепил" некоторых слушателей в зале.
Вспоминаются сетования Рихтера на Юдину. Он уходил с её концертов с головной болью... Но - совершенно гениально играла. :)))
Короче, свои заблуждения позволено писать и мне.
Но, пора спать.

3

часть 3. Сны
Больше всего сонаты, исполненные Михаилом, напоминали сновидения. Так же точно требовали отрешенности от своих мыслей и забот, погружения в состояние трудно удерживаемого равновесия "между мирами" мыслей, и так же соединялись тонкой и, способной очень легко нарушиться, нитью взаимосвязи.
На первый план выносилась сознанием звуковая картина и самостоятельная её эстетическая красота. Не хотелось "просыпаться" и поддаваться на провокации разума, подсказывающего, пытавшегося определить словами проносящиеся красоты мира звуков. Прочь слова! Потом поговорим и определим все эти драгоценные россыпи  штрихов, тембров в голосах, драматических красок, фантастических решений.
Да, это нужно с текстом в руках и анализировать и смаковать каждый эпизод. Но сейчас - только бы не просыпаться от этого прохождения по проволоке между хаосом бессознательного и анализирующим диалогом "комментатора".
Но вот сосед с озабоченным взглядом вертит головой в поисках чем бы себя развлечь. Он мается... Он не слышит и не видит. Он страшно себе надоел в скорлупе собственных мыслей и самоотражения.
О, как хочется  что бы - "Перстами легкими, как сон..." коснулся бы его ушей и глаз 6-крылый Серафим и внял бы тот "неба содроганье, и горний ангелов полет", словом все то, что есть в сонатах Бетховена.
Коснуться только некому.
Может ударить его в ухо, чтобы отверзся?!
Ага, вот и порвался сон. Пропустил что-то очень важное.
Но нет, Михаил моментально увлек в свой мир. Пожалуй "переиграл" тишиной, пискнуло сознание в медленной части... Любят они, пианисты на концертах этак-то - тишину... 
Молчи, дура!! (с)Тынянов) - одернула воля.   
Мешают люди сновидению, мешают. Скорей бы записи сонат! И в тишине и в тайне...
Хотя - не люблю записи.
Конечно соната - такая вещь, что лучше всего над ней работать. Именно в тишине, не спеша, с любовью и вдохновением, (у такого бы еще Учителя как М.Л...)  с удивлением и восторгом, открывая для себя пронзительную глубину искусства великих творцов.   
но как потом не сыграть? Опять на сцене умирать...

4

Петр Вадимович, я стесняюсь  :swoon:

5

Михаил Лидский написал(а):

А нечего...
Сами "натворили"  творчества...
Вот теперь слушайте.
И отвечайте за содеянное...

6

Второй концерт цикла: 19, 20, 5, / 6,7 сонаты.
Спасибо Михаилу Викторовичу и признательность от всех за содействие нашему желанию услышать его второй концерт.
Второй концерт состоял из двух отделений. (А вы как думали  :) ?) Эти отделения были для меня  как полюса у магнита, один синего цвета а другой красного. Один меня неумолимо отторгал, а другой страшно притягивал (из-за моего, наверное "природного заряда"). Физика! Ничего не поделаешь.
      Все сонаты были исполнены очень сильно, незаурядно, с высочайшим качеством звука и технического воплощения. Да, вот еще слово - стильно!
Но по-настоящему совершенными для меня явились сонаты второго отделения. Они были прекрасны, естественны, логичны, образны и очень музыкальны. Последнее слово нуждается в пояснении - это не просто дань банальной "музыкально-критической" фразе. Музыкальность в моем понятии - "просто мир музыки" со своими законами и своими вполне автономными внутренними связями, замешанными большей своей частью даже не на разуме, а на "целостности" живущего и чувствующего организма.
Поэтому я так всегда кожей чувствую некоторую фальшь в исканиях, скажем, иных аутентистов, у которых слишком бросается в уши и глаза  надуманность и нелепость некоторых решений. Как бы мне не объясняли, что, де - это основано на фактах и научных изысканиях, но неестественность этих решений слишком очевидна хотя бы тем, что они привлекают внимание, стягивая его на себя от более эстетически важных для музыкальной "иерархии ценностей" вещей.
Конечно теоретически недоказуемо, что неверно и неестественно и неправильно, скажем, "встать с кресла и включить в комнате свет", затратив на все действие не пять-десять  секунд, а  десять минут. Но все-таки подавляющее большинство из населения планеты потратит на это считанные секунды, хотя бы потому, что скорости психических реакций хоть и различаются у человека но не намного. А задача проста и ясна для выполнения.
Другое дело, если я буду выполнять задание на "неделание" (непривычное действие). Я иногда так поступаю и заставляю даже своих бедных жертв - учеников: выполнить какое-нибудь простое и абсолютно неосознанное действие в два -три раза медленнее.
Что это мне дает как упражнение? Ну прежде всего нарушается "динамический стереотип" действия. Подать мне авторучку со стола в три раза медленнее - оказывается для многих смешной и "непосильной" задачей. Внимание при этом перестает работать в фоновом режиме и вынуждено сосредоточиться на деталях движения и траекториях его, которые в ином случае выполнялись автоматически.
В принципе это именно то, что нужно в работе над произведением - прорастание сознания (осознавания) в каждую клетку и каждую деталь фактуры. Но кроме этого есть еще работа над образом. И в ней иерархия ценностей иная - там во главе угла - намерение! И тот, кто выполнил действие, не теряя его смысла (включить, например, свет в комнате), включая этот смысл в нечто еще более крупное, связное и цельное (потому что стемнело и нужно продолжить чтение книги, которую мне подарил Михаил), тот наиболее прав (из всех правых).
Поэтому для меня  всегда важно это равновесие смыслов - с одной стороны не допустить "фонового" внимания, когда действия выполняются на автопилоте. - При этом всегда, как отличительный признак такой игры - слабость,  "провисание" и безжизненность фактуры между редкими "точками внимания", которые тем реже включаются у исполнителя, чем он бесталаннее.
С другой стороны, оживляя всю фактуру, каждую её клетку, силой своего внимания (энергией жизни), не потерять из виду вообще смысла своих действий. - А смысл их вовсе не только в "оживлении". Смысл этих деталей вмонтирован в нечто большее, в такое сложное, что и слов трудно найти. Скажем, на каком то там пятом уровне все это "вмонтировано" в том числе  и в обращение к живым людям - публике, сидящей на концерте. Нужно чтобы основные положения "речи" были выражены понятно и недвусмысленно. Какой бы не был красивый голос у Качалова, но не в нем центр внимания слушателя. желательно так же понять стихи, и услышать красоту рифм, не успевая забыть еще предыдущую из них.       
Почему я так подробно говорю о своих предпочтениях. Это вовсе не "в пику" Мишиному исполнению некоторых сонат, показавшемуся мне чересчур "экстремальным". Я всегда готов на шаг влево или шаг вправо отступить от русла своих "правильных" убеждений, в свой черед  допуская в них толику этой самой "внемузыкальной  надуманности". Но мне трудно вовсе сойти с дороги и откровенно пойти навстречу "блуждающим огонькам", зовущим меня в топь. :) 
Я задаюсь сейчас вопросом, который слышал ранее от других музыкантов - Почему одни сонаты звучат у МЛ совершенно прекрасно и естественно, а другие - непосильно, "против шерсти" слушателя - напряжно,   
"спорно", несмотря на сквозное совершенство пианизма. Отвлекая само внимание на эту "спорность".
Понятно, что есть привычки и стереотипы, воспитанные в нас записями и "времен школы" еще исполнениями, от которых всегда трудно отойти. Понятно и стремление некоторых художников - "очистить днище фрегата" от налипших водорослей и моллюсков, "явить в первозданной красоте" гениальное творение, освободить "от поздних записей и копоти" лик чудотворной иконы и т.д.
Но вмещается ли в рамки искусства сам процесс подобного освобождения, когда нам показывают через увеличительное стекло каждый участок очищенной поверхности, не давая, скажем, фрегату - вырваться на волю ветра, чудотворной иконе - свершить благое дело исцеления.
гм.. все вопросы непростые.
Ближе к практике:
Указание темпов, как мы его сейчас понимаем - не есть указание именно темпов - а изначально указание состояния, настроения. В "весело" - активность и некоторое brio, в "скоро" должно быть ощущение скорости, в "шагом" - размеренной походки.
как указания состояний они не абсолютны, нужно учитывать контекст; так после медленной части чаще всего стоит presto - "скоро, ловко, быстро" и это вовсе не темповое указание! Хотя неминуемо это обозначает и темп, но все-таки правильнее его воспринимать более "художественно", как определенное настроение. И именно после медленной части это будет Престо! В начале же не с чем сравнивать и стоит указание -  allegro - "весело, радостно" - по меньшей мере пробужденно и бодро. Это никак не должно вызывать чувство дозировнной расчетливости и нарочитой сдержанности.
Есть определенная "длина шага" у самой фактуры, которая определяется цельностью длинных периодов. Если удается как Фуртвенглеру или Рихтеру или Клиберну не терять из виду целого - то, можно только приветствовать такой взглядс "высоты птичьего полета". 
Скажем так, есть излишняя назидательность фразировки в медленных темпах. когда явно "второстепенные" (в общем смысле написанного) детали слишком выпирают на первый план. Так, фрагменты аккомпанемента разрастаются до  многозначительных фраз, которые как-то не понятны в своей "новой значительности" в общем контексте. Какой-то "риторический троп", глубокомысленный но непонятный. Нарушается принцип "ясности и логичности" целого.
Теряется "рифма" - Приоритетом всегда остается - целое. Именно из него должна идти вторая часть музыкальной работы - распределение светотени, драматических узлов, кульминации, акцентов внимания. "Обоснование" модуляций, кадансов и всего слышимого и доступного вниманию.  "Рифмованные" окончания фраз и периодов должны удерживаться в памяти и сочетаться.
(Кстати, поэты, в большинстве своем уделяют подчеркиванию рифм в целом гораздо большее внимание. чем "красоте" декламации.)
Ну вот, это были мои рассуждения "вообще".
Что касается Михаила и его некоторых "экстремальных" темповых решений, то несогласие с ним зиждется в основном не на недостаточной убедительности (будьте уверены, Михаил все делает вполне убедительно и очень сильно!), а на сравнении с его же совершенно органичнымми трактовками других сонат. Это показывает, что некоторые его решения - вполне "концептуальны" и основаны на его размышлениях.
Учитывает ли его "концепция" некоторые досадные "люфты" восприятия слушателей и их вынужденность постоянно  "контролировать свое дыхание" вместе с солистом, вместо естественного "следование потоку" в некоторых сонатах - покажет время.
Сейчас такое время в исполнительстве, что вполне можно создавать свой "концепт" на основе любого произведения. У художников  давно уже изображения известных произведений вторгаются в новое самостоятельное содержание. Такое впечатление иногда возникало и у меня, что из (ну,19-той...) Сонаты Бетховена Михаил создал нечто совершенно новое и самостоятельно - ценное. "Оно" только очень похоже на сонату Бетховена, но на самом деле является цитированием в совершенно ином художественном контексте. Это, как у Сальвадора Дали - изображение Венеры милосской в "Тореодоре, порожденном галлюцинацией".   
Но, используя пластическую и смысловую целостность воссоздаваемых образов в своем,  современном художественном контексте, и создавая некую новую - сверхсложную целостность, можно запросто  потерять органическое пронизывающее единство внутреннего смысла "цитируемого произведения".
Интересен сам эстетический парадокс. Искусство в жизни людей явилось вовсе не как "Искусство", оно всегда было привязано к более-менее реальным потребностям. К религиозному культу, к развлечениям, к украшению стен. Потом оно, собственно, недавно совсем вошло в самостоятельную силу. Ну а теперь является все чаще уже предметом "вторичного" цитирования. Оно в своем "чистом виде" уже не в поле востребованности человеческой культуры, оно присутствуе тут в качестве "ссылки" на что-то.   
относится ли все это к Михаилу Лидскому?
Вовсе нет - не все.
Но это он, как некий реактив, или хуже того - катализатор. заставил мои нейроны шевелиться и писать всю эту искусствоведческую "мутату".
Ну, может сгодится для форумского оживления..

7

Вот портрет. По моему - похож.

8

ЕЩе о культе Лидчности: две ссылки.

http://rudolf-h.livejournal.com/203089.html?mode=reply

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/c … id=1002065

9

Блин, ну что за дурацкая манера - ставить в глаголах настоящего времени мягкий знак! И если бы только у нее. Почти у всех! И ведь не опечатки же. Просто читали и читают мало. Стало быть, за рояль Михал Викторыч "садиться". А после концерта, наверно, "ложиться". Потому что если Ллидский играет хорошо, то надо, чтобы он играл еще лучше...

10

"Проникновеннейшее надгробное слово" - сильно у Кривицкой... :) Вона, как!
Будем знать...
Иной раз в Колонном зале ...

11

Мягкий знак -- конечно, досаден, но  остальному, по-моему, зря придираетесь. Человек в коротенькой заметке честно описывает то, что слышал в большом концерте...

12

да не придираемся. Наоборот - глаголом "жжот" сердца людей.
Говоря, впрочем, о музыке, нужно быть осторожнее в описании того что "слышишь" (в формате рецензии).
"Надгробным словом" это (контент) никак не может быть в силу развернутости  и образности картины, временно'й её реальности. Считаю, что это банальное - неточное определение. Неудачное, темное и "вялое". Таких надгробных речей не бывает никогда. Есть и другие неточности досадные, фактические.
А вообще Кривицкую мы скорее любим, нежели нет. С человеческим лицом критик.

13

когда же я это всё (см.выше) услышу???!!!!Нахожусь в столице, но до пятницы (22 февраля 2008 г., пятница
Московский международный Дом музыки
Камерный зал
ЦИКЛ "Все фортепианные сонаты Бетховена"
Исп. Михаил ЛИДСКИЙ
(.....)Начало в 19.00)
не задержусь!!!!
Остаётся читать рецензии благодарных критиков.....

14

Вот тут у Рудольфа Гейдера в журнале http://rudolf-h.livejournal.com/215207.html - о концерте 22-го февраля.

15

Должен заявить, что я вчера был на концерте Михаила, слушал сонаты 13,14,15-ю.
Впечатление прекрасное. Очень все гармонично и интересно.
Особенно как-то по-нему 13 и 15 сонаты.
В Лунной особенно впечатлил финал. Неожиданный и необыкновенный.
Звуковые краски - нечто совершенно особенное. Иногда кажется именно они определяют то или иное решение.
Может быть потом напишу подробнее, если вообще кто-то тут читает (о "пишет" я уж молчу).

16

Читают! Ну, по крайней мере, иногда, по мере возможностей... И "подробности" тоже!

17

Читаем, читаем. :yep: Бойцы невидимого фронта.

18

Gtn написал(а):

заставил мои нейроны шевелиться и писать всю эту искусствоведческую "мутату".

Текст, написанный шевелящимися нейронами, не вполне ясен.

Gtn написал(а):

Но, используя пластическую и смысловую целостность воссоздаваемых образов в своем,  современном художественном контексте, и создавая некую новую - сверхсложную целостность, можно запросто  потерять органическое пронизывающее единство внутреннего смысла "цитируемого произведения".

Вопреки этой и другой искусствоведческой "мутате", мне показалось, что Вы, уважаемый Gtn, очень благожелательный слушатель есть. Это радостно.

19

Аристобул написал(а):

Текст, написанный шевелящимися нейронами, не вполне ясен.

Именно сам текст?

Или  "о нейронах"?
Если о нейронах, то я пропустил звено рассуждений, ради эффекта образности.

Попытаюсь внести ясность:
Конечно же, основной механизм передачи импульса по нервному волокну связан со способностью его оболочки (поверхностной мембраны) пропускать через свои белковые молекулы ионы кальция. Эти "кальциевые каналы" - основная связь между поверхностью и внутренней структурой нервной клетки, определяющая способность воспринимать, генерировать и трансформировать нервную энергию. Раздражение поступает в клетку по нескольким путям (дендридам), а выходит по одному (аксону) содержащему нейромедиаторы.
Не вдаваясь в механизм передачи, скажу, что нервный импульс на пути от одной клетки к другой, минуя "вставочные" клетки, усложняясь и преобразовываясь уже в пути, попадает в высшие отделы нервной системы, где подвергается окончательному синтезу с другими сигналами.
Существует два основных типа нервов. мы пока говорили о нервах первой группы, которые называются "афферентными" или, по-просту - чувствительными.
Есть и другая группа - двигательных, "эфферентных" нервов. По ним поступает"приказ" от центральной нервной системы к тому или иному органу или мышце, вследствие чего она производит определенное действие.
Так, что я не погрешил слишком уж намного, выразившись несколько образно, за что все-таки прошу прощения.
постараюсь быть точнее. :)

А что касается фразы: Но, используя пластическую и смысловую целостность воссоздаваемых образов в своем,  современном художественном контексте, и создавая некую новую - сверхсложную целостность, можно запросто  потерять органическое пронизывающее единство внутреннего смысла "цитируемого произведения".
То в данном случае речь идеть о той степени вторичного цитирования, которое некоторыми воспринимается как историческое "воссоздание" подлинного контекста.
В жертву этому приносятся иногда живые импульсы, возникающие в настоящем времени. Или выходят на первый план иные "соображения", что для искусства не проходит даром. Потеря "первичности" - непосредственности высказывания "от себя" не всегда можно заменить цитированием от так или иначе "понятого" композитора.  То есть - получается парадокс: Воссоздавая некую "историческую" целостность произведения, можно потерять целостность своего акта искусства.
Впрочем тут скорее академические рассуждения о допустимой мере "воссоздания" сонат, которую все понимают совершенно-таки личностно и абсолютно необъективно (что, (объективность) кстати и невозможно в принципе).
Допустим я такой экстрасенс. что могу усилием воли воплотиться в Шопена и играть с полным убеждением - как он. Не будет ли это всего-навсего грубой имитацией, а не самостоятельным актом искусства. В какой вообще степени можно воплощать "подлинного" композитора, не рискуя потерять свое лицо, и не лучше ли откровенно работать над первичной целостностью своего замысла?
К Михаилу, как таковому эти вопросы почти отношения не имеют, разве только самую малость.
Вот на последнем концерте он играл вполне свободно, цельно и совершенно "от себя" "от первого лица", что бы там не говорил сам. Такая художественная цельность - страшно симпатична и впечатляюща, на мой скромный взгляд.
Излишнее почтение к композитору и к его текстам, как к святыне иногда может помешать в таком "любовном" акте - воплощения, явив нежизнеспособный музейный муляж. В 19 веке, который все-таки будем считать золотым веком исполнительства к текстам относились с совершенно иной мотивацией. От них требовалась "канва", на которой взлетал "Дух" исполнителя. Может быть это и правильнее и здоровее.
Вспомним признаки упадка любого искусства и цивилизации. Истончение, рафинированность "формы", темные иносказания темных смыслов...  Не Фидий, короче, и даже уже и не Пракситель, а римские копии.

20

21

Хорошая ссылка...
То, Вы над Киркоровым, то под голыми женщинами.
паблисыти...
А текст весьма хороший, позитивный.

22

Рыцарь Музыки - так в своём окружении называю я Михаила Лидского,  человека, обладающего редчайшими    душевными качествами,  замечательного педагога и поистине уникального музыканта .
    Вчера в ММДМ он исполнил  шестой концерт из цикла «Все фортепианные сонаты Бетховена» Звучали «Любимое Анданте», «Аврора», 22-я  и  «Аппассионата».  Концерты проходят также в Баку Минске, Дубне и Витебске.
    Множество музыкальных критиков уже изложили свои восхищённые  отзывы о поражающей  глубине и масштабности его интерпретаций,  об отсутствии фортепианных штампов  и общепринятых трактовок, о совершенстве  звуковой палитры.  Мне, просто слушателю и поклоннице таланта  Михаила,  добавить здесь нечего. 
   Хочу поделиться с вами своим восторгом от особенной  тишины, которая  укутывает зал в момент исполнения сонат.  О том,  что любое произведение в исполнении  Михаила  Лидского  увлекает, как театральный спектакль с ярким и незабываемым сюжетом.  И каждый звук музыки не исчезает по окончании игры,  а заполняет все ваши чувства надолго после концерта, продолжая свою жизнь в новых праведных мыслях и желаниях, в новом восприятии жизни, очищенного от всего суетного и надуманного.
   Впрочем, приходите на концерты Михаила и во всём сможете убедиться сами. В  ММДМ они проходят  с неизменным аншлагом,  и всё труднее  стало купить билеты за час до начала.

Отредактировано Gtn (2009-01-25 09:15:52)

23

На самом деле я не редактировал сообщение Яны, а хотел снять с него отметку "о редактировании", поставив в соответствующем месте галочку, но почему-то не сработало. Не хватило прав...
Я к сожалению не мог присутствовать на последних двух концертах Михаила, о чем весьма и весьма сожалею. Но мне радостно слышать о переполненных залах и аншлагах на его концертах. Наконец-то слушательская масса оценила по-достоинству этого художника и мастера.
И то сказать - люди истосковались уже по своей собственной глубине. Почти ничего в этом мире не способствует её пробуждению, её идентификации. Большая часть того что нас окружает в информационном мире способствует лишь проявлению пошлых сторон человеческой натуры, дешевого зубоскальства на низкопробные "гэги",  торжества ширпотреба "популярного искусства" и прочей нравственной нечисти...
Слава Богу, что эстетическое обезвоживание толкает все больше людей к чему-то подлинному и глубокому.
Отрадно, что и сохранились в этом "подлейшем из миров" действительно, как сказала Яна - рыцари - хранители Святого Духа искусства, который рискует быть безвозвратно потерянным из рук и сознания тех - продавшихся фальшивому божку "популярности", кто уверяет нас, что незачем заниматься музыкай, как не ради этой самой "популярности"...
Глубина человека,  его бесконечной возможности углубляться в "микрокосм" своего сознания, отражающего вселенную, заявляет о себе голосом совести, как бы её не заглушали.
И все больше людей хотят найти в себе нечто настоящее, бессмертное, то, что дает надежду оставить свой след и не потеряться придорожной пылью во времени.

24

Был 28 февраля на 7-м концерте Михаила "всех сонат Бетховена"; есть что сказать и написать. Сегодня только вернулся домой и все скомкано в расписании и в голове. Ужо. Обязательно напишу.
Об этом просто нельзя не написать.
Михаил Викторович, кажется каждый раз, прошел новые "сотни километров" на пути к своему совершенству и идеалу.   То что он делает - просто потрясает.

25

Все фортепианные сонаты Бетховена" (второй сезон) Михаил Лидский — Фантазия ор 77, Сонаты №№ 24, 25, 26, 27
28 февраля 2009 года // Камерный зал

Грандиозное "здание" бетховенских сонат, которое  выстраивает Михаил Викторович в своих концертах, слишком величественно для обобщения и сколько-нибудь подробного анализа. Поэтому после очередного  концерта на ум первыми приходят  только такие эпитеты и давно запрещенные критическим музыкальным "бонтоном" слова, как  - гениально, совершенство, высочайшее качество, потрясающая глубина, фантастическое мастерство и т. д.  Но этого очень не любит Михаил Викторович и многие серьезные музыканты.  И  только еще вчера читал, как  Шостакович в письме к Соллертинскому с немалым сарказмом писал: - А здесь я живу в обстановке гениев (Гениальный режиссер, «гени­альная актриса» «Ах, Зинка! Как ты вчера играла. Это было гениально»), «гениального» композитора и «гениальной» поэтессы. Двое последних суть дети «гениального» поэта Есенина и «гениальной» актрисы.
Приходится несколько дней после концерта "укладывать"  эмоции и восторги, прежде чем написать, удерживая должное равновесие, такие слова, которые бы отразили хоть сколько-нибудь подлинную картину происходящего в камерном зале ММДМ в этом сезоне и  были бы хоть чуть достойны значительности и уровня, представленного там Михаилом Лидским.
Итак, Бетховен - прежде всего.
Только слушая Лидского, начинаешь понимать,  насколько наше восприятие музыки шаблонно и этим почти совсем не отличается от обыденного восприятия действительности, основанного на представлениях и мыслях обо всем на свете. Мы сначала усваиваем понятия, а потом "подгоняем" весь мир под этот свой реестр "понятий".  Спросите ребенка, и он вам ответит, что снег - белый, трава - зеленая, хотя у снега и травы тысячи разных оттенков. Но научиться их видеть можно только тогда, когда ты это поймешь, когда научишься знать об этом. Не нужно думать, что с музыкой происходит нечто иное.
Культурная традиция "знаний" о музыке постоянно обогащается новыми представлениями. Шаблоны стилистических представлений о любом композиторе постоянно расширяются. Мы об этом прекрасно знаем, читая поучительные работы, например - об эволюции исполнительского подхода к музыке Шопена или Баха.
Каждый подлинный художник (а также ученый) отличается от обывателя тем, что раздвигает рамки представлений о реальности, в какой бы сфере он не работал. "До Тернера в Лондоне не было туманов" -  сказал какой-то проницательный человек. Да! - и художники и писатели и композиторы , как первопроходцы, "вытаскивают" на всеобщее обозрение  как из тумана новые грани бытия. Словно волшебной кистью "проявляют" скрытый до поры рисунок.
Михаил Лидский по праву должен быть причислен к числу таких художников. Он  раскрывает нам совершенно новые вещи в, казалось бы, давно известном, заставляя по-новому думать и видеть, непривычно озираясь вокруг , как в зачарованном лесу, где любая ветка и травинка наполнены таинственной силой и смыслом.
"Зачарованный лес" - это и есть исполнение  бетховенских сонат Михаилом Лидским. Или, как раньше я называл это - "сновидение сонат".
Что же производит такой эффект? Почему каждый звук, каждая фраза  давно знакомых произведений начинают звучать неузнаваемо обновленными?
Такое восприятие мира и музыки - его можно назвать "магическим" - наступает тогда, когда поток шаблонных представлений остановлен, когда человек смотрит или играет из некой, трудно достижимой "внутренней тишины".    Из достаточной отстраненности от себя самого, своих привычных мыслей - из самоотверженности и ясной чистоты взгляда, направленного на реальность, как в первый раз.
Михаил совершенно естественно подошел к такому своему качеству. Из самой приверженности к тончайшему вслушиванию и постоянному поиску истины, чуждой привычных представлений и догм.
Подлинный художник всегда заново открывает мир. Он ничего не принимает на веру, ему нужно все подвергнуть новому испытанию, заново изобрести все "велосипеды", и именно тогда он выносит на поверхность какое-то новое свойство, невиданное доселе.
Бетховена чаще - "мыслят", и потом показывают свои мысли, нежели исполняют.  Считается, что звуковая картина у него, "глухого", как бы второстепенна, и важнее "мысль". И очень часто эта "мысль" становится расхожей и пустой, как лозунги правящей партии.
Но, наделение "мыслью" реальности, пусть и музыкальной - все-таки некий архаический способ восприятия. Сродни первобытному анимизму охотника Дерсу Узалы;   такое  восприятие тоже рано или поздно превращается в шоры, не позволяющие пробиться к истине, как бы недостижима она для нас ни была.
Михаил снимает  барьеры на пути к восприятию звуковой картины произведений. Он очищает музыкальную плоть, как драгоценную икону Рублева от копоти представлений и позднейших записей.
Произведение становится непривычным тем, что приближается к своему подлинному цвету и свету.
Мы знаем, что истина недостижима, как горизонт, но это не останавливает стремления к ней приблизиться.
Хотя изысканность и совершенство звуковой и тембровой картины иногда настораживает. Кажется, что вот-вот и будет нарушена некая грань, отделяющая искусство от рафинированной инсталляции для эстетов. Но этого не происходит. Сквозное совершенство опирается всегда на архитектурную ясность и логику целого. Думается, что именно в этом направлении продолжится немыслимый прогресс в столь выдающейся игре мастера.
Я отметил в последнем концерте какое-то новое качество звука. Появился в кантилене удивительный "нейгаузовский" наполненный, прозрачный и поющий звук (как венецианское стекло у Ганса Гольбейна мл. http://i014.radikal.ru/0903/6e/457370d46e1f.jpg )
Раньше Михаил предпочитал чуть более "графичный звук", что,  в общем, было органично его эстетике.   
Сам факт появления новых тембров - это почти непостижимо! Известно, что тембр пианиста - как отпечатки пальцев - на всю жизнь. И чтобы изменить его - нужно капитально измениться самому. Буквально - построить новую душу. 
О каком грандиозном изменении в сознании музыканта это говорит - остается только почтительно гадать.
Владея богатейшим спектром красок, тембров и приемов игры, Михаил все-таки имеет свои предпочтения. Он прекрасно владеет "perle", но предпочитает игру legato, что вполне в бетховенских требованиях и эстетике. Не применяет он и излишнего "подпрыгивания"- отскока на стаккатных нотах. Известно, что натяжение струн на старых инструментах бетховенской поры не позволяли делать чрезмерное стаккато. И наверное это правильно, что пианист предпочитает дозированное и иногда тончайшее  non legato в таких эпизодах, не превращая  характерные места в карикатурные "теннисные" отскоки.

Неуклонное стремление к совершенству и подлинная любовь к музыке - главные черты Михаила Лидского. Честность его отношения к делу вызывает почтение и восхищает. Его неуклонный художественный рост просто "обескураживает" обывателя своей прогрессией. Уже сейчас являясь, наверное, самым глубоким и одним их самых технически совершенных пианистов современности, он на наших глазах просто меняет эпоху, находя выход в новые широкие горизонты исполнительской эстетики будущего.
Отношение к музыке, как к драгоценной ткани непознанного бытия, требующей "только лишь" достоверного свидетельствования и непредвзятого отражения - это вполне в духе последних философских изысканий человеческой мысли, по-новому располагающей человека в мироздании, как часть его тайны и чуда. Говорить на равных с музыкой, не переходя грани этого равновесия ни в одну из сторон - величайшая мечта  выдающихся музыкантов. Именно на границе такого стояния и рождается энергия подлинной силы - та, которая достойна называться искусством.   

Михаил Лидский никак не помещается у меня в "печатный формат" статьи. Слишком он значителен. И размышления о его искусстве всегда вызывают глубокое и комплексное осмысление и "философский" разговор.
Ну, такой уж он. 
Слова, более простые и точные  о нем еще предстоит искать, чтобы хоть отчасти адекватно поведать о  художественном значении его искусства, которому мы являемся свидетелями.

Отредактировано Yana (2009-03-04 19:49:46)

26

Ну вот и завершился титанический труд! два года концертов, помноженных на три (в прошлом году) и четыре. Труд над сонатами в течение сознательной жизни. Постижение раскрытие и накопление "смыслов" бтховенского наследия.
Думаю, любой смертный позавидует Михаилу в том его знании и представлении, которым он сейчас обладает.  Но мало кто способен и отважился бы на подвиг такого "представления". Что бы Михаил сказал сегодня о Бетховене, как человеке и художнике?
Какой срез бытия  и природы показал он нам.

Древние Ацтеки приносили человеческие жертвы Солнцу, что бы то не погасло...

Мне кажется что   подвиги духа, искусства и труда, подобные этим концертам Михаила Лидского,  что-то важное поддерживают в мироздании. Они действительно "умащивают" Провидение в его милости к людям. Не может такое не быть не замеченным силами, как сама музыка Бетховена не может не отражать этих грандиозных сил, их вечной борьбы и гармонии.

А мы от всего сердца благодарим Маэстро, что эти два года прошли для нас под знаком прикосновения к его искусству и к Бетховену. Эти годы и знакомство с Вами - наше подлинное богатство.

27

Gtn написал(а):

Древние Ацтеки приносили человеческие жертвы Солнцу, что бы то не погасло...

Меня особенно поразила третья часть из малоизвестной сонаты ор. 106, которую, наряду со 101-й сонатой того же Бетховена в исполнении заезжего музыканта Танеева так любил граф Лев Толстой. Впрочем, и 4-я тоже удивила. Про себя я всегда называю ее "пир ума, оргия интеллекта", и мне очень жаль, что наши некотороые современники привносят в это греческое слово "оргия" какое-то несвойственное ему непотребство. Но если сравнить исполнения Рихтера и Лидского, то оно не будет в пользу последнего. А Гиллельс это совсем другое дело, потому что он играет так, как никто другой не играет, но хуже Рихтера, Гиллельса, Шнабеля, Гринберг, Кемпфа, Бренделя,тьфу! (ой, извините), Фишер и Лидского вместе взятых. Он мне сам это еще в Киеве говорил, хоть и очень передо мной стеснялся. Они вообще все передо мной стесняются, и я даже не знаю почему. А вчера я был в гостях у Владимира Владимировича Софроницкого и он очень убедительно сыграл эту 3-ю часть, но сказал мне, что если такое произведение не выучишь в юности, то потом его уже не сыграешь. Кстати, то же самое он говорил и некоторым своим ученикам. Откровенно говоря, я с ним полностью согласился.

Ваш Yurij

28

Петр, только не надо приносить жертв мне. Впрочем, Вы и Ваши друзья их и так постоянно приносите...
Кстати о Юрии, "молодежь типа Лидского" проникла на телеканал "Культура": http://www.tvkultura.ru/news.html?id=326026&cid=178 Правда, репортаж достоин пера Юрия (одно утешение).

29

Михаил Лидский написал(а):

Петр, только не надо приносить жертв мне

Ну какого-нибудь околомузыкального барашка я бы зарезал на шашлык... :)

30

Этими отравишься.
...Нет, ну вы только подумайте - мне играть уже скоро, сам без задних ног, зуб на зуб не попадает. Входит барышня: "Ой вы знаете, "Культура" умоляет дать им интервью, они в пробке застряли, им очень нужно". Ну ладно, думаю. Появляются где-то в 18.50, а в 19.00 начало. Отвечаю на вопросы некоей девушки (как зовут ее, она мне не сказала - хотя ей это ничем не грозило), чего-то соображаю, думаю, а в дверь уже стучат - третий звонок - и ни ... в эфир не дать!
Не буду я из хамов шашлык есть!


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Концерты предстоящие и уже состоявшиеся » Бетховен, 32 сонаты, Михаил Лидский, ММДМ