1. Концерт
Во первых строках моего письма...
ПОЗДРАВЛЯЮ Михаила Викторовича Лидского с первым концертом цикла 32 сонат Людвига Ван Бетховена!
Концерт прошел при полном зале (Камерный зал ММДМ), и, еще бы чуть чуть, и нам, приехавшим из Владимира, не хватило бы билетов. Во всяком случае - пришлось сидеть "вразбивку".
Мне кажется такой, радующий душу, интерес к творчеству пианиста вполне закономерен. После "конфетных фантиков", которыми изобилует повседневная концертная жизнь, определенная часть людей просто соскучилась по чему-то более серьезному, по-настоящему академическому и передовому на исполнительском "поле". А некоторая часть просто без этого жить не может, и художественное "обезвоживание" для неё - совершенно нежелательное состояние.
Безусловно, Михаил продемонстрировал в этот вечер высочайший пианизм, необыкновенную тонкость и виртуозность. Потрясающее звуковое разнообразие и то, что называется - "свободное и мастерское владение всеми художественными средствами", которых у него так много, что трудно кого-либо поставить с ним сейчас рядом.
Тонкость и блистательная качественность исполнения позволяет любоваться каждым сантиметром художественного бетховенского полотна. Драгоценная фактура в каждом своем "застывшем мгновении" опирается на выверенные и обобщающие драматургические периоды, которые в свою очередь создают нечто целое.
Целое же получается в итоге чем-то доселе невиданным - "Вавилонской башней" (каждой сонаты), законченной и завершенной.
(Так и хочется продолжить метафору и сказать про Михаила, что он, де стоит на вершине этой башни, созданной по чертежам Бетховена, чтобы "дотянуться к Богу"...)
Качественный инструмент вполне позволил и воплотить и воспринять звуковой замысел
Михаила. То, что виделось на предыдущих бетховенских концертах во Владимире "как сквозь запотевшее стекло" приобрело совершенно четкие и понятные очертания.
Но, надо сказать, что искусство Лидского требует от слушателя колоссального внимания и встречной "работы". Все-таки, в этом именно мне видится его принадлежность (вполне в духе времени) более к "информационной составляющей" нашего века, .
Его искусство из тех, что непременно должно быть зафиксировано на звукозаписи и подлежать длительному и внимательному вслушиванию в одиночестве и тишине.
(В этом его некотороя полная противоположность, скажем, искусству Андрея Гаврилова, который пренебрегает записью и считает основным акт концертного "действа", некоего уникального "сеанса художественной истины и вдохновения" . )
Индуктивность построения сонат, когда из частных, всесторонне осмысленных и мастерски выстроенных деталей в итоге возникает некое грандиозное целое, - такой подход затрудняет владение стихийными "потоками", в чем-то противореча им. Но и "стихийность", так свойственная на мой обывательский взгляд музыке Бетховена, нет-нет да вполне проявлялась.
Вот в этих эпизодах, когда появлялась некоторая "отвязность" и доверие к "потоку" - Михаил был на мой взгляд совершенно великолепен. Именно эти эпизоды я имел в виду, когда сказал, что в таких местах "кажется - сам Бетховен" взял в свои руки исполнение. (кстати, не день ли рождения Бетховена вчера был?) Значит - "инспирировал", точно.
К сожалению нужно бежать на работу..
Как бы "фантазируя идеального Михаила Лидского", (если бы попросить Демиурга сделать его для меня, дебила, идеальным), я бы хотел, что бы его подход к музыке , как к святыне и глубочайшему посланию, требующему скрупулезного и качественнейшего прочтения уравновесился в итоге большей, что ли, самостоятельностью свободной воли.
Помните...? "Юноша, полный красы, напряжения чуждый..." "...тешится быстрой игрой" "расступись" "не мешай русской удалой игре"...
Или вот еще про Франса Хальса пишет Эжен Фромантен (из кн."Искусство видеть" С.М. Даниэля - очень полезно и здорово на мой взгляд для любого, и "почти про Михаила")
"Краски одинаково прекрасны и метко схвачены, как в тенях, так и на свету, как в своей силе, так и в своей нежности. Это наслаждение <...> видеть их богатство и простоту, изучать их подбор, число, бесконечные нюансы и восхищаться их совершенным единством. <...> Работа кисти сама по себередкое чудо, краска кладется по надобности густо или жидко, твердо или сочно, жирно или тонко. Фактура свободная, обдуманная, гибкая, смелая; никаких крайностей, ничего незначительного. Каждая вещь написана сообразно её значению, собственной природе и ценности: в одной детали чувствуется прилежание, другая едва тронута. Гладкий гипюр, легкие кружева, отливающий атлас, матовый шелк, поглощающий больше света, бархат - все это без мелочности, без излишних деталей: мгновенное восприятие сути вещей, безошибочное чувство меры, умение быть точным без долгих объяснений и дать все понять с полуслова, ничего не опуская и лишь подразумевая бесполезное; мазок стремительный, ловкий и точный, как всегда, меткое слово, верно найденное сразу; ничто не утомляет перегрузкой, ничего беспокойного и ничего излишнего; столько же вкуса как у Ван Дейка, столько же технической сноровки, как у Веласкеса, и эхто при в сто крат больших трудностях, созданных бесконечно более богатой палитрой, поскольку она не ограничена тремя тонами, а дает всю гамму известных тонов - таковы во всем блеске опыта и вдохновения почти единственные в своем роде достоинства этого прекрасного художника".
перечитывать на ошибки некогда...
Пока.