daman написал(а):Что не мешает мне воспринимать "истинные достижения других музыкантов"; но только истинные (как, например, сонаты Бетховена у Бакхауза или Гринберг), а не высокоморальные.
Видите ли... такая, как я уже говорил, очень тонкая вещь есть на свете. К сожалениею, а может быть и к счастью, в исполнении отражается самая обнаженная истина о человеке.
И его человеческий нравственный облик тоже.
Об этом говорил Софроницкий.
«Работа связана не только с самой музыкой. Работать нужно постоянно над собой духовно. Нужно думать не только о том, как лучше сыграть то или иное место, но и как стать выше, чище, духовнее, чтобы сами задачи были иными, чем еще вчера»
Ну да это уже для "высшего пилотажа" а не для тех, кто и текст-то осваивает с трудом, конечно.
Совершенно очевидно существует связь между речью человека и его внутренней правдой. Вы не будете отрицать того, что речь человека, убежденного и знающего до мелочей то, о чем он говорит - несет в себе силу.
Если те же слова дать озвучить актеру, то при всем мастерстве, они прозвучат не столь "чисто" и это будет заметно тем более, чем более изысканной и сложной будет являться тема речи.
Приведу уж совсем примитивный, но показательно яркий пример. Представьте что лекцию по математике читает какой-нибудь гениальный профессор, пусть даже и с плохой дикцией. А теперь представьте, что эту лекцию дали выучить актеру, предварительно с ним поработав даже и объяснив, куда ставятся ударения. Как вы думаете, речь которого из них будет наделена подлинной силой осознания. заметной всем без исключения?
Вопрос риторический, можете не отвечать.
Теперь такая "штука" как интонация... Помните хрестоматийный пример. когда Мамонт Дальский сказал Шаляпину. что тот роль Мельника читает с интонацией мелкого лавочника?
Неужели Вы считаете что по интонации пианиста не видно из какого внутреннего этического и художественно-эстетического и просто психического состояния он подает нам "интерпретацию".
Вы всерьез считаете эти вещи неважными в искусстве? Не истинными?
Звук Ведерникова в "самых обычных" местах несет в себе очищенную ясность и исповедальную честность, что совершенно очевидно, что ему нечего скрывать и "актерствовать". И если в музыке невозможно определить "точное место" музыкальной истины, то можно все-таки утверждать, что она находится где-то совсем близко около Ведерникова.
Нам предстает ясность и покой, как после всех выплаканных слез, это бывает в детстве, после всех разрешенных и решенных для себя вопросов, как омытая и успокоившаяся природа после грозы и ливня.
Вот эта ясность музыкального и человеческого осознания мира просто "светится" изнутри из взаимоотношений Ведерникова с музыкой.
Идеальное равновесие звуковой, смысловой и эмоциональной стороны.
Он никогда не любуется звуком в угоду колористике, но он и не подчиняет его, пренебрегая его естественными свойствами в угоду фантазийной "образности". У него какой-то уникальный баланс на грани, на той редкодостижимой границе истины и равновесия форепьянного звука, где сам звук становится живым смыслом музыки.
Это редчайшее качество. Это вообше - музыкальная ИСТИНА, если уж можно так вообще когда-нибудь говорить. Во всяком случае гораздо более истина, чем у многих даже величайших.
Наверное у Моцарта, как композитора была в руках такая же истина - "собственно музыкальной" ценности, не перегруженной ни излишней внемузыкальной образностью, ни излишней "бытовой" эмоциональностью, ни соображениями "эффектности", или уж совсем никудышными - самопоказа и успеха.
Погружаться, играя, в "море любви", океан эмоций, пучину психологизма, могут очень многие. Играть в "отрешенность" тоже научились, благо Рихтер много лет, как путеводный маяк для очень многих светит. Появился даже класс "пустых" пианистов, благодаря этой моде. То есть, Рихтеру - то было чем наполнить свою мнимую "отрешенность" - демоничность и сила его искусства была еще та...
А у этих совсем нет душевных силенок. (Потому и строят разветвленные "мафиозные кланы", дабы удержаться по-иному, кстати).
Да, а вот быть на очень тонкой и едав достижимой "границе объективного и субъективного" дано единицам.
Но все-таки мы тут говорим о Шопене. А для него нужны совсем уж уникальные качества. И такими качествами вопреки может быть и справедливости, природа одаривает не всех даже самых выдающихся пианистов.
Вот тут и хотелось бы суметь выделить то звено, которое - рашает все.
А чем например объеденены все те, кто безусловно относится к шопенистам?
Мне кажется что разгадку нужно искать где-то в словах Листа: "Шопен единственный фортепьянный поэт".
Вот эта гибкость, ощущение ритма стиха, крылатость, импровизационность...
(Вместе с тем баховская "конструктивность" - парадоксальное сочетание как бы)
Безусловная подлинная ПОЭТИЧНОСТЬ (подлинная - основанная на правде и глубине выражения)
Простота приближения к "реальному смыслу" текста.
Повышенная чуткость и тонкость восприятия. (уж да! Нечуткому делать нечего в шопеновской фактуре)
Героизм и самоотверженность.
Нравственность. (да! да! забудьте мифы, почитайте его письма и "борьбу за Соланж")
Одиночество.
Крестиками можно отметичть что не было у некоторых "великих"