http://www.onlinedisk.ru/file/463949/
(Специально для Генри в мп3)
Наконец-то я нашел некий идеал или, точнее тот "архетип" исполнения, к которому смутно стремилась моя душа и сознание. Отдавая должное великим трактовкам бетховенских сонат выдающимися пианистами прошлого и настоящего я все-таки ощущал смутную неудовлетворенность. Я почти не верил в такого Бетховена. Да, они, сонаты порой звучали со "вселенским" размахом и значением, с "божественной" красотой и "высшей правдой", но что-то в этом всем было далекое от, собственно - фортепьянной сонаты и живого исторического Бетховена.
Мне всегда казалось, что более поздние "коннотации" и всякие там "семантические" наслоения современного нам времени (и не даром прошедших двух столетий) нагрузили бетховенские творения неким чрезмерным грузом значений и почти "нечеловеческой" глубины.
Наверное все-таки каждый музыкант немного фантазирует не тему. а как же это звучало у самого автора. Где найти ту простоту и первоначальную естественность? Первозданную свежесть и глубокую искренность?
И вот - Ламонд.
Давно не получал такого удовольствия от прослушивания знакомых до нотки сонат.
наконец-то это - ТО!!!
Прежде всего - фортепьянная соната, а не театр и не фреска и не букет цветов и не картина... И какая близость к Моцарту и венской традиции классической сонаты...
да-да! наконец-то это впервые ясно слышу в "монстроузной" Аппассионате, вообще никогда не похожей на сонату. (Все-таки как же нечеловечески "испортил" вообще-музыку Святослав Рихтер!!)
Я понял смысл мудрой педагогики Николая Рубинштейна, который на заключительной стадии формирования ученика пианиста давал тому Концерт Тальберга. Он, де, "ставит" ученику истинное ощущение пианизма. Не превращая инструмент в средство для некоего "смежного" искусства, типа психологии, актерства, живописи или архитектуры - "с музыкальным уклоном".
Поистине, Сонаты у Ламонда абсолютно равны себе. Они фортепьянны в лучшем смысле этого жанра. Они удивительно логичны, понятны, искренни и просты той высшей простотою, которая делает авторскую мысль абсолютно естественной и удивительно красивой именно в этой естественности.
Да и каков же сам Ламонд! Ученик Бюлова, Брамса, Листа, Многократно слушал и был знаком с Антоном Рубинштейном. Какой кладезь самых великолепных традиций!
И это невозможно не почувствовать.
Патетическая соната - потрясает вторая часть. Как это просто и совершенно "сказано".
В лунной бьет "сильным разрядом" Листовская магия в простоте и логике, в совершенной и взаимосвязи фраз. Вот оно! Вот в этом направлении нужно искать тайну исполнения этой сонаты.
Alla breve без компромиссов.
В общем что и говорить. Нужно слушать и благодарить, что через Ламонда до нас дошла подлинная бетховенская традиция высокого стиля.
PS Ну конечно не все безоговорочно для нас "в деталях", но, думаю, главное услышат все.