В программе концерта-закрытия сезона впервые во Владимире прозвучат фрагменты двух современных произведений, о которых много говорили и спорили: номера из оратории митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» и финал рок-оперы Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание».
Исполнение их в одном концерте – это, конечно, игра на контрасте, впрочем, открывающая новые грани и в первом, и во втором сочинении.
Православные «Страсти по Матфею»
Монументальная оратория «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона – это первая православная интерпретация «Страстей» в музыке, передающая содержание 26-й и 27-й глав Евангелия от Матфея на русском языке и тексты православных богослужений Страстной седмицы (недели) на церковно-славянском.
Митрополит Иларион – в миру Григорий Валерьевич Алфеев – закончил знаменитую Гнесинскую школу по классу скрипки и композиции, затем поступил в Московскую консерваторию на факультет композиции. Поступая в консерваторию, он уже знал, что не будет её заканчивать: в его сердце жило желание посвятить себя всецело Богу.
Двадцать лет спустя уже в сане митрополита, владыка вернулся к сочинению музыки. «Страсти по Матфею» стали одной из его первых партитур, прозвучавших в концертном формате.
Премьера «Страстей» с большим успехом прошла в Большом зале консерватории в 2007 г. В том же году «Страсти» были с триумфом исполнены в Риме.
На фоне хвалебных отзывов и рецензий сочинение резко критиковали за неоригинальность и примитивность музыки. Что же тогда так привлекает публику? По мнению известного музыкального критика Петра Поспелова, это то, что шире музыки и веры: «Страсти по Матфею» митрополита Илариона выражают глубинные стремления человека, его жажду жизни и бессмертия, на языке, понятном каждому русскому сердцу.
«Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева
Рок-опера «Преступление и наказание» Эдуарда Артемьева – тоже, в своем роде, уже легендарная вещь. И благодаря именам своих создателей, но, в первую очередь, - благодаря самой музыке.
Артемьев - один из лучших наших кинокомпозиторов: он автор музыки к фильмам Тарковского, Кончаловского, почти ко всем картинам Михалкова. Ученик Юрия Шапорина, он стал лидером электронной музыки, и его имя связывают с авангардом. Но у всех на слуху и его проникновенные саундтреки к фильмам "Раба любви" и "Несколько дней из жизни И.И. Обломова", симфонические звучания "Сибириады" - его музыка во многом определяет художественную ауру этих картин. И вот - опера, работа над которой заняла почти тридцать лет.
В 1977 году режиссер Андрей Кон-чаловский предложил композитору превратить «Преступление и наказание» в оперу. И принес ему уже готовое либретто. Идея композитору понравилась, вот только реализовать ее он не решался 30 лет. Желание озвучить топор Раскольникова в стиле рэп, без арий и лирических баллад, заглушалось страхом «не быть адекватным Достоевскому».
В 2005 году Артемьев вернулся к материалу и за два года создал оперу «Преступление и наказание». Итак, идея — Андрея Кончаловского, либретто — Кончаловского, Марка Розовского и Юрия Ряшенцева, стихи — Юрия Ряшенцева.
«Преступление и наказание» Артемьева – это произведение, в котором сочетаются симфоническая, рок-музыка, русский фольклор, цыганские мотивы, городской романс, авангард, причем каждая строка музыкального полотна до мельчайших тонкостей продумана и распределена соответственно своему месту в повествовании, а присутствие электронной музыки лишь дополняет всеобщую картину ещё большей пронзительностью, являясь продолжением живых инструментов.
«Страсти…» и «Преступление…» в Центре классической музыки
И первое, и второе сочинения будут исполняться, можно сказать, с благословения их авторов.
Путь к владимирской премьере «Страстей» начался в январе 2011 г. с официального приема Апостольского Нунция в России Антонио Меннини, где мы познакомились с одним из помощников владыки, главным редактором портала «Благовест-инфо» Дмитрием Власовым, и в разговоре сама собой родилась идея исполнить «Страсти» во Владимире. Потом была переписка с владыкой, работа над материалами и, наконец, репетиции…
К Эдуарду Николаевичу Артемьеву я сама ездила за партитурой и партиями «Преступления и наказания». Замечательный, обаятельнейший человек, он лично выверял ноты, готовил материал так, чтоб это было максимально удобно для музыкантов совсем еще незнакомого ему владимирского коллектива.
И «Страсти по Матфею» и «Преступление и наказание», надеюсь, не покинут Владимир и в следующем концертном сезоне: Центр классической музыки планирует исполнить ораторию «Страсти по Матфею» целиком и провести авторский концерт Эдуарда Артемьева.