Понимаете, чтобы написать достойный его игре отзыв о концерте, нужно быть хотя бы на уровне понятий этого музыканта: обладать подобным интеллектом, богатым языковым тезауросом, построить мало-мальскую форму сообщения! Поэтому, не претендуя на профессиональную рецензию (упаси бог!), просто опишу свои впечатления от концерта, как поток сознания (а если кому-то не нравится, то пусть и не читают).
Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), МЛ не нуждается в заигрывании с залом, он не рассыпает горстями дешевые жесты в публику (вроде ильфовского сеятеля), он ненавязчиво втягивает всех в некую воронку своего звукового пространства. Чуть ощутимое покачивание времени на уровне мотива превращает гладкую поверхность картины (фото-глянец) в горельеф. Прихотливые интонации подрагивают, словно делящиеся под микроскопом, впервые обнаруженные диковинные клетки. Иные интонации, сплетаясь в изысканные цепочки, текут во времени подобно песчинкам в песочных часах, каждая из которых ощутима и видима во всех подробностях.
Это не сразу, а чуть позже начинаешь ощущать.
Потому что впечатление продолжает вас пронизывать и после концерта. Так играют стратеги. Их идеи раскрываются с разных сторон методично, постепенно, безусловно.
Спасибо за самый грустный Ми-мажор, за возможность «подумать пешком».
Все, кто подходил и звонил мне после концерта (и до сих пор ещё звонят!), говорят о сильнейшем послевкусии, «приходе», наступающем не только в день выступления, но и на завтра, через неделю. У этих впечатлений какая-то очень сильная инерция проникновения.
Не за красотой единой мы ходим на концерты! Я люблю производить некоторое насилие над своими мозгами, иначе, если их не «раздувать», они сворачиваются в трубочку, как старинная игрушка йо-йо. Это я подвожу к Бетховенским Вариациям ор. 120. По отношению к своей профессии, он один из немногих, кто, по моему мнению, соответствует своим исполнительским кредо кантовскому императиву. Он в состоянии открыть слушателю и «звездное небо над головой» и выполнить «нравственный закон внутри себя» - не перевирать волю автора текста. Это «сочетание в музыканте и мастера и художника» (содрала цитату А. Франса из рекомендуемой на форуме работы Д. Горбатова) удивительным образом делает знакомую музыку порой непривычной и не узнаваемой. Неужели мы рабы кривых зеркал?
Ну, и для тех, кому было тяжело объять необъятное. Надеюсь, не утомлю вас маленькой аналогией. Это, собственно, слова Декарта (из «Рассуждений»): «Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок… Для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано».
Там, внутри у него, есть какой-то свой философский камень.
Наброски о концерте Михаила Лидского в Украине. Бах и Бетховен.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-12-06 00:47:31
Страница: 1