Аннотация
======
«Волгоград–фортепиано–2012»
Сборник статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства
Редакционная коллегия: Е. Г. Бельфор, И. С. Блинов, С. А. Главатских, Д. Б. Горбатов, В. В. Грязнов, М. В. Лидский, Н. И. Рубцов, Н. Ю. Рудковская, Р. М. Фрумкина, И. И. Харисов, В. В. Шпиницкий
Редактор-составитель: М. В. Лидский
Les tombeaux
Подходящего русского эквивалента этому термину нет. Жанр tombeau имеет богатые традиции во французской музыке. Так называлась пьеса либо серия пьес, посвященная памяти усопшего. Произведения в жанре tombeau писали Жан-Батист Люлли, Сильвиус Леопольд Вайс, Марэн Марэ и другие известные авторы. Самый знаменитый образец этого жанра был создан, однако, в XX веке: это «Le tombeau de Couperin» Мориса Равеля (в русских изданиях обычно: «Гробница Куперена»). Бросив взгляд на материалы настоящего сборника, легко заметить уместность объединения их в группы, образующие некие подобия tombeau, – отсюда и заголовок.
Эмиль Григорьевич Гилельс
(1916–1985)
«Главное – образ». Эмиль Гилельс в беседе с Инго Харденом
Интервью, которое Э. Г . Гилельс дал немецкому журналу «Фонофорум» в 1972 г., во время записи концертов Брамса с оркестром Берлинской филармонии п/у О. Йохума. Запись эта, как известно, стала одним из шедевров пианиста. Великий пианист рассказывает о своем подходе к различным композиторам, к самой музыке. Знаменитый немецкий критик Инго Харден делится своими суждениями об искусстве Гилельса.
Из откликов прессы:
В. М. Городинский. Воспитание Эмиля
Элен Журдан-Моранж. Триумф Эмиля Гилельса во Дворце Шайо
А. М. Меркулов. Не только в юбилей
Г. Б. Гордон. Бетховенский цикл Э. Гилельса
Е. Я. Либерман. Художник-мыслитель
Подборка прессы – от чудовищного памятника 1930-х гг. («Воспитание Эмиля» В. Городинского, одного из высоких советских музыкальных чиновников) до рецензий последних лет творческого пути великого артиста, написанных видными музыкантами. Поучительная картина…
Страницы воспоминаний:
Альдо Чикколини
Рудольф Баршай. Из беседы с Феликсом Готлибом
В. А. Столов. Воспоминания об учителе
Дополнение. Из писем Э. Г. Гилельса к В. А. Столову
Тами Аронович
Уриэль Сегал. Встреча с Эмилем Гилельсом
А. С. Церетели. Воспоминания о короткой переписке с Э. Г. Гилельсом
Большая часть публикуемых воспоминаний выходит по-русски впервые, а воспоминания профессора Казанской консерватории В. А. Столова написаны специально для сборника. В них автор достаточно подробно пишет о своих занятиях с Гилельсом. Много нового читатель узнает из воспоминаний дирижеров (Рудольфа Баршая, Уриэля Сегала, а также супруги Юрия Арановича), рассказывающих о работе с великим солистом и сопутствующих ей обстоятельствах…
Станислав Генрихович Нейгауз
(1927–1980)
Е. Р. Рихтер. Загадка
Статья профессора Московской консерватории (в прошлом – ученицы и ассистентки Станислава Нейгауза), дополненная по сравнению с прежними публикациями.
Кирилл Диановски. Воспоминания о С. Г. Нейгаузе
С. Я. Калачев. Из воспоминаний о С. Г. Нейгаузе
Воспоминания бывших учеников профессора С. Г. Нейгауза, ныне профессоров вузов Братиславы и Воронежа. Сообщаются ценные сведения по методике преподавания, воссоздается сама обстановка в классе: по многочисленным признаниям учеников, большой артист учит, прежде всего, сам собой… К. Диановски подробно воспроизводит указания профессора к одному из шедевров его репертуара – Четвертой балладе Шопена.
Генрих Нейгауз (младший). О том, что помню… Подробные воспоминания сына Станислава Нейгауза, повествующего об отношении и исполнении отцом музыки различных композиторов, рассказывающего немало нового о самом Станиславе Нейгаузе. Подробно описывается работа в классе над несколькими сочинениями – в частности, факсимильно воспроизведены ноты Ноктюрна до минор Шопена с пометками мастера.
Сведения о репертуаре и аудио/видеозаписях Станислава Нейгауза
Подробный перечень аудио- и видеозаписей выдающегося артиста публикуется впервые.
Татьяна Петровна Николаева
(1924–1993)
М. С. Петухов. Татьяна Петровна Николаева (фрагменты воспоминаний)
Дополнение: М. С. Петухов отвечает на вопросы М. В. Лидского
Воспоминания бывшего ученика и ассистента Николаевой, ныне профессора Московской консерватории, известного пианиста и композитора. За воспоминаниями М. С. Петухова следует подробный разговор о выдающейся пианистке, ее творческих принципах, жизни и эпохе. Затрагивается ряд актуальных проблем современного исполнительства и педагогики.
Из писем Д. Д. Шостаковича Т. П. Николаевой. Публикация К. К. Тарасевича Впервые публикуемые фрагменты писем великого Шостаковича к молодой пианистке и композитору (1950-е гг.).
Список сочинений Т. П. Николаевой. Составлен М. Г. Ефремовым
Подробный перечень сочинений Т.П. Николаевой публикуется впервые. Ее композиторская деятельность не получила широкого признания, в то время как она занимала большое место в жизни замечательного музыканта.
Самуил Евгеньевич Фейнберг
(1890–1962)
А. Н. Александров. Самуил Фейнберг
Статья выдающегося композитора, написанная еще в начале 1920-х гг., в которой дается высочайшая оценка творчеству С. Е. Фейнберга – большого композитора, прославившегося, прежде всего, как пианист и педагог.
Из писем С. Е. Фейнберга. Подготовка текста и комментарии: В. В. Бунин, М. В. Лидский, М. Д. Соколова, Н.-А. Фигови
Большая подборка писем (1913–1962), содержащих историю большей части жизни выдающегося музыканта. Серди адресатов: А. Б. Гольденвейзер, П. А. Ламм, Н.Я. Мясковский, А. Ф. Гедике, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. К. Мержанов… Большая часть писем публикуется впервые. Письма подробно откомментированы.
М. А. Ещенко. [Воспоминания о С. Е. Фейнберге]
С. Н. Величко. Я его боготворила и внимала ему, как пророку
Воспоминания двух бывших учениц Фейнберга, впоследствии видных музыкантов и педагогов. Воссоздается неповторимая атмосфера уроков профессора. Публикуются впервые.
В. В. Бунин отвечает на вопросы М. В. Лидского Подробный разговор редактора-составителя сборника с пианистом Виктором Буниным – бывшим учеником, а ныне признанным исследователем и пропагандистом творческого наследия Фейнберга, автором нескольких книг и статей о нем, исполнителем большого числа его музыкальных произведений. Читатель узнает немало нового о знаменитом музыканте.
Интервью, воспоминания, статьи
Кэрола Гринди. Из бесед с пианистами: Хорхе Боле, Эдит Пихт-Аксенфельд, Магда Тальяферро, Фу Цун
Кэрола Гринди (Carola Grindea) – основатель и многолетний президент Европейской ассоциации преподавателей фортепиано (European Piano Teachers’ Association; EPTA) На протяжении многих лет в “Piano Journal” (печатный орган EPTA) под рубрикой “Who is Who of Pianists” (“Кто есть кто среди пианистов”) публиковались ее интервью с известными пианистами и фортепианными педагогами. Собеседники Кэролы Гринди рассказывают о своей работе, о том, как и у кого они учились, высказываются по ряду важных профессиональных проблем.
Л. Е. Слуцкая. Из бесед с пианистами – профессорами Московской консерватории
Фрагменты бесед профессора Московской консерватории Л. Е. Слуцкой с известнейшими профессорами-пианистами: Э. К. Вирсаладзе, В. В. Горностаевой, С. Л. Доренским, М. С. Воскресенским, А. А. Наседкиным, Ю. С. Слесаревым, Н. А. Петровым, Н. Л. Штаркманом и др.
И. Н. Захарова. Страницы жизни
Воспоминания известного педагога ДМШ г. Дубны (Московская область) о детстве, о годах учения в Гнесинском институте (1950-е гг.), о встречах с М. В. Юдиной в Хабаровске (где автор работал одно время) и Москве, о собственной педагогической работе, об эпохе…
М. И. Маршак (Marina Marshak–Young). Из воспоминаний
Автор – многолетний педагог МСМШ им. Гнесиных, а затем университета Ратгерс (США) – вспоминает своих учителей – знаменитых музыкантов Н. Л. Фишмана, А. И. Иохелеса, М. В. Юдину; своего безвременно умершего исключительно одаренного ученика Кирилла Дудникова, делится опытом работы и жизни…
Генрих Нейгауз (младший). Из воспоминаний. О дорогих и любимых. Андрей Новицкий
Генрих Нейгауз (младший) вспоминает покойного друга – покойного пианиста Андрея Новицкого – легендарного «скрябиниста», злой волею судьбы лишенного возможности полноценно концертировать. В текст включена запись беседы автора с М. А. Новицкой.
Л. А. Франк. Очерк о любимом педагоге
Очерк профессора Уфимской академии искусств им. З Исмагилова об учителе – профессоре Б. М. Берлине. Подробно описана знаменитая «система Берлина».
Т. Я. Подрабинек. Жизнь и судьба русской пианистки Ольги Ачкасовой–Юниус
Мемуарный очерк известного детского педагога об учителе – О. И. Ачкасовой-Юниус. Бывшую ученицу А. К. Глазунова и А. Н. Есиповой, а затем учительницу молодого Евгения Мравинского судьба забросила сначала в эмиграцию, а затем в интинские лагеря. После освобождения О. И. Ачкасова-Юниус осталась до конца дней в Инте, где преподавала в музыкальной школе. Автор подробно пишет о методике своего педагога, повествует о жизни в Инте 1950-х гг.
А. С. Церетели. Вновь слушая Клиберна
Статья о всенародном любимце Ване Клиберне, навеянная публикацией фирмой «Мелодия» собрания записей пианиста. Автор подробно рецензирует диски, делясь соображениями и размышлениями о судьбе пианиста и восприятии его искусства на протяжении десятилетий.
Публикации
Дискуссия о развитии исполнительского мастерства пианиста. Стенограмма собрания фортепианного факультета Московской государственной консерватории (декабрь 1953 г.). Подготовка текста и комментарии А. М. Меркулова и М. В. Лидского
Впервые публикуется стенограмма обстоятельной дискуссии, имевшей место на фортепианном факультете Московской консерватории в 1953 г., – с участием Г. Р. Гинзбурга, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, В. В. Нечаева, В. А. Архангельского, М. С. Неменовой-Лунц, Л. Н. Бермана и А. А. Николаева. Материал ценнейший.
Клод Дебюсси. Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна». Обработка для фортепиано А. И. Ведерникова (факсимиле рукописи). Публикация О. В. Худякова
Творческое наследие Анатолия Ведерникова лишь начинает получать подлинное признание. В его архиве сохранилось немало сделанных им переложений. Одна из первых публикаций – транскрипция знаменитой пьесы Дебюсси.
Кирилл Дудников. Прелюдия и фуга си мажор (факсимиле рукописи). Публикация Н. Н. Козерчук
Рукопись одной из прелюдий и фуг Кирилла Дудникова (1956–1976). Подробнее об авторе – в воспоминаниях М. И. Маршак.
Макс Регер. «Песни без слов» Феликса Мендельсона Бартольди. Перевод и комментарии: В. В. Шпиницкий
Впервые по-русски выходит статья Макса Регера, написанная к 100-летию Мендельсона (в 2009 г., как известно, праздновалось уже 200-летие…). Статья выдающегося композитора и теоретика содержит немало проницательных метких оценок.
Франц Шуберт. Соната ля мажор ор. 120 с пометками М. И. Гринберг (факсимиле). Публикация О. А. Макаровой
Стало доброй традицией включать в волгоградские фортепианные сборники факсимиле нот, по которым работала Мария Израилевна Гринберг. В новом сборнике вниманию читателя предлагается копия ее рабочего экземпляра Сонаты ля мажор ор. 120 Франца Шуберта, одного из шедевров репертуара пианистки. Многочисленные пометки касаются интерпретации и технологии