"Когда я впервые слушал Паганини, я думал, что он начнет с неслыханной силой звука. И вот он начал - но до чего звук его был нежным и тихим. Когда же он легко и еле заметно начал закидывать в толпу свои магнетические цепи, люди стали невольно покачиваться. И вот волшебные кольца заплетались все больше и больше; люди все теснее жались друг к другу, пока они постепенно не слились в едином порыве, как бы загипнотизированные художником."
Шуман
Игра Листа меня совершенно поразила своею необыкновенною простотою и глубиною чувства. Мягкость и нежность его туше необыкновенны; прозрачность, поэзия, воздушность игры - неслыханные, но все же, повторяю, более всего меня поразила простота, правда и глубина выражения. Действительно, его игра единственная в своем роде, ему одному свойственная.
Ц. Кюи
Сейчас уже крайне трудно встретить фразировку не неатужную не напыщенную.
даже у вокалистов потеряно очарование свободы и временного соответствия.
Мне кажется умение не отставать от времени и не опережать его - это и есть та свобода и высокая простота, к которой нужно стремиться. без ложной многозначительности и без выдавливания из себя через силу (или иное препятствие) музыкального высказывания. без дидактики и поучения.
Похоже, что от Паганини это усвоил в свое время ПРАКТИЧЕСКИ - один Лист.
Поэтому может быть Лист и был зачастую отнесен к ложно-пафосным музыкантам. мало кто мог понять истинную его фразировку.
Люди очень часто ДАВЯТ, причем без всякой веской причины. А уж скрипачи в особенности. Впрочем , ВСЕ в особенности.