Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Фортепьянная динамика Баха.


Фортепьянная динамика Баха.

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Все просто и наиболее естественно. Чем выше нотки  тем "тише", светлее их играть.
чем ниже - более мужественно.
Во всяком случае, в медленных пьесах это дает эффект непринужденной естественности.
Попробуйте.

Обычно же нас приучили к более напряженным дискантам. Якобы движение вверх это какое-то "развитие". Но какое прекрасное развитие фразы если более верхние мотивы играть тише.

2

Никто что-то даже не возразит... Наверное считают глупостью.
На самом деле это, несколько - хоровая эстетика.
Когда фраза передается в более высокий регистр, не стоит играть её более громко, как это обычно практикуется, особенно у учащихся и в разных редакциях.

Вчера на уроке опробовали новую методику с одной ученицей. У редактора стояло именно усиление громкости и напряженности на второй более "высокой" фразе, с вилочкой крещендо.
А мы попробовали передать это другой "группе голосов" с уменьшением звучности, и увеличением "нежности". Получилось естественное "освобождение" и даже больший эффект "развития". Нагляднее стало и изменение настроения, чего так трудно добиться в "секвенционных"  звеньях фразы или периода.

3

Интересно. Попробуем. Хотя, когда я пою, "напрягаюсь" в верхнем регистре))) Что бы сказал на это Себастьян? - вечная загадка! :dontknow:

4

Рудик написал(а):

когда я пою, "напрягаюсь" в верхнем регистре

А Вы передайте хору мальчиков в церкви и их ангельским голосам.

5

При умелом применении (разумеется не без исключений!) это дает самое главное! Эффект ЕСТЕСТВЕННОСТИ. Этакой паганниниевской естественности и нежности и абсолютной "безнажимности".

Ну как будто у нас инструмент без динамических возможностей но очень красивых тембров в разных регистрах. И вот чем выше тем более ласково и напевно он звучит.. У него мужественная середина и поющие глубокие басы. ВСЕ! Никакий вилочек и развитий мы на нем делать не можем, зато красота сопоставления тембров - изумительная.
Собственно видимо такими и были лучшие клавикорды, которые так любил Бах.

Ванда Ландовска немало также извратила впечатление о клавесине, (хотя он конечно гораздо более яркий инструмент) заказав у Плейеля чудовищный "новодел"

Но дело не в подражании вовсе, а в принципиальной позиции использования именно красоты фортепиано, без нажима и лишних "эмоций".

И уж во всяком случае не в эстетике Гульда, которая как раз ближе к формальному подражанию клавесину.

6

Gtn написал(а):

Никто что-то даже не возразит...

Я б еще как возразил, так ведь обидишься. А грубость в мои планы не входит...

7

Neuhaus написал(а):

Я б еще как возразил, так ведь обидишься. А грубость в мои планы не входит...

так давай, не обижусь! ))

А я так просто наслаждаюсь новой эстетикой. Все звучит необычно и весьма привлекательно. А, главное - естественно. Гораздо интереснее чем вообще можно найти записи клавирного Баха.

8

А по мне так динамика не столь важна. Главное - агогика. Хотя всем известно, что шепот интригует больше, чем крик.

9

Агогика - конечно святое.. но и динамика важна.
Особенно в поисках исполнений, которые бы не раздражали и были естественны как сама природа.

Мне как раз такая регистровка кажется наиболее привлекательным выходом. Нестерпимо, когда с нажимом исполняются проведения темы в регистрах, которые должны пленительно петь.
с другой стороны в среднем наиболее активном и мужественном регистре - шептать неуместно.
Ну как-то так...
Я уже переродился.
Я уже и на Бетховена кое-где распространяю этот принцип, где у него вообще нет динамических указаний, а регистровое продвижение присутствует. )))

10

Эта эстетика не сильно новая. Уже была предложена Яворским на примере C-dur-ной прелюдии из 1-го тома.

11

Ну вот, пришел поручик и ..

12

Все-таки если нет регистрового различения, то всякая иная "динамика" бесполезна...

13

К слову, попыталась сегодня применить Ваш метод к Прелюдии Е-дур из 2 т. (это единственный Бах, которого принесли сегодня). По ходу работы выяснилось, что пациентка просто не окрашивает тембрально никакие другие голоса, кроме верхнего (играет по типу Мелодия и какие-то бродячие слепые под ней). Вот это главная причина! Нет краски, веса, характера, типа темперамента, в конце-концов. Когда добьемся этой цели, посмотрим, возможно сопрано найдет свою естественность и пластику. 8-)

14

А я сегодня применял к Бетховену. Коллега готовит на какой-то педагогический конкурс произведения и в том числе 1 часть 10 сонаты.
там в начале у Бетховена вообще нет никаких знаков.  Но если подойти оркестрово, то очевидны регистровые различия. Что мы и попытались с ней сделать. Получилось очень неплохо. Гораздо лучше тупого крещендо. Логика гармонического  периода стала только очевиднее.

15

а к Шопену применимо?

16

Gtn написал(а):

А я сегодня применял к Бетховену. Коллега готовит на какой-то педагогический конкурс произведения и в том числе 1 часть 10 сонаты.
там в начале у Бетховена вообще нет никаких знаков.  Но если подойти оркестрово, то очевидны регистровые различия. Что мы и попытались с ней сделать. Получилось очень неплохо. Гораздо лучше тупого крещендо. Логика гармонического  периода стала только очевиднее.

Логика гармонического периода, как Вы пишете, для меня всегда путеводная звезда! У Шопена в колыбельной, в одной из вариаций забирание в самый верхний регистр  самим автором обозначено диминуэндо (просто сейчас проходим) А вот интересный пример: кто играл цис-молльную прелюдию Щедрина? Она тоже имеет вариацию , где проискодит ускорение и поднимание в третью октаву, так там Ваш совет как нельзя лучше помогает создать пространственный эффект.

Отредактировано Рудик (2012-12-17 09:36:08)

17

Ну, в общем, если сделать принцип хоть сколько-нибудь универсальным, то он будет таков - без крайностей! и по возможности избегать "нажима" в высоком регистре. Но в остальном, конечно же нужно исходить из конкретного текста. Регистровка может быть и довольно яркой. Органный или инструментальный подход это не возбраняют. Даже клавишные того времени иногда имели очень "плакатные" высокие регистры.

Но в данном случае я все-таки искал ЕСТЕСТВЕННОСТЬ выражения. А к ней ближе всего некая динамическая "деликатность" с повышением регистра. Почти всегда фактура только выигрывает, если высокие ноты прочесть вдруг задушевно, а не форсируя.
Усиление с повышением сейчас для меня выглядит как крайнее средство в очень специальных случаях.

Вообще. идея скорее даже не барочная, а идущая от Паганини. От знаменитого шумановского высказывания:
"Когда я впервые слушал Паганини, я думал, что он начнет с неслыханной силой звука. И вот он начал - но до чего звук его был нежным и тихим. Когда же он легко и еле заметно начал закидывать в толпу свои магнетические цепи, люди стали невольно покачиваться. И вот волшебные кольца заплетались все больше и больше; люди все теснее жались друг к другу, пока они постепенно не слились в едином порыве, как бы загипнотизированные художником."

Постоянное существование некоего дидактического "нажима" мне кажется болезнью музыки. Очень многие великие даже музыканты все портят таким "нажимом". Поиск простоты и естественности до сих пор остается востребованным и очень редким достижением.

18

Сегодня проходили сюиту. Динамику можно не выписывать - после вслушивания в гармоническую жизнь, она сама естественно напрашивается. А потом была фуга гис-молль (1 том) заигранная до дыр, но когда стали анализировать, получила несказанную радость от этого Гения! Я не привязываюсь к аналогиям типа Бог=Бах, но мой первый детский инсайт в связи с его фугой и вправду напоминал первую молитву. Эта музыка спасает и дает силы даже в работе с тупыми и "нищими духом". Я вижу, как студенты "приподнимаются" над бытовухой, а это уже шанс.

Отредактировано Рудик (2013-03-06 21:28:37)

19

pup написал(а):

а к Шопену применимо?

Вполне.
так как Шопен многое воспринял (как и Лист) от Паганини, то в его музыке как раз применимо то естественное, без нажима, пение. А это предполагает как раз учет регистров.

20

Рудик написал(а):

Сегодня проходили сюиту.

Какую?

21

Gtn написал(а):

Какую?

Французскую Эс-дур


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Фортепьянная динамика Баха.