Вадим Руденко сыграет «Рапсодию на тему Паганини» Сергея Рахманинова

http://s002.radikal.ru/i197/1302/42/ab6c9cb84d87.jpg
5 марта 2013 г. 18:30

Солист Центра классической музыки, замечательный пианист Вадим Руденко сыграет для владимирцев одно из лучших произведений Сергея Рахманинова

История «Рапсодии на темы Паганини», состоящей из двадцати четырёх вариаций на тему знаменитого двадцать четвёртого каприса Николо Паганини, уникальна. В ней проявилось и особое жанровое своеобразие, и яркая «театральность» музыки Рахманинова.

Понять замысел Рахманинова помогает письмо композитора к балетмейстеру М. Фокину, задумавшему поставить балет с музыкой «Рапсодии». Излагая программные соображения, Рахманинов связывает свое произведение с легендой о Паганини, продавшем душу дьяволу за обладание тайной скрипичного искусства. В программе-комментарии к «Рапсодии» Рахманинов затронул вопросы о значении этического начала в искусстве и о трагичной участи художника, утратившего те или иные этические основы своего творчества.

http://s001.radikal.ru/i194/1302/b0/bdd38bffe5ce.jpg

Сергей Рахманинов

В балетном либретто, созданном для спектакля Фокина "Паганини" Рахманинов так отражает содержание своей музыки: первая часть - сговор Паганини с нечистой силой; вторая часть - "появление женщины" и "духовный мир Паганини", "Паганини наедине с собой - его скрипка поёт о Прекрасном"; третья часть - мастерство Паганини-исполнителя, приобретённое у сил ада, и окончательная победа этих сил над Паганини. Музыкальным выражением «демонической» темы стал мотив «Dies irae» - католического песнопения «День гнева», занимающего существенное место в «Рапсодии». Он выступает как грозный символический образ, фаталистический смысл которого вполне выясняется в коде, где эта тема безраздельно господствует.

http://s017.radikal.ru/i417/1302/4b/3547df2fc982.jpg

Сцена из балета М.Фокина "Паганини" на музыку С.Рахманинова

http://s57.radikal.ru/i158/1302/f6/6cef53f532b1.jpg

Сцена из балета М.Фокина "Паганини" на музыку С.Рахманинова

Рапсодия на тему Паганини, по мнению некоторых музыковедов, - во многом жанровое "открытие" Рахманинова. Любопытны детали жанрового взаимоотношения творчества Рахманинова с творчеством Гершвина: в 1927 году состоялась премьера "Рапсодии в стиле блюз" Гершвина - первого случая трактовки жанра как развёрнутого фортепианно-оркестрового цикла, объединяющего джазовые и академические интонационные сферы. Рахманинов присутствовал на этой премьере; известно его одобрение Рапсодии Гершвина и заинтересованность поисками Гершвина в области синтеза джаза с академической музыкальной культурой. Нельзя не отметить, что фортепианный стиль и методы взаимодействия солиста с оркестром Рапсодии Гершвина во многом определены влиянием фортепианного стиля концертов Рахманинова.

Сергей Рахманинов работал над этим сочинением на вилле Сенар (близ Веггиса в Швейцарии) полтора месяца – с 3 июля по 18 августа 1934 года. Премьера состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе 7 ноября 1934 г., партию фортепиано исполнил автор в сопровождении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского. С того времени «Рапсодия на тему Паганин» стала одним из самых популярных и исполняемых фортепианных произведений, звучавшем в версиях «королей» фортепиано Артура Рубинштейна, Владимира Ашкенази, Ван Клиберна. Благодаря необычайному богатству оттенков фортепьянного и оркестрового колорита, разнообразию пианистических приемов, напряженной эмоциональности – эта история борьбы Добра и Зла, преломленная в великом искусстве, по сей день продолжает зачаровывать слушателей во всем мире.

Начало – 18:30
Цена билета – 400 руб.(действуют льготы)

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).