и т.д. - достаточно таких приколов.
Тут, наверное, в каждом случае отдельно надо смотреть, как создавалось и закреплялось расхожее название. Был или был бы рад автор такому ярлыку на своё произведение.
Но тем не менее, хочешь-не хочешь, а даже случайно услышишь, узнаешь - и всё, как глупая песня прилипнет. Если ключ к произведению не был найден заранее, то эти клички создают стену на пути к этому ключу, дают, что ли, фальшивое направление.
Конечно, может, и наоборот.
Как убрать "луну" из лунной и "дождь" из дождевой?
Сообщений 1 страница 9 из 9
Поделиться12017-12-08 18:16:26
Поделиться22017-12-09 21:04:32
У меня лунная давнишний трабл. Сначала была идея брать меньше педали, потому как без педали длинная нота в мелодии звучит дольше. Это был прекрасный вариант. Звучало таинственно и архаично! Но вот недавно приснился сон, в котором Лист играл Лунную. И совсем по-другому. Там суть была в том, что триоли по два такта были мелодией. Полноценной! Я пытался это делать, но только однажды. Пока еще я не погружался в намерение сыграть эту сонату. Помню до сих пор это ноу-хау Листа. Звук при этом был на мц пиано. Вовсе не тихий. хотя, хрен его знает, может это и не "вещий сон", а аберрация сознания?
Поделиться32017-12-09 21:26:00
С педалью вообще беда... Не могу без педали вообще что-то играть. Да и слушать не всегда приятно, звук пересушенный, острый, резкий и т.д. Понятно, что гигиена слуха и всё такое, но всё равно. Кажется, это за большинством непрофессионалов ведётся.
А на счёт триолей аж на два такта сразу представилось ди-джейство и современная попса. Драм-машины только не хватает.
А получается двухголосие чтоль?
Отредактировано pup (2017-12-09 21:36:40)
Поделиться42017-12-09 21:35:41
Так а трабл в чём? Вариант Листа более смотрит в суть? В принципе, есть о чём подумать, но не слишком будет перемудрённо? тем более это сквозь всю часть и равномерно. Сложно удержать внимание.
Поделиться52017-12-11 21:14:33
Проблема в том, что нет в исполнении понятия " правильно". Вы теоретически уже пришли к этому, но традиции не отпускают. За любым текстом стоит гипертекст, то есть Ваш жизненный опыт из миллиарда неуловимых ассоциаций. Вы думаете, что играете Бетховена, а на самом деле, излагает своё мнение по прочтении.... Что вы слышали незамутненным детским сознанием, и что вы слышите после полувека жизни в музыке? Что считывает Ваше сознание, то и верно.
И вот ещё что: нет ничего более беспечного, чем давать имя произведению. Лишить его всех возможных разгадок, кроме одной.
Отредактировано Рудик (2017-12-11 22:34:52)
Поделиться62017-12-12 15:39:22
Это, как говорится, "основной вопрос философии" в музыке. Музыка, это пустой сосуд, или сразу полный. Не знаю, хорошо это или плохо, если через Бетховена я буду раскрывать какие-то свои неуместные переживания и себя лично - или же вернее суметь раскрыться на фоне гения, найти и оттенить нужные стороны, а не самовыражаться. Чем, кстати, чем дальше, тем больше начинает страдать всё искусство.
- и в этом задача и цель ИСПОЛНИТЕЛЯ.
Конечно, часто бывает, что автор сам того не понимая, захватывает в своем творении какие-то объективно более высокие вопросы, чем ему видится самому. Возможно, через это и проявляется высокий талант.
Музыка, как говорится, самое тёмное дело, тут можно дать волю много чему и мало кто заметит.
Опасаюсь только, что эти умствования от самой музыки могут ещё больше отдалять. Бетховен бы здесь удивился, улыбнулся и не задержался. Или, скажем, Софроницкий.
Что вы слышали незамутненным детским сознанием, и что вы слышите после полувека жизни в музыке?
хорошо бы всё-таки всё это время идти в верном направлении, а не зигзагами и перпендикулярами. Скажем, можно прочесть книгу, и сразу в общем понять её правильно, а потом сколько угодно раз перечитывать и только углублять понимание, удивляться всё большей полноте и объёмности раскрытия автором картины, его таланту. Но не так, чтобы перечитать, и понять, что это как две разные книги, два разных писателя.
нет ничего более беспечного, чем давать имя произведению. Лишить его всех возможных разгадок, кроме одной.
Ну да. Собственно, всё бьюсь над тем, чтобы выбить из дождевой эти "капли" - но как закрался этот подход ещё при знакомстве - так он и не отпускает. А я очень сомневаюсь.
Поделиться72017-12-12 15:44:35
Приходит ко мне студент с бетховенской сонатой ор. 53 (т.н. «Авророй»). Натурально, окончил музыкальную школу, потом училище. За роялем несет нечто несусветное. Останавливаю: спрашиваю, в чем, собственно, дело. «Я чувствую, что здесь железная дорога, – слышу в ответ, – а мне сказали, что рассвет, и я не понимаю, как быть». (Помнишь, ты спрашивал про художественный образ? Вот, пожалуйста...) Выдавливаю из себя разъяснение: мол, для начала корректно сыграйте написанное в нотах, а там видно будет – железная, проселочная, канатная, рассвет или закат. «А разве музыка – не средство?» – спрашивает юноша, проучившийся музыке больше десятка лет. И попробуй ему с ходу объясни, что такое музыка…
Еще пример из моей практики. «Может быть, то, что я говорю, и неправильно, – доверительно сообщает студентка, – но таково мое мнение». Вопрос, какой смысл иметь неправильное мнение, поставил ее в тупик. Во многих головах нынче, говоря классическими словами, разруха. И с историей дела, ее знанием это связано напрямую.
Поделиться82017-12-12 15:48:39
это к слову
Опасаюсь только, что эти умствования от самой музыки могут ещё больше отдалять. Бетховен бы здесь удивился, улыбнулся и не задержался. Или, скажем, Софроницкий.
Поделиться92017-12-12 16:23:10
Подобно фортепьяно, каждое музыкальное произведение также имеет
определенные границы в отношении своих эмоций и их художественного
выражения. Прежние мои соображения в этом направлении могут быть
теперь дополнены при рассмотрении одной весьма распространенной
ошибки, касающейся вопросов трактовки. Ошибка эта состоит в том, что
при трактовке произведения основываются на имени композитора:
думают, будто Бетховен должен быть сыгран так-то а Шопен так-то.
Большей ошибки не может быть!
Верно, что каждый великий композитор имеет свой собственный
стиль, свой привычный способ развития мысли, свою индивидуальную
манеру письма. Но так же верно и то, что все великие композиторы
обладали воображением, достаточно сильным для того, чтобы оказаться
целиком поглощенными своим собственным творением, как Пигмалион
своей Галатеей, и совершенно отвлечься на это время от своих
привычных мыслей и способов выражения; они становились покорными
слугами нового создания своей собственной фантазии.
Так, среди произведений Бетховена мы находим такие романтичные и
мечтательные, как если бы они принадлежали перу Шумана или Шопена,
в то время как в некоторых сочинениях последних обнаруживается вре-
менами изрядная доля бетховенского классицизма. Совершенно
ошибочно поэтому подходить к каждому произведению Бетховена с
предвзятым мнением, будто оно должно быть «глубоким» и
«величественным» или, если это произведение Шопена, что оно должно
исполняться с льющейся через край чувственностью и «чувством» (Эта
ироническая характеристика относится, разумеется, не к музыке Шопена, а к тому, как
трактуют ее иные исполнители.).
Но пригоден ли такой стиль исполнения, например, для полонеза ор.
53 или даже для маленького Ля-мажорного ор. 40 № 1? С другой стороны,
применима ли стереотипная, академическая манера играть {44} Бетховена
к его Соль-мажорному концерту — этому поэтическому предвестию
Шопена?
Каждый великий мастер написал ряд типичных и ряд не типичных для
него произведений. В последнем случае распознать автора можно только
по более мелким, детальным чертам стиля, на что способен лишь глаз
достаточно опытный. Тем не менее эти тонкие черты должны быть
оставлены в своих укромных уголках и нишах; не надо их грубо
вытаскивать на авансцену ради традиционного исполнения пьесы. Такого
рода «благоговение» грозит затушевать все особенности данного,
нетипичного произведения. Это уже не благоговение, а фетишизм.
Воздание должного композитору означает воздание должного его
произведениям — каждому из них в отдельности. А этому мы можем
научиться не путем чтения биография композитора, а лишь в результате
рассмотрения каждого его произведения как самостоятельного и
законченного явления, как совершенного, органического целого, общий
характер, специфические черты, форму, манеру изложения, движение
эмоций и направление мыслей которого мы должны изучить. При форми-
ровании нашей концепции нам гораздо более, чем биография
композитора, поможет сравнение данного произведения с другими
сочинениями того же мастера, хотя сравнение это может вскрыть столько
же различий в стиле, сколько и сходных черт.
Поклонение именам, беспрекословное усвоение традиционных
толкований — это не те принципы, которые могут привести артиста к
достижению желаемых результатов. Пристальное изучение каждого
распространенного понятия, строгая проверка каждой традиции на
пробном камне самостоятельного мышления — вот что поможет
художнику найти самого себя, увидеть вещи своими собственными
глазами.
Таким образом, мы приходим к заключению, что — в известном
положительном смысле — даже благоговение перед композитором не
должно переходить границ; а эти границы намечаются здесь лишь для
того, чтобы обеспечить его произведению возможно большую свободу
выявления.
{45} Великие слова Гёте лучше всего выражают мою мысль:
«Внешне ограниченное
Безгранично внутри».
(Из какого сочинения Гёте заимствована эта цитата, редактору установить не
удалось.)
Гофман, Пианист и произведение, Фортепианная игра