Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Шуберт


Шуберт

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Вернулся с "моно-тематического" концерта, посвященного творчеству Шуберта. 
Михаил Лидский представил весьма серьезную программу из  Сонаты-фантазии ор.78,  2-х скерцо и  «Музыкальных моментов".
Я немного пожалел о "коммуникативности" данной подачи, потому, что слушать неподготовленному слушателю незнакомые произведения (кроме муз моментов)  всегда затруднительно.
некоторыми "мостами" служат - ритм, красивый тембр, эмоции, обаяние, ... ну всякая такая "дребедень", которой пренебрегать в полной мере все-таки не стоит.

Искусство существует во многих измерениях. Как абсолютное осознание чего-то нового  в окружающем нас мире (или нашем внутреннем мире), как продолжение на новом уровне чего-то известного, как узнавание знакомого в новых комбинациях, как интеллектуальная игра среди известных величин...  и , наверное еще в других вариациях., таких как личное обаяние, стихийная волна сопереживания и , вообще - магия творчества, замешанная неизвестно на чем...

В данном концерте, Михаил  лишил слушателя привычных "якорей" привязки своего удовольствия, явив некую очищенную и "первозданную" суть шубертовских произведений. Но, вобщем-то, не бесспорную.
Не думаю, что Шуберт в своем тв-ве вовсе был лишен интенций "понравиться" своему окружению.
Танцевальная и песенная стихия его творчества слишком явно о себе говорит, чтобы быть игнорируемой.   Так же на мой взгляд музыка Шуберта не отчетливо имела одно наиважнейшее свойство - простоты и непосредственности.
Как-то Михаил подавал все слишком "изощренно".
Собственно, "танцевальность" (ритм) и простота - всего лишь все мои претензии (в смысле их недостатка)  к его интерпретации.
Однако стоит отметить некую "аутентичность" подачи иного плана. В деталях, в произнесении, в цезурах, ощущалась некая "подлинность" вживания в произведения.
Вот бы совместить это начала в некое "среднее".
Шуберт, вообще очень сложен для концертной эстрады.
Недаром он довольно поздно появился на ней в сольном репертуаре, (не считая отдельных пьес, игранных еще Листом и Ант. Рубинштеном).
Собственно, вопрос всегда стоял об АДАПТАЦИИ его наследия к массовому вкусу.
То есть о пресловутой КОММУНИКАТИВНОСТИ.
Рихтер и до него Шнабель нашли весьма приличные формы подобной "коммуникативаности".
отказываться от них ради "чистой музыки", к сожалению, пока (или уже!) преждевременно!
Как бы это не казалось исполнителю, знающему произведение изнутри и сопереживающему каждой в нем нотке,  но подавать столь "горькую" пилюлю пока следует лишь в "сахарной оболочке"...
пусть это будут популярные "экспромты" в окружении,  или решение ритмически-танцевального порядка, или песенного - не так важно...
Но Шуберта подавать в "чистом виде", без учета сложившихся  паттернов нашего музыкального сознания,  явно рискованно!
Тем не менее публика весьма тепло приняла эту сложную программу.
Что было мне радостно и всем, кто принимал участие в устроении концерта.

2

Выскажусь о своих ощущениях. Соната воспринялась мною очень тяжело: и ведь старался, слушал :( Конечно, надо было подготовиться перед концертом, послушать "более другие" варианты, но, к сожалению, не имел никакой возможности. Вторая часть концерта, как более "демократичная", ощущалась гораздо легче. Огромное спасибо Михаилу за концерт. С нетерпением жду следующих встреч.

3

Gtn написал(а):

Но Шуберта подавать в "чистом виде", без учета сложившихся  паттернов нашего музыкального сознания,  явно рискованно!
Тем не менее публика весьма тепло приняла эту сложную программу.

Объясните мне, идиоту, что в этой программе сложного?! Она сложна для исполнителя, поскольку трудно "держать в голове", допустим, всю сонату, но для публики-то там что сложного? Кажется, я окончательно перестал что-либо понимать в нынешних потребностях народа...

4

Ну, Генри, если бы музыка Шуберта не была  в каком-то смысле проблемной, она бы завоевала эстраду гораздо раньше, чем это случилось. Понадобилось вон какое время, чтобы начать исполнять в концертах его сонаты.
Я думаю как раз наоборот, что исполнитель, вжившийся во все образы сонаты находится в лучшем положении, потому что наслаждается всеми этими сокровищами. А для воспринимающего слушателя необходимы определенные "коммуникативные" приемы.
Они были и у композитора. Его песенность и танцевальность явно облегчали для его друзей - венцев восприятие его "длиннющих" сонат.
Обаяние его мелодий и определенная ритмическая предсказуемость должны помогать слушателю. 
Ритм отчасти в музыке выполняет роль рифмы. Он позволяет сознанию предугадывать время нажатия следующей ноты. Сознание начинает получать удовольствие от совпадения своих ожиданий с результатом.
Если же все время эти ожидания обманывать, то возникает "когнитивный", или скорее, "сенсорный" диссонанс.
Да, это держит человека в напряжении его внимания и не отпускает, но и делает трудным такое длительное восприятие. 
Михаил иногда играет вне ОБЩЕЙ ритмической стихии вне какого-то мега-ритма, пронизывающего все произведение.
Если ты, Генри послушаешь Фуртвенглера "у ручья" из 6 симфонии Бетховена, ты поймешь о чем я. Там есть какие-то очень удаленные ритмические "рифмования", которые несмотря на свободу связывают воедино целые периоды.
Пренебрегать в "длинных" произведениях этим не стоит.
Есть еще законы риторики и пропаганды, которые гласят, что материал, если он людям не знаком, должен быть максимально упрощен и ярко подан.
Михаил сонату играл совершенно великолепно. Я сейчас как раз переслушиваю запись с его концерта. Но эта его игра была совершенно в его духе - вовсе без всякой особой заботы об удобствах слушателя.
Это какая-то "архивная запись" гения "догилельсовской" и "дорихтеровской" эпохи.
Но такая игра не для современного концерта. Она лишена всякой "коммуникативности"   
Он никогда не позволит тебе даже в такт головой покачать, обязательно в следующем такте обманет, цезурой или замедлением или чуть заметным сжатием...
Он не дает вашему телу ритма! Чтобы то стало РЕЗОНИРОВАТЬ с потоком воспринимаемых "данных".
Не знаю, Михаил, танцевал ли в детстве когда? Когда тело входит в ритм и уже отдается "предсказуемости" ритма, а вовсе не вслушивается в прихотливые его изменения в каждом такте. 
Все-таки "эта стихия" у Шуберта вовсе не формальное использование "жанров" вальса и лендлера, экоссеза, кадрили и контрданса...

Я кстати тут уже как-то "бухтел" по поводу рихтеровского Шуберта. По моему мнению Шуберт страшно сложный композитор в плане "попадания" в него. Это уникальное сочетание глубины, чистоты, простоты, обаяния, песенности, танцевальности, интимной камерности и неожиданного "космизма"...
Очень легко все это сломать любым "пережимом" или недооценкой.   
Пожалуй только Шнабель дает такое совершенное сочетание мерцающей мистической легкости и глубины.
Многие на мой взгляд пережимают в "философичности", представляя композитора этаким Ницше...  Рихтер делает его порой слишком грубым и даже "злым", секушим пощечинами... крепким, совершенным  солдатом спецподразделения без страха и упрека.  :)
Кстати в этом отношении (образно-динамическом)  Шуберт Михаила был для меня стилистически безупречен. Ну разве, что кроме 3-го (f-m) Музыкального момента, который все таки в нотах у меня начинается с p и далее есть и  pp и ppp, может, конечно это все радакторские заморочки...

5

Neuhaus написал(а):

Объясните мне, идиоту, что в этой программе сложного?! Она сложна для исполнителя, поскольку трудно "держать в голове", допустим, всю сонату, но для публики-то там что сложного? Кажется, я окончательно перестал что-либо понимать в нынешних потребностях народа...

Ммм... Далеки Вы от народа :(

6

relative7 написал(а):

Neuhaus написал(а):
Объясните мне, идиоту, что в этой программе сложного?! Она сложна для исполнителя, поскольку трудно "держать в голове", допустим, всю сонату, но для публики-то там что сложного? Кажется, я окончательно перестал что-либо понимать в нынешних потребностях народа

Ага! Я вот тоже удивляюсь... В Шуберте как раз это и восхищает - невероятная глубина, и при этом всё абсолютно ясно и просто сформулировано... Тем более в Сонате-фантазии.

PS: А вот жаль, что почему-то так редко играют Три экспромта (Drei Klavierstucke). Почему??? :O  Первые два (IMHO) нисколько не слабее Ор.90&142.

7

В том-то и сложность. Обманчивая простота, заставляет забывать о приемах "коммуникативности" (таких как устойчивый, предсказуемый ритм, наглядные и поляризованно "разведенные"образы, "рифмы", и многое другие, что облегчает человеческое восприятие)  , исполнитель целиком пребывает в убеждении, что то, что ему совершенно ясно - не стоит разжевывать для публики и подавать как-то особенно наглядно. Он начинает играть исключительно "для себя".
А нельзя давать слишком много меняющейся информации одновременно. Человеческое внимание имеет предел и не способно следить сразу за всеми меняющимися факторами.
Что-то нужно дать ему "на автоматическое" восприятие. Хотя бы предсказуемость танцевального ритма. Соотношение "рифмующихся" периодов и всякое другое - хотя бы и сделать понятными для восприятия (близкими, узнаваемыми) какие-то "паттерны" информации, эмоциональности и звуковых "решений"..

8

Да, наверное...

Знаете, вспомнилось: лет в 10-12 (музыкой я тогда ещё не занимался, но много её слушал) я был уверен, что вся музыка делится на две основные категории:
  1) музыка, которую композиторы пишут "для себя", что-то вроде дневника, и которая изначально совсем не рассчитана на публичное исполнение;
  2) музыка, написанная специально в расчете на исполнение перед публикой (чтобы она потом хлопала). Это - как бы более лёгкий, доступный жанр, и называется он "прИлюдии" :blush:

Так вот: музыка Шуберта - яркий пример "не-прИлюдии".

9

Думаю, с Шубертом все несколько сложнее. мне почему-то кажется наоборот, что вся его музыка написана именно для людей, для слушателя, для друзей. Понимающий и сочувствующий слушатель в ней всегда предполагается гораздо в большей степени, чем, скажем у Бетховена (которому достаточно иметь в слушателях саму "Природу").
Поэтому органично вплетенная танцевально-песенная жанровость призвана быть как бы всегда "узнаваемой" этими самыми друзьями и доброжелательными слушателями, как  намек или - "якорь", привлекающий  ВНИМАНИЕ к этому и к чему-то гораздо более важному, высказанному на этой канве.

10

на меня как раз наибольшее впечатление произвела соната-фантазия!..
Остается только горевать, что опоздала на целых 5 минут..((( Сверившись с Яндекс-пробками (вроде, все свободно) решилась пол-пути до ММДМ проделать не на метро, а - наземным транспортом..
Ага, как же,  свободно!..(((((
Так вот..  На мой взгляд, такая благородная отстраненность в подаче музыки - как раз спрособствует более глубокому, вдумчивому - и одновременно чувственному - восприятию.. С одной стороны.
А с другой - создает широки простор для фантазии слушателя..
Без  нарочитой привязки к пресловутой "танцевальности".
А вот скерцо  наоборот  - прошли.. "мимо".. Не хватило (видимо, это опять мои индивидуальные "тараканы") -  именно изящной скерцозности..
А в целом.. Спасибо за чудный вечер!..

11

Нет, ну все-таки танцевальность не "пресловутая" а чуть намеком, как рифма в стихотворении ... Зря я это не подчеркнул... Ясно, что все должно быть тончайше дозированно и не прямолинейно. ЭТО подразумевается по умолчанию.

12

Ну-у.. мне как всегда - надо "разжеватьи в р от положить"..
Будьте снисходительны!.. :blush:

13

да я очень доброжелателен... и в том, что всегда предполагаю взаимопонимание с первого слова...
Виноват. Наверное, нужно писать точнее. Просто всегда быстро и на скорую руку... бедааа! :)


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Шуберт