Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Дай совет учителю!


Дай совет учителю!

Сообщений 1 страница 30 из 45

1

У меня немного банальный вопрос к учителям. Что Вы делаете, когда понимаете, что Ваши знания на..г никаким ученикам не нужны? Как снимаете депрессию?:
а) тупо продолжаете (но уже с изюминкой) декларировать истины;
б) отправляете студента «еще позаниматься», а сами – на чердачок, работать, работать;
в) эмигрируете в Китай, потому что там учителей материально уважают;
г) изучаете путь Самурая музыки Gtn-на (см. раздел «Аквариум» этого форума);
д) Ваш вариант (на который, откровенно говоря, я и надеюсь).

З.Ы. Это мой, альтернативный «Орфею» опрос!

2

Вопрос интересный! можно было бы ответить одним словом - кысмет!  в смысле - судьба...
Но что-то гложет в совести препода. типа я не нашел пути к высвобождению сил и способностей данного ученика.  Не сумел создать главное - АТМОСФЕРУ в которой бы это растение произросло и вошло бы в силу...
А это самое трудное! 
нужно быть просто гением, чтобы не втянуться в привычный дидактический механизм, а искать АТМОСФЕРУ произрастания каждого ученика...
Возможно ли такое вообще?

3

Вот, из "Женщины в песках":"…учителя ведут своеобразную жизнь, все время отравленную грибком зависти… Год за годом мимо них, как воды реки, текут ученики и уплывают, а учителя, подобно камням, вынуждены оставаться на дне этого потока. Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать надежду, даже во сне. Они чувствуют себя ненужным хламом либо впадают в мазохистское одиночество, либо становятся пуристами, к другим проникаются подозрительностью, обвиняют их в оригинальничанье. Они так тоскуют по свободе действий, что не могут не ненавидеть свободу действий."
Это, конечно, не решает проблемы, но доля правды есть.

4

Рудик написал(а):

но доля правды есть.

Не знаю, я что-то ничего знакомого во фразе не нашел.

Рудик написал(а):

Они говорят о надеждах другим, но сами не смеют питать надежду

Вот это о чем? Почему "не смеют питать надежду"? Надежду на что? зависть?!
Люди конечно тоже разные бывают...

5

В бытность своей учебы в музилище я часто слышала от педагога нарицание в адрес своей игры: «за деревьями леса не видишь». Это было уличение в недостатке, смысла которого я не понимала. Что значит чувство формы у исполнителя? И почему у меня его нет? Настольной книгой стал Асафьев «Муз форма как процесс» Эта книга сразу же оказалась прекрасным подступом к ответам на мучавшие меня вопросы. Нынешний студент такое не читает. Но проблема-то остаётся! Пытаясь объяснить, как оживить произведение, прибегаю к понравившемуся мне выражению П. Мещанинова : это велосипед, он стоит, только когда едет (правда, Мещанинов употребил эту метафору в связи с произведениями определенного современного композитора).
Они смотрят недоверчиво, в их глазах немой вопрос: «что форме интонация, и что интонации форма?» И вновь начинаешь этот путь от ритмо-интонации в этюде-картине СВР к выпуклости фраз…сферичности целого. Или, в Сонате Листа, когда секунда как нано-элемент рождает поразительные по силе сцепления цепи музыкальных ДНК…
Возможно, ощущение формы придет к детям позже, со временем, с возрастом, когда собственный жизненный период (раздел, часть, «цифра») станет для них метафорой музыкальной формы? Но мне-то ждать некогда! Часто устаю и начинаю дергать за нитки то динамику, то агогику. Натаскивать((( А может этого ощущения нет по врожденному недостатку какому-то? Возможно, это отсутствие эмоционального переживания о той же Гекубе?
Посоветуйте, может есть какой-то универсальный Сим-сим (книжка, метод) для торопящихся успеть?

6

Рудик написал(а):

Нынешний студент такое не читает.

А пусть читает, сукин сын!
Еще можно (на мой взгляд, нужно) предложить пройти вещь с т.зр. дирижера: где на сколько дирижировать, какая где пульсация...

7

Ура. Дирижирование помогает...мне!

Отредактировано Рудик (2012-03-11 22:39:37)

8

Рудик написал(а):

У меня немного банальный вопрос к учителям. Что Вы делаете, когда понимаете, что Ваши знания на..г никаким ученикам не нужны? Как снимаете депрессию?:
а) тупо продолжаете (но уже с изюминкой) декларировать истины;
б) отправляете студента «еще позаниматься», а сами – на чердачок, работать, работать;
в) эмигрируете в Китай, потому что там учителей материально уважают;
г) изучаете путь Самурая музыки Gtn-на (см. раздел «Аквариум» этого форума);
д) Ваш вариант (на который, откровенно говоря, я и надеюсь).

З.Ы. Это мой, альтернативный «Орфею» опрос!


Учить что ни будь новое

9

У меня был знакомый педагог (очень талантливый), который спился и умер. Он несколько раз приступал к работе со студентами, но каждый последующий - все раньше и раньше уходил в запой. Так все и сошло на нет. Если бы я жила одна, то непременно бы спилась и умерла от разочарования в работе. Сегодня , возвращаясь с репетиции выпускников в зале ("репы", - как они говорят), вспомнила замечательный фильм "Морозко", ту сцену, где девушка методично поливает трухлявый пень в надежде, что он зацветет. У неё он, конечно, и зацвел. Но это сказка. Наши "трухлявые пеньки" - студенты ничего не хотят. У них отрофированы и сердцевина и корни. Ничего не зацветет!

10

Проблема мотивации серьезна. Вот хорошая новая статья...  Прокрастинация

11

Спасибо. Как раз, эту статью я прочла вчера. У нас общие друзья?))) Ну, там говорится о том, как заставить себя шевелиться, а это не моя проблема. Я шевелюсь, только вхолостую. Вот в чем беда! Действительно, нет мотивации, но работа есть работа и её не отложишь. А причины, вызывающие прокрастинацию, легко обнаружились: "паралич перфекциониста" (невозможность добиться идеального исполнения) и "падение вознаграждения" (в том числе и поддержка коллег). А чем Вы, например, мотивируете себя в таких случаях?

Отредактировано Рудик (2014-04-10 21:05:10)

12

Скучаю по работе, по студентам и студенткам. Птица Феникс опять возродилась...Я много лет вела кружок для пианистов. Каждый год идеи и темы занятий толкались в очереди: Скрябин и Рахманинов, Свиридов и русское зодчество, Шопен и Делакруа и т. д. и т. п.  А в этом году ничего пока не придумала. Может, кто посоветует свежую темку?

13

Моцарт и Сальери
Паганини и пианисты-современники
Шуман и Чайковский

14

pup написал(а):

Моцарт и Сальери
Паганини и пианисты-современники
Шуман и Чайковский

Неплохо!

15

О! тем море...

16

Хотелось бы, чтобы в теме содержалась интересная проблема. Например, "в чем разница в отношении к природе в музыке Рахманинова и Римского" и т. д.

17

Рудик написал(а):

Хотелось бы, чтобы в теме содержалась интересная проблема. Например, "в чем разница в отношении к природе в музыке Рахманинова и Римского" и т. д.

Дорогая Рудик! Но Вы же сами понимаете что на языке "отношений" таких тем возникнуть не может. Музыка вся - система отношений. система взаимодействий... Там предметов почти нет. 
Системный анализ исследует СВЯЗИ между явлениями и "предметами". такова вся музыка. Там никогда не возникает предметов, но там постоянно присутствуют СВЯЗИ.  А то, что мы воспринимает как "предметы" - устойчивые образы, лишь конгломераты взаимосвязанности.

Возьмем отношение к "природе". Это наверное и созерцание, и умиротворение, и испуг от грозы или волнений, и наслаждение открывшейся долиной и потрясение бурей и грозой и вообще почтение перед мирозданием и его всесильной властью...
В музыке же это будет выражаться опосредованно через тяготение гармоний или через изящество модуляций или через диссонансы органного пункта или альтерированных аккордов.  Но это вовсе не изображение природы. Это использование человеком (Композитором) тех красок и средств, которым его научила жизнь...   
"декодировать" в обратку нам не запрещено.. но это не будет ответом.. как "кипарисы Нейгауза"...
Музыка самодостаточна и не нуждается в объяснении и толковании.
"Тот, кто меня сразу не понимает, тому я ничего объяснить не могу" - Лист...
думаю, нет никакой природы Чайковского Брамса или Лысенко...
есть психология и "система отношений"  очень глубюокого свойства на уровне желания-достижения, выраженная в тяготениях неустоев в устои.  В сущности вся музыка - такие тяготения.  Если не изобретена другая система. 
А секундовые и терцовые соотношения - просто прерывания привычных кварто-квинтовых...
Недаром в освоении джаза главное научиться играть секвенции. Они, по-ходу - повсюду...

18

Спасибо Вам, Петр Вадимыч, за, как всегда, блестящий комментарий. Я - дилетант, немногим меньше своих студентов. Пока они дозреют до "тяготения гармоний" и дискурса Вашего уровня, им надо чёто попроще, уровня Кабалевского))

19

Гершковича напомнило вдруг

но Шёнберга слушать не могу

20

pup написал(а):

Гершковича напомнило вдруг

но Шёнберга слушать не могу

Гармонические тяготения Шёнберга не для моего ума.)))

21

У Шенберга вообще нет гармонических тяготений. Чем он и ценен! Его музыка более чем "неожидаемая". С другой стороны он доказывает одну безусловную истину - СИСТЕМА может быть любой! И так как самая "дикая система" все равно имеет какие-то внутренние законы, то и все созданное по этим законом будет в принципе - легитимно, так как тем "клеем" единства системы все равно будет человеческое сознание, а оно цельно по факту.
В связи с этим, показательно сравнить с системами школ и направлений живописи.
Нетерпимо в искусстве лишь бессистемье, неосознанность.

22

Вчера у меня в гостях побывали бывшие выпускники. Орали, как оглашенные. Первый педагогический опыт получают. Попросили советов. Я решила пописывать изредка о том, что случается со мной и моими учениками на уроках и кое-какими мыслями делиться. Может, кому-то надо...
    Итак, Синдром педагога на пенсии ("если ты объясняешь дураку - сам дурак")
Профессия педагога иррациональна. Единственный принцип обучения, представить "как если бы ученик был способный", - принцип, который тащит Вашего ученика "через тернии к звездам". Порой, понимаешь, что эта мантра в убыток психике учителя. Когда наступает самозащита истощенных педагогических эмоциональных ресурсов, мы начинаем либо отмораживаться, либо пользоваться "педагогической техникой", т. е. давать объяснения самым оптимальным способом по энергозатратам и ожидаемым результатам.
Беда в том, что "техника преподавания индивидуального урока" не складывается в постоянные формулы. Каждый раз надо искать оптимальный вариант для отдельно взятого и каждого. У любого ученика есть сильные и слабые способности к восприятию: одни - слухачи, другие - визуалы, некоторые - логики и т. д. Часто и густо ученик слаб во всех этих сферах. и на таких есть "приемы". А находятся они в области самых примитивных сфер восприятия: ремень, двойка и т. д. (шутка).

23

Для мало способных учеников обучение начинается с самых нижних этажей их контакта с окружающим миром. Внутренний мир дитяти (сфера  восприятия и первые понятия) напоминает мне огород (изредка, сад), который требует постоянного вскапывания, прополки и окучивания. О сборе плодов я умолчу пока, чтобы не судили преждевременно. По идее, этот огород должен постоянно расширяться и окультуриваться. Если не заниматься ВСЕМ понемногу и регулярно, то все порастет бурьяном: стебли мелодического слуха увядают, цветы гармонического слуха усыхают, стволы и ветви ритма ломаются, не выдерживая веса и напряжения материала (ритм – это сопромат, по-моему). «Как мой садик свеж и зелен», - радуюсь я, когда могу общаться с учеником на своем языке. Логическое мышление – это прекрасное удобрение, с которого надо начинать обустройство «целины»

24

Рудик написал(а):

Я решила пописывать изредка о том, что случается со мной и моими учениками на уроках и кое-какими мыслями делиться. Может, кому-то надо...

Спасибо! Это очень здорово!
Чем больше конкретных примеров, тем лучше. А какой возрастной диапазон Ваших учеников?

Рудик написал(а):

Если не заниматься ВСЕМ понемногу и регулярно, то все порастет бурьяном

Интересный образ. Но с другой стороны, это очень долгий и трудный путь. Мне казался более эффективным противоположный принцип, вертикальный - бить в одну точку до определённого уровня, когда можно уже это оставить само себе и переключиться на другое. Как считаете?

Рудик написал(а):

стебли мелодического слуха увядают, цветы гармонического слуха усыхают, стволы и ветви ритма ломаются, не выдерживая веса и напряжения материала

это, скорей всего, как раз не о слухачах

25

Отвечу по-порядку:
- моим ученикам от 5-ти до 24 лет.
- опыт подсказывает мне, что это малорезультативно. Нельзя, например, играть технично, если мозги не опережают пальцы. То есть, Вы не можете развивать технику, не работая над логикой мышления, над тембральным слухом, над координацией крупных и мелких частей тела. над правильным дыханием и т. д. Короче говоря, нет изолированных, локальных видов работы. Я очень много примеров беру из живописи. Напр. нельзя долго работать над одним объектом в рисунке, так как рано или поздно Вы обнаружите нарушенные пропорции в объеме и размерах, яркости и светлости по отношению к другим объектам композиции. Это нарушение равновесия. То же и в игре на фортепиано. Надеюсь, я Вас убедила.
- сколько угодно знаю слухачей, которые ничем, окромя слуха не обладают. "Слуха" - в смысле генетической способности, а не художественной))))))))))

Отредактировано Рудик (2014-10-04 22:35:35)

26

Рудик написал(а):

- моим ученикам от 5-ти до 24 лет.

те что постарше - многие сразу взрослыми приходят или всех с начала ведёте? Это я к тому, многих ли приходится переучивать?

Рудик написал(а):

Надеюсь, я Вас убедила.

Я-то и не против. Это как всегда борьба двух подходов. Вопрос философский.

Рудик написал(а):

- сколько угодно знаю слухачей, которые ничем, окромя слуха не обладают. "Слуха" - в смысле генетической способности, а не художественной))))))))))

это как раз моя пожизненная проблема...

Отредактировано pup (2014-10-05 16:17:39)

27

«Быстрый – медленный».
Побывав на моем уроке с весьма неспособной ученицей, дочь сделала мне замечание: опережаю реакцию ребенка и все время подсказываю. Я отнеслась к замечанию серьезно. Действительно, зачем я навязываю свою скорость и ритм урока заторможенному ученику? Умение и желание подстроиться под другой ток времени мышления  – необходимая способность передающего знания, иначе эстафета не получается. Понятно, что «рожденный ползать летать не может», но рожденный летать должен научиться ползать. И, как бы меня не укачивало, это проф. необходимость. «Поспешай медленно», - вот какая поговорка здесь уместна. То время, которое мы даем способному ученику в расчете на его реакцию и мышление, слабому не по карману. Терпим и планируем другие сроки (если у вас, конечно, нет другой альтернативы).
П.С. Я недавно услышала лекцию знакомого философа, который озвучил модную версию об отсутствии единого мирового времени и присутствии континуума в каждой локально взятой местности. Возможно, это и будет моим утешением)))
Да и Вера Разумовская желала педагогу «кротости, долготерпения и уважительности».

28

Отвечаю с некоторым опозданием.
Многие ученики приходят из музыкальной школы. Не могу винить педагогов в том, каков получился результат их работы. Если раньше мне казалось, что я могу научить любого, то теперь на собственном опыте я пришла к более скромной оценке своих возможностей. Возьмем, к примеру, случай. когда у ученика прекрасный слух и чувство ритма, но дурные родители.... Переучиваю всех, если они хотят переучиться.
А что Вы имели ввиду, когда писали о "Вашей жизненной проблеме"?

29

Рудик написал(а):

Умение и желание подстроиться под другой ток времени мышления  – необходимая способность передающего знания, иначе эстафета не получается.

Кажется, и в обычном общении так же. Чтобы лучше понять человека, нужно и его выражения улавливать, и манеры, - вплоть до ДЫХАНИЯ. НЛП, вроде. Так что есть в этом какие-то общие законы.

Рудик написал(а):

А что Вы имели ввиду, когда писали о "Вашей жизненной проблеме"?

Когда выезжаешь за счёт хорошего слуха, упуская многое другое. Как Вы написали, одни - слухачи, другие - визуалы, некоторые - логики, ...
Причём ещё вопрос, действительно, слух генетический или художественный. Так что приходится практически учиться заново.

Интересно Ваше сравнение ритма с сопроматом, можете раскрыть подробнее? Разве в ритме наибольшее сопротивление?

Отредактировано pup (2014-10-09 16:06:39)

30

Я не очень люблю объяснять свои ассоциации. Во-первых, это практически интим, во-вторых, давая в музыке чему-либо определение, сам ставишь себе силки. Любое умозаключение всегда демонстрирует степень ограниченности его автора.
Почему я использовала эту аналогию? Все искусства, как известно, строятся на законах природы. Сопромат – такое же жизненное явление, как и круговорот воды в природе.
Сопромат применяется в архитектуре. В силу законов физики и, в частности сопромата, здание возведенное по правилам, практически неразрушимо. Оно не боится землетрясений и ураганов.
Мне пришла в голову фраза «ритм архитектуры», или ещё более затасканная «архитектура – это застывшая музыка». Вобщем, если опустить цепочку потока ассоциаций, то получается, что ритм и метр у хорошего композитора всегда сопротивляются друг другу и  имеют очень сходные со строительными материалами характеристики – пластичность и упругость. Ритм и метр создают натяжение, не позволяющее провисать и падать фактуре. Говоря о художественно-совершенном ритме, я почему-то всегда представляю себе Рахманинова(?)
Говорить о ритме вне интонации как-то не корректно. Это все равно, что угадывать по рентгену, Саския это или Св. Инесса… Записанный в нотах ритм – это пока ещё консервы. Правильно высчитанные во времени длительности – это ещё не искусство. Надо ощущать вес, твердость, податливость и другие физические качества звука. Хороший музыкант чувствует баланс музыкальных (архитектурных) деталей, умеет их уравновесить.
Пример из пед. практики: всякий ученик борется с популярной фигурой Баха «две шестнадцатых-восьмая». Почему они обычно провисают, как мокрое бельё на проволоке? Или, пунктир! Его аватары настолько разнообразны!
Из своей исполнительской практики могу вспомнить танталовы мучения в работе над Сарабандой из 6-й партиты Баха, где сопротивление метра ритму я преодолевала сквозь пот и слёзы.
П. С. Можно было бы ещё поговорить о «сопротивлении» пауз)))


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Педагогика. Образование » Дай совет учителю!