Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Техника игры » Самое главное.


Самое главное.

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

"Ваша музыка изобличает порядочного человека" - говорила госпожа Буасье девятнадцатилетнему Листу. В этих словах звучит некая суть  - музыканты того времени открыли сферу личностного и активно разрабатывали её. Именно личностный аспект человеческого восприятия вышел на первый план, породив могучее движение Романтизма.
В наше время трудно удивить, хотя все еще можно, таким подходом, который требует прежде всего заботу о качестве личности. Может быть Софроницкий и мог и, главное, имел что показать. Поэтому он и говорил о неуклонной работе наж собой - стремиться быть чище и лучше.
Но ничего не стоит на месте - в нас заложена программа поиска и бесстрашной разведки нового. Программа завоевания и освоения. Музыка, вероятно имеет еще немало возможных точек ея восприятия, одной из которых и самой интересной является точка Рихтера и Гульда. несмотря на огромную разницу в стилях и пристрастиях, они очень родственны в одном: Они очистили восприятие от непременной принадлежности к "человеческой форме" - этому реестру чувствований и понятий оперативного разума.
Они обратились прямо к центральной сути живого существа - чистому восприятию, которое не имеет "национальности" и равно принадлежит вороне, человеку, собаке и всему живому.   
таким образом в самом приблизительном обобщении прогресс музыкального восприятия выглядит следующим образом:
от восприятия мира через "посредство Бога"
к крайне эгоистичному восприятию из личного реестра
к восприятию безличностной воспринимающей способностью - шаром восприятия.
правда и то, что последнее хоть и назрело, но труднодостижимо. Потому что предполагает не отказ а скоренее - перерастание своего эгоизма и потерю "человеческой формы" в сфере чувствования. К отрыву чистого восприятия от реестра мыслей и представлений человека.
Поэтому так и хочется сейчас очистить фантазию до-минорную Моцарта от чувственной человеческой муры и исполнить её магично,  для всех - для зверей и птиц, как делал Орфей.

2

Так вот: прослушав диктофонную записись (что мне нужно -я услышал) намедни игранного концерта, где я исполнял вариации Моцарта, скажу всем о значении мелочей.
В них столько важного! Именно мелочи меня раздражали больше всего. там нотку в другую не передал, а формально нажал, там акцентов бы смысловых не надо было делать ни к чему. Тут чуть растянул и тд...
впрочем, иногда без записи этого и не услышишь. Изнутри кажется все более-менее проработанным.
мелочи! Именно в них отрыв от "стратосферного" пианизма...
Блажен, кто учился у такого. как типа Игумнов...
Там на всю жизнь закалка давалась правильная.

3

Да, хотел добавить,
то, что для меня мелочь, для хорошего пианиста - непростительная грубость. А чем больше растешь тем труднее играть... и все более кропотливее и безжалостней  работать.

4

Слушать самого себя - типичное самоедство.

5

Блажен, кто учился у такого. как типа Игумнов...

" Игумнов! Игумнов!" -  а кто напишет, в чем "фишка"?

6

Вообще, не отказываясь от большинства моих посылок в этой теме, Я в последнее время вижу "самое главное" несколько в иной плоскости.
Все-таки это некая "гармоническая логика" и отчетливое понимание этих внутренних интриг действия в их структурном  единстве.
Последнее вермя, слушая некоторых пианистов, идущих (прежде всего по русской традиции) по некоторой ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ драматургии, основанной на красоте звука, "глубине" и в немалой степени чувственности в тоже время поражаюсь, насколько они неграмотно поступают в отношении других, более важных связей.

Не хочется писать о величайшем """. который просто туп, то ли от природы, то ли все отдал на служение своего гениального звука и требуемой для его показа "простоте".  Внешне можно конечно восхищаться этими качествами, но поизучав (анализ) произведение, становится очевидно насколько он был глух к очень и очень важным вещам. Конечно же это касается во многом прежде всего полифонии.
В плане "концертности" это конечно же очень выгодно, потому что без мыла лезет публике "куда надо".
Но вот в плане служения тому искусству, которое задумывали Бах и Гендель - это порой просто.
Простой пример для меня в сюитах Генделя. Я послушал 2 ре-минорную. Да, такая простота - хуже воровства. Тот, кто задал такой стандарт чисто звуко-чувственного и волевого внешнего отображения - испортил понимание композитора на многие десятилетия вперед.
продолжу, если захочете   )))

7

Конечно же, хочем! Просто в музлитературе обычно называют Игумнова "великим логиком" (очень хочется написать "стратегом", но не дается мне эта лексика сейчас))). Других подробностей не встречала. Вот, ещё встречный вопрос: бьемся над логикой динамического плана Этюда-картины Рахманинова ор. 33 №9. Если слушать автора, то динамические указания практически везде в одной шкале - форте, фортиссимо. Если "выстраивать", не возможно работать в таком маленьком диапазоне. Что посоветуете? Включать логику или "брать" темпераментом? Просто эмоционально тяжеловато...

Отредактировано Рудик (2014-03-13 00:22:01)

8

Конечно же логику. То есть изучение тонального плана и коллизий  ухода от тоники и возвращения в неё.
Уже первый выход на сцену есть  противопоставление (или развитие) ухода в доминанту. И это имеет столь же сильный смысл как и в классической сонате.

это не могут уже быть два одинаковых эпизода.  Доминанта скрывала в себе более мощные силы. И её утверждение драматичнее и сильнее, каскад пассажей и опять роковое "вдалбливание" (которое должно быть собрано на мой взгляд во фразу к целой ноте следующего такта)

Потом с Темпо 1 Тоника начинает отстаивать свои права, и так далее в ми мажор , и опять в тонику  и самые драматические освещения. Поко Мено моссо - драматическая вершина.

Послушал Луганского. Нет, "он недопонимает" )))). Мыслит фактурно а не гармонически. Поэтому нет настоящей взаимосвязи.

И паузы делает, разрывая связь первых тактов. А это ИМХО - паузы "для эха" и в них не остановка а желание следующего такта ну и т.д.

Мотив четвертей и целой - он тоже делит ложным "колокольством". А это не колокол а скорее "голос Сатаны"... И почему аччелерандо это просто озвученное эхо этого голоса. Оно должно уложиться в целую ноту, желательно слышную.

Ну я тут просто коряво пытаюсь озвучить то, что слов не имеет но должно осознаваться иенно как основа произведения. ГАРМОНИЧЕСКИЕ коллизии.

У таких гениальных (именно в слуховом отношении) композиторов, как Рахманинов это почти так же как и у мастеров прошлого Баха, Генделя, Моцарта.

А вот у романтиков наступил уже отчасти "фактурный" период мышления.  Может поэтому Шопен (у которого в высшей степени гармоническое мышление) и сказал про Карнавал Шумана, что это, типа и не музыка...

Примите это просто как мое скромное мнение. А вот придет Лесник (вы знаете кто!) и всех разгонит! )))
Уж ему достаточно нескольких слов, чтобы высветить истину. тем более. что Миша наверное еще в детстве все это переиграл и переосмыслил.

Кстати как мне хвалили мои знакомые диск с Рахманиновым Лидского. Я с ними целиком согласен и просто молчу из робости.

9

Эх зря я на Луганского...   Послушал Рихтера в Праге. так вот откуда ноги растут. Все почти ему "до плевка" подражают. А тот ведь "недопонимал" ))))

Ну как же он не внял такому великолепному параллельному мажору. Не ощутил всю его прелесть и разлив... Тоже фактурщина голимая.
Туповат был, что греха таить... по Дневникам видно.

А вот первые явления темы в Т и Д должны быть поданы так. чтобы слушатель и сам исполнитель услышали что это именно противопоставление (или развитие, что - системно одно и то же).
Вот так задачка объединить смыслом аж две страницы текста. Вот это и задаст динамику. То есть тоническое проведение сколь бы грозным не было, должно уступить "возражение" (развитию) Доминантового, причем не разделенного на тему и пассаж, а понятого едино.
И вот не нравится мне вступление фигураций в левой руке столь акцентированное. Оно разрушает как бы "счетность" долей. Оно как пучина (у Огдона здорово один раз вышло!), без акцентированной октавы.  и эхо Целой ноты они все по дурацки выпячивают, а там ведь mf

PS  Вот послушал Огдона. Ну вот это близко к моему идеалу.  Он понимает и мыслит именно тонально.  Хотя я бы все таки вступление сыграл по-иному, если бы умел играть.

начинаю задумываться, а вообще выполнимая ли задача "противопоставить" (развить) так, что бы это все поняли? Думаю Рахманинов бы мог и темп у него был бы несколько живее. Он бы вообще играл суше и менее пафосно но с другим, правильным, смыслом...

10

Как всегда, спасибо за то, что рассуждаете. Мне всегда нравится Огдон, но не в этом этюде. Скорее всего, когда играется цикл, каждому произведению дана особая персональная роль, и оно становится миниатюрой "состояния". Вот он так и подает. Мне больше импонирует Коробейников. Как-то ближе по смене состояний. Но... ещё не всех прослушала. Все равно, уже своя концепция есть, картина .

11

Я до среды примерно вне доступа к ф-но. Мне самому интересно что там можно и что нельзя из моих представлений.

12

За нотами всегда стоит еще что-то. Более фундаментальное. Некие потоки энергии, для которых ноты и звуки являются лишь проекцией. Ближе всего к этим потокам энергии все-таки - гармонические и тональные "ощущения". .. Они как бы даже шире тех звуков и нот, которые выписаны композитором. С этим как раз очень интересно у Моцарта. Он совершенно многого недоговаривает.  Изучая его произведения буквально приходится заполнять и дополнять фактуру (поучительно, к примеру, гармонизовать начало до-минорной Фантазии), после чего его лаконичный текст приобретает вдруг другое значение.  Недоговаривает он, разумеется намеренно. Это увеличивает многозначность его текста и включает воображение, как самостоятельный психологический фактор. мы и сами знаем скль он силен, когда нам что-то недоговаривают. Мы такого можем себе накрутить - нафантазировать... ))).
Но, все-таки в работе лучше полностью прояснять непрерывность того потока - шахматной партии - тональной и гармонической логики, которая разыгрывается на самом деле, облекаясь при этом в изумительный орнамент собственно текста.

Вот я к чему все это веду. К выявлению первичности "шахматной партии" изумительных соотношений и тяготений и поворотов и "обманов", которые хоть и не так сложны даже в самой сложной музыке, но которые и являются проявлением "потоков" силы и энергии.

Мне кажется совсем не даром Скрябин хотел сопроводить исполнение Прометея светомузыкой. Тут как раз кроется нечто фундаментальное, более основательное, нежели просто свето-шоу его синестезии.
Также становится понятнее и "показ лицом" Листа своим ученикам. что нужно делать. Он тоже изображал канву этих потоков. Гармонических "битв силы" за внешним проявлением конкретной фактуры.

Я сейчас весьма опасаюсь и сторонюсь слушания произведений во время их изучения. По готовому супу никогда ни поймешь каков именно был рецепт. А внешнее копирование опасно.
Тем более что я просто поражаюсь, как многие не слышат логику потоков. Не обращают внимания на ключевые события того мира - гармонии. Пролетают мимо важнейших вещей. Не понимают того что вот тут начался новый период, а вот тут свершился поворот событий... А вот тут изящнейшим образом мы перешли в другое освещение.
Особенно поучителен в этом плане Гендель, ибо именно у него ВСЯ почти канва событий - это "второй план". Зато какие же открываются там захватывающие дух глубины. Если этого не понимать , то можно его музыку играть как поверхностную аутентистскую ерунду..

(ну разумеется и Бах - но там хотя бы внешнее даже выглядит глубоко и многие им и обходятся)

Внешнее же следование авторским указаниям, сколь бы оно ни было точным - это все равно останется попыткой имитации и гримировки, без знания "рецепта".

К Рахманинову это относится в полной мере. Он конечно любитель держать одну гармонию по нескольку тактов, в этом он есть безусловно представитель эпохи модерна, верный ученик Аренского... В рамках этой гармонии он нагнетает, украшает орнаментами и фактурными новшествами, но при этом все равно за "модерновым рамплиссажем" кроется  мощь гармонической "игры сил"..

Вот с этого-то я и предлагал бы начинать. И тогда откроется весь смысл и соотношение динамики произведения. которое будет как на ладони во всех своих нюансах.

Надеюсь эта вторая моя попытка несколько яснее получилась.. ))

13

Рудик написал(а):

Мне больше импонирует Коробейников

А есть ссылка?

14

Кстати, небольшое дополнение.
Меня особенно "раздражает" (скорее разочаровывает) то, что игры гармонических смыслов не понимают те, кто играет например Вивальди и музыку того времени. Они же там ЕДИНСТВЕННЫЕ  почти! А всякая мелодика весьма и весьма вторична.
И вот жвачка такая, вялая!!!  только поданная эстетически "красиво". Тупой дирижер выкаблучивается с тупыми музыкантами, даже не понимая того, что  они делают. 

Вот такая вялость - от непонимания потоков внутренней энергии.
Если хотите , то я за музыкальную конспирологию. (не в том, конечно дурацком плане умозрительных спекуляций дурачка Предлогова).
В искусстве часто первично нечто иное, нежели зримое содержание.

В Тайной вечере Леонардо композиция важнее воплощения на штукатурке...

15

16

С Вами не поспоришь.))) Особенно о том, что слушать (кушать) чьё-то блюдо нежелательно, пока своё не приготовишь.

17

Рудик написал(а):

http://classic-online.ru/ru/production/195


Да, очень эффектно и убедительно. Но все таким "истеральным" голосом, что уже за пределами градаций. Чувствуется, что хочет из Рахманинова выжать Скрябина.
И это ему удается. )))
Что порадовало, он чувствует гармонии. Вслушивается в них, хотя бы на протяжении четырех первых тактов (и аналогичных местах). Нельзя сказать что он их окрашивает по-разному, но все-таки не лупит как один аккорд.
но все-таки и он - фактурщик. Как бы покрасивее и поэффектнее подать то, что на поверхности...

18

Посмотрел сейчас  Этюд -картину. О боже!  Сколько же Там красот и смыслов чисто гармонических... Я в записях даже и не понял что разработка с Ля-мажора начинается. Упс... Вот насколько все долбят и не слышат сами гармонии. Ля и потом Ми - важнейшие и даже лирические краски...
В общем, сказать все трудно, но все более менее ясно стало. Контраста в показе вступления нет конечно. Они более компактны и цельны. Минорная доминанта совсем не выполняет "свою функцию", но зато контрастирует с 6 ступенью разработки... В разработке интересна вдруг 3 минорная ступень...
Вообще, скрябинского в ней много, разве что кроме терцовых тональных соотношений - чисто "русских" Рахманиновских...

Резюме таково - не долбить не истерить, а слушать игру тональных освещений , всполохов света. Интересно а 5 соната Скрябина тогда уже вышла? Что-то мне напоминает в повторении интонации ...

Никто её не сыграл пока еще! Записи - все не то... Сейчас еще послушаю, может хоть один адекватный найдется?

19

Спасибо за помощь, за подсказку.
А у нас прошел конкурс. Дети, воспитанные на комиксах, не могут выстроить элементарных логических цепочек. О стремлении "звучать" вообще не стоит вопрос.

20

В музыке, как в в китайских триграммах есть всего лишь две логические единицы - связность и прерывание.  Кварто-квинтовые соотношения - это связность. Секундовые - прерывание... Вот и вся логика. )))


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Техника игры » Самое главное.