Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Письма Шостаковича к Соллертинскому


Письма Шостаковича к Соллертинскому

Сообщений 1 страница 27 из 27

1

Говорят, в Питере вышла книга писем Шостаковича к Соллертинскому - натуральный Зощенко.
Кто читал? Где взять?

2

Пишет Олеся:

Вышла недавно, есть в каталоге издательства "Композитор" (СПб.), стоит 200 рублей, страниц 200 с хвостиком, где продается в Москве - не знаю, заказывается с сайта - пришлют по почте (сама пробовала когда-то эту форму - присылали, не обманывали). Уверена, что в Москве продавться будет, может быть, продается уже. Но в "Паолине" нету (а Гликман был и, кажется, даже есть). Небольшой материал печатался в сборнике: Д. Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб.: Композитор,  1996. Это статья Л. Михеевой-Соллертинской "Д. Д. Шостакович в зеркале писем к И. И. Соллертинскому" (попрошу Сережу выложить, это немного). Купить очень хочу. Это недостающее звено между письмами к Яворскому и Гликману.

Постараюсь выложить.

3

Вот, выкладываю обещанную статью.

4

Еще Олеся пишет:

Давайте я еще один документ покажу по этому случаю. Скопировала его лет десять назад, но по лености так и не опубликовала. Сейчас у меня, к сожалению, нет под рукой полного текста, а только выписка (полный текст погребен  черт знает в какой тетрадке), но и она, по-моему, интересна. Это письмо от 13 октября 1927 года к М. В. Квадри. Кто это такой, достаточно подробно объясняется в материале Михеевой-Соллертинской, котрый Сережа только что выложил. Только там одна неточность: она говорит, что Шостакович не посвящал ему своих сочинений. На самом деле Первая симфония именно Квадри и посвящена – своими глазами видела и в руках держала автограф, где сверху известным почерком надписано посвящение. Оно было снято, наверное, после ареста Квадри и не публковалось в советских изданиях.

   «Я рад буду послушать Леву. Он прекрасный пианист, и что не менее важно, его пианистическая карьера идет как по маслу. Хорошо, что он поедет в Польшу и заработает там, наверное, уйму денег. По-моему, ему стоит поехать из Польши в Берлин и Вену, и поконцертировать там. Передай ему от меня привет и лучшие пожелания.
   Я сочиняю «Нос». Очень доволен.
   В матерьяльном отношении скоро доживем 1000 полученную за Октябрь [подразумевается Вторая симфония Шостаковича «Посвящение Октябрю»]. Особых заработных перспектив в будущем нету. Но надеюсь, что как-нибудь прозябать буду.
   […]
   P.S. И тебя, и Леву прошу остановиться у нас. Место есть. Будете жить в той же комнате».
     (РГАЛИ. Фонд 2754 (Оборин), опись 1, ед. хр. 191).

Из письма ясно, что речь идет о приезде Оборина и Квадри (оба - москвичи) в Ленинград.

Письмо написано через полгода или около того – не помню сейчас точную дату – Шопеновского конкурса. Именно тогда начинает ослабевать интенсивность переписки Шостаковича и Оборина, до того достаточно высокая. Да попросту почти на нет сходит. Вся меланхолия фразы о Берлине и Вене станет ясной, если напомню строки из письма Яворскому незадолго до конкурса (1 января 27 года): «…Испортив себе вконец настроенье, поеду на конкурс. Там не получу 1-ю, 2-ю и 3-ю премию и, если будут деньги, поеду дальше (Берлин, Вена). Если денег не получу, то вернусь в Л-д и поеду недельки на 2 за город подлечить настроенье и нервы. Я страшно самолюбив, и конечно, всякого рода неудачи на меня очень действуют…». Конечно, деньги должны были появиться в случае получения премии, так что в Берлин и Вену Ш. не поехал.

Отредактировано Сергей Главатских (2006-09-11 22:09:20)

5

Это великолепно! Это звучит гордо! Читать - не перечитать. И как хорошо, что Олеся присоединилась к нам.  :)
Однако, писем Шостаковича к Яворскому я тоже не знаю...  :(

6

Шестьдесят шесть штук опубликовано в сборнике Глинкинского музея "Дмитрий Шостакович в письмах и документах" (М., 2000). В консе в читалке есть.
(Это опять Олеся. Извините, Миша, что врываюсь все время без стука и не представившись, но никак не получается зарегистрироваться на том же компьютере, что и Сережа: IP - единый и неделимый. Зато книжку могу дать. Хотите?)

7

Как много мне открытий чудных готовит выход на песнию!
"Книгу дать" - спасибо, Олеся, но мне надо читать сначала по одной диагонали, потом по другой, потом (если найду) по третьей, потом подряд... Так что это не выход. Или когда я разбогатею, то куплю все книжки. Или еще что-нб придумаю...
А чтобы войти Вам по полной форме, надо выйти от лица Сережи (слово "Выход" справа вверху) и войти по новой от себя.

8

Дорогой Михаил Викторович, обижаешь https://musica.4bb.ru/img/smilies/sorry.gif. Неужели ты думаешь, что я не попробовал?

Проверка IP происходит на этапе регистрации, вход-выход здесь не помогут, нужно удалять весь account.

Отредактировано Сергей Главатских (2006-09-15 12:19:28)

9

Позор! Тоска!
В отставку!
:to_babruysk:  :to_babruysk:

10

Тем временем, мне сегодня Р.А.Островский подарил эту книжку, и С.А.Главатских уже с воодушевлением ее читал у меня в классе :)
Возникла было идея ее тихонько под сканер положить, да и, хоть кусочками, тут, что называется, осветить, но возникли сомнения, и я теперь эту книгу почитаю сам немного. А через неделю мы вернемся к этому разговору...

11

Положить! Однозначно положить. А вот еще бывают в природе письма к Шебалину. Но изданы ли - не знаю.

12

Слышь, Сергей Александрович, вот Илья Сергеич говорит, класть надо. И к Яворскому класть надо (Илья Сергеич, у них и это есть - см.чуть выше). Так, по странице в день... А?
А письма к Соллертинскому, конечно, - чтение эдакое... Но - Шо ж такович.
100 лет сегодня, кстати.

13

Письма к Соллертинскому почти все прочел.
Сегодня С.А. дал почитать толстенный том писем к разным авторам (Шостакович в письмах и документах - Атовмяну, Кубацкому, Яворскому и др. и др.).
Ужасно правдоподобно :)
И - полный и окончательный мат Волкову. Насколько тонок Шостакович в этих письмах, настолько туп в его топорной поделке.
Ужасно интересные подробности. Например (сегодня обсуждали это с Сережей), Шостакович пишет письмо Брежневу с ходатайством о награждении д-ра Илизарова. В частности, так: "После лечения у него восстановилась моя работоспособность". Фраза столь же типично шостаковичевская, сколь и корявая: у д-ра Илизарова восстановилась работоспособность Шостаковича. Уверен, любой секретарь исправил бы. Ан нет. Писал явно сам. И "антисоветское" обращение "Многоуважаемый Леонид Ильич" (помнящие "и лично дорогого Л.И." меня поймут)...

14

Там еще статья о Чугаеве - очень впечатляющая в этом отношении.

15

Да, смолкло перо Чугаева (sic). Но эта статья вроде осталась в рукописи (или я недопонял?). :)
А Вы (или кто-нибудь) музыку его знаете?

16

Я - нет.

17

И я - нет. А любопытно.

Тем временем, маленький выпендреж.
К сведению редакторов книги писем к Соллертинскому.
По поводу примечания 4 к письму 67.

Это письмо, написанное 9 июля 1934 г. в Поленове (дом отдыха ГАБТ) являет собой, имхо, образчик зрелого стиля Шостаковича - такого, каким он знаком по письмам к Гликману (между тем, автору письма всего лишь 28 лет). Например: "В №5 "Советской музыки" имеется громовая статья Городинского и Иохельсона по поводу "исторической дискуссии" в ЛенССК о "Леди Макбет". Дается достойный отпор твоим формалистическим высказываниям. Вообще дается много достойных отповедей. Ух, хорошо. Люблю. Жирок сбавляет".

Шостаковичу скучно в Поленове, он сетует на это Соллертинскому и просит его писать, в частности, "как обстоят дела в об-ве Wania Peeteri unsi Leningrad" (с. 141). Редакторы по поводу этого об-ва пишут, что им не удалось выяснить, что имеется в виду. Предлагаю свою версию.

Речь идет, по-видимому, об очередной выдумке Соллертинского (на каковые он был, судя по этим письмам, горазд). Иноязычная надпись имеет, как я понимаю, следующую природу: это неправильно записанная фраза на финском языке (некоторые из ошибок в печатном тексте появились, вероятно, вследствие неясного почерка Шостаковича) - Vanha Pietari uusi Leeningrad - "Старый Петребург, новый Ленинград".

18

Браво. Конечно, так оно и есть.

19

А у Вас книжка есть уже? Или мне принести?

20

Нету. Спасибо. Я заказала ее на питерском сайте, но пока что получила только письмо (от робота явно): "Готовьтесь к принятию счета". Так что готовлюсь.

21

У меня статья не открывается...  :(

22

Я попробовала сейчас ткнуть - как будто все в порядке.

23

В первый раз я получила абсолютно чистый лист. Сейчас попробовала еще раз - открылась надпись "Page cannot be displayed"... Попробовать, что ли, просто на сайт войти, а там поискать?..

24

А я все читаю письма. Уже свыкся. Надо, наверное, выкладывать...

25

Жду не дождусь! Гликмановские я уже могу наизусть цитировать, как Ильфа и Петрова: концерт был отменен, поскольку скрипач Забавников сломал свою ногу.

26

Ладно. После 29.10 - попросим Сергея Александровича.
(До той поры мотаюсь по прорубям - не успеть книгу передать.)
Для цитирования материалу уйма - Укрповитрушлях один чего стоит.

27

Еще раз попросим Сергея Александровича ускорить выкладывание новейших писем - как я понимаю, после 12.11.
А пока - вот понравилось мне, как Л.Е.Гаккель написал - почти как я в "Муз.академии" :) (цитирую по лифчику, где, разумеется, хамский комментарий не заставил себя ждать):

Очиститься от слов. Десятки книг и сотни статей написаны о Шостаковиче, тысячи слов сказаны о нем отнюдь не только по юбилейным поводам (как раз в день столетия наша печать хранила какое-то странное, почти неприличное молчание). Без конца обсуждаются темы "Шостакович и советская власть", "Шостакович и Сталин", без конца говорится о Шостаковиче как летописце советской истории (особенно военной), о гонениях на Шостаковича, о "сумбуре вместо музыки" и т.д.
Хочется, чтобы слова умолкли. Пусть сочинения Шостаковича зазвучат в тишине, пусть их предоставят самим себе, благо исполнители никогда от них не откажутся. Тогда мы услышим, как они прекрасны, как выразительны и чисты, и произойдет истинное чудо: не "эпоха", не "история" , а человек, где и когда бы он ни жил, откроется и познает себя в них, благодаря им человек продвинется вперед в своем знании о самом себе.
Довольно спорить о Шостаковиче – да и с кем мы спорим? В основном с людьми Запада (музыковедами, критиками, журналистами), которым почему-то сейчас слишком много дела до того, поддерживал ли композитор советский режим или нет, был ли Шостакович раздвоен или творил искренне. Пусть спорят без нас. Нам открыто, кем был Шостакович. Он был гением, обессмертившим нашу страну и не давшим человечности уйти от нас.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Письма Шостаковича к Соллертинскому