Я десяток раз предлагал любому непримиримому и чересчур критичному оппоненту поучить его совершенно бесплатно "до уровня исполнения" Старинной французской песенки Чайковского. Это дало бы ему сразу представление о главном. и уберегло бы от многих "системных" ошибок в рассуждениях. Но это всегда вызывало лишь еще большее раздражение. На самом деле в музыке что-либо - "понимать" - это почти равносильно слову "Уметь".
Прежде всего это свзяно с умением переносить ВНИМАНИЕ (как некую постоянную "субстанцию", свойственную всему живому - воронам, людям, мухам, комарам, слонам... ) на особую область внимания, не связанную с предметами и словами, понятиями и действиями.
И наблюдать как новая сфера внимания все более порождает связный и логичный по-своему мир.
Сегодня утром, вспоминая за ф-но Первую Баллалу Шопена, которую уже подзабыл наизусть, дошел до Es-dur' ного вальсообразного эпизода. И подумал - накакие слова или "сюжетные" измышления не объяснят его появления. Но его появление совершенно непреложно музыкально обусловлено. Здесь НУЖНО было по своим музыкальным законам и законам драматургии включить такой эпизод. Этот диктат чисто музыкальной мысли и музыкальной логики. Сказать как-то иначе об этом нельзя. Разве что вспомнить рассказ Рахманинова о своей прелюдии cis.
мне очень претит, когда начинают говорить об исполнении пианиста не с его позиций - совершенно естественных и органических для его психофизиологии - музыкальных оснований, а с позиций каких-то вообще диких - своих умозрительных соображений...
А хуже того, как в случае с Гавриловым - вообще со своих позиций заурядно-бытовых, основанных на досужих разговорах с какими-то там псевдо-экспертами, вроде даже пресловутого б3 или вообще музыкально-"бессмысленного" регардса...
основываться в восприятии музыки на каких-то интервью, мало того, что "аранжированных" журналистами (это было бы полбеды), но еще и недопонятыми, ложно истолкованными, подзабытыми и воспринятыми изначально крайне тенденциозно.
так, что от такого "комплекса", если он не дает нормально жить и приводит к "ущербности", выражающейся в агрессии. вполне легко и , гланое МОЖНО избавиться.
Это курс прежде всего постоянного самообразования, пытливого и внимательного слушания и анализа. И, если возможно, обучения у хорошего педагога хотя бы АЗАМ искусства.
(что, конечно, как в случае с регардсом или б3 ничего не гарантирует - но они "ушиблены" другим. ОНИ НЕ УМЕЮТ ПЕРЕМЕЩАТЬ ВНИМАНИЕ ИЗ ОБЫДЕННОГО "ОБЪЕКТНОГО" СОЗНАНИЯ. Их эгоизм намертво приковал их личность, как самый важный из "объектов" их сознания, именно к этой системе мировосприятия)
Музыкант же прежде всего учится отрешаться от СЕБЯ!
Только тогда, когда он исчезает из мира, сравнявшись в единстве со всем остальным - он способен перемещаться в другую область внимания.
Обучение музыканта потому "жестоко" для личности и требует жертв, что это по-сути обучение - АНТИЭГОИЗМУ.