Сейчас мое отношение к его искусству резко изменилось
Знаем, знаем... Благодаря его Шуберту, прежде всего... В Шуберте у Рихтера идеальное соотношение внутренней тишины, темперамента, многозначности и "мерцающей" тайны, так любимой Рихтером.
И все-таки, по большому счету, этот идеальный "ремейк" слишком может быть эффектен для шубертовской непритязательности и "в последней степени - искренности". Когда сверяешься с текстом, убеждаешься просто в разности намерений композитора, имевшего в виду явно нечто менее "глобальное" и более "человечное". Иногда Рихтер идеально попадает в это состояние, а иногда его слишком перекрывает своими беспредельными ресурсами пианиста-виртуоза.
К тому же, общее мое впечатление (от многих пианистов в Шуберте) - совершенно напрасная фундаментальная ГЛОБАЛИЗАЦИЯ его фортепианных произведений, чрезмерное утяжеление и потеря "песенной основы", интимности и искренности. Нельзя некоторые вещи, произносимые вполголоса и всегда наполовину тайные, вещать с трибун - миллионам. Возникает некий эстетический диссонанс. Гениальный исполнитель, ясно, сделает его незаметным. но от этого он не исчезнет вовсе. Стенобитность некоторых решений в Шуберте наоборот со временем стала меня раздражать.
не то, чтобы я за "долбаный аутентизм"... Нет! Ясно, что любое наследие проверяют на "границы возможного" в новые эпохи и разные по темпераменту люди. Но все-таки есть какое-то основное "русло", которое не следует покидать из памяти и чувства любви к композитору. Рихтеровский Шуберт иногда вдруг излишне жестокий и злой. Мстящий!
Сохранить и в аккордах умеренность некоторых эмоций - главная задача. Не пользоваться так уж беззастенчиво ресурсами Стейнвея с его "колокольной" отдачей даже на FF...