Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе


Книга Гордона о Гилельсе

Сообщений 1 страница 30 из 262

1

В издательстве "Классика-XXI" вышла книга проф. Г.Б.Гордона о Гилельсе ("Эмиль Гилельс. За гранью мифа").
Эту книгу давно ждали.
К сожалению, сам я ее не читал еще (насколько мне известно, в книгу, в той или иной мере, вошли статьи Г.Б. Гордона о Гилельсе, опубликованные ранее в "Музыкальной академии" и первом в-градском сборнике). Как только доберусь до нее, куплю непременно: из бесед с автором и другими читателями знаю о множестве ранее не публиковавшихся фактов, попавших в книгу.

Думаю, прочесть ее стоит всякому, интересующемуся нашим делом, - тем более, что фигура Гилельса огромна и, что особенно существенно, мало изучена; к тому же, Гилельс подвергавлся травле со стороны ряда влиятельных лиц и их последователей. Так, сведения о поступке Гилельса в отношении Г.Г.Нейгауза, изложенные в воспоминаниях Н.Л.Дорлиак и книге Монсенжона-Рихтера, едва ли могут расцениваться иначе как клевета. Отнюдь не без скепсиса высказывался о нем в печати сам Г.Г.Нейгауз: "Всем было ясно (! -МЛ), что налицо великолепная материальная база, но духа музыки не хватает" и множество похожих примеров. Вслед за ним в таком духе говорили и писали многие.

Помню, на занятиях по методике в Ин-те им.Гнесиных (конец 80-х г.г.), к-рые вела ныне покойная уч-ца Нейгауза, произошел интересный случай. Сирийская студентка, прочтя книгу Нейгауза "Об иск-ве ф-п игры", спросила педагога: "Вот Гилельс - такой прекрасный пианист, а Нейгауз о нем пишет скептически. Почему?" В ответ последовало: "Когда Гилельс в 16 лет играл "Дон-Жуана" (так!), он исчерпал себя". Так проходил с кон апель учебный процесс в элитном вузе. (Занятно, что пресловутый "Дон Жуан" вместо - казалось бы! - ежу известной "Свадьбы Фигаро" всплывает и в воспоминаниях В.М.Воскобойникова, тоже ученика ГГН, - см. "Волгоград-фортепиано-2004".)

Обсуждение книги Г.Б.Гордона уже началось на форуме "Классика" и ведется, в целом, в манере, свойственной этому форуму. У меня вызывает сожаление ряд высказываний молодого коллеги Лаула. Хотелось бы, прежде всего, попросить д-ра проф. Елену Наримановну Федорович поделиться своими соображениями о книге.

2

Спасибо за приглашение!
Написать впечатления о книге действительно есть смысл: во-первых, она очень долгожданная, во-вторых, отзывы участников форума «Классика» действительно временами свидетельствуют о полном непонимании ими элементарных вещей.
Основной момент в этом непонимании – то, что образ Гилельса много лет (это началось еще при его жизни) подвергался негативному искажению или замалчиванию. Его несправедливо оценивал Г.Г. Нейгауз. С.М. Хентова написала о нем сначала примитивнейшую книгу, где его собственные самокритичные оценки она не отделяет от объективной значимости созданного им и выдает за действительные «постоянные трудности» Гилельса; затем она написала откровенно клеветническую статью «Эмиль Гилельс знакомый и незнакомый», совершенно хамски задевала его имя в других своих книгах… Потом – книга Монсенжона, где Рихтеру приписаны местами уничижительные оценки характера и поступков Гилельса… Об этом уже писали М.В. Лидский и А.С. Церетели, совершенно справедливо критикующие явные нестыковки с фактами и со здравым смыслом в этих оценках.
Скажу сразу, поскольку общалась с Г.Б. Гордоном еще на стадии подготовки книги: в нее вошла не вся правда, а только то, что на сегодня имеет документальное подтверждение в архиве. Вся правда еще трагичнее, несмотря на то, что имя Гилельса и сейчас, и всегда было и будет окружено огромным почетом. Просто он слишком велик, чтобы даже намеренная кампания по его принижению могла дать видимые результаты. Тем не менее, правду мы должны пытаться узнать. 

У книги Г.Б. Гордона трудная биография. Он создавал ее долго: собирал едва ли не все, что  было написано или публично произнесено о Гилельсе; анализировал известное, работал с архивом Гилельса, который предоставил ему внук Гилельса Кирилл. Затем некоторое время он не имел возможности ее опубликовать. Потом ему предложили опубликовать ее в Германии; он отказался, поскольку как раз в Германии с оценкой Гилельса все в порядке. Он справедливо считает, что правда о Гилельсе должны быть напечатана прежде всего в России. Наконец, ее приняло издательство «Классика-ХХ1», и издало великолепно (мелкие опечатки не в счет), хотя и в несколько урезанном виде.

Основой книги служит биография Гилельса – это, кстати, его первая развернутая биография. На нее «нанизаны»: полемика, анализ интерпретаций, психологический портрет. Задача перед автором стояла труднейшая, и он ее выполнил с честью. Конечно, некоторая эклектичность неизбежна: по сути, имеет место попытка объять необъятное. Но не автора вина – что имя Гилельса так долго замалчивали, что теперь приходится втискивать необъятное в одну книгу.

В книге приведен ряд новых, поистине сенсационных фактов. Назову лишь некоторые.
Гордон первым рассказал полностью всю историю со спасением Нейгауза не просто из тюрьмы – от верного расстрела. Спас его Гилельс. Это очень долго скрывали: сам, скромнейший человек, он почти никому об этом не обмолвился…
Сначала, в 1988 г., мы прочитали, что Нейгауза спасли «свердловские музыканты» (статья В. Горностаевой «Мастер Генрих»). Мы, свердловчане, были удивлены этим больше всех – кто же они, такие могущественные? Да о них впору Солженицыну сагу создавать! Живы ведь были еще свидетели, видевшие, как все происходило.
Затем, в книге  Монсенжона, вообще написано, что Нейгауза отпустили с Лубянки просто так, за обаяние. Это я вообще не комментирую.
Распорядиться отпустить человека с Лубянки в 1942 г. мог только Сталин. И не было в окружении Нейгауза человека, вхожего к Сталину и имевшего на него влияние, кроме Гилельса.
Далее: Гилельс приехал и в Свердловск, через который везли Нейгауза в ссылку (ею заменили тюремное заключение после его ходатайства). Взяв с собой «свердловских музыкантов» (добавлю: это были Б.С. Маранц, С.С. Бендицкий, а также киевский музыкант А.М. Луфер, работавший в то время директором свердловской консерватории), Гилельс отправился к первому секретарю обкома. Об этом написал проф. И.З. Зетель, именно в военные годы учившийся у Нейгауза в Свердловске. Добавлю: этим секретарем был В.М. Андрианов – я потом училась у его сына М.В. Андрианова, ученика С.Е. Фейнберга и Т.Д. Гутмана, в 1988-2003 г. он был ректором Уральской консерватории, поэтому я об этой истории знаю даже чуть больше Гордона. Они добились его согласия оставить Нейгауза в Свердловске и разрешения ему преподавать в консерватории. Ранее, по сведениям, М.Г. Нейгауз, Гилельс ходил еще в свердловский НКВД.
На этом участие Гилельса не закончилось (сам он потом сказал только: «Нейгаузу было трудно в Свердловске, и я его там навещал»…)  Мои родители учились в Свердловске именно в это время; мой двоюродный дед был третьим секретарем обкома, и я знаю, что Гилельс регулярно посещал закрытую столовую-распределитель и Нейгауза элементарно кормил. Об этом он вообще молчал (зато потом Маранц и Бендицкий очень много рассказывали о том, как помогали они. Конечно, помогали, спасибо им, только у них таких возможностей, как у Гилельса, не было. В возвращении Нейгауза в Москву Гилельс тоже принимал участие.
Каково было после этого читать – особенно нам, свердловчанам, – что Гилельс – самый непочтительный, самый плохой ученик Нейгауза, что с ним не надо здороваться и приглашать его на дни памяти Нейгауза? Рассказанное Гордоном (я чуть здесь добавила, но основное сказано им – впервые!) помогает понять всю историю взаимоотношений Гилельса с Нейгаузом в новом свете.  В свете произошедшего раньше, как и позже («соска» трагически погибшей Рейнгбальд) несколько по-другому задумаешься: а не имел ли права Гилельс обидеться?
Кстати, на форуме «Классика» на все это не обратили внимания: неинтересно. Действительно, какая мелочь: есть Нейгауз, нет его… Это симптом, свидетельствующий, что с оценкой всего положительного о Гилельсе явно не в порядке.  Гордон в конце книги осторожно употребляет слово «зомбирование»; трудно с ним не согласиться.

Следующий факт: об оценке Гилельса Рахманиновым. Рахманинов в конце жизни слушал молодого Гилельса по радио, с восхищением рассказывал о нем – например, А.Ф. Керенскому. Керенский после войны настоял на встрече с удивительным пианистом, когда Гилельс был на зарубежных гастролях, и такая встреча состоялась.
Главное: Рахманинову была некогда выдана медаль с профилем Антона Рубинштейна – как его преемнику –  с надписью «Кто его заменит». К медали прилагался диплом. Рахманинов передал это все – для Гилельса, медаль до сих пор лежит в архиве. А Гилельс никому, кроме домашних, об этом не сказал!
Об этом осторожно и неточно сказала в недавнем интервью Горностаева: она учила Лену Гилельс и была вхожа в их дом. Она сказала, что это была премия, якобы ежегодно присуждавшаяся Рахманиновым лучшему пианисту. Не ежегодная, а единственная – Рахманинов назвал его своим преемником!
Что можно тут сказать, как и по предыдущему эпизоду, о скромности Гилельса? Вообще, об его человеческих качествах – «ужасном характере», по Рихтеру?

Еще один эпизод – о письме Караяна. Известно, что с Караяном Гилельс играл только один раз. Но когда Гилельс внезапно умер, Караян написал письмо его почитательнице Дениз де Вриз-Толковски, жившей в Бельгии: в этом письме (оно в книге целиком) он называет Гилельса величайшим, гениальнейшим из всех пианистов! А оно личное – и значит, очень искреннее. Дениз де Вриз распорядилась после ее смерти это письмо вместе со всем ее огромным гилельсовским архивом передать Кириллу – так оно оказалось у Гордона.
На «Классике» этого, как водится, не заметили. Конечно, ведь письма Караяна с восторженными оценками пианистов везде валяются…

Нет смысла пересказывать все эпизоды – нового очень много. Приведены письменные и устные свидетельства людей, в разных обстоятельствах общавшихся с Гилельсом. Есть и бесценные: Гордон расшифровал записи, которые вела на гастролях Ляля  Александровна – жена Гилельса. Такой Гилельс – живой, наблюдаемый так близко – предстает перед читателями впервые.

Кроме фактов, разумеется, в книге – интереснейшая полемика. Гордон новыми глазами смотрит даже на общеизвестные тексты и ситуации. К примеру, не только в книге Хентовой, но и в статье Рабиновича он находит «перлы», свидетельствующие, что приклеенные к Гилельсу давным-давно ярлыки – нелепы. Это я сказка об его якобы ограниченности, и о том, что музыка в доме его родителей не звучала, и об ограниченности его первого учителя – Ткача…

Наверное, хватит. Всем, кому небезразлична грандиозная фигура Гилельса, равно как и правдивая история исполнительства, книгу Гордона советую прочитать.

3

Думаю, стоит поблагодарить Елену Наримановну за обзор.
Убедительная и всеобщая просьба сохранять спокойствие - прежде всего, книгу в руки.
Я, впрочем, отъезжаю на неделю.
(Историю о том, как Гилельс просил Сталина за Нейгауза, я пару раз слышал в фольклорной версии. Собственно, участия Гилельса в спасении Нейгауза не отрицал почти никто - другой вопрос, какова была мера этого участия...)

4

У Маранц и ее мужа Бендицкого Нейгауз жил за занавеской шесть месяцев и они рисковали не званиями, не работой, а в прямом смысле своей головой. Этого не надо забывать. Очень тенденциозно, что в данной книге Гордона Маранц не фигурирует в списке имен. Она между прочим также училась у Рейнгбальд, а затем у Нейгауза. Есть живые свидетели (и слава Богу!) тех драматических событий, которые могут в подробностях рассказать "как Это было".
Вот ссылка: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/aut … amp;page=5
В этом тексте (и не только в нем) имя Гилельса упоминается не реже других участников упомянутых событий

5

Гилельс является для меня с самого детства неприкасаемым и святым.
Г.Г. Нейгауз - лучший из мыслимых педагогов и самый современный. Бесподобный пианист.
Рихтер - очень опасный вообще-то человек,  и гениальный.
Это все существует.

6

Честно говоря, не поняла, где и почему "пахнет грязью" в том, что Гилельс играл основную роль в спасении Нейгауза. Другие источники не лгут, а просто называют не всю правду. Какие могут быть документальные источники - расписка Сталина в том, что он принял тов. Гилельса? На сегодняшний день    существует (уже давно) книга воспоминаний о Г.Г. Нейгаузе (2002 г.), и в ней - статья В.А. Гевиксмана, в которой описан разговор Гилельса со Сталиным. Насколько мне известно, это не вызвало серьезных возражений и требований "документального подтверждения" - у таких вещей его не бывает. Гевиксман ссылается на разговор с самим Гилельсом. Кроме устных свидетельств, в таких вещах не бывает вообще ничего - почему от книги Монсенжона о Рихтере никто не требует документальных подтверждений?
Существует элементарная логика: кроме Сталина, распорядиться освободить Нейгауза из тюрьмы не мог никто. Этого не могли, при  всем желании, сделать Маранц и Бендицкий. Кстати, Гордон вовсе не отрицает их роли - напротив; он возвращает этой истории подлинность. Имена Маранц, Бендицкого и Луфера были почему-то опущены в наиболее распространенном источнике сведений об этой истории - статье Горностаевой "Мастер Генрих". Гордон называет все (кроме имени В.Андрианова: этого он просто не знал, но это в книге о Гилельсе и не так важно).
Мне кажется, что данная история - ее более или менее полная версия, изложенная Гордоном - должна вызывать гордость за великих музыкантов, а не те эмоции, которые почему-то здесь возникли. Они еще раз показывают, что с памятью о Гилельсе, оценкой всего положительного, что пишут о нем, очень не в порядке. Тем нужнее книга Гордона.

7

Вчера пересматривал сольный концерт Эмиля Григорьевича в БЗК, изданный японцами. Гениально от первой до последней ноты. Строго говоря, само слово "гениально" в современном мире успело удивительным образом утерять свою изначальную ценность и значимость. Поэтому употребляя его в данном контексте, чувствую его семантическую слабость.
В годы учебы у профессора Евгения Левитана мне в пример чаще всего ставился именно Гилельс, а не Рихтер и для меня никогда не существовало вопроса "кто выше?" Нейгауз, Гилельс, Рихтер существуют на каком-то особом парадоксальном культурном уровне, на котором любые вопросы о первенстве теряют всякий смысл.

8

Есть Гилельс,  как пианист. Я вот на концертах его бывал часто. Он таким для меня и останется. Отстраненным от людей в сторону музыки.

9

Интересний форум!

10

Тем временем, ряд читателей, среди к-рых и А.С.Церетели, оставляют отзывы на сайте изд-ва: http://classica21.ru/discussion/355
Форум "Классика" натурально жжот.

11

Neuhaus написал(а):

Предоставим подобную возможность "писательнице" Н. Кожевниковой

К сожалению, именно это и сделал автор книги. В последней главе ("После Гилельса") ее статьи цитируются почти на каждой странице. Кроме того, Г. Б. Гордон не побрезговал цитатами из небезызвестного Соломона Волкова, а также призвал на помощь Б. Березовского и даже Майю Плисецкую...
Досталось всем "мертвым львам", от Г. Г. Нейгауза и В. Ю. Дельсона до Е. Ф. Светланова.
Я не имею ровным счетом никакого права судить о фактах, изложенных в книге, но сам тон кажется мне, как читателю, недопустимым. Кто бы мог подумать, оказывается, даже самые восторженные отзывы музыкантов и критиков писались неправильно!
Не думаю, что самому Эмилю Григорьевичу было бы приятно читать такую книгу.

12

Насколько я понимаю, речь идет о Б.В., а не о Б.А.Березовском. Ужасно интересно, почему он оказался в одном ряду с Волковым. И Майя Плисецкая...
Но вот я книгу уже заказал! Когда-то пришлют...
До очередного выхода в сеть Елены Наримановны осталось, как я понимаю, четыре дня - не терпится спросить: в какой мере в книгу вошли известные три статьи проф. Гордона, публиковавашиеся в в-градском и е-бургском сборниках?

13

Anchen написал(а):

Не думаю, что самому Эмилю Григорьевичу было бы приятно читать такую книгу.

Простите, но это высказывание представляется мне сомнительным, особенно рядом с упреками в нехорошем тоне (если только Вы не являетесь человеком, близким к покойному Э.Г.).

Тем временем, пока книга выехала ко мне, Елена Наримановна вышла в сеть вне расписания, и форум "Классика" продолжает жечь с офигительной силой. Дорогая Елена Наримановна! Во-первых, как редактор одного из сборников, поручивший Вам проверить более 100 цитат, выражаю сим глубокую благодарность, прошу прощение за доставленные хлопоты и проч. и проч. Во-вторых, снизойдите и до нас - тут, по крайней мере, Вам не будут хамить, да и не только Вам. Пользователя "пионер" Вы, конечно, разделываете смачно, но надо иметь в виду, что Ваш оппонент относится к особой группе (у меня по его части большой опыт)... У меня есть сомнения в его вменяемости, но дело и в другом: в основе его позиций (может быть, даже мировоззрения) лежит некий принцип, подразумевающий отсутствие моральных ограничений. Что же касается музыки, то в понимании данного автора она а) есть способ выражения неких более или менее конкретных идей, некоего немузыкального содержания; б) стало быть, конечна "во всех направлениях" и постижима умозрительно полностью и окончательно. "Учение пионера всесильно, потому что оно верно" (это особенно пикантно на фоне явно не профессионального, не тренированного слуха данного автора, в каковом я имел возможность убедиться на материале записей Гизекинга и Г.Г.Нейгауза).  С таким особо не договоришься. Понимаю, конечно, что Вы пишете для остальных читателей, к-рых тексты пионера могут дезориентировать (особенно в сложной теме)... Но просто мне Вас не хватает :)

14

Михаил Лидский написал(а):

Простите, но это высказывание представляется мне сомнительным, особенно рядом с упреками в нехорошем тоне (если только Вы не являетесь человеком, близким к покойному Э.Г.).

Простите, Михаил Викторович, я всего лишь высказала свое впечатление. Наверное, у меня слишком богатое воображение.

15

Это-то ладно. А за что Березовский и Плисецкая в одном ряду с Волковым?

16

Реальность наша музыкальная, как и её история, находится в постоянно "вибрирующем" положении и это положение и есть истина, которую не установить никакими окончательными определениями, что так любят  и пытаются сделать на Лифе.
Вот, слушая даже одну запись одного и того же произведения, можно увидеть как она постоянно изменяется и мерцает в твоем восприятии.
Так, наверное дело обстоит со всем на свете, но не всегда. но большей частью.
Короче, мне в последнее время боязно говорить о положении вещей, которые постоянно и именно "вибрирует"с некоторой амплитудой.
Как будто в ЭТОЙ попытке как раз и утратишь точность истинного представления, диалектику, т.с.

17

Михаил Лидский написал(а):

А за что Березовский и Плисецкая в одном ряду с Волковым?

Все - на борьбу с Рихтером и его пропагандистами, в кои автором книги зачислен буквально каждый, кто когда-либо сказал хоть одно хорошее слово в его адрес. Соответственно, в союзники взяли всех, кто хоть раз высказался отрицательно как о С. Т., так и о сложившихся в советское время "мифах".
Видимо, меня так шокируют подобные методы утверждения одних за счет других по причине моей удаленности от околомузыкальных склок и выяснений отношений...
А цитату из Б. Березовского (не олигарха) я даже повторять не хочу, это, по-моему, вообще за гранью... всего.
ЗЫ Я не отношусь к числу оголтелых поклонников Рихтера, но так же тоже нельзя!

Отредактировано Anchen (2007-08-10 04:02:23)

18

Neuhaus написал(а):

Она сказала, что Гилельсу не нравилось то, что Гордон о нем пишет. Буквально: "Гилельс был недоволен".

Тыща извиненьев, но этого не может быть, тпотому что не может быть никогда. При жизни Гилельса Гордон о нем практически не писал (кроме одной рецензии, - насколько мне известно, как раз понравившейся Э.Г.). Речь идет, несомненно, о статье "Импровизация на заданную тему" (Волгоград-2000), на каковую родственница-свойственница реагировала эмоционально. За ту статью (а она, как я понимаю, вошла в ныне обсуждаемую книгу) я отвечаю как редактор. Тема ее - комменатрий к полемике ГГН и Баренбойма по выходе "Об искусстве ф-п игры". Фактически статья точна. Иногода можно спорить с некторыми трактовками, но последние всегда основательны.

19

Привет участникам форума: я не исчезла, я не могла войти.
Отвечаю М.В. Лидскому по поводу того, в какой мере вошли ранние статьи Гордона в книгу. Он хотел их поместить полностью, но от них там остались рожки с ножками. Почему-то именно их вырезали, хотя оставили значительно более "острые" моменты, и даже видны "швы".

По поводу того, что Гилельсу не нравилось, что писал о нем Гордон. Этого действительно не могло быть. Вынуждена привести здесь фрагмент устного рассказа Григория Борисовича (соответствующая статья Гордона есть в "Советской музыке").
Гордон о Гилельсе при его жизни не писал ничего. Эта тема была для него "табу". Но однажды не выдержал: в начале 1977 г., когда случилось описанное им в книге (после исполнения Гилельсом к своему юбилею пяти концертов Бетховена с Мазуром вышла статья "Выдающийся музыкант современности: Святослав Рихтер играет Моцарта" и внизу крохотный квадратик о Гилельсе).
После этого Гордон отправился в редакцию журнала «Советская музыка», высказал  свое недоумение и возмущение ситуацией и потребовал, чтобы журнал немедленно откликнулся статьей о бетховенском цикле Гилельса. На что ему ответили:
- Вот ты и напиши эту статью. Опубликуем.
Надо было заручиться согласием Гилельса. Гордон поймал его за кулисами после репетиции.
- Вы не против того, чтобы я написал в «Советскую музыку» статью о бетховенском цикле? – начал он и стал далее длинно говорить о том, что ему эту статью поручили, пытаясь слегка обмануть Гилельса, чтобы тот не подумал, что это его, Гордона, инициатива, а решил, что журнал жаждет иметь такую статью…
Гилельс все время смотрел вниз и в сторону. Он, конечно, все понял. И произнес в ответ на столь длинный вопрос два слова:
- Не против.
Зная Гилельса хорошо, Гордон очень воодушевился таким согласием и стал просить разрешения предварительно показать материал, чтобы Гилельс мог что-то подправить. Но тут он получил отказ:
- Выйдет журнал – прочитаю.
Гордон написал статью, двадцать раз перепроверил каждое слово и сдал в редакцию. Статью напечатали. Со страхом стал ждать реакции Гилельса.
Ни слова.
Любой другой обиделся бы. (И как много было таких обиженных на Гилельса – только потому, что они его не понимали). Гордон был в восторге. Зная Гилельса, он понял: раз не сказал ничего – значит, все понравилось. Будь хоть что-то там ему не по душе – сразу бы высказал это.
Например, когда ему что-то не понравилось в статье В. Блока, он так его "огрел", что Блок боялся при его жизни хоть слово еще о нем написать.
Конечно, можно сейчас много услышать свидетельств, что Э.Г. кому-то что-то говорил. Можно ли им верить - судите по этому рассказу.

20

Гарри, Гарри, погоди... Она, наверное (я бы даже сказал "точно"), оговорилась в спешке - разговор-то по мобильному как я понимаю был - и имела в виду другого автора. Но кого?

21

Neuhaus написал(а):

ТОЧНО знаю одно: человеку, ссылающемуся на статьи Н. Кожевниковой верить НЕЛЬЗЯ.

:) И все не спеши. Это называется argumentum ad hominem - дело довольно скользкое.
Уверен, что все будет нормально, и все мы будем хороши и довольны, и веселы, и счастливы.

К тому же, ту статью Кожевниковой ("Культура", тогда еще чуть ли не "Советская", т.е. давным-давно) я припоминаю: это была вообще первая большая статья о Гилельсе, скажем, несоветского содержания. Она вызвала отповедь все той же родственницы: мол, любил Генрих Густавович Гилельса, и все было хорошо. И что значит "ссылается"? "Ссылаться" можно по-разному.
Ух, книгу мне, книгу!

22

Я уже жалею, что посмела тут встревать со своими "впечатлениями". :(
Профессор Гордон, кстати, пишет о том, что считает появление возражений после публикации статьи Н. Кожевниковой в "Советской культуре" в 1990-м году, по его выражению, "симптоматичным"... Подобных реплик в книге немало и они вместе с излагающимися фактами настойчиво создают у читателя образы благородного и великодушного ученика (Э. Г.) и несправедливого и неблагодарного учителя (Г. Г.)!
Михаил Викторович, книга уже во всех центральных магазинах продается. Я в "Нотах" на Тверском покупала.
Вашими бы устами... :)

Вот так - напишешь галиматью на больную голову, а потом редактировать приходится... Плохо, когда нет иронично-саркастических смайликов!

Отредактировано Anchen (2007-08-11 01:53:09)

23

Анхен, простите великодушно, коли задел Вас. Медведь есть медведь. Спасибо за ценные сведения. Книга сама ко мне скоро приехать должна.
Гаррик, а если Кожевникова напишет "2х2=4", - как тогда быть?

Да, и еще, получив ответ Елены Наримановны...
Если тех статей в книге нет, - что ж тогда народ так буянит?!.. Ух, как интригующе.

24

Я не знаю Н. Кожевникову, и Гордон ссылается на нее только один раз: частично цитируя ее статью в "Советской культуре". Должна сказать Вам, что я сама много лет "прибираю" к рукам все, что хоть кем-то когда-то было публично сказано или написано о Гилельсе (материала-то ведь мало! Молчалив был очень); но до Гордона мне далеко. Он несколько десятилетий, шаря по всем доступным источникам, собирал все, и просто все это привел - естественно, в различном контексте и с разными комментариями. Это вполне оправданный подход - т.н. "герменевтический". т.е. толкование смыслов. И мимо Кожевниковой он пройти не мог именно потому, что это была первая очень несоветская публикация о Гилельсе - она  обрушивается там с критикой на власть, развеивая миф о том, что Гилельс бы любимчиком власти. Какой бы она ни была - но факты она знала, училась с Леной и бывала в этом качестве в их доме. Так что то, что Гордон один раз на нее ссылается, даже называя ее статью "симптоматичной", никоим образом не свидетельствует о его симпатиях к Кожевниковой лично. Я сомневаюсь в том, что он ее вообще знает. Статья симптоматична в том смысле, что начала развеивать миф о близости Гилельса к власти.

Насчет того, что книга создает образ благородного ученика и несправедливого и неблагодарного учителя - извините, в книге этого нет. У меня совсем другое впечатление создалось: что Гилельс своего учителя очень любил (имеется в виду, конечно, Г.Г. Нейгауз), и трещины, раздвоенность в их отношениях оставили в его душе глубочайшую рану. Гордон даже довольно резко описал эпизод со знаменитым письмом Гилельса Нейгаузу - резко в отношении Гилельса. Дело в том, что раньше было известно, что писал Гилельс - как бы первым. Но Гордон первым написал дополнение (и М.В. Лидский знает, что скоро появится источник, подтверждающий это): что сначала Нейгауз написал ему примирительное письмо! А Гилельс ответил - и не простил! Извините, но со стороны Гилельса это... Гордон так и написал: Гольденвейзер (соответствующие письма приводятся) простил, Гилельс - нет . Такой характер.
Гордон приводит факты, и теперь неизбежно начнется их интерпретация. Не хотелось бы, чтобы каждый подгонял их под свою версию. М.б., я тоже в чем-то невольно подгоняю, но вот в истории с письмом признаю: моя версия рушится.

А недостатки в книге есть, я еще о них напишу - как я их вижу.

25

На самом деле, уточненная версия истории с письмом из того же источника уже частично видела свет в пересказе В.М.Воскобойникова (см. В-град-2004):

9 июля \1998. - МЛ/ в Дубровник на мастеркласс приехал Виктор Карпович Мержанов. Говорили, естественно, о Нейгаузе и о Рихтере. Специально для него я еще раз показал фильм /Монсенжона. -МЛ/. Мержанов в молодости дружил с Рихтером, еще больше с Ведерниковым.
Очень важным для меня оказался разговор о Гилельсе и о его конфликте с Нейгаузом. Виктор Карпович рассказал, что, когда он вместе с Гилельсом летел из Брюсселя в Москву (Эмиль Григорьевич лично пригласил тогда Мержанова в жюри престижного бельгийского конкурса), Эмиль Григорьевич показал ему письмо Генриха Густавовича из больницы. Нейгауз писал Гилельсу, что очень сожалеет о том, что в последнее время их отношения испортились. Сам Мержанов вспоминал, что конфликт усугубился после выхода книги — он и сам ее местами критикует, полагая, что Нейгауз «увлекся». Для меня очень показателен сам факт, что Гилельс возил с собой это письмо. И представляю себе боль Генриха Густавовича, когда он получил ответ Гилельса с просьбой не называть его среди своих учеников…

26

А вот сейчас послушал 1 ПИЧ Гилельса с Ивановым моно.
Такая ЗАПРЕДЕЛЬЩИНА пианизма тонкости и логики!!! М-даа... Слов нет.
Я это так...
Извините.

27

Елена Наримановна, простите, но "симптоматичной" Г. Б. Гордон называет как раз не статью Кожевниковой, а ответ М. Г. Нейгауз.
Что ж, ничего не поделаешь... Интерпретация - это уже личная проблема каждого читателя.

Не в тему, но, пользуясь случаем, хочу спросить у Вас: "Поэт фортепиано" - это последняя книга о В. В. Софроницком, после нее уже ничего подобного не издавалось?

28

Я прошу прощения, если что-то не совсем точно - я прочитала книгу, и ее с урчанием вырвали у меня коллеги. Помню смысл: Гордону было неприятно, что два материала - оба в "защиту" Гилельса, ему это самое важное! -   оппонировали друг другу. Кожевникова пишет о том, что Гилельс вовсе был не такой "благополучный" в советское время, как это всем казалось (статья - 1990 год); она приводит примеры того, как его мучили на гастролях, с записью и т.п., а еще пишет, что с Нейгаузом в отношениях у него тоже не все было благополучно.
М.Г. Нейгауз ей оппонирует и сообщает, что у Гилельса с Нейгаузом были хорошие отношения, и вспоминает, что Гилельс Нейгаузу помогал. И Гордону обидно, что оба выступления - "за" Гилельса, и в то же время они непримиримо спорят между собой. Его точка зрения здесь - согласие с обоими материалами.
Теперь, узнав здесь об отношении семьи Нейгаузов к Кожевниковой, я начинаю понимать, чем был вызвано такое оппонирование со стороны М.Г. Нейгауз. Знал ли это Гордон? Я не в курсе.
Еще по поводу, что запомнилось из книги по теме "Нейгауз-Гилельс". Там этому посвящены три главы. Одна, кажется, "Нейгауз о Рихтере и Гилельсе" - это очень сокращенный вариант "Импровизации", там ничего нового. Глава о том, как Гилельс учился, написана в спокойном тоне - сказано, как Нейгауз был необходим Гилельсу, но отношения не сложились и проч. Единственное, что мне здесь не понравилось - это рассуждения вокруг письма Пастернака.
И, наконец, эпизод с письмом Гилельса Нейгаузу. Я вспомнила, да, что это было у Воскобойникова, но вскользь, и потом - как ему было верить, там у него много неточностей.
Но теперь есть подтверждения Мержанова и Гордона (думаю, что у Гордона - от Мержанова же). Описано. повторяю, достаточно беспощадно по отношению к Гилельсу. даже приведено сравнение: что Гольденвейзер, например, простил все, что между ними было.
В целом Гордон эту тему описывает, мне кажется, адекватно ее сложности. Во всяком случае, у меня сложилось впечатление, что Гилельс невероятно ценил мнение Г.Г., и что этот разрыв дался ему очень болезненно - он не мог переломить свой характер, очень сильный и сложный.

Отредактировано ЕленаФедорович (2007-08-12 09:59:27)

29

"Поэт фортепиано", насколько мне известно, - последняя. Ее издавали с большими сложностями - готовили, естественно, с 100-летию, а вышла только в 2003, и тиражом 100.

30

Вот, кстати, еще из Воскобойникова - в предположение о роли С.Ф.Айхингер и Коминтерна верится с трудом, но, как говорится, карте место:

Пастернак и Нейгауз познакомились в конце 1928 года, вскоре поэт преподнес пианисту свою юношескую Сонату для фортепиано в надежде, что Генрих ее когда-нибудь исполнит в концерте. Ноты затерялись, хотя долгое время хранились в архиве Сильвии Федоровны Айхингер. Будучи швейцарской коммунисткой, она разошлась с мужем, сторонником нацистов, и, оставив на Западе дочь, уехала играть на скрипке в СССР. По рассказу Евгения Борисовича [Пастернака], именно она была истинным спасителем Нейгауза, когда его арестовали 4 ноября 1941 года. Генрих Густавович был фактически обречен. (Легенда гласит даже, что имя Нейгауза стояло в так называемых «расстрельных» списках.) Гилельсу и другим удалось высвободить Учителя из тюрьмы и добиться его высылки в Свердловск. Но спасла Нейгауза от верного расстрела, по словам Евгения Борисовича, именно его третья жена, очаровательная Сильвия, которая была близка к Коминтерну и знала многих его лидеров.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе