Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе


Книга Гордона о Гилельсе

Сообщений 91 страница 120 из 262

91

А если... наше время историки будущего определят как время вопиющей гнусности и обмана, время попрания законов, прав народа и тотального ограбления слабых, время дележки преступной шайкой общественного достояния, пиратского присвоения энергоресурсов земли...
Будут ли все нынешние выдающиеся художники автоматически причислены к "певцам этого времени" выразителям идеологии и пособникам?
Особенно те, кто нашел что-то новое в "эфире".
Михаил! берегитесь... будете пособником. :)

92

Петр! Читайте книгу! :)

93

Я принадлежу к школе Нейгауза, поэтому за мной еще размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям, статьи, письма, материалы...

94

Ну вот. В 19.50 сего дни я дочитал последние страницы книги Гордона.
Книга мне весьма и весьма понравилась. Замечательная книга: апология-расследование. И грандиозная тема - Гилельс! Конечно, от некоторых стилистических приемов нужно было бы автора предостеречь, но на фоне масштабности темы и ценности материала - это представляется несущественным. Хотя для определенной части читающей публики именно манера подачи материала как раз и является вызывающей бешенство "красной тряпкой".
Есть многочисленная категория людей, которые, пока их самих не коснулась несправедливость, будут призывать не копаться в "грязном белье", не быть мелочными, не вспоминать давно ушедшее время, не участвовать в дрязгах и назойливом анализе чужой ситуации...
Хотя, стоит им самим попасть в ситуации несправедливости или стать жертвой преступления, они требуют тщательнейшего следствия и расследования. Нет такой "назойливой мелочи", которая бы им в собственном деле показалась бы несущественной. Вот бы следователю-оперативнику тут бы им и посоветовать - "перестаньте копаться в деталях, забудьте, не мелочитесь, глядите шире, зачем вам это грязное белье..."
Много мы видали не лифчике таких. Они и сейчас (и сегодня) зовут "жить дружно" все прощать, не обращать внимания и "быть выше".
Ага, ровно до той поры, пока не заденешь ненароком это самое резонерствующее дерьмецо (merde mezzo)...
А вот тогда начинается "апокалипсис". "Неуязвимый воин, без чувства собственной важности" ажно уписывается от ярости, раздавая из говномета "подонков" "сволочей" "мразей" "паскуд" и прочие нежности, размахивая ручонками - "заготовками" в виртуальном желании "дать по морде"...
Ну да это я так. К слову.
Безобразный конечно поток на лифчике, посвященный этой книге.
Мне бы хотелось извиниться перед Гордоном за мою поверхностную и раздраженную оценку его статьи в прошлом.
Теперь, прочитав книгу и увидев во всем объеме его намерение и основания, я вижу, что предмет моего раздражения (и нынешнего раздражения других) совершенно не сопоставим с важностью кропотливого и терпеливого приближения к истине.  Может быть такой стиль даже необходим, и сходство его с Сенковским и Булгариным - мнимое. Те искали  развлечь журнальную публику своими комментариями, и мелочность их стиля не вызвана ничем кроме дурновкусия и кривлянья.
А здесь совершенно, как оказалось, другое.
К сожалению неправда и грубость, ложь и подлость, грязь и оскорбление могут себе позволить не мелочиться, а этаким "широким жестом" замарать человека.
А вот очищаться от этого придется иногда довольно скрупулезно и, если хотите, мелочно. Вас разве не окатывала машина "широким жестом" осенней грязью так, что потом приходилось долго вычищать одежду и потом еще и стирать её?
Вот обычно на этой стадии подоспевают разные доброхоты с "милыми" советами - не мелочиться, не быть склочными, оставить все "как есть".
Странно, зачем же тогда на протяжении сотен лет ученые выясняют подлинные факты биографии великих людей.  Зачем они "мелочатся", разыскивая каждый клочек бумаги с рукой Бетховена или Шопена. Зачем "склочничают", выясняя подлинные отношения Моцарта с Иеронимом Колоредо или Сальери...

При первом приближении для меня определились три ключевых направления - первое, разумеется, психология массового сознания. О ней много есть чего сказать. Второе - самостоятельность существования некоторых систем (педагогики и критики, о чем я отчасти упоминал) со своими императивами развития, и третье (страшно произнесть) - та самая "фигура умолчания", ключевое звено - скрытый, но неискоренимый, антисемитизм. Последний особенно коварен тем, что он совершенно не выходил на поверхность (кроме дела врачей), оставаясь, как мне кажется, после войны во многом "истинной" подоплекой  многих "странных" вещей в биографии Гилельса. Более того, приводим он был в действие руками, никак не вызывающими подобных подозрений.
Ну это-то со времен Римской империи и Иосифа Флавия - "дело техники".
Последний пункт придется навеки оставить просто "в уме" как допустимую гипотезу, так как говорить о нем без каких либо оснований невозможно, но как ни странно, он всю картину делает довольно логичной...
О Рихтере (после левиафановсих баталий) написано до обидного мало и уж очень тихо-корректно.
Я-то думал... Стоило шум подымать?
Нет! АГ гораздо больше поведал  "заповедного" и заставляющего переосмыслить его искусство.

Жаль, он не собирается писать книгу "воспоминаний и размышлений".
Очень жаль... Столько знать и столько встречать выдающихся людей, обладать феноменальной чуткостью, умом,  и подлинным "рентгеновским" прозрением людей и ситуаций, и оставить на сегодня лишь в письмах друзьям фрагменты своих наблюдений  - это расточительно.

К сожалению, очень часто этика не позволяет даже намекать на подлинные факты, известные некоторым людям. Увы это так и всегда будет так в истории. Многие знают истину и НИКОГДА её не скажут. Это так есть со времен потопа. Люди знают КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ, но уносят это без следа в могилу, ибо что-то сказать - абсолютно невозможно... Будьте уверены - и про Моцарта и про Шопена и про кого угодно...

95

Петр - класс! Предвкушаю Ваш шедевр под чутким руководством Елены Наримановны.
...Чем больше в книгу вчитываюсь, тем труднее судить о ней. Какой-то глубокий прямо психологизм.
Тем временем, автопсихография:

Здесь был кусок эскиза. Полная версия - тут.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-09-17 02:47:06)

96

Автопсихография продолжается:

Здесь был кусок эскиза. Полная версия - тут.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-09-17 02:48:11)

97

Замечательный фрагмент! (как и все остальное). Но сразу несколько мыслей. Ленинскую премию Рихтер и Гилельс получили не в 1960 и 61 гг., а в 1961 Рихтер и  в 62-м Гилельс.

Не совсем внятно выражена мысль о том, почему же Рихтер вдруг стал первым в советской табели о рангах. Конечно, то, что написано у Гордона, тоже не главная причина; но у него дано относительно убедительное объяснение: когда понадобилось удивить Запад очередным чудо-пианистом, Гилельс на эту роль не подошел не потому, что чем-то проигрывал, а потому, что единственное, чего он уже не мог дать - это ощущения новизны.

История с рецензией на несостоявшийся концерт Рихтера чрезвычайно показательна, и раз Вы ее упоминаете, то вот тут как раз лучше пересказать суть - иначе непонятно не только тем, кто не прочитает книгу Гордона, но могут проскользнуть мимо и некоторые из читавших. Факт существования рецензии не должен вызывать сомнений - об этом ходили разговоры в среде музыкантов, хотя даты я тоже, конечно, не могу назвать.

Историю с "двумя рецензиями" 1976 г. тоже лучше бы подробнее. У Вас очень подробно даются многие цитаты, а здесь, в ключевых в определенном смысле моментах, быстрый и не очень внятный пересказ. Не читавшие книгу точно не поймут, о чем речь. Это ведь были юбилейные концерты Гилельса, ко всему прочему...

98

Вот видите, Елена Наримановна, как хорошо, что Вы стали поактивнее меня поправлять! Большое спасибо. Даты исправил. Про Клиберна чуть разжевал. Также и про "Правду". Прибавил еще о "комиссаре Рабиновиче".
Что до 1976 года, то в книге об этом - один абзац, и я ничего прибавить не могу...
А в чем главная причина того, что "Рихтер вдруг стал первым в советской табели о рангах"?

...Я стал стремиться к большей сжатости - боюсь, придется скидываться на доп. объем...

99

На такую рецензию и скинуться не жалко.
...А неужели в самом деле не знаете, в чем главная причина того, что Рихтер стал первым? Ну, не в творчестве, конечно... Описать это в книге лучше, чем это сделал Г.Б., на данный момент не представляется возможным. Поэтому желательно здесь дать полную цитату - как и в случае с рецензиями 76 года. Если Вы, как рачительный хозяин, начали жалеть места, мне кажется, лучше где-то до того подсократить цитаты, а эти дать полностью, иначе непонятно.

100

Ладно, насчет "нетворческих" аспектов биографии Рихтера предлагаю пока для ясности замять. Историки потом пусть разбираются. А я -человек простой, Вы же знаете :) Читаю книгу и пишу про нее.
Что касается длины цитат, то предлагаю вернуться к этому вопросу, когда я, е.б.ж., дойду до конца сего солитероподобного опуса. Тогда будем решать, что резать и где. А также что прибавлять. Длинные цитаты в прошлых постах обусловлены, помимо прочего, тем, что они были у меня в компьютере (три статьи+половина первоначального варианта книги).
Тем временем, я чуть подредактировал абзацы про "Правду" и 76 год, выделил их цветом и прошу присутсвующих, не читавших книгу, сказать, понятно им написанное, или нет. Такой эксперимент.
Если же Елена Наримановна считает нужным цитировать письмо Когана в связи с отвергнутой рецензией на 5 концерт Бетховена, то тут я вижу некоторое "но": дело в том, что мне приходилось слышать, будто у Г.М.Когана в последние годы жизни, т.е. как раз около 76 года, резко осложнились отношения со всеми редакциями - его просто перестали печатать. Поэтому могло быть не так, как пишет Гр.Бор.: "не зависевшими от Когана причинами" могли быть именно обстоятельства, связанные с Коганом, а не с Гилельсом. Если бы можно было это проверить... Кстати, нетрудно: посмотреть в б-ке журналы за 76-77 годы - есть ли в них публикации Когана...

101

Михаил, понятно (книгу не читал)

102

Спасибо, SergeCpp. Будем думать, как это лучше сделать. Тем временем, я вписал четыре новых абзаца (окрашены зеленым).

103

Ой, перекрасьте потемнее, пожалуйста... Слабо видно очень (включил цвета в ИЕ, чтобы обнаружить зелёный, так-то цвета выключены)

104

С добавлениями получается яснее.
Еще несколько соображений.
Во-первых, я вовсе не считаю нужным цитировать эпизод  с Коганом, я этого не говорила; напротив, я что-то подобное подозревала. Более того, мне кажется, что и «о вреде вычитания» не стоит анализировать так подробно: это ведь статья «Гилельс и критика», она была опубликована… Может быть, достаточно кратко упомянуть, но не разбирать на двух страницах.
Абзац с цитатой Дельсона о технике Рихтера как-то повисает. М.б., его поместить рядом с цитатой Рабиновича о детском театре? В обоих случаях слова практически одни и те же, но что по отношению к Рихтеру хорошо, по отношению к Гилельсу – плохо.
Или оставить там же, но пояснить, что когда эти слова были написаны о Рихтере, это свидетельствовало только о том, что Рихтер замечателен; те же слова – ранее – о Гилельсе – должны были свидетельствовать о его некой ущербности, мнимой виртуозной односторонности.
В эпизоде о детском театре для усиления хотелось бы в словах «но не в случае с Гилельсом» добавить «почему-то не в случае с Гилельсом».
Хентова, конечно, ненавидела Гилельса люто – Вам ведь, наверное, Г.Б. рассказывал, почему? Но это не значит, что не нужно давать ей ответа с позиций профессиональной критики написанного ею. Раз она позволила себе публиковать это все с претензией на профессиональный разбор – надо и ответ давать такой же. Ведь не может Гордон написать так: «То, что писала о Гилельсе Хентова начиная с конца 60-х, вообще читать нельзя, так как она была на него мелочно обижена».
Лучше дать полное название ее дикой статьи. Вы не обратили внимания, что мои оппоненты на «лифчике» всячески обходили эту статью стороной, будто ее вообще не было?
Непонятно сомнение по поводу рецензий 76 г.:(видимо, в 1976 году). Это точно было в 76 году (концерты); по дискографии Баренбойма - конец декабря. Статьи были в начале 77 г. Это важно, потому что концерты были юбилейные для Гилельса, и он, конечно, не такого ожидал...

Михаил Викторович, я в тексте, приложенном к письму Вам, написала глупость в названии: конечно, не «…по Гилельсу», а «…вокруг Гилельса». Выложить текст здесь не решаюсь: несколько недель на «лифчике» не прошли даром, и я стала замечать за собой, что подзабыла падежи русского языка и большую часть приличных слов…

105

Елена Наримановна, Ваш текст необходимо печатать, а предварительно я Вас очень прошу повесить его тут. Падежи и неприличные слова есть найдется кому поправить (я, правда, бегло прочтя, ничего такого не нашел). Вывешивайте срочно и непременно.
А я, тем временем, буду тащить свою тяжкую ношу, тем паче дело вроде как запахло и "Муз.академией". Большое спасибо за замечания. Буду соображать... Светло-зеленые абзацы перекрасил в темно-зеленые.

106

Елена Наримановна, как я понимаю, появится завтра. Очень хочу, чтобы здесь появилась ее статья. Все же дело мастера боится -- умеет проф. Федорович кратко и доходчиво излагать... Завидую.
Тем временем, про Когана я сократил, но здесь пусть остается, как было - в и-нете ведь нету статьи "Гилельс и критика"...
Кроме того, считаю правильным несколько сбавить тон в отношении Рабиновича, оставив непрекосновенным существо дела. Все же человек давно умер, и многие о нем хорошо вспоминают, особенно о последних годах его... И в самом деле, музыку он любил и знал... Но это я еще подумаю.
Название статьи Хентовой дано в сноске, форумным редактором съеденной, как и все прочие ссылки.

Хотелось бы также знать, как идут дела у Петра Вадимовича.

Вот заключительный кусочек второй части моего автопсихографического триптиха, приводящий, наконец, к третьей:

Здесь был кусок эскиза. Полная версия - тут.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-09-17 02:49:29)

107

У меня пока ничего нет, впрочем это не проблема. Я пишу, когда мне все ясно - очень быстро. Пока никак не увижу объединяющей центральной идеи и смысла, и жанрово-стилистического  соответствия. Пожалуй сегодня будет время. Сложная задача-то. А, главное, Михаил, Вы уже все главное написали. А под каким еще другим "углом" на все посмотреть, чтобы это не оказалось рискованным, а тем паче, ложным и "частным" мнением - нужно мне еще покумекать.
"Исторический очерк любви и ненависти", типа, слушателей к двум музыкантам - чересчур круто...
Ладно, седни поштурмуем.
Дайте мне общий план и я переверну общественное мнение. (Или просто "план", ганджик...)

108

По велению Михаила Викторовича помещаю здесь текст, который может послужить и.о. отрицательной рецензии (в том смысле, что отражает ряд претензий к книге, прозвучавших во время дискуссии); или же дополнить рецензию с "другой" стороны.

«СТРАСТИ  ВОКРУГ ГИЛЕЛЬСА»-XXI

Книгу Г.Б. Гордона «Эмиль Гилельс /за гранью мифа/» трудно назвать иначе, как долгожданной. О легендарном пианисте, уже при жизни вошедшем в число крупнейших музыкантов столетия, не опубликовано ни одной крупной работы за весь постсоветский период. Да и в советское время о нем было написано немного. Популярная книжка С.М. Хентовой «Эмиль Гилельс», создававшаяся еще в 1950-е гг., не только не включает поздний период артиста, но и отличается примитивными штампами, искажающими его облик. Замечательная монография Л.А. Баренбойма с тем же названием, начатая еще при жизни Гилельса, осталась неоконченной, хотя ее материалы и были изданы в 1990 г. В ней впервые дан глубокий анализ творчества великого пианиста, но оставлены за кадром основные перипетии его яркой и полной драматизма судьбы: отразить их не позволяли как цензурные условия то-го времени, так и жанр музыковедческого исследования.

Поэтому когда музыкантам стало известно, что книгу о Гилельсе пишет профессор Гордон – ученик Г.Г. Нейгауза и один из немногих счастливцев, кого удостаивал дружеским личным общением сам Эмиль Григорьевич, –  это вызвало большую заинтересованность. Тем более, статьи о Гилельсе, опубликованные Г.Б. Гордоном в 2000 г., обещали многое: они написаны в остром полемическом ключе, и восхищение великим пианистом сочетается в них с откровенностью в описании сложностей, сопровождавших его путь.

И вот, наконец, после преодоления проблем, связанных с поиском достойного издательства (Г.Б. Гордон получал настойчивые предложения опубликовать свой труд за рубежом, но справедливо решил, что первыми ознакомиться с ним должны соотечественники пианиста на его родном языке), книга была прекрасно издана «Классикой-ХХI». Как и следовало ожидать, стандартный тираж начал таять с такой скоростью, что музыканты и любители музыки из нестоличных российских городов стали опасаться, что книги им не достанется; по электронной почте «полетели» отчаянные письма из Израиля, Германии и других стран, в которых много музыкантов говорит по-русски, с вопросом: «Где взять книгу Гордона?».

Для счастливых обладателей издания наступило время споров и обмена мнениями. Поскольку события вокруг книги разворачиваются в ХХI столетии, читателям стал доступен жанр, в своем роде промежуточный между традиционными «разговорами на кухне» и публикациями в периодической печати: это обсуждение книги на Интернет-форумах.

Когда обсуждение началось, стало ясно: Гилельс – это по-прежнему Гилельс; он непохож ни на кого и никого не оставляет спокойным. Он потряс всех при своем первом появлении на широкой публике в 1933 году; он опро-кинул представления о традиционном исполнительском стиле и границах пианистических возможностей; он первым из «наших» покорил Америку; он поражал всех нестандартным поведением и мужественными поступками; вокруг него всегда клубились споры… И сейчас – вновь нет спокойствия около его имени: вокруг откровенной книги о нем вспыхнула дискуссия, заставляющая вспомнить знаменитые «войны» типа баталий «брамсианцев» и «вагнерианцев»…  Вновь рядом с ним его неизменная контрпара Святослав Рихтер; вновь кипят страсти, ссорятся сторонники и противники.

Несмотря на некоторые эмоциональные перехлесты, типичные для музыкантов, общее впечатление от дискуссии позитивное: создается ощущение, что основные действующие лица живы и продолжают играть. Да разве, собственно говоря, это в определенном смысле не так? Ведь мы ставим диски снова и снова; их количество позволяет не повторяться; их качество таково, что мы спонтанно говорим не «Гилельс играл», а «Гилельс играет». Он убеждает одних и заставляет сомневаться других; он вмешивается в наш спор… «Мой памятник – мои пластинки», – говорил Эмиль Григорьевич. Но когда в наш мозг и наши души входят звуки, воплощающие его гений, хочется поправить: это не памятник Гилельсу, это он сам.

О чем же нам говорит «живой» Гилельс, замечательно воссозданный знатоком его жизни и творчества, его верным и восторженным поклонником Григорием Гордоном, в книге «Эмиль Гилельс /за гранью мифа/»? И в чем упрекают автора книги и ее героя? (Именно так: упреки автору у большинства противников книги незаметно для них самих переходят в упреки самому Гилельсу).

Первый упрек: в том, что остро-полемическая книга не нужна, поскольку Гилельс – благополучнейший советский артист, заслуженно признанный и т.п. Этот упрек снят самой дискуссией. О благополучных, беспроблемных, получивших заслуженное признание и вообще все им причитающееся, так не спорят. Сама неистовость, с которой некоторые обрушились на автора, посмевшего затронуть тему Гилельса, причем затронуть не в «безопасном» музыковедческом ключе, а в публицистическом ракурсе, свидетельствует о том, что с признанием Гилельса у нас, в отличие от иных, более цивилизованных, стран, далеко не все в порядке. В Западной Европе, США, Японии имя Гилельса пользуется невероятным почетом. Несмотря на его российско-советское происхождение, о нем изданы книги и буклеты в Чехии, Германии, Бельгии, США; проводятся посвященные ему концерты, фестивали… Мы своего гения – только что не забыли совсем: не вспоминаем, творчество не изучаем, о многих фактах биографии ничего не знаем. Между прочим, биография Гилельса такова, что могла бы привлечь интерес беллетриста даже не обладай он музыкальным гением…

И вот теперь, оказывается, книгу о Гилельсе тоже писать нельзя. Если и можно – то только анализ интерпретаций, без сравнительных оценок. Так безопаснее.
В чем же видится противникам книги опасность? Только в одном: подробный анализ творчества и жизненного пути Гилельса неизбежно приводит к выводу о том, что это гениальный музыкант и редчайшей честности, мужества и скромности человек. Но гением и образцом во всем у нас давно постановлено считать только одного пианиста: С. Рихтера. Такое впечатление, что Россия очень мала и двух гениев для нее слишком много.

Близко к упрекам о ненужности именно этой книги находятся и уверения в том, что публицистические книги о музыкантах вообще не нужны. «Это все “грязь”, “дрязги”, вообще суета; нужно писать только о чистом искусстве». Авторы такой точки зрения, по-видимому, не замечают, что тем самым зачеркивают существенную часть истории исполнительства: любой человек един, его судьба, события жизни, встречи, критические отзывы и проч. неизбежно оказываю влияние на искусство. В то же время знание этих событий, всего, что окружало музыканта, помогает слушателю понять его творчество. Мы слушаем не абстрактного гения, а человека, выраженную в звуках суть его внутреннего мира; знание того, какой это был человек, никак не может помешать данному процессу и почти всегда помогает проникнуть в слышимое более глубоко. Ощущение человека как близкого, складывающееся в том числе и на основе знаний о нем, перерастает в личностное приятие, которое оказывает влияние на восприятие его искусства, даже если слушающий не отдает себе в этом отчета. Именно поэтому мы стремимся как можно больше узнать о любимом исполнителе; и напротив, прочитав и услышав что-либо интересное о музыканте, начинаем стремиться его слушать.

Собственно говоря, в других областях, связанных с искусствами, имеющими изобразительное или вербальное выражение, эти положения доказывать не требуется: всегда, наряду с монографиями, раскрывающими содержание творчества поэта, художника, актера и т.п., востребованы книги биографического характера. Но в этих искусствах более существенно, нежели в музыке, задействован аналитический компонент мышления, поэтому очевидные вещи вызывают меньше споров. Мышление музыкантов – преимущественно невербальное, эмоционально-образное; оно часто минует логику и активно действует в правополушарной, отчасти бессознательной сфере. Не осознавая, насколько важны биографические и прочие немузыкальные сведения для восприятия музыки, некоторые искренне полагают, что они мо-гут каким-то образом изолировать чистое искусство от всех прочих влияний. Это заблуждение, вызванное незнанием основ психологии и механизмов воздействия искусства.

Впрочем, наряду с искренне заблуждающимися сторонниками теории «чистого искусства», среди авторов подобных высказываний нетрудно найти и просто желающих, чтобы правда о Гилельсе не прозвучала никогда. «Зачем ворошить старое, вспоминать, что писала Хентова, скрупулезно копаться в давних критических статьях, которые уже никто не помнит?» – так можно обобщенно сформулировать коллективную претензию к автору книги.

Затем, что некогда в отношении Гилельса – и много раз, как убедительно показывает Г.Б. Гордон, – была произнесена и написана неправда. И никто до сих пор ее не опровергнул. Хочется спросить авторов таких упреков: а если бы оклеветали вас и ваших близких? Ведь тогда наверняка понадобилось бы опровергать, тщательнейшим образом анализируя каждую букву, каждое слово… Почему же нужно оставить неопровергнутой клевету на великого пианиста? И зачем уже веками изучают каждое слово, письмо, статью, касающиеся великих людей вообще? Вы пишете: «Зачем ворошить грязь?» Для того чтобы навсегда убрать ее подальше от светлого имени великого музы-канта; пусть она вернется к тем, кто ее создавал. Гордон доказывает несправедливость отношения к Гилельсу на основании не разговоров, а анализа текстов и фактов, документально подтвержденных. Видимо, это и не нравится тем, кто хотел бы оставить вокруг Гилельса двусмысленность. Возразить по сути нечего: тогда остается только кричать, что такие книги вообще не нужны.

В нежелании допустить к широкому кругу читателей правду о Гилельсе некоторые используют и такой прием: «Книга недостойна самого Гилельса, и он ее не одобрил бы».
Говорить от имени Гилельса некорректно само по себе. Замкнутый, обладавший совершенно нестандартным высочайшим интеллектом и столь же нестандартными высочайшими нравственными представлениями, он был неожидан и непредсказуем в своих реакциях даже для лично общавшихся с ним.

Но все же в одном можно быть уверенными: он любил правду и ненавидел ложь. И утверждать, что ему было бы неприятно разоблачение лжи и произнесение правды, – в лучшем случае лицемерие. Да и вообще вряд ли существовал и существует человек, который предпочел бы навсегда остаться оболганным. Если люди имеют возможность читать Хентову – пусть у них будет возможность читать и Гордона.

Достойна ли Гилельса эта книга… Наверное, по-настоящему достойно Гилельса только его собственное искусство. Но все же из авторов, писавших о нем, он охотнее всего общался с Л. А. Баренбоймом и  Г. Б. Гордоном; это уже само по себе делает именно их книги наиболее достойными Гилельса.

Следующий упрек: «Книга не столько о Гилельсе, сколько о Рихтере; автор постоянно их сравнивает, а это неэтично».

Авторы этого упрека, по-видимому, подсчитали, сколько раз в тексте встречается фамилия Рихтера, не потрудившись при этом понять смысл на-писанного. В книге нет ни одного сравнения искусства Гилельса с искусством Рихтера! Сравнивается только то, как о них писали и как оценивали. Если даже предположить, что на сравнение их искусства кем-то наложено табу, то почему оно распространяется и на анализ достоверности написанного о них? Это было бы странно.

Истинный смысл данного упрека – стремление изъять имя Гилельса из контекста времени и окружения. Так, вообще – пожалуйста, хвалите. Но не смейте сравнивать!

Закрадывается мысль: отчего же поклонники Рихтера (не будем кривить душой: именно они столь громко возражают против подобных сравнений) так опасаются того, чтобы их кумира сравнили с Гилельсом? Неужели в глубине души они уверены в неприятном для себя результате? В этом смысле сторонники книги и ее героя более корректны по отношению не только к Гилельсу, но и к Рихтеру.

На этом упреки к автору книги, Г.Б. Гордону, пожалуй, исчерпываются. Дальше начинаются уже нападки на самого Гилельса. Грань, отделяющая одно от другого, в дискуссии оказалось столь тонкой, что это само по себе служит комплиментом книге. Гилельс в ней – живой, и его противников она задела за живое.

«Претензии» к Гилельсу условно можно подразделить на два крупных вида: биографические и творческие. Разумеется, они взаимосвязаны. Объединяет упреки также существование в них всех «двойного дна».

Первый упрек, биографический: что Гилельс был предельно обласкан советской властью. Творческая подоплека здесь – намек, что именно этим определялась его слава; попытки на этой основе лишить имя Гилельса всемирного звучания и выставить его только крупным представителем советской фортепианной школы; определить его стиль как «советский державный» (читай: художественно примитивный).

Г. Б. Гордон разоблачает эту легенду исчерпывающе, скрупулезно (именно в этом, как мы помним, его обвиняют) доказывая, что большую часть творческого пути советская власть негласно преследовала Гилельса; что особым благоволением власти пользовался как раз не Гилельс, а Рихтер. Десятки цитируемых отзывов крупнейших деятелей мировой культуры (к которым можно присовокупить еще многие подобные свидетельства, размещенные на гилельсовском портале) неопровержимо доказывают, что именно за пределами СССР Гилельс только и имел подлинное признание; приводимые факты говорят о том, что именно в СССР его очень сильно ограничивали.

«Двойное дно» здесь заключается в том, что Гилельсу пришлось трудно сразу по двум направлениям: фактически он был среди негласно преследуемых советской властью деятелей искусства – раз; одновременно с этим на него усиленно лепили ярлык придворного советского пианиста, что наносило и по сей день наносит его имени сильнейший моральный урон – два.

Упрек второй, чисто творческий: его искусство «постижимо» и лишено «трансцендентности»; слушающий его непременно восхищается тем, «как это сделано», что, по мнению некоторых, свидетельствует о некой его приземленности и несоответствии статусу гениального музыканта.

Высказывающие подобное не понимают того, что пытаются объективизировать свои субъективные ощущения. Материя, о которой здесь идет речь, не имеет объективных критериев в принципе.

Имеют место попытки также совершить подмену понятий: как так нет объективных критериев исполнительства? Есть!

Безусловно, критерии оценки исполнительства есть – на том уровне, когда авторы критериев выше «измеряемых»; когда оцениваются либо ученики, либо музыканты, имеющие слышимые многими несовершенства.

На уровне «Гилельс – Рихтер» слышимых кем-либо, кроме них самих, несовершенств не было; отсутствовали также лица, превышающие их по каким-либо параметрам – исполнительским или интеллектуальным. Речь в обоих случаях идет о сверхчувственном, непостижимом и, следовательно, субъективном. Не вызывает сомнений, что всегда были и будут слушатели, слышащие у Гилельса только блестящий пианизм и ничего выше этого; но они обязаны признавать и наличие значительного числа людей, которые слышат у Гилельса именно непостижимое и вводящее в транс. Известно также, что Гилельс «вводил в транс» и таких гигантов, как Ф. Крейслер, А. Тосканини, Г. фон Караян, С. Дали и многие, многие другие из числа легендарных деятелей искусства ХХ века.

«Двойное дно» творческого упрека Гилельсу заключается в следующем: его не ругают. Его хвалят, очень хвалят, говорят, что это великий пианист… В ряду …дцати пианистов такого же уровня.

Такая «похвала» – оскорбление Гилельсу. Все известные материалы о Гилельсе: записи и отзывы – свидетельствуют, что за всю историю пианизма не набралось еще десятка подобных ему по уровню.

Освещая дискуссию, следует упомянуть и о том, что противники книги и ее героя, будучи не в силах внятно доказать свои позиции, в конце концов использовали «оригинальный» прием: утверждения, что Гилельс был пианистически несовершенен – по крайней мере, многим проигрывал в технике; любил копировать чужие интерпретаторские планы, а также неважно играл Восьмую сонату Прокофьева (не имеет значения, что сам Прокофьев говорил по этому поводу прямо противоположное…) и записывал сонаты Бетховена только «для галочки», так как хорошо играть их не умел. Особенно плохо у него дело обстояло в бетховенских сонатах с ритмом и формой (и что «Дойче граммофон» так за него схватилась с бетховенскими сонатами? Неужели не могли найти умеющего их играть?...). «Оригинальность» здесь заключается в том, что несравненный пианизм Гилельса никогда не подвергался сомнению даже его недоброжелателями, – как и то, что именно сочинения Бетховена и Прокофьева в первую очередь вошли в число его шедевров. Другое дело, что шедеврами были произведения практически всех композиторов, входивших в репертуар Гилельса (т.е. фактически всех великих); и что не только пианизм, но и высочайшая духовная наполненность его искусства достойны поклонения. Об этом шли дискуссии; но вот объявлять его пианистически «скромным» и не умеющим играть Бетховена…

Что тут можно сказать? Вспомнить тезис одного малоуважаемого автора «Ложь, для того чтобы ей поверили, должна быть грандиозной»? Или просто еще раз подивиться тому, как до сих пор мешает Гилельс тем, кто ищет около музыки сиюминутных выгод; кто на фоне собственной бездарности воспринимает само существование гения как личное оскорбление?

Конечно, среди отзывов о книге – огромное количество не просто положительных, но восторженных: музыканты и просто люди, в жизни которых музыка высокой традиции играет большую роль, благодарят автора за честную и талантливую книгу; вновь возвращаются к записям Гилельса, поражаются тому парадоксу, что об известнейшем музыканте, оказывается, многое оставалось неизвестным.

Однако интерес представляют и отрицательные отзывы, поскольку отрицательная информация – тоже информация. Книга Гордона о Гилельсе в совокупности с уже состоявшейся на сегодняшний день дискуссией показывает нам истинный масштаб явления под именем «Гилельс». Он велик в прославляющих его текстах Гордона и в продолжающих его жизнь записях; он грандиозен и как «помеха» на пути ищущих неправедной славы. Трудно найти имя в известной нам истории исполнительства, вызывающее столько ожесточенных споров. Как справедливо заключил в одной из предваряющих книгу статей Григорий Гордон, «по всем показателям… учитывая все выше-изложенное, – самое крупное явление в нашем пианизме – Эмиль Гилельс».

109

Уважаемый Петр Вадимович! Не сомневайтесь в том, что Вам надо писать рецензию. Честно говоря, я глубже и лучше написанного Вами на форумах ничего не читала. Такого анализа воздействия искусства Гилельса - не было; этот ракурс совершенно необходим в данном разделе сборника.
Если Вы говорите о плане, можно предложить что-либо вроде: размышления о Гилельсе в связи с вышедшей книгой -здесь Вы можете высказать Ваши интереснейшие соображения об его искусстве; затем - неизбежное сопоставление с Рихтером (снова в "Вашем" ключе), как ответ на неизбежный упрек о том, что в книге затрагивается также Рихтер... Вообще, такие размышления, как Ваши, можно предложить и без четкого плана: сам факт выхода дискуссионной книги о Гилельсе дает Вам право высказаться.

110

Елена Наримановна, я без спросу расширил дыры между абзацами и убрал переносы в Вашем тексте - для удобочитаемости. Думаю, он будет очень кстати как введение в соответствующий раздел. Судить детально пока не могу - разве только не поправить ли концовку? В оригинале вывод делается из хода рассуждения оппонента и не носит толь ярко выраженного "утверждающе-обобщающего" характера (или это мне только кажется?). Может быть проще (без цитаты) - ярость самозванцев и пр. жуликоватой мрази - подтверждение настоящей величины?

Петр. главного я еще даже не начал говорить. Мне предстоит написать о Гилельсе... А Вы, пожалуйста, не теряйте времени: возьмите Ваши посты тут и на лифчике и начинайте лепить - и третью, и четвертую приведут, они с Вами запросто живут, все тут знают.

Гаррик, до тебя книга, к-рую ты не читал, доехала?

111

Книга - лучший подарок. (Советская народная мудрость)

112

Гульд — да...

Замечательная книга о Гленне Гульде

Ссылка для скачивания книги

Гольдберги, кстати, мне Тьюрек тоже очень нравится как играет

Вот, посмотрите, как Тьюрек играет Гольдбергов

113

Довелось послушать Тьюрек на этом концерте. Ей тогда было уже около восьмидесяти. :cool:
Играла по нотам со всеми репризами. Зал Петербургской филармонии, 1995 год. Даже программка сохранилась.
Однако у нас идет оффтоп...

114

Кстати...
Читал, что Рихтер не играл Гольдбергов.
А Гилельс?
На Классике вопрос обошли молчанием...
И ещё уж :)
А Рахманинов?
И если не играли, то почему так?
Предположения, может, есть какие?
И уж... :)
А Михаил Лидский играет Гольдбергов?..
Тему бы завести...

115

Пишу.
Одно культурологическое вступление без упоминания имени Гилельса заняло уже 400 страниц...

116

Зинченко. Двухтомник.

117

так, чтобы меня не считали бездельником - вот сегодняшняя "рыба". Рыба она и есть рыба без исправлений сокращений и вообще критического обдумывания. Половина ея улетит точно, махая плавниками. Другую половину допишу как-нето... собственно об исполнении и том Главном, что делает время в искусстве.
рабочее название файла - Целомудрие1, на сегодня хватит - нужно дела делать.
Вот оно:

В состоянии ли ближайшие современники в массе своей по достоинству оценить великого художника, или они каждый раз ошибаются? Может быть, безо всякой своей вины, они лишены возможности увидеть самый важный элемент всего подлинно великого – «сотворчество времени»? Время всегда соучаствует в подлинном искусстве. Оно преображает шедевры, смывая с них мутный налет неясного, темного и, зачастую, ложного восприятия современников.  Через 30, 50, сто лет, наконец, перед изумленной публикой вдруг засияет шедевр искусства, и становится непонятно – почему его не оценили при жизни творца, какие такие штрихи добавило к нему всемогущее и божественное Время, не изменив с виду ничего, но, так незаметно преобразив главное, что целые новые поколения людей безоговорочно преклоняются перед художником, его создавшим.
Что же такое ГЛАВНОЕ преображает время, соучаствуя в творчестве? Пытаясь ответить на этот вопрос, было бы совершенно уместно вначале привести фрагмент статьи Владислава Ходасевича «О пушкинизме» (Париж, 1932), рисующий нам некий алгоритм, или, если хотите – «абстрактное ядро» непонимания, которое с завидным постоянством повторяется в истории.
«Несмотря на всю свою славу, Пушкин при жизни не был достаточно глубоко оценен даже наиболее проницательными из своих современников. Он был любим и ценим как прекрасный лирик, как непревзойденный мастер стиха и слова - не более. Чаадаев все-таки смотрел сверху вниз на его "изящный гений". Даже Жуковский с высоты своего переводного мистицизма считал его чем-то вроде гениального ребенка. <…>. Он был еще жив, когда в довольно широких кругах читателей и критиков с ним начали сравнивать (и не всегда в его пользу) таких авторов, как Бенедиктов, Кукольник. Уже самая возможность сопоставлять эти имена показывает, до какой степени не понимали, о ком и о чем идет речь. В той или иной степени это непонимание продолжалось около полустолетия. Порой, как у Писарева, оно принимало размеры и формы чудовищные. Лишь после знаменитой речи Достоевского Пушкин открылся не только как "солнце нашей поэзии", но и как пророческое явление. <…>  Именно Достоевский установил, что Пушкин еще не понят, что понимание это есть еще дело будущего. Для понимания Пушкина открылась необходимость его наконец прочесть и изучить.» Этот фрагмент  до такой степени выявляет  склад ума современников и все архетипические черты
отношения во времени к собственным пророкам, гениям и выдающимся художникам, что может, за редким исключением,  служить рабочим инструментом в написании любой из их биографий.

Намереваясь писать свои соображения по теме  книги проф. Гордона о Гилельсе, хочу предупредить уже слышимые мною возражения о неправомерности упоминания здесь имени Пушкина и «безусловной несопоставимости» в историко-культурном масштабе с именем Гилельса.
Это не сопоставление и не сравнение. Дело вот в чем:
Само имя Пушкина, занимая центральное место в истории русской культуры, обязывает нас обращаться к его жизни, его творчеству, к хронике его осознания обществом,  как к карте, всякий раз дающей истинные ориентиры для  определения своего местоположения по отношению к любому выдающемуся явлению культуры

Если уж самому Пушкину современники и ближайшие потомки отказывали в понимании и осознанной любви, то куда как уязвимее положение тех, кто творил в условиях более неблагоприятных, в областях более «специальных», нежели словесность, в которой каждый грамотный в состоянии хотя бы понять смысл увиденного слова…
Впрочем, за поверхностным «смыслом» слов идут куда более изощренные смыслы искусства и поэзии, понять которые людям неосведомленным (По Ходасевичу) бывает порой очень трудно.
Итак, используя алгоритм Ходасевича, просто подставим в его фрагмент имя Гилельса, сопоставим ситуации,  и увидим к своему удивлению полное и принципиальное совпадение.
Здесь все:
И то, что при жизни не был достаточно глубоко оценен даже наиболее проницательными из своих современников, и то, что был любим и ценим ими очень односторонне как прекрасный виртуоз, как непревзойденный мастер пианизма и исполнитель ограниченного круга «своих» композиторов  - не более.
И то, что наиболее авторитетные его современники (его учитель, к примеру) смотрели на него сверху вниз, считая его чем-то вроде гениально-одаренного технически ребенка, которого постоянно нужно поучать и перманентно «развивать»…
И сравнение (не всегда в его пользу) с теми  пианистами, кто, несмотря на свою неоспоримую ценность, неповторимость и самостоятельность, не находится с ним в художественно-концептуальном поле сопоставимого масштаба.
И уже самая возможность сопоставлять эти имена показывает, до какой степени не понимают даже сейчас о ком и о чем идет речь.
И остается констатировать, что Гилельс еще не понят, и не оценен по достоинству, что понимание это есть еще дело будущего.
Ну вот, наконец, и внушающий надежду рецепт-вывод «алгоритма Ходасевича»:  «Чтобы понять писателя, надо его прежде всего правильно прочесть. Для людей неосведомленных эта задача кажется чрезвычайно простой: надобно только взять полное и хорошее издание Пушкина - и читать.»
Чтобы понять Гилельса и оценить его по достоинству, надо его прежде всего правильно услышать. Для людей неосведомленных эта задача тоже кажется чрезвычайно простой: надобно только взять достаточно полное и хорошее собрание записей музыканта  - и слушать.Вот тут мы отойдем от Владислава Ходасевича и пойдем далее по своей, музыкальной тропинке.
Когда-то Лист сказал примерно так: «Чтобы учиться, нужно сначала выучиться учиться».
Перефразируя эту бессмертную мудрость, можно с полным основанием сказать, – чтобы услышать, нужно сначала выучиться слушать. «Неосведомленные» люди, вероятно, посчитают, что это дело и в самом деле совсем простое, благо уши есть для уловления звуковых раздражителей.
Но это не так. На самом деле давно уже сказано и намного точнее, что слушаем мы в подлинном смысле – мозгом.
А уши одному такому слушателю (и даже судье в музыкальном соревновании) бог Аполлон заменил на ослиные, кстати, за предпочтение дионисийского начала аполлоническому. Нелишним будет об этом помнить. А так же вспомнить о некоторых словах и эпитетах, которые будут нам встречаться и так показательны в следующей небольшой справке:
- Аполлон – мощная фигура светлого солнечного бога, карающего чудовищ, Мусагета (Водителя Муз), вдохновенного певца, мудрого прорицателя и врачевателя, покровителя пастухов, строителя городов и основателя законодательств набирает все большую силу в классическом периоде Греции, становясь универсальным классическим богом, тождественным с миром света, наконец с самим светом, сияющим, и даже Водителем Мойр (Мойрагетом), скрепляющим всю мировую гармонию. Наряду с Афиной является одним из главных столпов Олимпа и вообще героического принципа бытия.
- Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку, ограниченному установлениями, традициями, законами, выразить кроющийся в каждом избыток сил, приобщиться к беспредельной божественной стихии, почувствовать неизмеримость свободы от любых уз, ощутить собственную мощь. (по А.А. Тахо-Годи)
В одном случае закон и свет, гармония и созидание, в другом свобода от любых уз, законов, темная стихия мощных сил природы и свободное приобщение безо всякого предпочтения к разрушению и созиданию, безграничности и пределу.
В разговоре о Гилельсе и его искусстве мы так часто упоминаем о его золотом звуке, свете, гармонии, героизме, архитектуре построений и ясности почти античной, нравственности и торжестве вдохновенного (в пушкинском смысле)  разума, что принадлежность его искусства к аполлоническому началу, как бы условно не было такое определение, не вызывает сомнений.
Все-таки, несмотря на всю условность любых определений и категорий в искусстве, мы имеем сугубое уважение к классической древности и доверяем достоверности наблюдений и классификации наших предков, основанной на глубоком постижении неотчужденного еще мира. 
Впрочем, «неотчужденный мир» с полным правом может называться самим человеческим сознанием, и дуализм этого мира может быть не более чем свойство нашего сознания, его основа, его динамика и его предел. Инь - Ян, мужчина и женщина, день ночь – эти бесконечные «парности» сравнений  не только реально существуют, но и постоянно создаются анализирующим разумом. Автоматически выбирая из бесконечного ряда раздражителей сходные, мы так же автоматически ищем в сходном отличия, выстраивая непрерывность своего мировосприятия.
С одной ноты музыка не начинается, две ноты уже задают вектор взаимной оценки.
Звук мы не будем сравнивать с телеграфным столбом. Мы ждем следующего звука, и их взаимное положение нам уже что-то говорит. 
  Сравнивать сходное для человека совершенно естественно, более того, для любого живого существа существует «автоматическая» программа сознания, позволяющая сравнивать сходные раздражители и делать определенные обобщения и выводы.
Состязания в искусстве, сопоставление художников, музыкантов –  ими полна история, начиная еще от  Аполлона – Пана (или Марсия, в другом варианте),
Может быть в этой «парности» проявляет себя естественное желание полноты восприятия мира. Если быть точным, то парность сопоставления не всегда постоянна и не всегда драматична. К Шопену, например, пара может быть и Шуман, а вовсе не только Лист. А к Листу – Паганини, и даже с какой-то стороны Тальберг, а не Шопен. Бах – Гендель, как известно, менялись на Бах – Маршан, Гендель - Скарлатти. Моцарт соревновался с Клементи, а со своей истинной парой Гайдном сосуществовал при жизни безо всяких противопоставлений. Были и такие как Бетховен, Вагнер, с которыми некого сопоставить на одном поле.
В России «парность» существует у композиторов: Скрябин – Рахманинов, Шостакович – Прокофьев, пианистов: Рихтер – Гилельс, певцов: Лемешев –Козловский. 
С другой стороны, никому в голову не придет создавать пары сравнений между Юдиной и Гринберг, Обориным и Софроницким, Игумновым и Фейнбергом, Гинзбургом и Флиером…Уж не будем говорить о Гофмане и Бузони…
В чем же тут дело?
Почему пары иногда возникают, а иногда – нет. А если возникают, то почему иногда приобретают драматизм во взаимном отношении и отношении своих поклонников?  Не призывая на помощь вовсе пресловутую ментальность (склад ума) всех, принадлежащих  русской культуре, потому что и другие страны являли нам примеры непримиримости поклонников, равно как и современных фанатов, все таки не оставим вовсе в стороне некоторой лабильности и эмоциональности жителей территории России.   
Издерганные революцией и сталинизмом люди  выпускали свой эмоциональный пар из глухого советского котла с громким свистом через совсем уже редкие клапаны «свободы». Область искусства – один из них. Ничтожные противоречия возводились в ранг государственных. Художественные промахи, или казавшиеся таковыми, объявлялись вредительством и пособничеством загнивающему мировому капиталу.  Культура, оставшаяся чуть ли не единственным объектом для критики становится ареной  демонстрации недовольства и неуемной жажды что-то изменить в этом мире. Поучать заметные и яркие фигуры, травить их или поощрять – дело довольно заметное, гарантирующее внимание к строкам критика и его мыслям. А если при этом «проводить линию» партии, предугадав, подхватив  её  директивы или даже намеки, то это делало положение и заработок довольно устойчивыми в том страшном и непредсказуемом мире.
Я уверен – больше половины того, что писалось в те годы, просто документ человеческой подлости, затмевающего разум страха и карьеризма.
Услышан ли был Гилельс по-настоящему в то время, в 30-е годы, при своем внезапном появлении, подобно метеору на ночном небе?
Да, довольно точно критика и музыканты определили все его удивительно новые черты и особенности. Но и довольно скоро, если не тотчас, эти верные по сути определения и оценки пали жертвой  регламентированной деятельности  - вместить его искусство в социалистическое строительство, подогнать под идеологию, показать роль общества в пестовании и правильном воспитании  нового  социалистического гения. Старались напропалую…
Давно ли заявляли, что воспитают хоть десяток новых Шаляпиных, а тут такая возможность – именно показать роль не случайности в рождении гениев, а закономерность воспитания таковых всем коммунистическим миром. Появился подходящий материал.
Одним только революционным энтузиазмом собирались мичуринцы и лысенковцы заставить саму природу «давать бананы от елки», или что-то в этом роде.
Ну точь-в-точь некоторые нынешние гомеопаты (если посмотреть их «научные» материалы) «инспирируют» на сахарные шарики намерение «против гриппа», на другие – «против туберкулеза» и т.д. одною революционной волей, так сказать…
В этом же лагере чудаков оказались и ведущие педагоги столиц. При огромной тогдашней переоценке роли общества и роли лучших педагогов столиц, совершенно не вписывалось в данную парадигму появление самобытного таланта, вдруг «побившего» всех фаворитов, да еще от педагога, откуда-то, … не «первого ранга». Это что такое? Значит роль лучших педагогов не так уж и важна? Или сами педагоги вовсе не такие уж лучшие? А где-то в Одессе есть и получше… Да, ситуация, если разобраться, не очень приятная.   
Все-таки, восстановить реноме желательнее, чем оценить по достоинству новое имя. Оказывается – да, он большой талант, но как раз настоящего педагогически-правильного воспитания у него и нет. И мы сейчас это докажем.
А вот когда позже появляется некий ученик «без корней», который нигде и ни у кого не учился, тут ситуация совершенно  иная. Он и подтвердит  urbi et orbi ведущую роль лучших педагогов страны и их вклад в советское искусство. Это диалектически намного правильнее, чем появление гения от «местного»  педагога. Да и был ли гений?… Ему еще преодолевать и преодолевать много всякого.
Это вовсе не чья-то вина. Таково уродство тоталитаризма и насильственной идеологизации общества. Да, и ко времени регулярного публичного появления нового ученика, как–то уже поблекла «роль общества» в воспитании гениев, и наоборот, роль уникальной личности (гения всех времен и народов) в истории наоборот зазвучала отчетливее. Вовсе не нужно теперь никого целым миром пестовать и направлять, не то время на дворе. Нужно нынче восхищаться «единственным», сохраняя некую симметрию к «самому главному».
Невозможно без затраты больших ресурсов времени и личной жизни, подобно самоотверженному профессору Гордону, проанализировать все причины затмения имени Гилельса и несоответствия оценки его искусства его подлинному масштабу и ценности.
Лишь малая часть их мне пришла на ум.
Но, странным образом, перечислив его признаки, увиденные критикой еще в 30 годы, и отбросив ветхую шелуху, внемузыкальных, конъюнктурных и политических оценок, мы увидим со всей ясностью грандиозную фигуру музыканта, подвигнувшего целую эстетическую эпоху на новый уровень.
Даже такие провозвестники 20 века, как Шостакович и Прокофьев не в своих произведениях, а в исполнении их  были больше представителями все той же «романтической школы», нежели бы соответствовали своей собственной композиторской эстетике. И хотя, определенный, антиромантический «аскетизм» уже намечался (хотя бы в пианизме Оборина), но это вовсе не было полнокровным эстетическим потоком, наполненным силой и новым осознанием, созвучным эпохе.
Самое удивительное, что Гилельс сумел выстоять в неравной борьбе за величие и подлинность своего искусства, сохранив весь свет его до последних дней. Поистине, посланец Аполлона. Достойный герой классического мифа. Я вспоминаю его чуть ли не ежегодные концерты во Владимире в 70-е годы. Каждый из них останавливал дыхание. После каждого было стыдно. Именно! Он демонстрировал не только гениальное исполнение, но что-то еще такое, после чего начиналась беспощадная самооценка и вовсе не только музыкальная. Он пробуждал глубинную человеческую совесть. Он показывал – чем должен быть человек на этом свете. Я многого не понимал еще, мимо пропустив и Симфонические этюды и Сонату си минор, но ЭТО я уловил очень хорошо и до сих пор помню это чувство.

118

Обалдеть, Петр!
И Вы столько времени сидели на этом вонючем лифчике...
Чувствую себя по меньшей мере С.П.Дягилевым.
То-то Елена Наримановна обрадуется.

"Дальше! дальше!.."

119

Спасибо за неимоверную доброту.
Но вот это:

Михаил Лидский написал(а):

Чувствую себя по меньшей мере С.П.Дягилевым.

как-то уже настораживает...
Вы не того... не нужно - "Дягилевым".

120

Ой, Петр, опять Вы меня смущаете... И Рихтер тут же...
Я не в том смысле. А в другом.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе