Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе


Книга Гордона о Гилельсе

Сообщений 121 страница 150 из 262

121

Ну вот продожение, небольшое, завязывающее все распущенные нити. Наверное даже излишне субъективное. Но это тоже "рыба". Там посмотрим, как все сделать компактнее и аргументированнее.

Антон Рубинштейн говорил, что творцу нужны лишь три вещи: «похвала, похвала и похвала». (А. Дж. и Е. Сваны Воспоминания о С. В. Рахманинове) Именно! Тогда творец, и так строже всех себя оценивающий, начинает верить в себя и на волне уверенности и силы совершает нечто еще более грандиозное, превышающее все  представления о возможном… Но, кажется, Гилельс полной чашей испил нечто совершенно противоположное. Уму непостижимо, как в такой атмосфере он не только ничего не потерял, сохранив себя и свое искусство, но до последних дней так и остался на заоблачной высоте своего пианизма и человечности, прибавляясь только глубиной и горизонтом мудрого знания о законах и мерном движении жизни.   
Удивительно ясная и чистая душа, бегущая всего надломленного, жеманного, фальшивого, вполне сознательно и настойчиво работая над искренностью и возвышенной чистотой каждого звука, каждой интонации, каждого поступка, опираясь на безупречную волю художника и человека, позволила Гилельсу достигнуть того, что считается практически невозможным для человека – самостоятельно формировать жизненную ситуацию. Задумаемся над этим. В лучшем из возможных случаев каждый из нас может сознательно плыть по течению реки жизни, не ударяясь, слава богу, о стенки «лабиринта» и собирая по возможности «бонусы». Но чтобы самому формировать русло реки и создавать, контролируя, жизненные ситуации - для этого все мы очень и очень слабы.
А вот Гилельсу, похоже, это было вполне доступно. И это защищало его искусство в любой агрессивной среде. Мощный, почти тотальный контроль над своей жизнью и музыкой, словами, контактами, вовсе не исключал его владения стихией свободы в искусстве и в жизни.   Такое единство воли и свободы даже заставляет припомнить мудрость даосов – совершенномудрый следует границе ДАО, не погружаясь в него и не отдаляясь. Именно на границе разумного и непознаваемого, сознательного и интуитивного находится подлинное динамическое искусство, впитав в себя натяжение противоположностей, бытия и небытия.
Это искусство я предпочитаю. Но есть и иное.
Только Слово отделяет природу человека от его звериной сущности. Животная сущность его, как океан – неизмерима и темна. Она таит в себе склады невиданных психических энергий и она всегда незримо существует рядом с «миром человека», являясь его самой незаметной и самой влиятельной частью. Эта среда тоже является питательным источником искусств. Тех, кто переходит «границу», отдаляясь от вербального разума, люди ценят с глубокой древности. По силе воздействия их искусство, танцы, или  ритуалы  не имеют себе равных, буквально пронизывая человека до таинственных невыразимых глубин психики.
Безусловно в этом есть и элемент «аморальности», в христианском понимании. Что же Христос, как не воплощенное Слово? Что  весь тварный мир, как не это же самое?
Уход от Слова, от вербального мышления в мир животных сил и инстинктов, в какой-то степени наверное аморален, но и дионисийское начало в искусстве, как оно «есть доступно» человеку, служит познанию мира и себя в нем.  Не должно быть границ познанию мира. А искусство – один из способов такового познания и взаимодействия человека с реальностью.
Не в том ли и смысл «парности» сопоставлений, что таковые возникают от разности «зарядов» равновеликих артистов. Рихтер и Гилельс не составляют ли вместе единство и полноту художественного осознания разных сторон мира? Им всегда быть вместе. Предпочтение одного другому в естественных условиях (без назойливой пропаганды) должно плавно «перетекать» у поклонников музыки, повинуясь возрастным циклам слушателя, разным периодам его эстетических и эмоциональных предпочтений.
Невыразимое космическое одиночество, стихийность и отрешенность Рихтера были мне близки в определенные сложные периоды жизни. Светлая и мудрая печаль, солнечный свет,  пробуженность и нравственная энергия Гилельса дает силы сейчас.
Едва ли ошибусь, если скажу что и искусство и фигура Рихтера в равной степени страдают от недостаточной изученности, нагромождений невежества и лжи о его личности, неуместной канонизации и неумения слышать. И неизвестно еще - что в продленности времени хуже для их искусства – святочный образ доброго дедушки Рихтера – «величайшего гуманиста 20 века» или сегодняшняя недооцененность и сдержанность к гению Гилельса.
Затмение имени и искусства Гилельса больше говорит о состоянии общества, чем о самом артисте. Так и музыкальная критика с самого его появления на Всесоюзном конкурсе больше старалась нарисоваться  перед властями, быть ими оцененной, показать свою лояльность и соответствие «линии», используя яркое имя гениального исполнителя только лишь, как поплавок, чтобы быть рядом с ним «на виду».
Заслуга времени и его сотворчество в том и состоит, что оно ослабляет и стирает все «сопутствующие обстоятельства» создания шедевров. До сих пор эти «обстоятельства» в самой своей сути не сильно изменились в России, хотя фасад новый на всеобщее удивление. Мы можем наблюдать в «неидеологизированных» обществах сдержанность и спокойствие, отсутствие драматической борьбы и противопоставления  художников. Радость от многополярности направлений и мастеров искусств. Но вот, если вспомним иные времена, абсолютизма королевской власти, или других условий, вынуждающих и стимулирующих на борьбу «за кормушку», то сразу найдем все признаки жестокого противостояния и борьбы «лагерей».
Время очищает взгляд людей от заблуждения ненужных мыслей и дает возможность увидеть мир таким, какой он есть. В этот миг человек стоит, потрясенный красотой подлинных произведений искусства, слышит гармонию и вечность, запечатленные в  записях величайших артистов, видит подлинные краски и чистоту линий картин великих мастеров.
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
А.С. Пушкин

К сожалению в одном, - как научить правильно услышать Гилельса, трудно дать какие-либо советы и рецепты. Наверное это так же непросто как и научиться осмысленно и художественно исполнять на фортепьяно произведения. Нужно очень много чего пропустить через свое умение и практику, чтобы по достоинству оценить то, что делал Гилельс. К сожалению, как показывает опыт, даже патентованные меломаны не в состоянии себе представить то уникальное «сквозное совершенство» , на котором покоится фортепьянное искусство Гилельса. И даже играющим пианистам необходимо немалое время и «целая жизнь» работы, чтобы  убедиться для себя в истинном уровне его пианизма. А что до благородства, чистоты и мудрости  высказывания – то это вообще не приобретается никак. Это уникальная личность – то, что в искусстве самое ценное. Качество души никак не поменяешь.
Спасибо Г. Гордону за ТЕМУ.

122

Пребывание на том форуме, безусловно мне помогло понять, что определенная часть любителей музыки, даже если они слушают тысячи дисков и имеют грандиозные собрания - на самом деле очень слабо разбираются в музыке. Они как бы представители культуры звукозаписи, не болеее. И от этого постоянно попадают в лужу, предпочитая иногда откровенно слабые исполнения (особенно аутентистов), поверхностно-декоративные и близкие к эстрадной музыке.
К ним безусловно отчасти относятся и некоторые "заметные" фигуры, хоть и не меломанов, но любителей, никогда серьезно практически над произведениями не работавших, но умеющих прочитать партитуру и кое-что поковырять пальчиками, которых не буду перечислять, от желания не мараться в склоках. Им еще труднее что-либо понять из-за их амбициозности.

123

Великолепный текст. Мне кажется, именно он должен служить вступлением к разделу. А уже потом - показать, что книга о Гилельсе вызвала отнюдь не  только положительные отзывы. Текст Гтн дает грандиозную фигуру Гилельса в наиболее общем ракурсе; как и конфликт вокруг его оценки, его корни.
Чуть-чуть можно, конечно, подсократить. Я бы убрала пассаж в адрес гомеопатов: мы в этом не разбираемся, а делать всех тех, у кого сначала где-то кольнуло, а потом шарики им внезапно помогли, автоматическими противниками темы - не стоит.
М.б., слегка сократить экскурсы в древность: оставить главное. Боюсь, если будет их много - на этом месте станут бросать читать.
Великолепно об истоках "парности" - свежий взгляд. И мне кажется, мысль о разделяющей "черте", о свете и тьме, об искусстве этически высоком, гармоничном, с одной стороны, и погружающем в неведомые темные глубины психики, с другой -  можно еще развить. В постах это очень хорошо прозвучало, и можно оттуда добавить в текст. Непосредственность высказывания, свойственная форумному жанру, не будет вредной для текста, в целом написанного "высоким стилем".

124

Gtn написал(а):

...определённая часть любителей музыки, даже если они слушают тысячи дисков и имеют грандиозные собрания — на самом деле очень слабо разбираются в музыке...

Со своей стороны скажу, что, не имея и 50 дисков и не разбираясь совсем, просто слушаю. Зачем мне больше? И больше ли будет?

125

Так на этом ноктюрне Сокольский (этот хоть слышал), и Дельсон (похоже, не слышав) целую концепцию блин выстроили. Задачей автора, как я понимаю, было показать, что она, концепция, не стоит выеденного даже не скажу чего. (При чем Рубинштейн, я не тоже очень понял; возможно, как некий образец, что ли...)

Вообще - книга большая и сложная: ее надо обдумывать...

126

Теперь - чтобы не считали бездельником меня.
Автопсихография близится к концу.
Не вывешиваю, т.к. еше не вполне ясна последовательность кусков.
Кроме того, я подчистил предыдущее, сократив кое-какие цитаты. Последние все равно многочисленны, и, я считаю, это правильно. Я пишу именно реферат-рецензию. Вижу свою задачу в том, чтобы дать максимально полное представление о книге, потому что а) книга сложна б) вонь поднимается, создавая видимость того, что в книге один сплошной скандал. что неверно.

127

Все-таки вешаю рыбу третьего большого раздела. Осталось уже совсем немного.

Здесь был кусок эскиза. Полную версию см. тут.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-09-17 02:29:55)

128

!!! О библейском у Гилельса не писал еще никто.
Прекрасный раздел, давайте дальше в том же духе.
Мелочи: "не только беззаветно преданного музыке, но ей всю жизнь жившего" - здесь лучше "ею".
Мне кажется, в данном контексте надо не "нейгаузитов", а "нейгаузистов". Нейгаузитами Г.Г. Нейгауз, кажется, со свойственной ему самоиронией называл фальшивые ноты. Или просто "чересчур рьяных последователей Нейгауза".
Не нахожу в "едином монолите" сходства с "каменной кладкой". Там просто есть масло масляное, поэтому я, например, в подобном случае цитирую усеченно: "монолит".
Опечаточки есть - но это, наверное, всем миром понемногу выправим при окончательном редактировании.
В целом - замечательно!

129

Ужас, сколько опечаток и т.п. мусора!.. Стыдно.
Но, тем временем, - неожиданно - дошел до конца.

Большая просьба к присутствующим проследить, не проврался ли я где и не упустил ли чего.
Теперь распечатаю и буду редактировать.
Здесь был кусок эскиза. Полную версию см. тут.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-09-17 02:28:01)

130

Браво!
Концовка даже лучше, чем все предыдущее.
Кроме мелкой правки - тавтология в третьем предложении - ничего корректировать не хочется.
Михаил Викторович, было бы хорошо, если бы Вы выслали мне на имэйл то, что есть на сегодняшний момент - в нормальной программе, со сносками, в таком случае я могу почистить опечатки.
Возможны еще сокращения цитат, особенно в первом разделе, но это уж Вы сами решайте.
Спасибо за прекрасную статью.

131

Да, статья замечательная, а концовка просто блестящая! Спасибо, Михаил Викторович!
У Вас сегодня концерт - удачи!
Что касается  гомеопатии и многого остального, то конечно это - мое (сознательное) хулганство. Рыба для того и пишется - только как основа дальнейшей работы. В статью это не пойдет.  Редактировать и переписывать скоро начну, а пока просто нет времени. "Авральный работник" - одно слово...

132

Вычитал, вычистил, вывесил. Всем большое спасибо. Прошу продолжения банкета.
Вышележащие эскизы стираю.

Почему-то отсюда ссылка не открывается.
Работает транзитный пункт

133

Михаил, скачал по первой ссылке тут (правой кнопкой)

134

А, ну слава Богу. Тогда пусть будут обе, на вс. сл.

135

Я тоже все написал и отослал Е.Н.Ф., рыбу наверное сотру, или черт с ней... пущай висит для стыда.

136

Ура, Петр!
Всем привет из Японии, и да здравствует халявный интернет.
Бонзай!

137

WiFi?

138

Нет, локальная в гостинице. Ноутбук с собой.
Вы книгу прочли?

139

Конечно прочел. В принципе о книге почти все сказано в данной теме. У меня заочная сессия и времени нет к сожалению совершенно. Сейчас могу говорить только об аддитивном и субтрактивном синтезе, осциляторах, генераторах и операторах. Постараюсь к 15-му чего-нибудь написать, если это кому-то будет нужно.

140

С помощью Елены Наримановны я провел тут кое-какие изыскания. Любопытная открывается вещь.

Как известно, виртуозничество Гилельса началось 17 февраля 1934 г. в газете "Советское искусство" замечательной статьей В.М.Городинского "Воспитание Эмиля". Вот примечание, к-рое я сочинил по сему случаю.

-------------
Современному читателю мало что говорит имя автора названной статьи. Представляется уместным поместить здесь краткую биографическую справку и ряд характерных цитат из самозванного воспитателя.

«Городинский Виктор Маркович. Род. 10 (23) февр. 1902 в Петербурге, ум. 9 мая 1959 в Москве. Музыковед. В 1929 окончил Ленингр. конс. по кл. ф-п. Л. В. Николаева. В 1929–1934 пред. Моск. обкома профсоюза работников искусств, с 1932 пред. и член секре-тариата Международного муз. бюро. В 1934–1935 директор Российской филармонии. В 1935–1937 пом. зав., позднее зав. сектором искусств Культпросветотдела ЦК ВКП(б). В 1936–1937 член редколлегии газ. "Комсомольская правда", в 1937–1940 редактор газ. "Музыка", "Сов. искусство". В 1946–1948 гл. редактор Музгиза. С 1929 сотрудник моск. и ленингр. газет и журналов. Соч.: Музыка ду-ховной нищеты. М. – Л., 1950; Избр. статьи. М., 1963». (Энциклопедия «Биография.ру» //  http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=28194). «Театральная энциклопедия» уточняет, что В. М. Городинский вступил в коммунистическую партию в 1918 г., и приводит более подробный список печатных работ (см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu … tr/_83.php).

О деятельности В. М. Городинского в должности руководителя Московского областного союза работников искусства см., например, воспоминания актера А. Л. Кубацкого (в кн.: Капков. С., Эти разные, разные лица. М.: Алгоритм, 2001. // http://www.fictionbook.ru/author/kapkov … yi_ji.html). Как представитель Мособлрабиса молодой коммунист был в 1933 г. членом жюри Первого всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей.

Музыковед М. Лобанова сообщает, что именно перу Городинского, согласно одной из правдоподобных версий, принадлежит ста-тья «Сумбур вместо музыки». «Это весьма мрачная фигура, – продолжает М. Лобанова. – …В профессиональных кругах его называ-ли "Чушь Нагородинский" и говорили, что единственный музыкальный инструмент, которым он владеет, это маузер. Но, кроме шуток, он всегда подчеркивал, что он чекист и что он вхож к Сталину. Он постоянно говорил: "Вот товарищ Сталин в моем присутствии сказал то-то и то-то"» (см.: http://www.svoboda.org/programs/TD/2002/td.022402.asp).

Наконец, приводим несколько цитат из книги «Музыка духовной нищеты» (М.-Л.: Музгиз, 1950) – думается, они дают достаточное представление о профессионализме автора: «Только идейное влияние, испытываемое со стороны прогрессивного, демократического искусства, может оказаться действительно плодотворным и животворящим. Но Дебюсси и Равель, изучая и усваивая творческие приемы Римского-Корсакова и Мусоргского, оставались далекими от их идейного направления. Как истые импрессионисты они огра-ничивались “корой явлений”, но никогда не проникали в их сущность» (c. 7); «Весьма знаменательно, что в то время, как музыкальные реакционеры капиталистических стран взрывом волчьей ненависти, потоками грязной клеветы встретили историческое постановление ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. об опере В. Мурадели «Великая дружба», передовые музыканты верно оценили это постановление как один из величайших актов в истории музыкального искусства…» (с. 10-11); «Партитура “Воццека” может служить превос-ходной иллюстрацией того, что представляет собой декадентский “неоклассицизм”, к представителям которого за последнее время относят и Стравинского, и Хиндемита, и Онеггера, и даже “самого” Арнольда Шенберга, учителя Альбана Берга. Классические формы пассакальи, фуги, сонатного аллегро – все это служит здесь объектом дикого модернистского издевательства, все построено “рассуд-ку вопреки, наперекор стихиям”, навыворот, все направлено к ошарашиванию человеческого слуха и вящщему (так в книге – М.Л.) оскорблению эстетического чувства всякого нормального, здорового человека» (с. 67).

141

очень интересное изыскание!
словечко "вящщий" - хорошее, бум употреблять. :)

142

Сегодня, кстати, день рождения Гилельса...

143

ДА! Мне тоже на работе напомнили и я позволю себе поздравить всех "соучастников" с этой датой.
Мне было очень приятно узнать о его Д.Р.
(кстати у меня сейчас нет доступа к почте и возможно я кому-то не ответил пока, лучше писать на ЛС)

144

Михаил Лидский написал(а):

Бонзай!

Не так.  :/   Правильно: бандзай.
Пардон, за офф.  :)

145

Статья Л. Николаева в одном из этих журналов: Музыкальная жизнь № 16 за 1965 г.
или Музыкальная жизнь № 14 за 1971 год.

146

Охота тебе... (Мне уже прислал)
Короче, выделяешь, копируешь, а потом сюда вставляешь.
Только надо ли? Может, это лучше на лифчик или какой там еще форум бывает... Кстати, это ж ведь "Ле б-дь"? Так чего ты ждешь от этого заведения... Не верю в сугубо некоммерческую подоплеку вседозволенности...
Ну, все мы иногда бываем не в форме и не всегда, скажем, пишем разумные вещи...
Г-жа Кожевникова все же дама...

Отредактировано Михаил Лидский (2007-11-01 16:41:55)

147

Да уж, Михаил Викторович, дамы такого не пишут (даже если они очень сильно "не в форме"):

Надежда Кожевникова
- Thursday, November 01, 2007 at 06:02:41 (MSK)
Я-то и не знала, что после моей публикации "Великий Гилельс" на меня полезла семейка Нейгауза. В книге Гордона даны ссылки. Оказалось, есть у Нейгайза и дочка, понятия не имела. Писала клязы. Меня это ничуть не задело, в газете даже не оповестили. Но враги множатся, понятно теперь откуда. Как Гордон отметил, я Нейгауза тогда чуть не задела, не потому что боялась, а еще не осознавая всех обсоятельств и роли его в травли Гилельса. Теперь - да. Ничего не случается неспроста. Вспомнила ярение на гусьбуке, под псевдонимом правда, жалкого отпрыска Нейгауза. У деда ручки были маленькие, не виртуоз, но - да, музыкант, а у внучка мозги ссохлись. Вот и итог. Гилельс тут ни при ни причём. Он- гигант. Ябиды, наветы, зависть от него шелухой отлетели. Вставлю в реценцию на книжку Гордона. Обязательно автора поддержу.

--------------------------------------------------------------------------------
Надежда Кожевникова
- Thursday, November 01, 2007 at 05:24:34 (MSK)
А я вот совсем про другое. Читаю книжку Г. Гордона"Эмиль Гилельс". Кроме Нестора никто в гусьбуке не понял бы ничего. Для меня, хотя это труд профессионала- музыканта читается как роман- сенсация. Понятное дело, для узкого круга. Никто и не пртендует на внимание тращера- боди- саврога. Да и Михаил скорее вась- вась. Хотя там в сюжете- трагедия непонятого и оболганного гения. Гилельса, представьте. Я кое-что знала. Его вдова дала мне, видимо, первой, ознакомиться с его архивом. В книге Гордона есть ссылки на мои публикации. Но он поднял пласт на совсем другую глубину. Доказательно, докуменательно и ощеломляюще трагично. Гилельса травили, сразу, при первом же его появлянении на Всероссийском конкурсе в 1934 году, если не ошибаюсь, где он в 16 лет взял первое место. И самой зловещей фигурой, гробящей его репутацию, был Нейгауз. Для меня не новость. Мне пришлось читать, опять же вдова дала письма Гилельса к свому, так сказать, учителю, а выходит, злодею. Но не это меня меня поразило, а приведённое в книге письмо Пастернака к Нине Табидзе о Нейгаузе. Там многое поставлено на место, и очень жестко. У меня как сплена спала с глаз. По такой же методе меня ассистенка Нейгайза, Горностова, учить на рояле пыталась: женщина легкого поведения-женщина легкого поведения, стишата, ассоции с живописью, выпендриванье сплошное. Я-то не в обиде. А Гилельса, гения, от этого доморощенного театра нейгаузовской школы, конечно, тошнило. Плюс либеральные забавы, но так, чтобы ничего своего не упустить. Практически, я пишу нужный мне текст. а гусьбуку, так забавляюсь. всё равно не поймёте ничего, вам потому что не надо.

148

Этот весенний бред мне напоминает свободную импровизацию на одну очень старую тему. Как же все зависит от интерпретации.
Может у ней руки большие и волосатые? В иные времена и в определенных кругах за такое атата могли сделать и по попке начикать.

149

Может она заочницей была? Ох, чую, что вот подобный народ после чтения книги наделает соответствующих выводов. Команда "фас", понимаешь.
Это не опечатки, а выражение чувства презрения.

150

Ой, автоцензор украсил, а я и не заметила...

Антон Бородин написал(а):

Ох, чую, что вот подобный народ после чтения книги наделает соответствующих выводов.

Еще как наделает! Оно, конечно, понятно, что "нам не дано предугадать". Но ведь нам что-то там "дается"...


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе