Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе


Книга Гордона о Гилельсе

Сообщений 181 страница 210 из 262

181

Внимательно прочитал статью. - Обольшению не поддался. А к этому есть все предпосылки.

Я не согласен с  несколько преждевременной реакцией Елены Наримановны Федорович

Замечательная статья! В ней все - правда.

Статья злонамеренно правдо-ПОДОБНА.
Более того, изощренная ложь и обольщение живут рядом-рядом с правдой. Они даже использует правду на 90 процентов, чтобы в остальных десяти (ключевых) соврать.
«Вот это ложь!» - в одном из своих рассказов восхищенно восклицает Аверченко, когда герой. проведя беспутно день с барышней, рассказывает жене чем он занимался, (искажая незначительную часть действительных фактов - Приехал всего навсего  «важный деловой партнер с женою», которую пришлось свозить в ресторан, устроить в гостиницу и что-то там еще..
Скоро мне наверное грозит полное вырождение, так как останется единственной моей задачей снова и снова цитировать (уже почти ненавистного Галиани) - "Главная ошибка человечества - преждевременное обобщение"

Слишком уж самоуверенно Надежда Кожевникова делает свои выводы. Можно подумать что она была свидетельницей всех событий и взаимоотношений, как говорят - "свечку держала" повсюду. Опасна такая позиция и претит своими пристрастными выводами. Думается что нужно в такой деликатной сфере отношений выдающихся людей - быть тоньше, несколько чутче. Тем более что есть факты и для подборки противоположного смысла. Мы можем лишь предполагать и очень осторожно пытаться найти приближение к объемной и неоднородной истине, искать подлинных обстоятельств минувших дел. Если нас вообще интересует именно она, а не обладание своей "частной" истиной. Кроме того, таких "частных" истин много. Они для внутреннего пользования. у Рихтера - своя версия всего, нужная ему и т.д. ...  И они тоже зависят и от "лагеря" и от воспитания и от врожденной "злобности"... :) и других стандартов породы
Думается что в целом статья Кожевниковой вполне подходит под одно из её же правдоподобных определений:

Российский менталитет, с крутым замесом неизживаемой советскости, отличался и отличается от западного очень заметно. Обязательно надо, превознося одного, другого пинать. Признавать, ценить, совмещая обоих – нет, не в традициях. Зато в традициях холуйская внушаемость, податливость на клишированные ярлыки, собственным мнением обзавестись не утруждаясь. Всем скопом на одного наваливаясь, навешивая на него всех собак, другому всё прощая. Черно-белое, примитивное, дикарям свойственное восприятие: либо падать ниц, либо скальп снимать.

Я выделил именно те свойства от которых несвободна статья самой Кожевниковой, что есть именно следствие преждевременного и самоуверенного и "двухцветного" и слишком категоричного обобщения. Нет нужды катапультой забрасывать Нейгауза здоровенными камнями, подворачивая факты выгодным для этой цели способом.
_PS
Всегда ли мы сами можем объективно разобраться в наших отношениях в семье или с друзьями?. Знаю ли я истину наших взаимоотношений, или только "свою" часть?
А теперь прикиньте что может сказать о них подружка вашего сына например... Да , не дай Бог, с апломбом и цитатами...

182

Аристобул написал(а):

Гилельс доверял писать книгу о себе лишь Баренбойму - и никому другому.

По имеющимся у меня данным, и книга Хентовой писалась в сотрудничестве с Гилельсом... (И вот что вышло.)
Если и когда у меня будет сканер, книгу Баренбойма засканирую и вывешу.

183

Михаил Лидский написал(а):

и книга Хентовой писалась в сотрудничестве с Гилельсом...

Вы говорите о книге 1959 г.?

184

Да-да. И о ее втором издании - 1967 г.
Вот ужо появится Елена Наримановна - она про все это лучше знает.

185

Я не понимаю, почему всех так удивил мой отзыв о рецензии Кожевниковой. Я, кажется, ясно заявляла свою позицию и ее не меняла: Гилельс - недооцененный гений, и те, кто это понимает - мои единомышленники. Кожевникова это понимает, и ряд ее оценок Гилельса, его облика, его искусства кажутся мне очень точными. Что же касается опечаток и эмоциональных перехлестов, то считаю это мелочами по отношению к главному. Понимаю, что перехлесты или отдельные обороты могли кого-то задеть, но должна заметить, что подобное есть в большинстве постов и пишущих на форуме - за собой этого обычно не замечают. Я такие вещи просто пропускаю мимо, стараясь вычленить главное - вот и все.

186

По поводу того, что Гилельс якобы доверял писать книгу о себе только Баренбойму и никому другому. Это не совсем так. Во-первых, действительно, Хентовой он тоже доверял писать о себе книгу, по рекомендации Баренбойма - Хентова была его аспиранткой (Баренбойма), а сам он был занят монографиями о Рубинштейнах. Потом Баренбойм у Гилельса за Хентову просил прощения.
Что касается Гордона, то в "Советской музыке" за 1977 г. есть его статья о Гилельсе, по очень важному поводу: Гилельс к своему 60-летию сыграл бетховенский цикл, 5 концертов с Мазуром, а в советской прессе его обидели - поместили маленькую заметку об этом на странице, во всю ширь которой раскинулась огромная статья о Рихтере. И вот в этой ситуации Гилельс Гордону именно доверил писать о себе, об этом цикле. О книге тогда речь не шла - при его жизни только Баренбойм начал книгу, и ни Баренбойм, ни Гилельс не могли, естественно, представить, что оба скоропостижно скончаются, книга останется незавершенной, а потом будет такое безобразие с оценкой Гилельса у нас в стране, что понадобится еще одна книга. Но Гордону писать о себе Гилельс доверял.

187

Я уже заклялся заходить в этот раздел, но это Ваше заступничество

ЕленаФедорович написал(а):

за не Грядушего, а уже Пришедшего Хама (точнее, обыкновенной хамки) вынуждает меня снова вернуться (хоть и единожды). 
Петр, прошу отчислить меня из модераторов данного потока. Мое уважение к г-же Федорович сменилось отвращением к ее коньюнктурным писаниям. Не думаю, что мое пребывание здесь в качестве модератора будет способствовать улучшению климата на форуме. В конце концов, я имею полное право открыть параллельный поток. Но травли деда БОЛЬШЕ НЕ ДОПУЩУ. Как и письменного согласия с этой травлей. А кто хочет - волен идти по стопам газеты "Завтра" и участия в ней профессора В. К. Мержанова.

188

Конъюнктура - это, кажется, что-то направленное на получение выгоды. Мне интересно, в чем моя выгода от "писаний"? Кроме ударов, ничего за это не получаю.
В "травле Г.Г. Нейгауза" и письменном участии в ней меня обвинять нелепо. К сожалению, трудно бывает объяснить, что идеализированный облик любого человека, в том числе великого, в том числе Г.Г. Нейгауза, ничего хорошего для его памяти не создаст. Он любим потомками именно как живой человек, со своими пристрастиями и недостатками. И если великий Нейгауз однажды очень ошибся - в отношении Гилельса - и об этом сказать и написать честно, сие не означает "травли Нейгауза".
А если так нервно реагировать - что должны чувствовать люди, которым близок Гилельс? Всегда полезно ставить себя на место других. Искажали, унижали, передергивали и т.п. - а теперь нельзя писать ничего. Напишут эту часть правды - обидится один. Другую - обидится другой. Да как бурно! Легче всего не писать о Гилельсе ничего хорошего; еще проще продолжать поливать его грязью. Кирилл не позволяет себе проявлять родственную позицию - что мне представляется совершенно правильным - остальные и подавно промолчат. И будешь очень хорошей.
Вот это была бы - конъюнктура.
Вот этого от меня никогда не дождутся.

189

Не надо со мной спорить. Это бессмысленное времяпрепровождение. Я не пишу такие прямые и грубые вещи, пока меня не вынудят и я не буду на 100% уверен в собственной правоте. Не в моем это стиле. Но коли вынудили - буду отвечать, и не только здесь. Все написанное - правда? Это тщательно размешанная ложь. Ангелов с крылышками среди Нейгаузов нет (и не будет). Как и среди Гилельсов и даже Софроницких. Я принадлежу к другому поколению. Когда еще ценилось такое понятие, как честь семьи. Вы же, судя по Вашим постам, цените беспредел (говоря новорусским языком). Нам с Вами не по пути. В общение с Вами я не навязывался. За сим позвольте откланяться. Раз и навсегда.

190

Слушайте, господа хорошие. Может быть хватит уже?
Ну нравится людям копаться в чужом белье и стараться оправдать кого-то, кому это оправдние нафиг не нужно (Гилельс в любом случае останется Гилельсом, Рихтер - Рихтером, Нейгауз - Нейгаузом).
То же (имхо, имхо) касается и книжки Гордона... единственное, что в ней (написанной по обыкновенному принципу ''больше интриг - лучше продаваемость, как мне кажется'') порадовало - фотографии (с ГЛС, например).
Мне вот просто интересно - зачем нужно лезть в чужую биографию? То, что Моцарт был заядлой пьянью, а Вагнер - совершенно конченым антисемитом и вообще фашистом мне известно. Но это не имеет НИКАКОГО значения - это не интересно, это скучно... А вот музыка...
Мне так думается (может я ошибаюсь), что болтологии о всякой гхм-гхм... ерунде (''трааавля, трааавля!!! ГУЛАГ, Сибирь, холокост, миллиааарды, триллиарды, Шостаковича мууучили, Прокофьева мууучили и т.д. и т.п.), разводят обычно те, кто не интересуется музыкой, а только делает вид, что интересуется.

Извиняюсь, если кого-то обидел.

Отредактировано СергейТеплый (2007-11-27 16:15:05)

191

Сергей Сергеевич, я перенес интересующую Вас тему в новый, созданный мной поток "Беспредел".

192

Спасибо. Но только по имени-отчеству меня лучше не надо. Малы мы слишком-с. ;)
Тема меня не особенно-то интересует, ибо за мораль я никогда не выступал, и... надеюсь, что выступать не буду (в моем понимании мораль и т.н. нравственный облик - это такая лживая масочка...впрочем, это лишь мое мнение), просто выразил свое мнение о тех людях, которые больше любят саму писанину (например, тот же б3 под это очень хорошо подпадает), чем то, о чем они пишут.
Хотя я и сам настрочил уже два поста непонять зачем. :)

193

Еще и не надо спорить...
Уважаемый Генрих Станиславович!
Не знаю, кде и когда Вам привиделось, что я навязывала Вам свое общение. Напротив, несмотря на то, что меня усиленно приглашают на этот поток, я всячески избегаю участия в нем именно по причине возможной встречи с Вашими хамскими постами. В потоке "Беспредел" Вам самое место, тут Вы правы.
И никакая Кожевникова не сможет нанести такой урон чести Вашей семьи, какой наносите Вы.

194

Насколько мне известно, г-жа Кожевникова ведет гораздо более активную "политическую" деятельность, нежели Генрих Станиславович. Это так скать ея хлеб с маслом. Считаю, что открыто хамское, демонстративно пренебрежительное отношение к Г. Нейгаузу и Г. Нейгаузу-junior, которое сия мадам выразила на страницах интернета, не совместимо с ролью, которую она себе сама определила - ролью рецензента книги о Гилельсе. Мало ли кто с кем был знаком, мало ли кто у кого бывал. Не аргумент.
Стиль Генриха Станиславовича определяет глубочайшая искренность. Именно данное качество коренным образом отличает его от г-жи Кожевниковой, которая прикрывается маской старой московской интеллигентки с эмигрантским уклоном.

195

Neuhaus написал(а):

Петр, прошу отчислить меня из модераторов данного потока

Петя! Ну сколько можно просить? Требовать, что ли, начать? Я ж к тебе как к администратору обращаюсь!

196

ЕленаФедорович написал(а):

А если так нервно реагировать - что должны чувствовать люди, которым близок Гилельс?

Легче всего не писать о Гилельсе ничего хорошего; еще проще продолжать поливать его грязью.

Елена Наримановна, а Вы не находите, что слишком уж много нас, "нервно реагирующих", набирается? И заметьте, никто здесь еще не произнес ни одного слова, каким-либо образом задевающего Эмиля Григорьевича. А вот статью мадам Кожевниковой можно назвать прямо-таки "дистилированным" хамством, как по содержанию, так и по форме.
Может быть, я не очень внимательно следила за всеми дискуссиями вокруг книги, но поливания Гилельса грязью ни с какой стороны не заметила. И вообще, мне не очень понятно это стремление любой ценой сделать из него мученика. Легко на этом свете живется только дуракам и негодяям, в этом смысле судьба Гилельса не исключение, более того, на фоне жизненных трагедий других, не менее одаренных, музыкантов она выглядит даже вполне благополучной. Я уже извела своих родственников старшего поколения расспросами, и все они, даже весьма далекие от музыки, прекрасно знают это имя, помнят постоянные трансляции его концертов по радио и телевидению, пластинки, выходившие огромными тиражами... Поймите, никто не против публикации новых материалов, но почему непременно нужно походя на кого-то наступить?
Интересно получается: упрекаете в неспособности поставить себя на место близких Гилельса, а когда люди пытаются почувствовать себя на месте самого Э. Г. и пишут, что им было бы неприятно читать о себе многое из того, что есть в книге, не говоря уже о подобных "рецензиях" на нее, обвиняете их в некорректности...

197

Господа, а у кого нибудь есть запись концерта Шумана с ЭГ? На youtube.com 2 и 3 части - это нечто божественное...

198

Здравствуйте.
Я приехал.

Тут вышла малоприятная ситуация, виноват в к-рой, конечно же, я. Именно я первым не сдержался и эмоционально среагировал на статью Кожевниковой. За это прошу у всех прощения. Я должен был просчитать последствия и поступить тактично.

Надеюсь, Елена Наримановна не посеутет на меня, если сообщу, что в заброске я провел несколько приятных часов в ее обществе (равно как и несколько приятных минут в обществе Антона Борисовича). Статью Кожевниковой мы обсудили и, как мне показалось, пришли если не к общему мнению о ней, то, во всяком случае, ко взаимопониманию.

Г-же Кожевниковой нельзя отказать в известной публицистической хлесткости (говорю только об опубликованной статье: тексты данного автора в гостевой книге "Ле б-ди" не читаю, относя их к жанру сортирных да-цзы-бао) и, видимо, искренней симпатии к Гилельсу. Елена Наримановна указала мне ряд фраз, с к-рыми я готов согласиться (описания игры Гилельса, а также слова о его непростой судьбе). Однако же, несомненно и то, что правдой в этой статье является далеко не все: налицо явная и оскорбительная неправда, касающаяся, прежде всего, Г.Г.Нейгауза. Называть его мастером интриг и т.п. - заведомая и безобразная чушь, легко опровергаемая множеством фактов. Очень просил бы Елену Наримановну засвидетельствовать это.

Вообще, по отношению к Г.Г.Нейгаузу г-жа Кожевникова очевидно несправедлива. Не знаю, является ли это следствием ее неосведомленности или злонамеренной предвзятости, но и то, и другое - признаки вопиюще низкого профессионального уровня статьи. (Этим также вызвано мое удивление первым откликом Елены Наримановны, профессионала столь высокого уровня.) Комментарий публициста к письму Пастернака Н.А.Табидзе тенденциозен и неэтичен: кто содержал чью семью и сколько их у кого было параллельно и/или последовательно, - дело частное и малодоступное для калькуляции. То же - в отношении интервью А.И.Ведерникова: Г.Б.Гордон привел отрывок из него как иллюстрацию артистических расхождений, возникавших порой между Нейгаузом и его даровитыми учениками, а г-жа Кожевникова трактует его как пример авторитарности и, по неосведомленности, садится в лужу, т.к. далее в том интервью Ведерников говорит, что вскоре после описанной сцены с "кипарисами на кладбище" Нейгауз, встретив его в консерватории, позвал в класс: "Он остыл и я остыл". И еще: "С ним можно было спорить". Где же тут авторитарность?.. Неверно и то, что Нейгауз был официально признан главой пианистической школы в СССР.

Наконец, многажды повторенная перевранная фамилия Б.М.Рейнгбальд вкупе с атрибуцией "учительница музыки из Одессы" (для памяти Гилельса максимально чувствительный пункт), идиотские (пардон) рассуждения о "Небесах" и "Аде" (именно так, с большой буквы пишет это слово автор статьи), перевранная фамилия великого Бенедетти Микеланджели, дикие псевдоисторические экскурсы (достойные разве что финального шедевра С.М.Хентовой), глупые высказывания о музыке, истинно базарный тон статьи и многое, многое другое дают мне повод привести цитату из книги Г.Б.Гордона: "Он /Гилельс/ говорил с предельной откровенностью, я бы сказал – с бесстрашной прямотой; был строг к другим, но и себе не прощал ничего; у него были совершенно определенные взгляды на то, как человек должен относиться к своему делу; не выносил некомпетентности и всевозможные ляпсусы портили ему настроение. В одной статье о нем было, например, сказано, что Восьмая соната Прокофьева, которую он исполнил первый, посвящена ему (в то время как Прокофьев посвятил ее своей жене). “Как Вам это нравится, Гришенька, ведь это же халтура”, – сказал он пренебрежительным тоном". Выводы пусть каждый делает сам.

Не приходится удивляться, что Генриху Станиславичу было больно читать статью Кожевниковой (впрочем, имхо, уровень статьи таков, что можно было бы и плюнуть) и отклик на нее Елены Наримановны. В то же время, предъявялять Елене Наримановне оскорбительный упрек в конъюнктурности не вижу ни малейших оснований. Уверен, по зрелом размышлении Генрих Станиславович с этим согласится. Мне кажется, это было бы достойно чести его семьи.

Так. Вроде все. Еще раз прошу извинить меня за то, что своей неловкой реакцией заварил эту кашу.

199

Вот вернулся и я.
Генри - твою просьбу выполнить проще простого.
Выполняю.
Не ругайтесь, плиз.
Мне тоже всегда не слишком приятно видеть в числе "друзей моих друзей" моих недоброжелателей и просто злонамеренных врагов. Но все-таки перевешивает - "первородство" друзей.
так уж устроен мир, и благодарю Бога, что мне хватает понимания понимать  его внутреннюю натяженность и динамичность его связей и противовесов.
Диалектика, короче.
Помнится, потомки Пушкина уже породнились кажись с потомками Геккерна...

200

Каждый сам определяется с кем ему ......

201

Михаил Лидский написал(а):

Еще раз прошу извинить меня за то, что своей неловкой реакцией заварил эту кашу.

Не извиняю, ибо не за что. Если теперь каждый достойный поступок порядочного человека квалифицировать как "неловкий", то я окончательно перестаю понимать, в каком мире мы живем.
Не понимаю твоей уверенности насчет моих "зрелых размышлений". Долг всякого порядочного человека состоит в том, чтобы назвать честного - честным, а подлеца - подлецом. Этому меня учил отец, этому я учу своих детей. На том стою и стоять буду. А взаимные "приседания" между несогласными друг с другом публицистами немыслимы по определению. Впрочем, возможно, я отвык от типично советской "политики", ибо уже 16 лет живу в свободной стране.

Отредактировано Neuhaus (2007-12-02 14:40:54)

202

Anchen написал(а):

Переносите!

203

Воля твоя, Генрих Станиславович, а я в упор не вижу, за что ты обругал Елену Наримановну конъюнктурщицей. Ну не согласен ты с ней. Ну, допустим, ошибается Елена Наримановна. Но конъюнктура-то тут при чем? Где нечестность? Что ж ты, житель свободной страны с 16-летним стажем, сразу дело шьешь и чернуху лепишь? Говорю я тебе: тут недоразумение, в большой мере. Говорю я это на основании долгих разговоров с ЕН - уверен, в ближайший рабочий день все разъяснится и уладится.

А кабы я среагировал не столь импульсивно, может, недоразумения и не было бы, и все разъяснилось бы раньше.

...А концерт Грига - тот, с Берглундом, наверняка все знают - так не играют концерт Грига, так умирают.
А как прекрасно ор.119-2 в исп. ГГН - идеал.

Как хорошо было бы, если бы все дискуссии на этом поле велись по таким "камертонам"...

Отредактировано Михаил Лидский (2007-12-02 23:48:22)

204

Помилуй, ты-то какое отношение к партийности имеешь? Ты - наследник... Я имел в виду партийность как принцип мышления...

А в конъюнктуру не врубаюсь все равно. Что, какие выгоды имеет Елена Наримановна от своего отзыва? От чтения ле б-ди прошу меня уволить, однако. И ты бы послал их хорошенько, да и не связывался больше. Впрочем, не знаю, возможно ли последнее вполне. Но по-моему, г-жа Кожевникова настолько очевидно несостоятельна как "знаток", что ее тексты могут иметь влияние разве что на лифчиковско/ле б-ский контингент...
Ну, не станешь же ты вести дискуссии с... даже не знаю, какой пример привести, - нечто вполне подзаборное. Вспомни, в конце концов, чьей дочерью является г-жа Кожевникова и чьим сыном - ты. Разве мыслимо...
да ну...
не сердись на меня

Upd: Ладно, давай уберу про партийность. А то и так черт знает что творится.

Отредактировано Михаил Лидский (2007-12-02 23:47:55)

205

Не хотела я ничего писать в этом потоке. Михаил Викторович меня буквально втянул в него. За то, как он изумительно у нас играл 28 ноября, я  это ему, конечно,  простила.
Не хотела потому, что этот поток не всегда соответствует своему названию. Это тема не о книге Гордона о Гилельсе. Ее можно было бы назвать: «Фамилия “Нейгауз” в книге Гордона и статьях Кожевниковой о Гилельсе». Генрих Станиславович предусмотрительно стер свои посты, но я-то помню, что  в них написано.
В принципе, можно бы и так. Эта тема хотя и не основная в коллизиях вокруг Гилельса, но  важная. И освещать ее нужно предельно деликатно, по-тому что не сошлись характерами Великие. Одинаково неприятно как хамство со стороны, так и раздраженное брюзжание внука по поводу каждого упоминания этой темы. Но второе наносит больший ущерб имени Нейгауза: с носителя фамилии спрос неизмеримо больше, а тон, лексика и суть высказываний находятся в резком противоречии с изысканно-благородным обликом его отца и деда.
Скажу сразу: я согласна далеко не со всеми оценками Н.В. Кожевниковой, и не только по поводу Г.Г. Нейгауза. Перечислю, с чем не согласна: конечно, насчет «пережима в слезность» у Нейгауза; разумеется, не согласна с «магистром интриг» и пр. Не стала бы применять термин «прошляпил»; сомневаюсь насчет «авторитарности» на уроках: мои родители, бывавшие на них, говорили мне противоположное.
Но только рецензия Кожевниковой – не о Нейгаузе, а о Гилельсе. И поэтому сутью, наиболее важным, считаю то, что в ней касается Гилельса, а остальное – оценочные суждения, а не факты. Мой отклик на статью предназначался не знающим суть дела участникам данного форума, а читателям «Русского базара», которые, как я поняла из первого отклика там, вообще ничего не понимают в этой теме; для них Гилельс – один из многих  «забытых гениев». Для них необходимо было сказать о главном: что факты о Гилельсе – правда; что его судьба уникальна, он не один из «забытых гениев». Остальное я подразумевала предметом дальнейшей дискуссии, но не предполагала, что она примет такую обвинительную форму. Каюсь, не знала, что каждое мое слово где угодно столь внимательно процеживается – не ценю свое мнение столь высоко. Если бы я могла предполагать, что мой положительный отклик на положительную статью о Гилельсе будет расценен как «травля Нейгауза», ничего вообще бы не писала по поводу данной рецензии.
И с тем, что написала Н.В. Кожевникова о Гилельсе – из разряда оценочных суждений – я тоже не со всем согласна. К примеру, еще в статье «Великий Гилельс» (у меня есть ее версия, помещенная автором в книге «Сосед по Лаврухе»), написано, что Гилельс нечто такое творил с текстом… Вроде бы даже переиначивал. Не было этого, абсолютно ему это несвойственно. Далее, там же: в случае с первой премией Клайберна Гилельс «уловил глас народа», а с Дихтером-Соколовым – «не уловил». На мой взгляд, это непонимание сути происходившего там и недооценка и профессиональных, и личностных качеств Гилельса. Он ничего не «улавливал», а судил так, как ему велела человеческая и музыкантская совесть.
В последней же рецензии написано: «К началу тридцатых годов пианистическая школа Нейгауза оказалась самой влиятельной в стране». Это не так, что и Михаил Викторович тоже сразу заметил. Самой влиятельной она стала не в начале, а начиная с середины тридцатых и далее, и прежде всего потому, что в классе Нейгауза появился аспирант Гилельс. Родители буквально бросились отдавать своих детей именно к Нейгаузу, потому что имя Гилельса двумя годами ранее прогремело на всю страну, и это была мощнейшая реклама. Вскоре «прозвучал» Зак, в 38-м была победа Гилельса в Брюсселе – и школа Нейгауза выделилась из других блистательных школ. Не понимать этого – принижать значимость Гилельса и одновременно не учитывать всего драматизма ситуации «Нейгауз-Гилельс».
И, тем не менее, я не считаю эти недочеты (как и ошибки в написании, опечатки и ряд оборотов, которые я не стала бы употреблять) главным среди того, что Кожевникова пишет о Гилельсе и посвященной ему книге. Главное – то, что она понимает масштаб Гилельса и глубоко улавливает суть того, как и почему с ним несправедливо обошлись. Наконец, я очень уважаю людей, которые идут против течения.
Надо, освещая эту тему, помнить, что положительно писать о Г.Г. Нейгаузе – это идти по течению. Это очень хорошо; слава Богу, что его имя не оказалось недооцененным. Но в имеющемся контексте странно читать яростные крики про «травлю Нейгаузов»: она могла привидеться только в горячечном сне. Бросаться на защиту этого имени – с шумом ломиться в открытую дверь.
А вот освещать фигуру Гилельса так, как это сделали Г.Б. Гордон и – самой первой, еще в 1990 г. – Н. Кожевникова, – это идти резко против течения. И обиженному внуку Г.Г. Нейгауза, гордо кидающемуся на каждое слово, нарушающее его собственную, тщательно построенную им версию событий вокруг деда, не понять того, что приходилось и приходится выносить близким Гилельса, а вместе с ними всем тем, кому он небезразличен. Об этом великолепная книга Гордона; об этом же – совершенно в ином ключе, иного масштаба, жанра и умения – статьи Кожевниковой. Но они хороши своей публицистической хлесткостью; при несогласии с отдельными их положениями я не могу не согласиться с тем, что в отношении Гилельса допускалось невероятно много откровенного хамства; может быть, не только ее вина в том, что ответ получился отчасти в той же тональности.
Теперь насчет хамства, коль скоро о нем зашла речь. В этом потоке оно в явном виде появилось как раз при появлении имени Кожевниковой, но не от нее, а от Г.С. Нейгауза, причем в самом неприкрытом нецензурном виде. Мы прочитали много слов, которыми не принято характеризовать женщину, причем эта характеристика призвана была заранее доказать никчемность ни много ни мало – всей книги Г.Б. Гордона (которую автор «характеристики» к этому времени еще даже и не читал): как, дескать, можно верить автору, который посмел сослаться на Кожевникову, которая…!
Такой очаровательный детский эгоцентризм. Ну не люблю я эту тетю, и все, кто ее упоминает, – плохие.
А я вот очень-очень не люблю одного дядю, которого тоже цитирует Г.Б. Гордон. И зла этот дядя мне принес, уверена, гораздо больше, чем Кожевникова – семье Нейгаузов, просто потому, что она над этой семьей не могла иметь никакой власти, а «дядя» надо мной власть имел. И что же? Я теперь должна поносить  книгу Гордона? Да нет, говорю, спасибо, что этот дядя что-то полезное сказал; может, это самое ценное, что он сделал в жизни. 
В общем, мы узнали, что Кожевникова – очень плохая. И бездарная к тому же – сам Станислав Генрихович это сказал. И занята тем, что только пьет и т.п., и вот уже молодой участник потока уверен, что ее основное занятие – «политика», скандалы и интриги. Классическое «не читал, но осуждам».
Разумеется, после такого «представления персонажа» я очень им заинтересовалась, поскольку эпитеты были употреблены сильные, а «вина» Надежды Вадимовны оставалась для меня неясной. По сути, единственное, что она сделала «плохого» до того, как прозвучали данные эпитеты, - написала статью «Великий Гилельс», в которой обозначила, что не все было гладко в отношениях Э.Г. и Г.Г., – так это правда. Этим она вызвала негативную реакцию М.Г. Нейгауз; при всем уважении к дочери Г.Г. и даже симпатии к ее позиции – что «все дружили и все было хорошо» - знаю, что это не так. Более того, и Генрих Станиславович признавал, что Г.Г. неважно относился к Гилельсу: это есть в его интервью М.В. Лидскому и повторено в рецензии Лидского на книгу Монсенжона; эту фразу я взяла в качестве цитаты и в свою книгу, потому что это не только важно, но и выглядит красиво: Нейгауз-младший благородно признал, что к Гилельсу его  дед и отец были не во всем справедливы. Если так, то чем ужасна Кожевникова? Или Г.С. почему-то резко поменял свое мнение?
Короче говоря, я сделала все, чтобы добыть книги Н.В. Кожевниковой. Обнаружила, что это человек, не занимающийся никакой «политикой»; автор 15 книг – две из них я прочитала, это отличная публицистика; человек, который видел вблизи многих великих и пишет о них вовсе не в «скандальной» форме, а многосторонне, глубоко, убедительно. Определение «бездарна», идущее из уст замечательного музыканта, конечно, очень серьезно; но только вспоминать его здесь имело бы смысл лишь в том случае, если бы она про-должала считать себя пианисткой; но она уже давным-давно сменила про-фессию, и этот эпизод теряет смысл –  несколько миллиардов человек имеют полное право быть пианистически бездарными, потому что занимаются совсем другим делом. Она признала  сама, что это «не ее» – поступок сильного человека.
То, что она видела вблизи – очень важно. Особенно в отношении тако-го замкнутого человека, как Гилельс. У них же был абсолютно закрытый дом; там почти никто не бывал; там, в отгороженности от всего суетного, жил и работал Гений.  И Н. Кожевникова, попавшая туда в качестве подруги его дочери, просто обязана была поделиться тем, что видела и поняла. А то, как от него «ударяло током» даже от единственной встречи вблизи – знаю по себе.
Но это все захотела разузнать, похоже, только я, с моей вечной привычкой идти наперекор общепринятому мнению. Многие из остальных участников автоматически включились в поношение Кожевниковой; радостно смаковали какое-то ее неудачное высказывание, не замечая при этом, что сами опустились в этом процессе примерно на тот же уровень.
Кстати, насчет того ее высказывания, кажется, в «Лебеде». Если до того я могла предполагать, что Н. Кожевникова где-то еще причиняла неприятности семье Нейгаузов – то из него, при всем своеобразии лексики и правописания, я поняла, что она после статьи 1990 г. вообще ничего на эту тему больше не писала! Она не знала даже о том, что был негативный отклик М.Г. Нейгауз. Так в чем же ее вина? Напомню, к моменту этого высказывания и прозвучавших здесь в ее адрес оскорблений, ее рецензии в «Русском базаре» еще не было!
Итак, вся вина в том, что она сказала в 1990 г., что у Нейгауза и Гилельса были небезоблачные отношения. Так это же и у Лидского написано, не говоря о Гордоне; было это и у Баренбойма;  но им это как-то прощают. Еще она однажды давно плохо сыграла Станиславу Генриховичу; тоже наверняка не одна она, с его высоты почти все были бездарны. За что же на нее набросились на этом потоке с такой яростью? Я полагаю, что на тон ее рецензии, появившейся вскоре, данное обстоятельство, скорее всего, подействовало.
На меня произвело крайне неприятное впечатление удаление практически всех ранее звучавших упоминаний о Кожевниковой в этой теме. Для посторонних читателей создается впечатление, что ее никто не трогал, а она ни с того ни с сего «напала» на самого Г.Г. Нейгауза. Это не так: она подвергалась здесь многим оскорблениям, суть которых читателям не потрудились прояснить.
Но я все же дала ссылку на ее рецензию в «Русском базаре» М.В. Лидскому, автору другой, серьезной и добротной, рецензии на ту же книгу, полагая, что несомненная общность в главном – понимании гениальности Гилельса и несправедливости традиционной его оценки – позволит Михаилу Викторовичу объективно оценить этот текст. Так ведь нет – тоже увлекся настолько, что в упор не увидел главного, а разглядел только «А.Б. Микеланджели» и пр. Да, конечно, не надо писать  нелепостей и условно-цензурных слов, а тем более позволять себе непочтительно отзываться о Нейгаузе. Но только текст Михаила Викторовича, который тут же перепечатал форум «Русского базара», на том же уровне по стилю, что и текст Надежды Вадимовны – только без главного, без «сути». Вот ведь заразно как оказалось, какие светлые головы сдают!
Что же мы имеем в результате столь яростной защиты имени «Нейгауз» со стороны  Г. Нейгауза-младшего и его друзей?
Если, не дай Бог, в этот поток заглянет человек «не в теме», то он неизбежно подумает: «Что же у них там было-то, у Гилельса с Нейгаузом? Жуткий конфликт!». Постороннему и в голову не придет, как было на самом деле. Что было взаимное «непопадание в резонанс» двух Великих; что оба всегда вели себя благородно, хотя и  доставили друг другу горькие минуты; что мы обязаны только принять это к сведению и еще раз поклониться обоим.
Возникает вопрос: а стоит ли вообще упоминать, что между ними было что-то не так? Вопрос, конечно, запоздал – уже упомянули, и не раз. Но все же? Может, принять точку зрения Милицы Генриховны, по-своему привлекательную: все хорошие, все любили друг друга,  и все было хорошо?
Оно бы так, не пострадай так Гилельс и не стань он при этом таким му-зыкантом. В конфликте ученика и учителя большую долю ответственности всегда несет Учитель. А пострадал – Ученик. М.Г. Нейгауз, не музыкант, может этого не понимать. Г.С. Нейгауз вроде бы понимал, судя по его прежним высказываниям, но потом вдруг перестал.
Что же касается статей Кожевниковой – их, напомню, на эту тему всего две, в 1990 г. и в 2007, то в первой из них случайно заглянувший на этот форум напрасно будет искать следы «травли Нейгауза». Статья «Великий Гилельс» просто апологетическая по отношению и к Нейгаузу тоже. Не верите – могу отсканировать и поместить. Там  только обозначено, что между ними было что-то не так, что Нейгауз Гилельсу «причинил боль». Все. Остальные характеристики Г.Г. – небесталанное восхищение им.
В статье 2007 г. есть неправомерные оценки, я уже написала. Хотя по-прежнему есть и признание огромного масштаба и необыкновенного таланта Нейгауза, а также его большой, хотя и неоднозначной, роли в судьбе Гилельса. Кстати, не знаю, что бы написал бы любой другой, прочтя о себе те эпитеты, которые в адрес Кожевниковой звучали на этом потоке. Зло порождает зло, это тоже надо помнить, и не позволять себе по отношению к другим то, чего не хотели бы по отношению к себе…
И еще надо постараться понять, что замечательное имя «Нейгауз», которое, к счастью, пользуется безоговорочным поклонением со стороны всех серьезных музыкантов, может начать нуждаться в защите именно в результате раздувания из «ничего» нервных и непродуманных кампаний, подобных той, что прозвучала на этом потоке.

206

Ладно, проехали. Свой пост стираю. Тем более, что он обладает такой же исторической ценностью, как и предыдущие. Их наизусть запоминают!

Михаил Лидский написал(а):

207

Ну ладно. Надо работать. И чтоб поспокойнее.
Я действительно среагировал на статью Кожевниковой con ira et studio, о чем сожалею: напиши я сразу так, как во второй раз, - все было бы гораздо спокойнее. За этот промах я извинился. Писания Кожевниковой вызывают у меня резкую антипатию, но это мое личное дело. На ложь, ею допущенную, я указал, - как и на явный непрофессионализм в вопросах, связанных с музыкой, - и этого должно быть достаточно. Но и Елена Наримановна, видимо, была не точна, написав, что у Кожевниковой все правда, - это теперь ею удостоверено, что можно с удовлетворением констатировать.

Я не во всем согласен проф. Федорович, но это, разумеется, в порядке вещей. Когда-нб потом это можно будет обсудить.

Эмоциональная реакция Генриха Станиславовича мне понятна и, мне кажется, все присутствующие должны проявить по отношению к нему удвоенный такт, в том числе - воздерживаясь от "нагнетания напряженности".

ЗЫ: Не А.Б. Микеланджели (это бы еще ладно), а А.Б. МикИланджели.
ЗЗЫ: Гаррик, убери подпись.

208

Михаил Лидский написал(а):

Гаррик, убери подпись.

Не уберу. Там все - правда! (с) Ты администратор, ты и убирай :)

209

А вот и уберу :)

210

Михаил Лидский написал(а):

Так выпьем же за то, шоб это была последняя и единственная проблема в моей нелегкой, полной опасностей, жизни! :drinks


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Книга Гордона о Гилельсе