Очень трудно избежать "двухвалентной" логики в его оценке именно потому, что фанаты-рихтероманы сразу огрызаются на любую попытку критического осмысления и объективного подхода. А это в свою очередь порождает в противовес утрирование некоторых его негативных черт.
Я может и готов говорить взвешенно и почтительно, но когда мне в ответ говорят - "... прежде всего святое сочетание Бог - Бах - Рихтер. Ни один из них не вытесняет другого, и провести грань между ними лично для меня - непосильная задача", то я просто (как Н. Голованов при приближению к оркестру) - зверею...
А потом есть еще один аспект - невозможно никакого критического анализа и подхода к токому явлению, которое возводится в ранг "сакральных" - непостижимых ни для кого - боговдохновенных и вообще...
Сперва нужно эту "позолоту" бережно снять. Расчистить от поцелуев прихожан и позднейших наслоений копоти фимиама, посмотреть в лицо реальности.
Ну а потом можно позолоту оклада поставить на место, если уж так хочется.
Не знаю...
Но я давно не действую (и никогда не действовал) в отношении Рихтера из каких-то скрытых враждебных намерений. Он давно для меня ОДИН ИЗ выдающихся исполнителей. В чем-то он превосходит других а в чем-то и вовсе нет!
Собственно, в моем интересе к нему главное - это попытка ПОНЯТЬ его художественный метод, психологию. Я просто НЕ ВЕРЮ в "непостижимую сущность" художника, каким бы он гениальным ни был. Вернее не так - НЕПОСТИЖИМОСТЬ - это свойство работы сознания каждого человека, пребывающего одновременно в мире своих представлений и в мире отраженной ими реальности.
Для меня главный интерес - то "место", из которого Рихтер исполнял и мыслил музыку, и его завораживающая других слушателей сущность. Известно, что положение внимания человека определенным образом воспринимается другими и чувствуется ими. В музыке это выражается хотя бы в том, что твое внимание направленное на какие-либо элементы исполнения, становится вниманием слушателя в зале. Ты услышал голос - он его услышит. Ты осознаешь аккорд по горизонтали - другой его тоже услышит (ну не грубо - все, а достаточно опытные слушатели). Ты можешь сколь угодно формально выдерживать ноту, но если ты её не слышишь, не услышет и другой.
Это самые простые примеры, но есть и сложнее.
Паганини говорил, что если хочешь, чтобы слушатель почувствовал, ты сам должен это чувствовать. (Он говорил вовсе не про эмоции!)
А, кстати, кто такой Предлогофф? Неужто это инкарнация Б3? - вроде бы слабовата...