Гилельс единственный пианист, к которому применим эпитет "Божественный".
На склоне своих дней.. кхе, кхе... пропустив через себя сотню тонн морской исполнительской воды в поисках живительного планктона, как старый кит, не могу не констатировать что эпитет "божественный" среди исполнителей может принадлежать (в его лучших исполнениях ) на сегодняшний день лишь одному пианисту - Гилельсу.
В этом его решающее отличие от всех других великих и даже величайших. Они могут быть сколь угодно гениальными, грандиозными и неподражаемыми, но "божественным" в истинном смысле мог быть только Гилельс.
Софроницкий сознательно шел и даже прикасался к этому, но романтическая традиция не позволяла этого достигнуть В ПРИНЦИПЕ, превалируя личностным (сколь угодно возвышенным или чистым, как и у Ведерникова) началом, над необходимой отрешенностью и объективностью нового стиля (который в этом - чисто "эстетически" чрезмерен и весьма искусственен у Рихтера и Гульда).
Мы берем некоторые избранные исполнения и находим их духовный и эстетический идеал у великолепного и чистейшего Ведерникова.
Но у Гилельса мы видим прибавление к этому же в принципе ИДЕАЛУ - чего-то абсолютно "божественного".