Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » История музыки ХХ века


История музыки ХХ века

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

А вот у меня дурацкий вопрос в лоб (лбы присутствующих знатоков-теоретиков, прежде всего): существует ли книга энциклопедически-учебного плана на эту тему? Возможно ли написать таковую?
Мысль моя такова: после мало-мальски (пусть со множеством натяжек) последовательного развития т.н. новоевропейской музыки в прежние века, в ХХ веке наступило большое разветвление со множеством авторов. Иллюзия ли это?

2

Наверное, не иллюзия. Поэтому одной толстой книги одного автора на эту тему, кажется, у нас нету. А сколько-то-томные издания кучки авторов есть, отчего же. Ну, "Музыка ХХ века" в N книгах - беленькие, квадратные, советские такие. Последнее означает, что отражают картину не очень адекватно. Недавно совсем вышли две большущие книжищи - история отечественной и зарубежной музыки ХХ века соответственно. Их рецензировать не буду, но они везде есть - и в читалке, и в "Паолине".

А впечатление "разветвления" возникает, наверное, из-за того, что раньше композитор имел дело с уже заданным звуковысотным материалом (то бишь мажор-минор) и, как правило, заданными формами, в которые этот материал выливается (что можно сделать с тональностью? Посидеть в ней. Поколебаться между ее устоями и неустоями. Уйти в другую тональность. Прийти в нее и в ней посидеть. Вернуться в начальную тональность. И все это в разных пропорциях). А позже, когда сочинитель принимается сочинять, ему приходится сначала сочинить сам материал (или выбрать материал, уже существовавший ранее). И этот материал продиктует собственный тип формы.

Отсюда, кажется, два следствия: во-первых, магистральная линия, которая, худо-бедно, все же была, рассыпается на множество в соответствии с тем, как относятся к технике письма те или иные авторы - и кучкуются композиторы в таком случае не в пределах государственных границ, а поперек них; во-вторых, на какое-то время история и теория музыки теряют свою специфику, и даже можно сказать, что более ясную панораму музыки ХХ века могут представить книги с названиями "Техника композиции в музыке ХХ века" или там "Теория современной композиции", а не "История музыки".

Но это на какое-то время. Потому что когда очухаешься от информационного удара, то начинаешь понимать, что, разумеется, все равно национальную традицию обухом не перешибешь, и Булез француз, а Штокхаузен немец, и в их музыке это отлично слышно, и никуда от этого не деться. Так что историю музыки каждой страны все равно написать можно (только все же она потребует гораздо более технического языка, чем обычно принят у историков: "развитие первой темы приводит к..."). И как всегда с Россией будут самые большие сложности - куда девать франкофильство Денисова или германоязычность Шнитке, возможно ли их вместить в историю русской музыки. Но на этот случай в запасе есть безотказный термин "всемирная отзывчивость". И, похоже, здесь он и в самом деле годится.

3

А композиторов в ХХ в. больше не стало?

4

По-моему, нет. Средств массовой информации больше стало.

5

То есть, конечно, нет. То есть да. Больше - но, по-моему, в той степени, в которой всех больше стало: лоэтов, физиков, докторов и пр. Потому что безграмотность ликвидирована, обучение пошло на поток, каждый год из одной Московской консерватории вылупляется дюжина композиторов. В одной киноиндустрии сколько задействовано. А кроме того, в XX веке ведь мы сами жили, и эти композиторы нам чаще попадались. Но, надо полагать, в истории останутся не все имена, так что их станет меньше.

По-моему, так.

6

Ну, а вот я чуть уточню вопрос.
Положим, я не помню стандартные учебники, но примерное число глав (обычно глава соответствует крупному композитору) в учебнике по 19 в. можно прикинуть.

Если все же представить себе учебник по истории музыки ХХ века, не будет ли число таких глав намного бОльшим?

7

Но, Михаил, если бы в 19 веке так ставили бы вопрос об учебнике, наверное было бы тоже самое. Современников там со всеми Герцами и Шмиттами, Альканами и Берио была тьма тьмущая. Составитель бы явно потерялся выбирая между Мошелесом и Листом - кого просто упомянуть а кого представить.
Ну а про композиторов предыдущего 18 века было бы явно более четко структурировано и по значению и ограничено по количеству.
Шмитт хотя кажется наш композитор... (1870-1958)

1870 - ... гм, кажется Ленин родился, а што бы если и он - 1958... :O

8

Нет, мне кажется, что это не то же самое. Может быть, так: ХХ век слишком отчетливо распадается на две половины - до и после войны. История музыки первой половины века и и история второй половины века, - вот корреляты "истории музыки XIX века". Ну, тоже не без натяжек, но, в общем, так. Т.е., конечно, можно сказать, что и XIX век не монолит, и XVIII разрезан 1750 годом. Но все же - очень спрессовалась история в 20 веке, правда ведь? Кто-то из послевоенных немцев, Штокхаузен, что ли, говорил, что надо начинать писать с чистого листа - хотя все дармштадтцы и размахивали Веберном. Дармштадтские курсы - очень четкая грань: Булез. Штокхаузен, Ноно (?), у нас - Волконский, Денисов, Шнитке и пр. - второй авангард, насупротив первого - Шенберг сам-трех, у нас - Лурье, Вышнеградский, Обухов (все - отъезжанты).

Хотя всерьез я тут совсем не сведуща.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » История музыки ХХ века