Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Музыкальная совесть, есть ли она?


Музыкальная совесть, есть ли она?

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Действительно, как считает уважаемое сообщество? что бы вы определили этим обозначением?
Позволительно ли за большие деньги .... играть фантазию-экспромт на мурку или сократить скажем повторы. До каких пределов можно преступать нравственный закон музыканта и после чего возврата уже не будет и горреть в аду.
(Тут был один спор почти...)

2

Петр, по-моему, это как в жизни: очень трудно сформулировать, но когда нарушается, заметно сразу или почти сразу - кому надо.
Вот, кстати, хороший документ:

Совесть вообще хорошо иметь человеку, а нашему брату — музыканту — прямо необходимо обзавестись совестью музыкальной. Необходимо уже потому, что в наш век запутанных понятий, лжеучений, различных склок, предвзятых мнений и всего того туманного лабиринта, через который невозможно пробраться к свету чистого и простого искусства, эта музыкальная совесть является единственной и верной опорой на творческом пути.
Совесть — это прежде всего музыкант, пример, авторитет которого основан на прямом и долгом жизненном и творческом пути, морально-этически чистом, безукоризненном. Много ли таких? Ох, немного!
Но на долю мою и моих современников выпало великое счастье знать и любить такого человека-совесть, прекрасного, детски-чистого рыцаря без страха и упрека на жизненно-музыкальном поприще — Николая Метнера.
Милый Николай Карлович! Вас нет с нами, но пока будет жив хоть один человек из знавших Вас, до тех пор Вы будете светочем и руководителем нашим, а главное — нашей музыкальной совестью.
И. А. Добровейн

3

Михаил Лидский написал(а):

Петр, по-моему, это как в жизни: очень трудно сформулировать, но когда нарушается, заметно сразу или почти сразу - кому надо.

В этом я  с Вами солидарен - трудно определить, но сразу чувствуется...

Вопрос: сродни ли это вообще совести - когда видишь что тебя склоняют заступить за  некую черту, которой как таковой-то и нет а находится она где-то на глубине понятий и воспитания. Или все-таки у музыканта есть и своя система координат - традиций и "стандартов соответствия".
Или, вообще, сама материя музыки диктует некую мораль, ей соответствующую...
Или сама мораль - есть некий феномен  синергетики чего угодно?

4

Gtn написал(а):

.... играть фантазию-экспромт на мурку

А почему бы и нет? Если получится талантливо и красиво.

или сократить скажем повторы.

А вот этого категорически нельзя ни за какие деньги, IMHO. На мой, непрофессиональный взгляд, это можно приравнять к несоблюдению штрихов или там динамических оттенков.
А вообще, как писалось в соетские времена в троллейбусах: "Личная совесть - лучший контроллер" :)
С уважением, Аш.

5

И все-таки, музыка для меня представляется полноценной сферой  внимания. Если что-то выходит за пределы этой сферы в смежную - бытовую (ну например играет музыкант, а часть его внимания направлена на достижение успеха или длинного рубля) то эта неполноценность и есть бессовестность.
Т. о. вариации на мурку вне художественного контекста, как например цитаты у Шостаковича, будут весьма сомнительны. Ибо не будут принадлежать музыкальному вниманию а будут явно нести за собой как шлейф известную нагрузку бытового смысла.
Вот и будет - халтура.  - "Делает проводку - думает про водку" (с) чье-то

6

Gtn написал(а):

И все-таки, музыка для меня представляется полноценной сферой  внимания. Если что-то выходит за пределы этой сферы в смежную - бытовую (ну например играет музыкант, а часть его внимания направлена на достижение успеха или длинного рубля) то эта неполноценность и есть бессовестность.
Т. о. вариации на мурку вне художественного контекста, как например цитаты у Шостаковича, будут весьма сомнительны. Ибо не будут принадлежать музыкальному вниманию а будут явно нести за собой как шлейф известную нагрузку бытового смысла.
Вот и будет - халтура.  - "Делает проводку - думает про водку" (с) чье-то

Твою мысль уяснил. Согласен. Спасибо за чёткие формулировки. Но что же получается: придётся композитору быть голодным? Причем, ситуация автоматически расширяется и на литературу и искусство вообще.

7

Оксиген Аш написал(а):

Но что же получается: придётся композитору быть голодным? Причем, ситуация автоматически расширяется и на литературу и искусство вообще.

Ну не нужно недооценивать потребность людей в подлинном искусстве без угождения развлечению разума. Как раз это и ценится по-настоящему теми, кто не дал себя поработить (или даже смутно ощущается самыми глухими и слепыми).
Если не учить людей что-либо воспринимать, то можно и грамоту потерять.

8

Gtn написал(а):

Ну не нужно недооценивать потребность людей в подлинном искусстве без угождения развлечению разума. Как

Возможно я недооцениваю эту потребность. Но "голодный художник" стало уже устойчивым словосочетанием. А про бурную и всеобщую тягу к искусству я лишь читал у классиков-утопистов (Кампанелла и проч.) С другой стороны уравновесит ли существующая тяга (в материальном отношении) людей к прекрасному потребности музыканта в еде и питье плюс всё необходимое для творчества. Здесь, наверное, уже нельзя рассуждать в общем.

Gtn написал(а):

Если не учить людей что-либо воспринимать, то можно и грамоту потерять.

А кто должен учить людей восприятию? Переехав в 6 классе во Владимир и прийдя первый раз на урок музыки тов. Михайлова был просто ошарашен. Его уроки как раз и были направлены на то, чтобы научить слушать. Дальше, вероятно, семья тоже играет немаловажную роль. Каково твоё мнение, уважаемый GTN, по вопросу соотношения внешних (обусловленных окружением) и внутренних (внутри человека) факторов формирующих потребность человека в подлинном искусстве?
С уважением, Аш.

9

А какое отношение повторы-неповторы имеют к совести? Думать о слушателях - тоже часть совести. Да и вообще, первым этот вопрос о повторах поднял Рихтер в своих дневниках. И сразу же все кинулись повторять. Оно и понятно, Авторитет сообщил. Но Гульд от этого мнения хуже, кажется, не стал?

10

Смотря какой повтор... иной повтор у Шумана или Шопена вообще немыслимо сократить, как делают некоторые, да и экпозицию не во всякой сонате не повторишь. А то форму перекосое..  перекособочит так, что не рад будешь.
Ну например тот же Мацуев не играл ни одного повторения в Карнавале, а в третьей сонате Бетховена не повторил экспозицию, вовсе не большую, и на мой взгляд просто обязательную к повторению.

11

А играть все повторы в сонатах Шуберта (особенно в последних) - психика не выдерживает.  Горовиц, кстати (!) в B-dur не повторяет, и ничего, слушается. Гениальная в своем роде запись...

12

наверное если нет внутренней потребности - повторять не нужно. Но когда её нет в Аллегретто Лунной сонаты, то это уже странно по меньшей мере.

13

Стало быть, дело не в совести. Которую к общему знаменателю не приведешь. :alcoholic

14

ну я же больше спрашивал чем что-то утверждал. тем более решать вам - настоящим практикам, концертирующим музыкантам. Вот стало быть совесть это получается нечто сугубо личное. Вот и хотелось бы определить его пределы. Ясно что сейчас октавами Лунную уже не играют. Но ведь это делал Лист, не кто-нибудь... То есть можно я повторю дла Вас, Генри.
есть ли такое понятие - музыкальная совесть, честный музыкант, и если есть то в чем это может выражаться?

15

Разумеется, есть. И совесть, и честь. Как минимум должны быть. Но они, опять-таки, у каждого свои. Тут (там, везде) г-на Мацуева то ругают, то до небес превозносят. А я так его (живьем) и не слышал, посему высказывать свое мнение не имею права. Судя по записям, наш общий друг производит лучшее впечатление как музыкант. Фамилию называть не буду, ибо не хочу, чтобы он задирал нос перед старшими товарищами.

16

Намеднись летел из Токио (10 часов) и в аэрофлотовском журнале наткнулся на интервью знаменитости. Называется "Психотерапевт за роялем". Если это издевательство (Кашпировский), то, пожалуй, даже не без утонченности.

"Я часто встречаю музыкантов, которые играют музыку для себя. Им неинтересно, что думает публика об их игре и репертуаре, нравится ей или не нравится исполнение тех или иных музыкальных произведений. Наверное, подобное отшельничество - тоже позиция. Возможно, это защита от неуспеха. Но, мне кажется, артиста должен интересовать именно успех, он должен быть на него настроен. Он должен стремиться собирать полные залы, ему должны быть приятны поклонники. Иначе зачем заниматься музыкой?.."

17

Только что до меня дошло, благодаря разъяснению в ЖЖ МЛ, что это слова  "самого знаменитого отечественного пианиста".
Вообще говоря, чувствуется, что его интересует успех, именно поэтому невыносимо скучно слушать его музыку, пронизанную этим плоским стремлением.
Я думаю он большего бы достиг, сплясав вприсядку нагишом около рояля.

18

Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянье, щегольски одеваться и утверждать гласно, что художник должен принадлежать к обществу, что нужно поддержать его званье<...>

Гоголь Портрет.

19

Да-да, "Портрет" надо бы ввести в "проф.минимум" для студентов-музыкантов

20

г-н Мацуев заявляет:

"Я часто встречаю музыкантов, которые играют музыку для себя. Им неинтересно, что думает публика об их игре"...

"Для себя", мне думается, формулировка не слишком удачная. "По своему" - совсем другое дело, правда?

г-н Мацуев заявляет:

"Но, мне кажется, артиста должен интересовать именно успех, он должен быть на него настроен. Он должен стремиться собирать полные залы, ему должны быть приятны поклонники. Иначе зачем заниматься музыкой?.."

Если артиста интересует только успех и популярность, вот тогда, действительно, зачем?..

21

Ромка, автор цитаты явно имел в виду именно дихотомию "для себя - ради успеха у публики".
И пожалуйста, уберите мое имя из этих цитат - меня аж передергивает   :mad:

22

Зато у автора цитат пальчики быстро бегают. Туда-сюда, туда-сюда. А как ты думаешь, переделывать, скажем, листовские пассажи - является признаком отсутствия муз. совести?

23

Нужно знать как Лист относился к пассажам, зачастую "в легкую" импровизируя их. Они всегда у него несут-выполняют "роль" в данном конкретном случае.
Есть записи "Моей баловницы" Розенталя и Ставенхагена и ни один из них в точности не придерживается нот, но оба следуют духу листовской игры. а Ставенхаген вообще играет по воспоминаниям об исполнении Листа и звучит - великолепно именно в листовском духе.
А вот обработка Горовица 2-й ВенгРапсодии - безобразна в своем роде и оч. жаль что другие музыканты участвовали в подобной безвкусице.
Наверное все дело в намерении. Лист импровизировал пассажи намереваясь создать "облако" определенного настроения или "комментарий" художественного смысла, а не показать "понты". Он все-таки был гениален и глубок, гораздо более расхожего представления о нем.

24

Ну вот, теперь раскрыли инкогнито - зачем?..
Что до пассажей (равно как и, видимо, всего остального), то не что иное как совесть (=хороший вкус /с/дед есаула) должна подсказать, что в каком случае можно, а что нельзя.

25

Моей совести, допустим, кажется довольно глупым играть в "Грезах любви" идиотский пасаж разбитыми терциями, когда намного логичнее сыграть простую хроматическую гамму. Кстати, даже Софроницкий переделывал пассажи в конце Фантазии Скрябина.

26

Победителя не судят...

27

мне показалось из цитаты (" ...Но, мне кажется, артиста должен интересовать именно успех, он должен быть на него настроен. ..." ), что он подразумевает, понимаает успех, как мерило.
так же, как, говорят, для бизнесменов деньги не самоцель
а, может, и нет

28

Настройка на успех исполнителя все-таки чувствуется зрителем. Ну, это сродни с тем, как будто человек смотрится в зеркало, а не в окно. Как долго он будет черпать из отражения самого себя вдохновение? :no: И "сталкера" сразу чувствуешь. :shine:

Отредактировано Рудик (2012-05-11 21:54:00)

29

успех - это и одобрение достижений собственным педагогом, в самом узком случае
Здесь или он хотел сказать как раз об оценивании достижений музыканта публикой и прросто неточно, нелогично выразился,  или он действительно откровенно спалился

ну и - он же успешный - он смотрит на вопрос со своей полуплоскости

кстати, вспомнились слова Андрея Гаврилова в одном интервью об отношени к Моцарту, что-то вроде Моцарт - великий халтурщик, по понятным причинам
вот вам и музыкальная совесть, если отталкиваться от его слов

Отредактировано pup (2012-05-12 00:29:36)


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Музыкальная совесть, есть ли она?