Великолепный вечер!
Вернулся с концерта и передо мной встала проблема - как рассказать о том, важном и исключительном, чему только что я был свидетелем в числе слушателей сегодняшнего концерта.
Ведь то, что сегодня продемонстрировал Михаил Лидский - это всегда очень "информативно" насыщенное событие. В его исполнении такая концентрация нового, концептуального, прекрасного, непостижимого, разнообразного, что охватить и как-то отразить это в словах превращается в очень трудную задачу.
Концерт открылся очень обаятельным произведением Эдварда Грига - Сюитой из времен Хольберга. Свежесть лирики Грига, под профессиональной рукой маэстро Маркина явилась ненавязчивым и уместным прологом к двум более серьезным и монументальным шедеврам двух величайших музыкальных гениев - Баха и Бетховена.
Первый ре-минорный концерт Баха начался очень стильно и ритмически выверенно. Именно в том духе, как это, представляется, и было, когда для слаженной игры требовалось держать пульсацию в такте, а роль дирижера не стала еще всеобъемлющей.
Безусловно такое прочтение - было очень интересным. Позволило показать гораздо больше музыки, нежели ставшие уже привычными темповые штампы в духе записей Гульда или Рихтера.
"Интерьер" концерта поразительно поменялся. Неожиданные тембры и интересные звуковые решения показывали это музыку чуть ли не с незнакомой стороны. Иногда казалось, что столь знакомая музыка вообще исчезает и превращается в какую-то беседу. Неожиданный разговор, или даже невозможно сказать - что... Какой-то неизвестный формат адресованного нам важного сообщения.
Финал показался особенно удавшимся, вероятнее всего из-за того, что восприятие уже несколько адаптировалось к необычности такого звукового формата. И оркестр, казалось, зазвучал гораздо свободнее и одушевленнее.
Стоит ли говорить, что в целом концерт получился гораздо больше насыщенным подлинной красотой, глубиной и тайной музыки, чем это доступно нам в любых самых-самых записях.
все, за что берется Михаил Лидский - носит отпечаток его пытливого поиска. Как будто он отбрасывает все шаблоны и очищает свое восприятие, чтобы увидеть музыкальное творение впервые, как будто оно только что появилось на свет и еще не обросло музыкальными "толкованиями".
Вообще, тайна Баха и его музыки еще ждет своего открытия. Может быть вечного "открывания" каждым поколением.
Я, слушая этот концерт, как-то особенно ощутил верность изречения, приводимого Ф.М. Гершковичем — "Что такое музыкальное произведение? Это только повторы — система повторов. Но это не такие повторы: «Я — идиот! Я — идиот!» — как говорил Шёнберг".
Смысл баховских "повторов" -это постоянное обновление и изменение самого восприятия, которым мы наделены.
Разумеется, это не должно быть одинаковым, как "я идиот"... Великое разнообразие в том, что внешне кажется схематичным - это такая, одна из дверей в тайные комнаты музыки прошлого.
Михаил Лидский вполне отразил сотней наверное красок, штрихов и оттенков бесконечное богатство этой музыки.