Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Шуман

Сообщений 1 страница 30 из 187

1

Вот я сочинил "ядро" аннотации:

«Какие там сокровища поэзии!..» Так, извинившись за неловкость, писала о сочинениях мужа Клара Вик-Шуман — выдающаяся пианистка, единственная любовь и муза композитора. Через полтораста лет музыке Шумана не перестаешь удивляться. Классическим «законным» формам он противопоставил неслыханную тонкость письма, глубочайший психологизм и характерность. Эпиграфом к одному из сочинений Шуман взял четверостишие Фридриха Шлегеля:

Во сне земного бытия
Звучит, скрываясь в каждом шуме,
Таинственный и тихий звук,
Лишь чуткому доступный слуху.

Достичь, услышать, расслышать этот таинственный и тихий звук Шуман стремился, как представляется, на протяжении всего своего творческого пути (вплоть до конца, наступившего вследствие психического заболевания с мучившими композитора звуковыми галлюцинациями).
Его ранние произведения, преимущественно циклы фортепианных миниатюр, полны вдохновенной и пламенной игры невероятно причудливой фантазии. Позже в течение одного только года появляется великое множество песен, среди которых немало истинных шедевров немецкой вокальной лирики. Выдающиеся образцы принадлежат перу Шумана и в жанре камерного ансамбля. В более поздние годы композитор обращается к симфоническим полотнам (симфонии, опера, оратории, концерты…) – формы становятся все строже, письмо истончается предельно: слушателю порой приходится следить за едва заметными изгибами линий, прочерченных частым штрихом на больших музыкальных пространствах, где уже нет места ярким краскам, но где, по слову Шлегеля, живет одна лишь душа, – и вслушиваться в таинственный и тихий звук…

2

Оно, конечно, поэтически мощно и вообще, но все-таки. 1) "Через полтораста" - легкий романтический перегиб, в духе русского купечества.  Ты ж о Шумане пишешь, а не о том, сколько верст проскакал.  2) А что, обязательно надо упомянуть психическое заболевание в самом начале? Дать, так сказать, читателю единственно верную наводку, типа, с психом дело имеете, не забывайте? Ладно... 3) "Письмо истончается предельно" - да нет, не думаю. Это ты сам "истончаешься". Эстетствуешь. Впрочем, неплохо.

3

Мерси.
Оч.хорошо, что начинается разговор о Шумане по существу - поэтому я и поместил это здесь, а не в ЖЖ просто как свое сочинение.
Не совсем понял про слово "полтораста", но его нетрудно заменить.
Что нехорошо писать про псих.заболевание в начале, - пожалуй, согласен, но надо будет подумать, как это поправить, потому что идея моя в том, что Шуман вслушивался в этот самый звук и погиб на этом деле.

Наконец, главное. Я склонен считать, что именно к концу шумановское письмо предельно истончается. Возьми "Фрюхи" ор.133 (пишу так, потому что по-русски адекватное название трудно придумать: предпочитаю "Песни рассвета"). Как вьется первая же мелодия - поди уследи. И все это кратенько. А возьми Фауст-увертюру: сплошь густые "генеделевские" тутти (см.критику ПИЧ шумановских оркестровок: оркестр без конца работает, одни тутти, не продохнуть). Но каков характер тематизма - очень даже сольный (в обеих темах), с хроматизмами, измельчением рисунка и т.п. И в темы он все время как бы вслушивается - все повторяется чуть-чуть в ином освещении: п.п. скрипичного концерта, п.п. Концертштюка оп.134. И грани все размываются, истончаются, хотя с виду форма достаточно стандартная (наиболее яркий пример - Адажио из ц-дурной симфонии). И синкопы (хотя бы г.п. "Рейнской", или начало увертюры к "Манфреду")...

Вот тут небезынтересная статья (читал пока по диагонали): http://www.proza.ru/texts/2005/03/02-10.html
А вот еще целый сборник:
http://www.ussr.to/Ukraine/grigory/schumogla.html

4

Это называется "дробливость", "клочковатость" или "разрывчатость" формы. Советские учебники перечитай. Как будто пишут не о форме, а о ... черт знает о чем. Или о гранате.  Впрочем, я сам этого автора недолюбливаю. Финалы какие-то бронебойные (fis, f, скр., концерт, Симфэтюды, етс). Поздний сейчас, конечно, интереснее. Ох, неблагодарное это дело - писать об композиторах.  Интересно, почему в конце "Арабески" никто ЭХО не показывает. Не видят, что ли?..

Отредактировано Neuhaus (2006-08-10 20:39:55)

5

Михаил Лидский написал(а):

Что нехорошо писать про псих.заболевание в начале, - пожалуй, согласен, но надо будет подумать, как это поправить, потому что идея моя в том, что Шуман вслушивался в этот самый звук и погиб на этом деле.

Мне кажется, что неявная форма - погиб от чрезмерного вслушивания в звуки кажется более поэтической.  И больше соответствующей практике. 

Удачи.

6

Прокофьев о форме финала Первой сонаты - еле разобрался в этих кусочках, имеющих порядка не более, чем колода хорошо стасованных карт.

С одной стороны говорят - не владел, дескать, формой. С другой - владел настолько, что заполнял чем попало: повторы-повторы-повторы. То же самое у Чайковского: средние разделы "У камелька" или "Подснежника", например.  И вот ведь в чем фишка: если повторяют, значит, чем-то им было важно, дорого. Про Чайковского можно сказать - нравился ему придуманный оборот, просто до слез нравился! Во "Временах года" я для себя нашел это внутреннее, на уровне чувств, обоснование - что именно повторяется и зачем, а во втором номере Крейслерианы - не могу. Не получается пока.

Касательно бронебойности финалов Шумана. Возьмем коду первой части Первого Чайковского и сыграем просто аккордами стаккато - готовый Шуман! Дивная иллюстрация связи стиль-мировоззрение. Петр Ильич - а счастье было так возможно! Шуман - счастье возможно, и не просто возможно, а вот оно, впереди, все марш-марш, а я буду прикрывать вас огнем прессы.  В его финалах - уникальное ощущение возможности, достижимости почти что чего угодно! Нет невозможного!

7

"Как хорошо, что мы все такие развитые! У нас тут прямо как у Тургенева: все сидят и спорят про любовь..."
Москва-Петушки
И в самом деле очень радостно, что намечается вроде как что-то человеческое. Спасибо, спасибо, спасибо.

Genn написал(а):

Мне кажется, что неявная форма - погиб от чрезмерного вслушивания в звуки кажется более поэтической.  И больше соответствующей практике.

Спасибо, подумаю еще. Дело деликатное. Прав Генрих.

Это называется "дробливость", "клочковатость" или "разрывчатость" формы

Да, но этот "миниатюризм" (еще вариант) характерен именно для раннего Шумана. В позднем его ей-ей нету. Изменения очень интересны: вместе с миниатюризмом убывает характеристическая яркость тематизма, декоративность фактуры: музыка как бы бледнеет, падает в сумрак - когда предрассвептный, когда предзакатный.

В Адажио из Ц-дурной симфонии концы с началами сцеплены, словно вилки со штепселями - условно говоря, все кадансы прерваны - и получается длинная цепь невыразимой, подчас нестерпимой красоты, а когда в конце скрипки дают аккомпанемент в виде трели - это уже просто выше моих сил. Это бьет не так, как Аллегретто из 3ей Брамса, и не так, как Ария из фис-мольной сонаты, - не откровенно, а как бы невзначай, застенчиво и оттого потрясающе тонко.

Гармония, опять же: в том же адажио, или в последнем концертштюке ор.134 во всех темах налицо прямо-таки избегание тоники в основном виде - иной раз промелькнет где-то на проходе, а то все больше подвесом подразумевается, и кадансы все больше половинные. (Между прочим, Скрябина предвещает чисто конкретно.) Недаром нововенские тов.тов. Веберн и Гершкович Шумана не уважали (см.соседний поток) -- он сознательно уходит от "твердого" к "рыхлому", к тому самому таинственному и тихому звуку! В ранних сочинениях (та же фис-мольная соната - г.п.1ч и финала; или "Грезы") это уже есть, а в поздних темах - почти ничто не "твердо" (в ритмо-гармоническом смысле).

Зато форма у поздних вещей Шумана явно тяготеет к классицизму, становясь, помимо прочего, все лаконичнее, а о дробности не приходится и мечтать. Иной раз хочется цезуры, каданса совершенного, а то теряешься!

Теперь немножко о бронебойности финалов. Во-первых, в ф-мольной сонате я ее в упор не слышу. По мне, тот финал ближе к финалу г-мольной, чем фис-мольной - будем топиться. Во-вторых, характеристка Ильи Сергеевича приложима опять же к ранним финалам. В поздних сочинениях (напр., финалы ц-дурной и эс-дурной симфоний) этот архетип эволюционирует в нечто гимническое наподобие Deutschland, Deutschland ueber alles, а потом опять же "бледнеет", чему способствует, среди прочего, "мутная" шумановская оркестровка - "Фауст-увертюра", например, или тот же последний концертштюк: он заканчивается просто-таки как Ц-дурная фантазия - только сделано это тоньше (удивительно инструментовано, хотя крайне трудно выполнимо...).
А финал ф-п концерта, Генрих Станиславович, - это, по-моему, лендлер. В быстром темпе неразличима фигурка из 2-й части в п.п. У Шумана все очень тонко, даже когда тутти и в мажоре...

8

Я так и знал, что заклюете. За правду страдаю! :) Впрочем, не для тебя писал. Решил раз и навсегда публично заявить, скорее даже самому себе: не мой автор! Имею право самовыразиться. Сколько его сочинений начинал, почти столько и недоучивал. А сейчас даже Софроницкого с fis-moll'ной сонатой (гениальная запись, если кто не в курсе) слышать не могу. А 2-я часть Фантазии? Это ж монстр какой-то. И черт с ними, со скачками (все равно они почти ни у кого АБОЛЮТНО не выходят), но были б хоть логически оправданы... То, что финал - лендлер, ты уже писал. В упор не слышу, ну да ладно. Непианистичен он, вот в чем проблема. Брамс тоже, грубо говоря, далеко не всегда пианистичен, но его почему-то хочется "преодолеть", а Шумана - не хочется.  Лично мне. От чего комозитор только выиграет. Правда, ор. 99 ВЕСЬ гениален. Ни одной лишней ноты. Вот там конкретное совершенство. А от "Рай и Пери" подташнивает. Кстати, сравнение с Чайковским мне понравилось. И в G-dur'ной сонате много схожего...

9

Чайковский и Шуман: в том-то и дело, что очень часто материал практически одинаков, а по смыслу - ничего общего. Та же песня между Чайковским и Шостаковичем.

10

Интересная мысль! Что-то в этом есть.

11

...Кстати, в записи Концерта (Кемпф/Кубелик), выложенной ребе Виваче на ру_классикал, темп финала - небыстрый: есть шанс услышать вальс :).
То, что Шуман оказал большое влияние на Чайковского, - кто ж спорит. Что до пары Чайковский-Шостакович, то, пожалуй, я попросил бы Илью Сергеевича развить мысль в другом потоке.

И все-таки еще о бронебойных шумановских финалах. Перебираю в памяти... Допустим, Симф.этюды. Карнавал - уже с большой натяжкой. Соната фис-моль - там чего только нет. 2-я ч. Фантазии - допустим, хотя после не ведь еще 3-я. Ф-п концерт - см.выше. Скрипичный концерт - ну, там полонез, и предыдущие части, и вообще все уже "там". Симфония Ц-дур - это контрапунктич.шедевр (даром, что автор за "Юпитером" гнался)... Остальные и вовсе не подходят под эту рубрику. Может, я что-то упустил?

12

А дед, кстати, иногда вообще 2-ю часть из Фантазии выкидывал. Мне Деревянко рассказывал. Жаль, мы на подобное пойтить не можем.

13

Так на юбилейном вечере и 3ю выкинул...

14

Я не про это. Еще в начале 30-х, когда у него с руками все было в порядке - тоже выкидывал!

15

Кто с****ил два постинга?!
Что за лифчиковские замашки?!
Самое пикантное, что это запросто мог быть я сам: у меня глючило, и случайно попасть мышкой по удалению было дело вполне реалистичное.

Короче, я написал, что:
1) логическая неподготовленность коды 2 ч. Фантазии ор.17 вызывает у меня сурьезные сомнения
2) А.М.Меркулов подарил мне намеднись свою книжку "Фортепианные сюитные циклы Шумана" (Музыка, 2006), где, в частности, рассказывается про единство оных циклов, в чем оно проявляется и как реализуется исполнителями.
3) Сюиты сюитами, а, имхо, в творчестве Шумана дальше-больше возрастает роль сонатности, а сюитность не то, чтобы на нет сходит, но все же.

В ответ на что Генрих Станиславович изъявил желание узнать относительно "Давидсбюндлеров". Вот ужо изготовлю конспект.

16

Для меня фантазия выстраивается так: 1 чась  несомнено борьбя за Клару(Не смейтесь) 2часть - свадьба во сне там и смех Клары а в коде совсем смех и Шумана тоже.3 часть есть сон, но он боится проснуться, думая что свадьба лишь приснилась. И тут в самой последней теме она его будит и говорит: проснись милый все было на самом деле,
Потому и назывется Фантазия.
Этооч. типично для 19 века. Гейне,Шеллинг, И прочие Гофманы.
Не баловался ли Щуман кокаином?

17

Как, Петр, - какая свадьба?! :) Это ж на открытие памятника Бетховену писалось :)

"Давидсбюндлерам" в книге Меркулова посвящен довольно большой раздел. Показано, что этот цикл - не есть конггломерат разрозненных пьес, а именно цикл, построенный в виде вариаций на "мотто" из Мазурки Клары Вик ор.6. ("Давидсбюндлеры"  нарочно помечены Шуманом тоже как ор.6, что, однко никак не соответсвует дате их написания - 1837: после Симф.этюдов, Карнавала, Фантазии и т.п.). Потом рассказывается, как разные музыканты относились к этому циклу, как редактировали его и т.п. Про скрытую программность его тоже рассказывается (даже Клара не врубилась - там про нюансы их взаимоотношений и, разумеется, всякие фантасмагорические штуки)...

18

Блин морской, библиотека piano.ru накрылась. А я как раз хотел спросить, что известно по поводу двух редакций ор.6...

19

"Даидсбюндлеры" есть у Спинозы. Выяснением подробностей про две редакции мне недосуг заниматься сейчас. Помнится, изменения не имеют существенного характера.

Вспомнил еще из исчезнувшего (???!!!) постинга: о влиянии Шумана на Чайковского всякий, поди, знает. Что до пары Чайковский/Шостакович, то было бы любопытно, если бы Илья Сергеевич развил тему в отдельном потоке.
Но вот еще пара, о к-рой, имхо, надо бы подумать: Шуман/Мясковский. Вот в этой статьео ней уже заходит речь, хотя и не так, как мне кажется правильным... "Доминанта" - "психологизм", и кое-какие особенности фактуры, вообще слышания...

20

Еще немного к вопросу о Шумане (конкретно, к интродукции ор.92) - мне кажется, это недурно корреспондирует со Шлегелем :)

Ангел

По небу полуночи Ангел летел
И тихую песню он пел.
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под крышами райских садов.
О Боге Великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой,

И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Лермонтов

21

В spartiti есть песни в транкрипции Клары Ш. Кто-нибудь их играл?

22

Михаил,
три дня хочу Вам написать простую мысль.  Мне, как пользователю, не очень интересны обстоятельства биографии автора, или какие-то соображения структурного анализа.  Возможно структурный анализ будет интересен позже. Запись интересна как некий информационный пакет.  Уместные стихи и/или картины усилят восприятие этого пакета и сделают его потребление более приятным и запоминающимся.   Мне хотелось предложить Вам оформить издание хокку и гравюрами по дереву - но в любом случае это должно быть цельным продуктом, который не будет разваливаться из-за неправильно подобранного оттенка какого-нибудь цвета.
Удачи.

23

Настет "сюитности": а "Лесные сцены"?

24

Genn, я Вам признаетелен. Пока что речь идет  о концерте, а не о записи.
У Меркулова про "Л.с." ничего не видел (в принципе, надо бы посмотреть ноты повнимательнее...).
Но вот что вспомнил: Меркулов цитирует Листа, где тот ставит на одну доску "Карнавал" и 4ручные "Бальные сцены" ор.109 (положительно), - в таком смысле, что "Б.с.", мол, не шибко тянут. А оч. люблю последние. Карнавальской целостности там, конечно, нет; зато есть другая - какая, пока не могу сказать: думаю, что за счет выстраивающихся пропорций.

25

Здравствуйте друзья! Вот опять я пришел воду мутить... :)
Дорогой Михаил! Соберись Шуман писать реально на открытия памятников и прочие события, мне кажется, он назвал бы такое произведение - Репортажем  а не Фантазией. Что он и делал, только в газете. Его давидсбюндлерство - некая тайна артиста и тех немногих посвященных, кто понимал, где происходят реальные события на самом деле.
Меня совершенно не тревожит правда создания произведения, я написал о правде своего и только своего восприятия. Не могу смириться ни с одним немецким маршем в своем представлении о второй части. И только свадебный дает моему воображению свежесть, любовь и радость  выходящего из собора поэта с молодой женой, счастливых, тревожных  благоговейных, осыпаемых цветами и поздравлениями шумных друзей. Любовь к Богу - клятва перед алтарем, молитвы и тревога за любимую, разговоры наедине, смех, опьянение всем, шутливые страшилки, бесконечная нежность в пульсирующем  времени и завершение совсем уж озорством галопа вот все что мне нужно.
От памятника Бетховену при всем благоговении я бы скис и умер и двух нот бы там не сыграл...
И еще я вижу что Фантазия - совершенно цельное произведение, можно сказать - сплошное, без швов.
Несравненный гимн любви. Единственный в своем роде в Романтизме. И то сказать: по сравнению с романтизмом Шумана - Шопен вообще не романтик, а классик. А кто еще? А больше и никого... (шутка)
Правда нужно бы определить те рамки в которых я делаю такое заявление. Но мне трудно их определить, а всякие "я так вижу, вдыхая сердцем Фантазию", естественно, тут не принимаются. И это правильно! (с)

26

Шопен - оно конечно, классик. Особенно "Колыбельная" классическая. Даром, что почти Дебюсси... А вот Моцарт - романтик!  Что, я не прав?! Ну и почему?

27

Моцарт - неврастеник. Крайний. :)

28

Меня совершенно не тревожит правда создания произведения, я написал о правде своего и только своего восприятия.

Петр, Вы, конечно, правы, как всегда :) Но когда пытаешься анализировать, пытаешься найти нечто объективное, разобраться в методе и т.д. и т.п. Шумановский же метод (прежде всего, в ранних сочинениях) явно предусматривал программность (и явную, а чаще скрытую). Другое дело, что программнсть эту ему приходилось "объяснять" даже Кларе, из чего можно сделать если не вывод, то предположение: автор отдавал себе отчет в том, что "на выходе" связь его музыки с программой, скажем, зыбка...

29

Мне кажется, что невозможно попасть в авторскую программу, даже зная её от самого Шумана, ибо она именно такого рода, что пробуждала чувства только его и его отклик.
Следовательно наибольшим приближением будет искать подобную для себя.
Наиболее стимулирующую творческое восприятие и свежесть чувства.
Без надумывания и волюнтаризма, конечно - сугубо из анализа и всестороннего познания текста.

30

Ну это я конечно в шутку написал. Именно это слово не подходит в силу своего устоявшегося бытового смысла.
Но он уж точно не утешитель. Даже самые спокойные места у него странно тревожат. Как будто он со снятой кожей - до такой степени он чуток и крайне наполнен энергией.
Не рекомендую пытаться успокоиться Моцартом в период болезни например - растревожит до невозможности.
Так что я хоть и в шутку, но близок.