Вы извините, я тут приехал, устал очень, но думал много. Читал, слушал (еще до отъезда)...
Вот страшная и спорная фраза:
"Подлинное величие Рихтера -- в том, что он дает людям, лишенным музыкального слуха, иллюзию наличия такового".
И еще о Рихтере
Сообщений 1 страница 24 из 24
Поделиться12006-05-03 01:03:12
Поделиться22006-05-03 01:45:13
Мое мнение почти не изменилось. Скорее оно вернулось к прежнему: Все что подается из пустоты небытия (внутреннего молчания) - завораживает человека. Те кто с детства в силу обстоятельств болезни проваливался в черноту этой пустоты, потом очень сильно воздействовали на людей. Для настоящего магического искусства вовсе не нужно быть духовно богатым. Достаточно достигнуть нужного уровеня молчания и преодолеть порог тишины. Смолкание слов сразу перерождает человека во что-то другое.
И сразу этот "взгляд питона" начинают теплые и впечатлительные люди чувствовать всей кожей. Да, и на записи это частично остается. Правда с гораздо меньшей силой.
Я не упоминаю тут конечно еще счастливое присутствие таланта слуха памяти и бесконечной любви к музыке.
Хотите верьте, хотите нет, но мне кажется что воздействие игры Моцарта Паганини, Листа, Рихтера, отчасти покоилось на этом основании. Все они проходили через "клиническую смерть".
Поделиться32006-05-04 15:10:57
Те кто с детства в силу обстоятельств болезни проваливался в черноту этой пустоты, потом очень сильно воздействовали на людей.
Интересно - а Глен Гульд "проваливался"?
Поделиться42006-05-04 16:46:51
Все очарование ГГ опять -таки в какой-то тишине. которая окружает его звук. Это вовсе не акустическая тишина, он там часто даже поет, но что-то другое.
Без этого качества его звука не знаю даже, что бы осталось от Гульда, при некоторых отвратительных его других качествах?
Поделиться52006-05-04 16:51:44
Например, привычка играть в носках.
Поделиться62006-05-04 18:33:18
Это у него осознанность так звучит. Тишина у С.Челибидаке. IMHO
Поделиться72006-05-05 22:49:39
Осознанность осознанности - рознь. Вы какую выбираете? осознать звук как часть известного описания - ноту с определенной высотой в определенной гармонии в контексте фактурного эпизода определенного участка такой-то формы. Или забыть все человеческое и осознание само подстроить под невыразимость неведомой энаргии.
Иными словами - 1) притянуть к себе в знакомое или 2) самому туда окунуться, забыв свой реестр "знакомого"? А может быть все искусство - это всегда оставаться на грани, никуда не погружаться и не притягивать. Следовать границе ДАО, типо(а)...
Поделиться82006-05-06 06:23:48
Обе описанные аналогии мне не нравятся. Осознанность - это когда понимаешь - как зачем и почему это делаешь - и не отдаешься на волю неведомой энергии, а сам направляешь ее. Мы же люди, а не дэвы. Забывать все человеческое глупо.
Поделиться92006-05-07 10:32:47
Человеческое - все, что доступно человеку. Осознавать каждое явление можно множеством способов, в том числе уникальных. Знаете, можно зебру воспринимать темной со светлыми полосками а можно и наоборот. Тривиальное осознание ведет к тривиальному результату. Для Рихтера главное в музыке - неожиданность. Смею предположить что его неожиданность покоилась на весьма неожиданном же восприятии. Не обязательно ПОНИМАТЬ - как ты что-то делаешь. Я вот не понимаю как я руку со стаканом поднимаю к лицу, несмотря на известное мне перечисление процессов при этом происходящих. Зафиксировать известное и понять - разные вещи. С другой стороны можно делать, пользоваться своим умением, совершенно не понимая как это получается.
Можно звук представить как дырку в тишине (плотной субстанции) через которую светится что-то. А можно наоборот представлять именно звук чем-то материальным, типа шариков теннисных... Можно найти совершенно уникальный подход к восприятию музыки, который будет всех завораживать - почему нет? Каждый великий артист открывает новое фундаментальное. А люди вообще-то запрограммированы на разведку, завоевание и новое осознание. Так их заточили - а вовсе не для благостного прозябания. ИМХО.
Поделиться102014-08-25 14:44:00
"Даже 40-ваттная лампочка высвечивает гениальность исполнителя... и композитора" (С. Бэлза)
Ссылка Последний концерт С. Рихтера в Лондоне
Поделиться112014-08-26 00:11:41
Да, завораживает.... (Моцарт)
Поделиться132014-08-26 21:40:58
В принципе все просто - кроме звука. Звук - вот таинство и волшебство СТР. И еще в лучших своих интерпретациях он совершенно правильно мыслит "от языка гармонии".. Поэтому и логично и убедительно.
Но иногда его заносит и некоторые вещи слушать просто невозможно. Так ХТК просто пестрит неудачными интерпретациями. Он там вдруг в некоторых номерах теряет всякую МУЗЫКАЛЬНУЮ логику и начинает что-то изображать...
да много у него конечно и прямолинейного и вульгарно-брутального, где даже звук не спасает.
Вот и Шопен у него "глупый". Там его эстетика потерпела крушение. Там, где нужна почти разговорная интонация, он ничего произнести не может... Нет, когда я слушаю у него этюды Шопена, я конечно вижу его логику, но она исходит от, скорее, его физиологии и всесокрушающей виртуозной силы. Что-то в этом совсем не то... )))
И так во всем почти.
Гениально, когда вдруг совпадает его внутренний спектр свечения с "возможностями" произведения.
Но все равно это какая-то "алхимия" и ворожба... )))
если сравнить с такими эталонами музыкантской честности (чести) как Клиберн, Мария Гринберг, Ведерников, то очевидно , что у тех искусство намного возвышеннее, человечнее, тоньше, трепетнее.. (С Софроницким и Гилельсом сравнивать вообще запрешено! Дурной уже тон. Разные вселенные.)
А тут конечно волшебник и демон играет... чо?
Поделиться142014-08-27 08:51:22
Петр, я чего-то не понимаю.
1)Ежели здесь что-то кроме бреда, мата и порнографии запрещают, то какого рожна меня числят в модераторах?
2) Все время ссылки на русскую "школу". Другие исполнители (из других стран) отсутствуют как класс?
Поделиться152014-08-27 12:52:09
Генри! а кто что запрещает-то? я не понял даже...
2- другие исполнители весьма присутствуют. Я многих люблю.
Русской школы может и нет совсем. Твой дед - это "русская школа" или нет?
Поделиться162014-08-28 23:04:47
Нет. Мой дед - такая же "русская школа", как прадед, Барт и Годовский.
Поделиться172014-08-29 09:43:20
Нет. Мой дед - такая же "русская школа", как прадед, Барт и Годовский.
ну да! и я об этом. И Глинка - та еще "русская школа"... И Рубинштейны.
тем не менее, влияние "этнографии" имеет место быть. В самом общем ключе мы все-таки понимаем различие между китайско-японскими, исполнителями, французами, немцами, Все-таки есть "налет"... Но это не должно смущать - музыка, как и математика - надмирна. Лучше всех все равно сыграет тот, кто выявит логику и мысль наиболее понятно и просто... Это как ухаживания и любовь. Наверное есть немалые различия в традициях, но суть от этого вообще не меняется. Либидо и брачный период есть - самоценности, генетически заложенные для развития вида.
Поделиться182014-08-31 18:02:00
Мне вот кажется, в 4-м этюде есть такие места, которые быстрее Andante не звучат...
вот и Рихтер здесь проскакивает.
Для меня это проблема вообще быстрых темпов. При разборе видны такие красоты, которые при пробегании уходят.
Поделиться192014-08-31 18:16:24
Наверное, должно быть какое-то идеальное соотношение между общим темпом и деталями; в туше и динамике крупного и мелкого. Можно и в медленном темпе "шамкать". Хорошая артикуляция создает иллюзию бОльшей скорости. С другой стороны, в быстром темпе мы слышим в этюдах Шопена совсем другую музыку, как будто пунктирные линии сливаются в одну "магистраль" или "тропинку".
Поделиться202014-08-31 21:48:20
С другой стороны, в быстром темпе мы слышим в этюдах Шопена совсем другую музыку, как будто пунктирные линии сливаются в одну "магистраль" или "тропинку".
да
Поделиться212015-03-21 17:09:44
Вы меня простите, если я ещё раз напомню о юбилее Рихтера (хоть на этом форуме нет восторженных постов об этом музыканте). Вот, на одном из сайтов появилась статья пианиста Блоха. Я хочу привести один маленький кусочек: "Рихтер покорял, прежде всего, масштабом своих интерпретаций — настолько это было сильнее, крупнее того, что делали остальные, царившие тогда на эстраде. Его интерпретации были как бы сверхличными. Он открывал вам партитуру произведения в первозданном виде, такой, какой она была задумана автором — настолько это было совершенно с точки зрения формы и стилистического, интеллектуального охвата." Перед тем, как прочесть эту статью, я послушала ещё один великолепный концерт Михаила Лидского. Только не бейте! Вот эту фразу Блоха я бы применила к искусству Михаила Викторовича...
Отредактировано Рудик (2015-03-21 17:15:35)
Поделиться232015-03-22 08:20:04
Только не бейте!
Ох...
Поделиться242015-03-22 10:02:25
Хорошо. Больше не буду. Но, только тогда не жалуйтесь на то, что нет пророка в своем отечестве!
Похожие темы
рассказ Лобанова о Рихтере | Бесполезные ссылки | 2009-11-08 |
Egon Schiele (1890-1918) Любимый художник Рихтера. | Не музыка | 2008-12-09 |
Ведерников Анатолий Иванович (1920-1993) | Серьезные беседы | 2012-11-15 |
Точки над Ри | Собственно салон РВ, Яхтклуб и Аглицкий клоб в одн | 2016-06-11 |
Книга Гордона о Гилельсе | Актуальное | 2014-06-30 |