Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Новый опус Г. С. Нейгауза


Новый опус Г. С. Нейгауза

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Публикуется по поручению автора

Отрывки из биографии.
                             
                                          Смерти
(светлой памяти И. В. Никоновича)

В этой главе я не буду писать о смертях всех знакомых и даже многих друзей. Я напишу о тех мертвых, смерти которых меня в последнее время поразили и потрясли. Например, о близких.
О смерти своего отца, Станислава Нейгауза, я уже неоднократно писал и повторяться не хочется. Некоторые детали добавил в своих воспоминаниях Андрей Гаврилов. Полагаю, достаточно. Впрочем, позже, может, и вернусь. Если успею…

Наверное, впервые я столкнулся со смертью, когда умерла моя одна из моих бабушек по материнской линии, Нина Иоанникиевна Яржемская. Донская казачка, дочь новочеркасского священника. Она была полной, с монгольским прищуром, пыталась меня «воспитывать». Ничего у нее не получилось. Была прописана в Павлово-Посаде, работала в районной школе, среди ее учеников был известный Штирлиц,  тоже ныне покойный (В. Тихонов). «Двоечник, - говаривала бабушка. – Хотя актер, кажется, неплохой.  Но по-французски – ни в зуб ногой». В последнее время опухоль на ее теле росла, она часто засыпала. Не так давно мы с моей родной сестрой (тоже ныне покойной) Мариной говорили о ее болезни. Марине казалось, что у нее был рак кишечника, я полагал – печени. (Кажется, я был прав, опухоль была с правой стороны). Но разве мы тогда думали о смерти?  Нам-то, молодым дуракам (и дурам), казалось, что жизнь бесконечна. Ну, умер человек, так всем придется. Идиотское заблуждение юности… А кто учил меня французскому (который я давно забыл)? Кто учил меня, как элегантно надевать на женщину шубу? Кто учил меня математике, физике и прочим (на фиг мне не нужным, но требующимся советской школе) наукам? Да все – она. Родная-то бабка и блины испечь не умела, не говоря уж о готовке нормального борща. Все время у нее что-то не получалось. Так и жили – на сосисках, картошке, яичнице и консервах. Как и вся Москва…

Ее брат (бывший есаул, а позже - Герой Соц. Труда Сергей Иоанникиевич) умер несколько раньше. Хорошо, что я не застал его смерть (сам валялся в больнице).
Родная бабушка (с той же, казачьей линии) умерла позже. Тогда мне просто захотелось напиться (что я моментально и осуществил). Бабушка была милой, доброй, сердечной. Эти ее качества искупали неумение готовить пищу (иногда она пекла пирожки с мясом или с капустой, но даже по сравнению с современным Арбатом это выглядело как-то дилетантски).
Затем – отец. Это было страшно. («Я женщин не бил до семнадцати лет» - вспоминаются слова классика. Но какой-нибудь захолустно-партийной  кожевниковой с удовольствием дал бы оплеуху. Со всего своего казачьего (со стороны матери) размаха). В Гостевой приснопамятного «Лебедя» она откровенно хохотала над трупами. К которым я, собственно и собираюсь перейти.
Итак..

Брижитт Анжерер (1952-2012). Она относилась ко мне как мать, как сестра, как педагог, как умный и все понимающий собеседник. Как друг. Скончалась от рака в уже прошлом году. «Бездарно играла», - сообщила кожевникова. Попробовала бы сама хоть одну ноту пропеть на рояле… Впрочем, о Брижитт я уже написал немало. Не хочется повторяться. Могу добавить только одно: очень талантливая была пианистка.

Игорь Никонович (1935-2012). Настоящий друг нашей семьи, подлинный (и, возможно, по-настоящему единственный) ученик В. В. Софроницкого, хоть и закончил МГК по классу моего деда. Дед никогда не ревновал своих учеников к Владимиру Владимировичу. Наоборот, поощрял. Софроницкому играли и Э. Г. Гилельс, и даже Л. Берман с Г. Гинзбургом (впрочем, о последнем пишет сам Игорь, упоминая о травле Софроницкого в своем дополненном материале).
Довольно смешно, хоть и грустно, вспоминать наши диалоги.
- Гарри, вот вы недавно играли экспромт Ges-dur Шуберта. А вы слышали запись Софроницкого?
- Давно…
- Так я вам заведу! Слышите? Он же играет его в соль-мажоре!
- Игорь, это же совершенно другое сочинение! Одна смена тональностей чего стоит! Кстати, откуда у вас такая аппаратура?
- Да я на нее все деньги потратил. Кстати, вы водку пьете?
- Нет, только сухое и белое.
- Этого у меня нет! 
- У меня есть.
- Но я не буду! Я, с вашего позволения, чай. Кстати, вы не любитель?
- Уже нет.
- Жаль, жаль. Как говаривал Владимир Владимирович…
- Игорь, вы только Владимировича помните и цитируете. А деда?
- Ох, это были такие мастодонты, что одного с другим перепутать либо легко, либо невозможно! Видели бы вы, как они пешком шли из Малого Зала и вспоминали каких-то французских шлюх! Обе дочки Скрябина раздражались! А уж их-то удивить было трудно… Да, и не называйте меня Игорем. Это для афиши. А вообще-то я Гарик. Нет, не как вы, а с одним «р». Давайте послушаем c-moll’ную фантазию Моцарта!
- Слушайте, тезка, я хотел бы сыграть вам b-moll’ный этюд Скрябина. Без ваших указаний. А с советами Софроницкого.
- Неплохо! Хорошо звучит. Но! В репризе надо больше forte. Гораздо больше! Так ваш любимый Софроницкий советовал. Да, и левую руку там же подучите. А то народ вас не поймет…
- Почему это Софроницкий «мой»? Он, скорее, ваш!
- Да потому, что вы его любите больше, чем даже я. Что, я не слышу? Я все слышу! А вы, говорят, в пасторы подались? Ну-ну. Тяжелая работа. Кстати, вы Льюиса читали? Вот, у меня тут несколько его книг есть. Хотите, подарю?
- Спасибо, их есть у меня.
- Гарри, вы, наверное, думаете, что я еврей? Таки вы ошибаетесь! Я – грек.
- Я тоже. В смысле - гой. Мне вообще по барабану.
- Слушайте, Гарри, сейчас я перескажу вам некоторые палиндромоны и двустишия, которые сочинили ваш дед с Софроницким! Будучи не совсем в трезвом состоянии.
…  … …

- И после этого нас еще упрекают в похабщине?!
- Вы не понимаете. Это была такая настройка, что никто о ней так и не думал. Вы просто не застали тот век.

И вот он приехал в Израиль. Побывал на Мертвом море. А дозвонился только ко мне домой. Когда я ночевал в совершенно другом городе, в Араде. Я как раз был в 20-ти км езды от этого моря. Имея под рукой лишь мобильники. И мы с ним так и не встретились. Всего лишь созвонились. Наутро он должен был улететь в Россию. А потом – он вернулся в Москву и умер. Что может быть страшнее смерти? Такой веселый, добрый, едкий, ироничный и замечательный Музыкант. Я не знаком со всеми его записями, но любителям классической музыки готов порекомендовать его первый компакт-диск, с записью произведений Метнера. Особенно меня трогает «Траурный марш», но ведь и статья-то траурная… «Неприятие смерти», - говорил и писал мой дед об этом сочинении. Это «неприятие» (хоть и реальность, к сожалению) так слышна у Игоря, как ни у кого другого. А 7-я соната Скрябина? Кажется, лучшего исполнения я не слышал, хоть и переслушал множество других записей (деда, Амлена, Е. Рихтер етс).  Он был рожден для жизни во всех ее проявлениях. Грустно, господа. Все мы умрем, но в случае с этим человеком – особенно грустно.

Наталия Пастернак (… - 2012). Она была красивая. Вдова дяди Лени (Леонида Борисовича Пастернака – (1937-1978). Не очень образованная. Стихи Бориса Леонидовича не цитировала. Зато – заведовала Музеем Пастернака в Переделкино. Мы там часто играли. Я жил в сторожке. Она всегда бывала на наших концертах, устраивала их в музее, а играли, в основном, ученики деда и отца. Ну, и я. В последние годы вместе с ее дочерью (и моей сестрой, или как там это теперь  называется) Леной, очень помогали моей родной сестре, Марине. Она не была профессионалом в какой-либо области искусства, но нутром чувствовала, талантлив человек или бездарен. В ней сходились несовместимые черты: радость и любовь к музыке – и дилетантское отношение к ней же. То же самое – в отношении любви к литературе.  (Как хамски-пошло оценивать человека по его отношению к своей профессии!)  Она постоянно враждовала с моей матерью. Из-за каких-то мелочей, на которые я не стал бы и внимания обращать. А вот меня и Марину очень любила. Как-то мрачно на душе становится… Светлая ей память!

Марина Нейгауз (1952-2013). Моя родная сестра. Будучи студенткой ИнЯза , именно она учила меня английскому. Издевалась, можно сказать. На четкое произношение  артикля “the” тратила со мной несколько часов. (За что ей – особое спасибо!). Впервые вышла замуж за Амири Какабадзе (сына известного грузинского художника, да и самого - весьма талантливого). Потом развелась, вышла замуж за Тамаза Агладзе (мои племянники, Кэти и Илико – его дети). Как-то странно – мы все помешались на Грузии…  После смерти отца (1980) ударилась в ортодоксальное православие. Грубо ругалась, когда я перешел в протестантизм. Потом, с течением времени, стала более мягкой и терпеливой. Часто приезжала в Израиль, в основном, для лечения. В последнее время восторгалась израильтянами и израильтянками. «Нет, Гаррик, это не евреи! Это что-то совсем другое! Красивые, смуглые, высокие, сильные! А откуда у них такие голубые глаза?!»  Но, как говорит мой друг и врач, «медицина  - не наука, а искусство». Она умерла от фиброза в Грузии. Второго февраля этого года.Там же и похоронена. В Тбилиси, рядом с Русской Церковью имени Александра Невского… Слава Всевышнему, еще живы ее дети и муж-вдовец.  Та же кожевникова охарактеризовала ее как «некрасивую». Не лучше ль в зеркало посмотреть… Марина была копией нашего отца. И этим все сказано. Впрочем, ненависть кожевниковой не знает предела. Вот интересно: Кирилл Гилельс – мой виртуальный друг, а эта «надежда «– враг. Ну, не абсурдность ли?!         

(Продолжение, может быть, и последует)

2

Спасибо. Ещё давайте.

3

Меня тут спросили о других есаулах. Я не могу отказать в информации. Их было еще трое. (Звания какие-то одинаковые, но так уж судьба распорядилась, я тут не при чем). На Дону было два. Петр и Павел. Оба закончили казачий корпус, оба ушли на фронт, оба воевали в Гражданскую (понятно, на чьей стороне).  Павел при переходе линии фронта был смертельно ранен (кровь шла из горла). Попросил брата его застрелить. "Я, - говорит, - христианин, сам застрелиться не могу". Тот (Петр) выстрелил... Бежал от коммунистов в Болгарию, там командовал разведкой подводных мин. Ушел в отставку, когда его заместителя на его же глазах разорвало на куски, да еще и в воде.
Потом Петр Иоанникиевич к нам часто приезжал из эмиграции. Часто вспоминал этот "случай". Умер в селе Бутан, на собственной пасеке. Где-то в конце 70-х-начале 80-х (точной даты не знаю).
Есаул Федотов (родился в г. Чугуево, ныне, кажется, Репин) погиб чуть раньше. Но это уже мало кому интересно...

4

Ты Палиндромы запиши! А то уйдет бесследно. Я вообще восхищаюсь этим искусством, так что давай напиши. - 
Гни комсомолом о смокинг

5

Gtn написал(а):

Ты Палиндромы запиши! А то уйдет бесследно. Я вообще восхищаюсь этим искусством, так что давай напиши. - 
Гни комсомолом о смокинг

Нет, Петр, там было грубее. Во-первых, Интернет не пропустит, во-вторых (и в главных) мне это как-то не к лицу, как духовному лицу (с), а в-третьих - Михал Викторыч знает их не хуже меня. О двустишиях я уж не говорю. Так что он тебе сам перескажет, если захочет, при личной встрече.

6

Ну, я несколько смущен...

...Покойный И. В. Никонович рассказал мне, что Софрницкий - чуть ли не во время последней болезни! - сочинил следующее: "Ябеда зевал, К...". Услышав это сочинение, Генрих Густавович будто бы предложил исправить последнее К на С. Понимайте, как знаете :shine:

7

как-то отличается от обычного представления о Софроницком
какой же, интересно, был тот век, что это все так не воспринималось

8

Фантастика! Это надо же такой ум иметь. Не в смысле каких-то слов а в смысле виртуозного комбинирования и видения смыслов.

Как-то мне приснился сон, в котором я рассматривал картинки и если их переворачивать то сюжет виртуозно изменялся, хотя картинка оставалась прежней.  Наш мозг способен на фантастические вещи. жаль в обычном состоянии многие его способности заторможены.

Изобретение палиндромов из той же "оперы". Софроницкий сочинял поистине шедевры. Я помню про Оборина - Велик Оборин, он и робок и лев! А есть кажется совсем крутые...

9

Там много чего было... Эти-то в книжках есть (что помню еще: "Не пошл Шопен", "А Лист - сила", "Хил, худ, а дух лих", "Леша на полке клопа нашел", "На вид ангел, а лег на диван"), а неприличных, ясно дело, нету. И двустишия, и целая азбука...

10

"Но невидим архангел, мороз узором лег на храм и дивен он" (Софр.)

11

"Искусству нужен так Нейгауз,
Как ж... тормоз Вестингауз" (Софр).

12

"Студент читает по-санскритски,
С б...ми гуляет Софроницкий" (дед).

13

"Блестит фонтаном мутный гейзер,
В г... др... Гольденвейзер" (Это, кажется, оба постарались)

14

Темный стиш..
на "др" ничего не могу придумать...  "дремлет"? тогда зачем сокращать.. ))


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Серьезные беседы » Новый опус Г. С. Нейгауза