Очень интересен сам по себе экперимент Андрея Гаврилова, когда он три концерта, да еще каких! играл без дирижера, отчасти дирижируя сам, отчасти превращая все в ансамблевое звучание.
ну что сказать... Судя по тем записям, что выложены (с репетиций) есть много интересного, но есть и возражения.
Безусловно, Андрей. как выдающийся художник, добивается очень яркой образности, выразительности во многих местах. Он делает весь замысел как-то более цельным и понятным.
Но не скажу, чтобы мне очень нравилась "ансамблевость" именно по отношению к солисту.
Вообще никто не отменял мастерское рубато, когда солист имеет право опережать или чуть отставать от оркестра.
такая традиция идет от вокалистов - мастеров бель канто и цениласьи использовалась с давних времен. В частности Моцарт очень владел этим искусством, никогда не превращая аккомпанемент в рабское следование мелодической линии, даже в собственной игре.
Гладкость ансамблевости, не знающей рубато, мне лично не очень нравится.
В этом отношении запись старого Горовица с Зубином Мета например производит захватывающее впечатление именно от конфликта, который порождает динамику и драматичность не только по тексту, но и по временнОму ощущению...
Идеальный ансамбль ИМХО теряет дыхание жизни.
Помню как одна девочка лауреат аккомпанировала настолько деликатно, что фортепьянная партия потеряла всякую выразительность. Да и сама она со своими прелестными пальчиками была похожа на играющую процедурную медсестру. И только.
У настоящих мастеров всегда есть некое противоборство с солистом, и именно их взаимопонимание является диалектическим единством противоположностей.
Конечно Андрей доказал, что он и один справится там, где прошлый болван-дирижер только выполнял незавидную роль интригана в довольно грязной закулисной игре. В этом АГ прав.
Но как результат - все таки недостаточно для меня убедительный в идеале.
Концерт - это все таки всегда ДВА энергетических центра. Во всяком случае уже в романтическую эпоху.
Еще у Моцарта и Гайдна и отчасти у Бетховена, концерт предстает интригой тем и гармонического плана, в которой солист участвует, раскрывая и обогащая интригу.
А уже у романтиков вес перемещается в центр воли человека. Конфликт и развитие психоэмоциональных образов выходит на первый план.
Рахманиновский оркестр уже предстает как объективная реальность в которой живет и борется мятущийся человек. тут не может быть ОДНОГО центра.