Несколько слов о концерте.
Сольный концерт Михаила Лидского был настолько хорош, что говорить о нем даже как-то не "форматно". В контакте с такой музыкой лучше нам, слушателям, научиться молчать и внимать каждой ноте. А потом носить с собой воспоминание, как редчайшую драгоценность в копилке своих жизненных впечатлений и неоценимого опыта.
Его удивительное свойство создавать яркие и запоминающиеся музыкальные образы при их красоте и совершенной отделке граничит уже с каким-то чудом.
Музыка на самом деле материализуется в почти осязаемое прекрасное "нечто", живое, объемное и, одновременно, блистающее ювелирной отделкой и проработкой деталей.
Как картины Ван Эйка при приближении раскрываются почти до бесконечности, сохраняя при этом свою композиционную цельность и масштаб содержания, так и концерт Михаила Лидского, бесконечно тонкий в деталях, воспринимался вместе с этим неким единым композиционным целым, соединяющим каким-то смыслом даже оба концертных отделения, хотя с первого взгляда и столь непохожих.
Ре мажорная соната Шуберта удивительное и во многом загадочное произведение. Очень легко там нарушить границы стиля в любую сторону и "пережать", скажем, в направлении абстрактного конструктивизма. "Осовременить" в сторону Прокофьева. Соната вполне позволяет это сделать. Она очень необычна местами по фактуре. А наполнить её пленительностью раннего романтизма навряд ли по силам людям нашей эпохи.
Было у меня такое опасение. Другая опасность в Шуберте - утяжеление его в сторону постромантической "вселенской" трагедийности и брамсовской полновесности фактуры. Это тоже очень часто практикуется. Современные рояли прямо-таки зовут к такой плотности фактуры и динамическим излишествам.
Одним словом, ничего из этого у Михаила и близко не наблюдалось. Пленительная и лирическая соната держала весь зал в чутком внимании, переливаясь образами и оттенками настроений, внезапных шубертовских тревожных "видений" и безмятежных, полных сердечного тепла и любви тем гениального автора.
У Шуберта есть одна особенность, без знания которой лучше к его музыке не подходить - это кристальная, почти детская чистота открытого сердца. Он доверяется нам в своей музыке.
И это именно то, что возвышает "правдой" каждую его ноту.
Если этого не учитывать, то иногда легко может получиться не Шуберт, а, скажем солнечный "пионерский" Кабалевский.
И тут именно честность музыканта исполнителя и его собственная глубина (А Михаил Лидский как раз такой!) - единственная гарантия подлинного и правдивого прикосновения к "тайне" и двойственности мира этого гениального композитора.
Единственное что мне показалось, если бы я умел играть сам, что такой финал как у Михаила в этой сонате, требует несколько более созерцательной и "пленительной" второй части. Ну... - наслаждения "в реальном времени", вроде как Крейслер с Рахманиновым играют первую часть его (Шуберта) скрипичного Дуэта.
Потому что первые три части были у Михаила довольно динамичны и постоянно "стремились" вперед. А финал неожиданно прервал это движение, оказавшись "музыкальной шкатулкой" с секретом...
Впрочем, наверное это мне просто показалось. Вот бы запись переслушать, если бы была. А так с первого раза бывает, что и "покажется"...
В целом же впечатления от сонаты с её "божественными длиннотами" были чудесными и очень очень свежими. Музыка была очень интересна, просто удивляла своей красотой и необычностью.
Я вспомнил выражение Гершковича - "В Вагнере нет длиннот; в нас есть краткости"..
Точно так же и Шуберт - это нечто противоположное по самой своей природе современному "клиповому" мышлению...
И зал СПРАВИЛСЯ! разумеется, благодаря такому блестящему и глубокому исполнению.
Хотел пару слов. а вон как размахнулся уже...
Второе отделение... (напишу потом)