Н. Перельман
ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ
Тот, о ком я сейчас пишу с благоговейным чувством, был моим учителем в 20-х годах.
Исследователи фортепианной педагогики безусловно со всей тщательностью изучат опыт этого выдающегося педагога.
Блуждая в педагогических лабиринтах уже почти полстолетия, я давно забыл детали своего обучения, но свежа в памяти атмосфера высокого интеллектуализма, господствовавшая в классе и украсившая нашу молодость. В ту далекую пору еще существовал, давно ушедший в небытие, магнетический титул — властитель дум! Он никем не присуждался — он возникал.
Чтобы стать обладателем этого титула, требовались достоинства, одно перечисление которых заняло бы много места. Легче объяснить это, указав, что не требовалось: ничего шумного и крикливого, эффектных статей и выступлений о формировании личности, длинного шлейфа натренированных учеников-лауреатов, саморекламных и просто рекламных пассажей и прочая и прочая.
В тишине неброских рассуждений, в атмосфере высочайшей интеллигентности, смелости суждений без запальчивости, в безупречной стилистике речи и скромности, тайна которой нами не разгадана, а может быть и забыта, рождался магнетизм, безошибочно притягивавший наиболее одаренных молодых людей туда, в этот класс. Так появились здесь Шостакович, Софроницкий, Юдина и многие другие. Запечатлеть свой труд на многие десятилетия, во многих поколениях так, как это удалось Николаеву,— удел избранных, а он таковым и был.
Менял ли он свои художественные воззрения так часто, как это делали другие выдающиеся педагоги? Нет, не менял. Кажется, его сила была в постоянстве разумного начала, снисходительно не пресекавшего некоторые естественные и преходящие «безумства» учеников. К счастью, в классе, где одаренных было много, недостатка в «безумствах» не было. В анналах нашей консерватории сохраняются «страшные» легенды о многих знаменитых профессорах, вышвыривавших из класса ноты вместе с непокорными. В отличие от этих леденящих душу легенд, мы были счастливыми свидетелями таких ослепительных вспышек ласкового педагогического остроумия, которое, подчиняясь генетическим законам, наблюдается даже у далеких потомков родоначальника школы. Мысль учителя была такясна, знания столь обширны, культура речи так высока, что самые сложные понятия, обычно облекаемые в тяжелые кольчуги слов, фраз и терминов, выражались простейшим и изящнейшим образом. До чего это было хорошо! До сих пор у многих из нас осталось отвращение к научным веригам, отягощающим радость обучения искусству исполнять. Блестящий мастер метафоры, он пользовался этим безотказным оружием часто и весело. Впрочем, не всем было весело. Послушные посредственности прилежно усваивали наименее интересные области обучения: приемы, движения, жестикуляцию,.грамматический разбор и диетические рекомендации. Мудрость педагога заключалась в том, что он не перегружал слабые мозги изысканной духовной пищей, для них у него была строгая диета. На интеллектуальные пиры допускались знающие толк в этом деле. Кто из нас не грешил, потчуя излишествами умы, не способные их усвоить? Ничего не может быть невыносимее, чем посредственность, начиненная чужой «мудростью». Да и мудрость ли это?
Крылатые фразы Л. В. Николаева разлетались во.все стороны, их запоминали, повторяли, и до сих пор многие из них продолжают свой полет.
В наш научный век у читателя этих воспоминаний возникнет естественный «научный» вопрос: «Но как же профессор учил?» Отвечаю: «Вот так он и учил: учил собою, своею личностью, своими манерами, своим поведением, своим благородством человека и художника, своей учтивостью. Некоторые научились, некоторые— нет».