Вернулся с "моно-тематического" концерта, посвященного творчеству Шуберта.
Михаил Лидский представил весьма серьезную программу из Сонаты-фантазии ор.78, 2-х скерцо и «Музыкальных моментов".
Я немного пожалел о "коммуникативности" данной подачи, потому, что слушать неподготовленному слушателю незнакомые произведения (кроме муз моментов) всегда затруднительно.
некоторыми "мостами" служат - ритм, красивый тембр, эмоции, обаяние, ... ну всякая такая "дребедень", которой пренебрегать в полной мере все-таки не стоит.
Искусство существует во многих измерениях. Как абсолютное осознание чего-то нового в окружающем нас мире (или нашем внутреннем мире), как продолжение на новом уровне чего-то известного, как узнавание знакомого в новых комбинациях, как интеллектуальная игра среди известных величин... и , наверное еще в других вариациях., таких как личное обаяние, стихийная волна сопереживания и , вообще - магия творчества, замешанная неизвестно на чем...
В данном концерте, Михаил лишил слушателя привычных "якорей" привязки своего удовольствия, явив некую очищенную и "первозданную" суть шубертовских произведений. Но, вобщем-то, не бесспорную.
Не думаю, что Шуберт в своем тв-ве вовсе был лишен интенций "понравиться" своему окружению.
Танцевальная и песенная стихия его творчества слишком явно о себе говорит, чтобы быть игнорируемой. Так же на мой взгляд музыка Шуберта не отчетливо имела одно наиважнейшее свойство - простоты и непосредственности.
Как-то Михаил подавал все слишком "изощренно".
Собственно, "танцевальность" (ритм) и простота - всего лишь все мои претензии (в смысле их недостатка) к его интерпретации.
Однако стоит отметить некую "аутентичность" подачи иного плана. В деталях, в произнесении, в цезурах, ощущалась некая "подлинность" вживания в произведения.
Вот бы совместить это начала в некое "среднее".
Шуберт, вообще очень сложен для концертной эстрады.
Недаром он довольно поздно появился на ней в сольном репертуаре, (не считая отдельных пьес, игранных еще Листом и Ант. Рубинштеном).
Собственно, вопрос всегда стоял об АДАПТАЦИИ его наследия к массовому вкусу.
То есть о пресловутой КОММУНИКАТИВНОСТИ.
Рихтер и до него Шнабель нашли весьма приличные формы подобной "коммуникативаности".
отказываться от них ради "чистой музыки", к сожалению, пока (или уже!) преждевременно!
Как бы это не казалось исполнителю, знающему произведение изнутри и сопереживающему каждой в нем нотке, но подавать столь "горькую" пилюлю пока следует лишь в "сахарной оболочке"...
пусть это будут популярные "экспромты" в окружении, или решение ритмически-танцевального порядка, или песенного - не так важно...
Но Шуберта подавать в "чистом виде", без учета сложившихся паттернов нашего музыкального сознания, явно рискованно!
Тем не менее публика весьма тепло приняла эту сложную программу.
Что было мне радостно и всем, кто принимал участие в устроении концерта.