Незабываемый концерт
"Три баховских вечера,в течение которого пианист Фейнберг сыграл все фуги,входящие в цикл "Хорошо Темперированный Клавир",являются огромной художественной заслугой этого молодого артиста и целым подвигом с его стороны"... "Сказочные чертоги двух этих сборников,наверное,впервые раскрылись во всей своей мощи и великолепии перед концертной публикой."
Так писал рецензент газеты "Московские ведомости" в 1914 году о цикле концертов,прошедшем в зале Синодального Училища(ныне" Рахманиновском") и ставших дебютом молодого пианиста Самуила Фейнберга
Кажется символичным,что спустя почти 100 лет этот же светлый праздничный зал стал свидетелем настоящего триумфа
Фейнберга-композитора.
Не многие сегодня знают,что сочинения Фейнберга получили мировое признание еще в 20-х годах ХХ столетия.Многие ведущие музыкальные критики и коллеги-музыканты оценивали его как выдающегося композитора современности.
Возрождение интереса к музыке Фейнберга началось в 90-е годы прошлого века после прекрасно организованного фестиваля,посвященного 100-летней годовщине со дня рождения Фейнберга.К этому же времени относится и оживление интереса к музыке композитора на Западе.Его сочинения исполняются во Франции(К.Сиродо,Н.Самолтанос),Англии
(Д.Пауелл),США (К.Аттвуд,В.Леечкис),Японии(Х.Харада,Т.Акиба),Германии(М.Эндерс,Н.Тишман).Во Франции основывается
международное общество,ставящее своей целью пропаганду музыки Фейнберга. В 2005 и 2010 годах в Московской консерватории с большим успехом прошли фестивали,приуроченные к 115 и120 годовщинам со дня рождения музыканта. Все эти отрадные события говорят о том. что творчество Фейнберга неподвластно времени и содержит в себе нестареющие ценности.
Это особенно ярко проявилось в концерте,состоявшемся в Рахманиновском зале 28 ноября 2010 года.
Перед участниками и организаторами концерта-педагогами,аспирантами и студентами кафедры специального фортепиано,руководимой учеником С.Е.Фейнберга-прославленным пианистом,народным артистом СССР профессором
В.К.Мержановым стояла сложнейшая задача:представить перед аудиторией камерное творчество Фейнберга во всем его жанровом многообразии,отразить все этапы эволюции его стиля.Масштабность задачи потребовала значительной временной протяженности концерта:он состоял из 3-х отделений,в каждом из которых звучали сочинения соответствующего периода творчества композитора.
В 1-м отделении прозвучали Вторая (соч.2,1915г.) и Шестая (соч.13,1923г.) фортепианные сонаты,Три прелюдии(соч.19,1922) и романсы:"Из под таинственной,холодной полумаски" (соч.4.1916г.) на стихи Лермонтова и Три романса
(соч.7,1915) на стихи Блока.
Обеим основным темам Второй сонаты присуще неповторимое обаяние юношески чистой романтики,мечтательной меланхолии.Глубокая лиричность отличает эту сонату от всех других сонат композитора.Соната прозвучала убедительно
в интерпретации А.Карпова.
Исполненные затем А.Рябченко 3 прелюдии соч.15 открыли другую грань композиторского лица раннего Фейнберга: взрывную экспрессию неукротимой энергии.Пианист ярко передал самую суть фейнбергской лиры,ее нерв.
В знаменитой Шестой сонате,имеющей эпиграф из "Заката Европы" О.Шпенглера, М.Лидский прочувствовал таинственный мир образов и нашел неисчерпаемые возможности для реализации собственной богатой звуковой
фантазии. Эта оригинальная интерпретация Шестой сонаты а также исполнение романсов (А.Гицба и М.Лидский) стали самым ярким впечатлением 1-го отделения.Тонкое,проникновенное прочтение исполнителями текста,изобилующего тончайшими нюансами было адекватно изысканному миру этих вокальных шедевров.Идеальный ансамбль певицы и пианиста заставлял звбыть.что музыка рождается усилиями двух музыкантов:фортепианное сопровождение и вокальная партия сливались в единый неразделимый по тембрам звуковой поток.
2-е отделение содержало произведения 30-х годов-периода,когда,обвиненный в субъективизме,в оторванности от жизни народа,Фейнберг перестал сочинять в наиболее близком ему жанре сонаты.В эти годы появляется значительное количество вокальной музыки,фортепианные пьесы малых форм,обработки народных песен и транскрипции произведений русской и западно-европейской классики. Открыла 2-е отделение Ю.Фудзимото,сыгравшая с хорошим чувством стиля две хоральные прелюдии Баха в обработке С.Е.Фейнберга.Н.Рябченко со вкусом и артистизмом исполнила Четыре обработки народных мелодий. Е.Ясинская(сопрано) спела два романса на стихи Пушкина "Три ключа " и "Зимний вечер"(соч.26 № 5 и 2,1936г.)
Нужно отметить прекрасную дикцию певицы и чуткий аккомпанимент пианистки И.Шашковой-Патерсон. В цепи изысканных,прозрачных по фактуре пьес Второй сюиты для фортепиано (соч.25,1936) С.Гэсима нашла тонкие тембровые краски и гибкое rubato. С размахом и артистизмом была исполнена Рапсодия на кабардино-балкарские темы (соч.42, 1942) Н.Деевой.
Соната №10(соч.30,1946г.) принадлежит по стилю и масштабности идей к завершающему периоду творчества Фейнберга-периоду, в котором многолетние раздумья и искания художника нашли свое завершение. Она прозвучала в исполнении
П.Шатского. Его интерпретация привлекла продуманностью концепции и высоким пианистическим мастерством.
В заключительном отделении звучали в основном последние фортепианные сонаты-Одиннадцвтая(соч.40,1952) и Двенадцатая(соч.48,1962).а также Соната для скрипки и фортепиано(соч.46,1956). Исключение составили две хоральные прелюдии Баха в ярком исполнении М.Рыба. Т.Акиба нашел в Одиннадцатой сонате широкий спектр идей и смог раскрыть масштабность драматургии сочинения. Мировоззренческая зволюция Фейнберга приводит его в этой сонате к сближению противоборствующих начал,к их равновесию и,в конечном счете,к мудрой гармонии их синтеза. Отрадно отметить повышенный интерес к творчеству Фейнберга молодого японского пианиста,имеющего в своем репертуаре другие сочинения композитора и начавшего работу над всеми его сонатами. В сонате для скрипки и фортепиано есть черты,роднящие ее с Одиннадцатой сонатой и Третьим фортепианным концертом.Это проявляется прежде всего в идейной концепции сочинения:прорыв к свету.добру. Особенную,единственную в своем роде роль играет Эпилог сонаты:в нем как бы переписывается заново событийная канва финала. Исполнение сонаты А.Лундиным (скрипка) и М.Лидским (фортепиано) стало одним из самых ярких впечатлений,одной из вершин всего вечера.Исполнение отличалось цельностью и одухотворенностью интерпретации.Увлеченность исполнителей передалась благодарной аудитории,наградившей артистов долгой овацией. В заключение концерта прозвучала Двенадцатая фортепианная соната-последнее сочинение Фейнберга,его лебединая песня. Хочется особо сказать об изумительной образной находке Фейнберга-второй теме третьей части сонаты.Ее изысканные гармонические сочетания и сопоставления (С-Н),делая расплывчатыми,неуловимыми тональные контуры создают удивительное ощущение какой-то миражной аберрации восприятия. Исполнение сонаты Т.Сидоровой прекрасно увенчало обширную программу концерта. Пианистка,не прибегая к внешним эффектам,сыграла последний шедевр Мастера с глубоким пониманием и мастерством.
В заключение хочется снова сказать много теплых слов в адрес организаторов и исполнителей этого вечера, особо отметив главного его героя-Михаила Лидского, выступившего как солист, ансамблист и аккомпаниатор, а также подготовивший 2-х своих учеников к участию в этом незабываемом концерте.