Классическая Музыка онлайн
Rare Classical Music
Сайт Инны Исаковой
Погружение в классику
Радио Орфей
Музыка ветра и роз

Музыка Ветра и Роз

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Нужна ли музыка современному человеку...


Нужна ли музыка современному человеку...

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Давно уже без боли не могу взирать на полемику или всякие упоминания про передачи Ваграфтика с такой тематикой. Они меня коробят до глубины души. А главное возразить концептуально очень сложно.
Но все-таки вопрос Genna на социомузкоммерцфоруме меня таки сподвиг написать кое-какие соображения.
Genn писал:Почитайте поток про "нужду" современного человека в классической музыке. Посмотрите телевизионные программы? Вам не кажется, что сам по себе интерес к "классической" музыке не нормален с точки зрения "большиства"?Вопрос вообще стоит иначе. А требуется ли современному человеку уметь переносить свое внимание на иную структуру, систему, воспроизводя в ней свое единство восприятия и внутренних взаимосвязей.
Кажется "кто-то" (обстоятельства со всеми признаками злонамеренной личности) страшно заинтересован к окончательной и жесткой привязке человеческого сознания к одной лишь системе координат.
Появились уже и музыканты, играющие для шкалы ценностей обыденного сознания. Не выходя так сказать за рамки бытовой реальности. Они играют для глаз, для скорости, для точности, для мощи, для званий и денег. Для всего того, что понятно оперативному мышлению.
Появился уже некий новый "типаж" искусства, (который раньше вообще не рассматривался
как искусство), не выходящий за пределы ловкости эффектности и умения. нечто такое декоративно-прикладное, что совсем не требует ни для его создания ни для восприятия выхода из обжитой комнаты социального мира. Естественно такое "искусство" вовсю контролируется и поощряется этим самым социумом, для которого оно понятно. Шкала званий, премий, орденов, наград, грантов... Сертифицированность трактовок и качества. Образовательная, разрядная "табель о рангах". В этой системе уже не нашлось бы места тем, кто как выдающиеся музыканты прошлого выучился сам у тех у кого хотел, тому, что ему было необходимо, шел непроторенными путями. Социум пожирает искуссво. Сначала под видом помощи - организации сети учебных заведений. Конкурсов, филармоний. А потом уже диктуя свои законы его существования, точнее вообще требуя перерождения самой сути его.
Помилуйте! ведь суть искусства как раз в умении перенести человеческое сознание целиком от привычной сферы привязки внимания на что-то другое и там воссоздать всю цельность и красоту человеческой осознавательной части.
Как это социум позволит поощрять сам побег от него? 
Не проще ли провести референдум о том нужно ли массам "такое искусство" и стоит ли поощрять тренировку отсоединения внимания от "реального" мира.
В реальном мире реальные авторитеты и ценности. 
А ну как будет больше цениться свобода восприятия. Круче тот, кто свободнее... Кушанье с кого прикажете подавать? :)
Если "человека будущего" (если позволят технологии) посадить в удобное кресло и кормить а на глаза надеть специальные очки с "телеокном" в мир вируальных невиданных приключений и путешествий, то не поставить ли потом вопрос - зачем кому-то нужно ходить? Нормален ли интерес к хождению ногами с точки зрения большинства, которому всего хватает?
Искусство и музыка на мой взгляд прежде всего - воспоминание о свободе и природе нашего сознания, о красоте нашей воспринимающей сущности.
Музыка - хранитель человечности.
(разумеется, говоря о музыке я всегда подразумеваю нечто, созданное именно таким способом - способом автономного существования внимания и сознания в иной  цельной системе доступных восприятию координат)
То, что создано для обыденного сознания и его целей, ничего общего с музыкой и искусством не имеет.
Может быть сюда и уместно включение следующего отрывочка, без примазываения к Мишиной славе, мудрости и авторитету. :)
Мир Шостаковича был в небольшом удалении от реальности, он находил тонкое равновесие на таком участке восприятия, где еще не терялись очертания обыденности, но она сама, её здания, уличные мелодии, разговоры становились странно необычными: не совсем привычными, хотя и узнаваемыми по очертаниям. Вероятно он научился этому у Малера, хотя не мне об этом судить. В юности приветствуя всякие социальные изменения, встречая в толпе Ленина на Финляндском вокзале, он навсегда так и остался чутким эквилибристом реальности, отрешенным и сохраняющим равновесие над её бездной. Мудрость не может не присутствовать у человека знания, у того, кто видит концентрированную сущность человечности вне эпох, политики, обстоятельств. Кто сам владеет своей человечностью, умея переносить её на взаимосвязь звуков и гармонии.

2

У меня есть рецепт возрождения интереса к классической музыке.
Немедленно директивно запретить учащимся муз школ и училищ и первых 3 курсов консерваторий участие в любых конкурсах.
Единственной формой "соревнования" объявить подготовку и проведение сольного концерта, буде кто захочет.
как все догадались уже, это путь возрождения интереса к высшей музыкальной деятельности - концерту.
Музлитературу в учебных заведениях перестроить по усвоению и подготовленному посещению живых концертов сезона.

3

Рецепт хорош.
Да верится с трудом...

4

Оглядываясь назад, в эту тему, должен добавить, что на мой взгляд расширение сферы человеческого "завоевания" непроявленной еще реальности (во всех доступных нам сферах) - процесс вобщем-то постоянный. Он не может прекратиться, но, видимо, цикличен и неравномерен. С кризисами, застоями или, вдруг, могучими подъемами. Чем большее "затмение" ипытывает сегодняшнее общественное сознание, увлекшись инвентарным подытоживанием и переводом всего известного в виртуальное пространство, тем сильнее разожмется новая пружина нового мировоззрения, в прорыве к новым непосредственным  "чувствованиям и восприятиям".

5

Gtn написал(а):

У меня есть рецепт возрождения интереса к классической музыке.
Немедленно директивно запретить учащимся муз школ и училищ и первых 3 курсов консерваторий участие в любых конкурсах.
Единственной формой "соревнования" объявить подготовку и проведение сольного концерта, буде кто захочет.
как все догадались уже, это путь возрождения интереса к высшей музыкальной деятельности - концерту.

Согласен. Муз. конкурс заключает в себе парадокс, несовместимые понятия - искусство и спорт, соревнование, состязание. Насколько я помню, в России создателем муз. конкурсов был Антон Рубинштейн. но мне кажется, он представлял себе их не так, как они выглядят в наше время. Я думаю, он рассматривал конкурс как ПОКАЗ, а состязательная функция служила для того, чтобы музыкант как можно лучше готовился к публичным выступлениям, закалял свои нервы, выдержку, совершенствовал технику, но на первом месте должно было быть искусство, и именно оно оценивалось в первую очередь.
Я как-то на другом муз. форуме в разговоре о конкурсах выдвигал такое предложение, скорее даже просто идею, мысль - заменить конкурсы некими регулярными показными концертами лучших студентов муз. вузов (по их желанию!, без принуждения), скажем, раз в месяц, и транслировать их по ТВ. Такие выступления будут лишены соверновательной основы, в них не будет жюри и оценок, но! - публика будет голосовать за наиболее понравившихся музыкантов, кот. она бы хотела услышать еще раз. Для самых полюбившихся публике исполнителей будут устраиваться сольные концерты, возможно даже туры по стране. Таким образом концертирующих музыкантов будут выбирать сами слушатели. Как это все будет организовано - вопрос последующий, требующий очень тщательного подхода. Вот как-то так.

Отредактировано Феникс (2009-10-29 21:32:20)

6

Феникс написал(а):

Я как-то на другом муз. форуме в разговоре о конкурсах выдвигал такое предложение, скорее даже просто идею, мысль - заменить конкурсы некими регулярными показными концертами лучших студентов муз. вузов (по их желанию!, без принуждения), скажем, раз в месяц, и транслировать их по ТВ. Такие выступления будут лишены соверновательной основы, в них не будет жюри и оценок, но! - публика будет голосовать за наиболее понравившихся музыкантов, кот. она бы хотела услышать еще раз. Для самых полюбившихся публике исполнителей будут устраиваться сольные концерты, возможно даже туры по стране. Таким образом концертирующих музыкантов будут выбирать сами слушатели. Как это все будет организовано - вопрос последующий, требующий очень тщательного подхода. Вот как-то так.

Во-первых ТВ на это никогда не пойдет, а во-вторых публика - понятие растяжимое. И выбирать будет по принципу "кто быстрее, громче и доступнее". Публика в основной своей массе вообще не имеет представления о таких элементарных понятиях как звук, форма, rubato, музыкальная логика. Публика вообще редко может отличить пианиста от музыканта. Многие постоянные посетители филармонических концертов до сих пор пребывают в убеждении, будто если пианист играет вальсы Шопена, то он "хороший", а если ХТК, то "плохой, потому что играет скучно". Слышал собственными ушами и неоднократно. Так что в результате вы получите тот же гламурный ширпотреб, которого сейчас и так слишком много, и против которого Вы выступаете.

7

Neuhaus написал(а):

Во-первых ТВ на это никогда не пойдет, а во-вторых публика - понятие растяжимое. И выбирать будет по принципу "кто быстрее, громче и доступнее". Публика в основной своей массе вообще не имеет представления о таких элементарных понятиях как звук, форма, rubato, музыкальная логика. Публика вообще редко может отличить пианиста от музыканта. Многие постоянные посетители филармонических концертов до сих пор пребывают в убеждении, будто если пианист играет вальсы Шопена, то он "хороший", а если ХТК, то "плохой, потому что играет скучно". Слышал собственными ушами и неоднократно. Так что в результате вы получите тот же гламурный ширпотреб, которого сейчас и так слишком много, и против которого Вы выступаете.

"Никогда не говори никогда". Все-таки стоит верить в лучшее, иначе как жить. Да, публика - понятие растяжимое. Но все-таки я в нее верю. Считаю, что настоящее исполнение всегда дойдет до людей и получит отклик, "от сердца к сердцу", а пустые виртуозы, мне кажется, давно всем надоели, людям хочется уже чего-то живого, настоящего. И если из 100 виртуозов окажется 1 по-настоящему одаренный музыкант - публика его безусловно выделит. И виртуозам будет нечем брать - нет жюри и оценок, баллов, по которым одни отсеиваются, другие проходят в след. тур. Есть только одно - задел ты людей за живое или нет. Да и публика на классическую музыку ходит в массе своей более развитая (так скажем), чем на поп и рок концерты. Должны люди услышать настоящее, я верю.

8

Да, сейчас уже слишком запущен механизм "обратной связи" и публика отчасти уже воспитана именно на идеале "чемпионства".
"Информационность" же современного восприятия коснулась и искусства, которое, казалось бы призвано сохранять в неприкосновенности ценности противоположного - не "информационного" происхождения. Именно, что понятия, и легко определяемые критерии выдвинулись на первый план в оценке исполнителя.
Почему, "по моему" замыслу, нужно просто вырастить несколько поколений, свободных от участия в соревнованиях по "сравнениию" в столь доступных, показных  "критериях", как быстрота, эффектность, надежность, безошибочность и т.д...
Пока же идет процесс совершенно обратный... Конкурсы все молодеют и уже перешли за рамки 10-летних детишек...
Мне кажется (без излишней конспирологии), что идет какой-то автоматический процесс уничтожения (или вернее самоуничтожения) человеком своей "души", как совокупного единства всех ему доступных ощущений, в пользу одного лишь интеллекта.  Этот перекос вызван скорее всего научно-техническим прогрессом и очарованностью его материальными продуктами.
Единственное. что утешает, это глубокая убежденность в том, что РАЗВИТИЕ - процесс неизбежный и неостановимый. Он не может быть остановлен ничем, даже если касается психических процессов и расширения человеческого самоощущения через все виды искусства.
Пока, мы плюнули на себя, как некие биороботы... Но это временно.

9

Феникс написал(а):

заменить конкурсы некими регулярными показными концертами лучших студентов муз. вузов (по их желанию!, без принуждения), скажем, раз в месяц, и транслировать их по ТВ. Такие выступления будут лишены соверновательной основы, в них не будет жюри и оценок, но! - публика будет голосовать за наиболее понравившихся музыкантов, кот. она бы хотела услышать еще раз.

В принципе, может ТВ и сделало бы такой проект(делают же Танцы со звездами разные,),хотя от конкурсов не откажутся точно...Если бы была такая альтернатива им, то часть музыкантов наверняка выбрала бы ее. А насчет публики - если,предположим, это зрители Культуры, то,скорее всего, среди них велик процент просто "музыкальных" людей, не испорченных любовью к вируозам :) . По моему опыту, многим людям чаще всего нравится лирическая, просто "красивая" музыка, от которой проще получить удовольствие. С другой стороны, вряд ли в таком проекте на ТВ выиграют очень интеллектуальные музыканты, наверное. Вобщем, идея вполне утопическая)))

10

23 написал(а):

По моему опыту, многим людям чаще всего нравится лирическая, просто "красивая" музыка, от которой проще получить удовольствие. С другой стороны, вряд ли в таком проекте на ТВ выиграют очень интеллектуальные музыканты, наверное.

Об чем и речь. Даже не "очень" интеллектуальные.

11

Меня мучает вопрос нужна ли совремЕнная музыка человеку, прошу прощения за «игру слов». Ведь музыка все движется в сторону усложнения(куда быстрее, чем способности нашего восприятия - складавается впечатление, что это больше какое-то заигрывание, помните, как в фильме про Корсакова, когда ему г-н Раменский играл «новинки Европы»; какой-то  Дали-изм), а хорошо ли это в искусстве.
    А мучает, потому что я как раз из того большинства, которому чаще всего нравится лирическая, просто "красивая" музыка, от которой проще получить удовольствие. Новаторский двадцатый век я почти не воспринимаю и не знаю, как к этому относиться. Одно дело, когда от барокко скакнуло к романтизму, а тут
Понятно, что раз хорошие музыканты ее любят и играют, ТО НУЖНА.
Для меня это проблема

Отредактировано pup (2011-08-05 21:16:55)

12

То, что музыка движется по пути "усложнения" это во многом иллюзия. Многое непривычное кажется поначалу - "усложнением". Но если разобрать, то "усложнение" становится не столь выраженным. скорее новая компоновка уже известного.
это одна сторона медали.
разумеется, история нас учит что искусство в определенные периоды испытывает ЗАСТОЙ и признаки этогог застоя - усложнение формы, рафинированность формальных приемов, оторванных от "общего замысла и "содержания". И хотя с "содержанием" в искусстве все не просто, но в истории развития общетсва безусловно есть "ТЕМЫ" - то есть какие-то духовные идеи, которые "питали"  поколения своего времени жизненной и психической энергией.

В этом плане сейчас время очень смутное, переходное, ...
Новых ПЛАСТОВ и ЗАЛЕЖЕЙ психической энергии пока нет, Нет идей, которые бы всколыхнкли людей на стремление к чему-то высокому. Это кризис планетарный.
В принципе такие "залежи" как раз и должны открыть представители искусства, но они пока молчат.
Современная музыка неинтересна именно потому, что не открывает никаких в общем-то новых "шлюзов" в человеческом осознании.
некоторые даже говорят, что музыка и искусство исчерпаны. Сознание в этом отношении дошло до предела.

Но все-таки это не так. Подобные кризисы уже были. Более того, каждая великая эпоха приходила к самоотрицанию.  Людям надоедало вращаться в одном и том же информационном и эмоциональном поле.

говорят - политика и экономика впереди всей планетарной идеологии. И это похоже на правду.
Но пока еще у нас правит жажда наживы и банальный тысячелетний уже наверное "банковский" обман....

Так что композиторам пенять особо не за что... Им ли пронзить будущее духовными очами? Они пока могут только совершенствовать формальную новизну технических приемов.

Нового мессиджа человечеству у них нет!

исполнители в этом отношении и то идут вперед. Они (самые лучшие!) неуклонно эволюционизируют в своем восприятии классического наследия. предлагают новые его осознания.
И эти осознания вполне ЛУЧШЕ старых в наших глазах.
Они избавляются от ЛИШНЕГО, от нарочитого, идут прямее к ИСТИНЕ!

Это прекрасно.

Слушал сегодня незабвенного Корто!

Ну такая эпоха была. В ней он был самым передовым. Но сколько чувственности и психологического несносного "натурализма", как бы хотелось условности и символизма.
остальное бы вообще не восприняли.
Корто - лучший на тот момент. И "французская речь" шопеновских ноктюрнов - это подлинник!

13

Интересно, как бы Моцарт отнесся к Шостаковичу?

14

Сегодня я услышала от своей дочери (почти дипломироанной музыкантши): «ненавижу музыку!»
Автоматически полезла на свой «чердачок» в поисках непонятного мне феномена. Там ничего полезного и актуального на данную тему не нашла и обратилась в Гугл. А он мне и выдал статью безымянного автора, которую я (не нарушая ничьих прав) и предлагаю к обсуждению. Кто будет обсуждать? Наверное те, для кого «ненавижу музыку» - ненормально.
О музыке принято говорить восторженно, высоким штилем. «Музыка облагораживает нравы»,— cказал еще в IV веке до н.э. Аристотель. С тех пор каких только удивительных сравнений и высоких эпитетов она не удостаивалась в разные исторические эпохи! Мы же, искренне веря Аристотелю и его последователям, из самых лучших побуждений отдаем наших детей учиться музыке. Казалось бы, что может быть прекрасней? Действительно. Осталось только заставить поверить в это счастье самих детей.

     

До-ре-ми, или Начало кризиса
      Привычный сценарий: ребенок мучает родителей бесконечными просьбами: «Купите мне пианино (скрипку, флейту, балалайку, тромбон...)!» Рано или поздно взрослые сдаются. Они наконец покупают своему юному меломану вожделенную игрушку и после серьезного обсуждения на семейном совете решают отдать его учиться музыке. Поначалу все идет прекрасно — любимое чадо после очередного урока с горящими глазами рассказывает о том, как он сегодня двумя руками(!) играл «Чижика-пыжика», хвастает, как аккуратно у него получается скрипичный ключ. Родители не нарадуются: с каждым днем успехи юного музыканта становятся все заметнее. Он уже играет маленькие пьески и что-то старательно выводит в нотной тетради. Иногда, конечно, приходится напоминать ему о занятиях, не без этого. Но все-таки музыку он любит. Пока еще любит.
      Постепенно вместе с пониманием, что игра на инструменте — это вовсе не игра, а занятие серьезное, огонь в глазах малыша угасает. Общение с любимой «игрушкой», отнимающее все больше времени, доставляет все меньше радости. Занятия начинают напоминать отбывание повинности. С твердым намерением не дать пропасть таланту родители — с одной стороны, педагог — с другой — уговаривают, убеждают, настаивают, заставляют, давят. Наконец наступает момент, когда чадо произносит: «Ненавижу я вашу музыку!», и больше ни за что не желает подходить к инструменту.

    Заставлять или нет?
      Споры об этом возникли едва ли не одновременно с появлением музыкальных учебных заведений для детей и продолжаются до сих пор. Сторонниками неизбежного насилия (или настойчивого убеждения, как считают они сами) являются чаще всего сами музыканты. Их главный аргумент — личный пример: «Если бы меня в свое время не заставили, неизвестно, что бы из меня вышло. Сейчас я и представить себе не могу, как бы жил без музыки и кем бы мог стать», — говорят они.
      Серьезные занятия музыкой, требующие полной самоотдачи и максимальной сосредоточенности, как правило, не оставляют ни времени, ни сил на освоение еще чего-нибудь столь же серьезного. Поэтому многие, ступившие на путь искусства, уже не могут сойти с него. Они попросту ничего другого не умеют делать так же хорошо. Но не это главное. Соприкасаясь изо дня в день с миром искусства, говоря иначе, искусственным миром — миром идеала, особо тонкие и впечатлительные натуры становятся настолько духовно просветленными и возвышенными, что все остальные занятия уже кажутся им недостойными внимания. Далекая от воображаемых идеалов, реальная жизнь их мало волнует, даже тяготит.
      К музыке же, как к языку, способному озвучивать самые тонкие материи, языку чистых смыслов, они относятся почти с религиозным пиететом. Богатая гамма воплощенных в музыке переживаний волнует его больше, чем реальные человеческие чувства, а дисгармония и суета жизни приводят в ужас. Где-то в глубине души этот утонченный эстет искренне жалеет и даже презирает простого обывателя за его приземленность и серость, скрывая за этим свой неосознанный страх перед реальной жизнью. Без музыки, как без источника ярких эмоций, он уже не мыслит себя.
      Это крайности, скажете вы. Безусловно, но в жизни они встречаются не так уж редко. Мы часто говорим о благотворном влиянии музыкального воспитания на детей. Но о том, что занятия музыкой отнимают у ребенка много времени от общения со сверстниками и что это может неблагоприятно сказаться на его социальном и психологическом развитии, — об этом как-то говорить не принято.
      А зря. Ведь путь в музыку состоит из маленьких и больших жертв. И самая большая жертва — посвятить себя этому искусству полностью. Без остатка. Именно так становятся великими, по крайней мере выдающимися музыкантами. Отдавая музыке лишь часть себя, можно стать хорошим или посредственным музыкантом, одним из многочисленной армии музыкантов-ремесленников, для которых музыка — не смысл жизни, а просто профессия. Способ зарабатывать себе на жизнь. Наконец, можно посвятить музыке лишь часть своего свободного времени, ничего не лишая себя, ничем не жертвуя при этом, и стать просто грамотным любителем.
      Конечно, нельзя всего предугадать заранее, но все же, прежде чем отдавать ребенка «в музыку», родителям важно понять, чего он хочет сам, почувствовать, насколько серьезно это его увлечение, подумать, какой судьбы они сами желали бы для него. А затем уже искать способ для воплощения этих желаний. Это значит, что в системе музыкального образования важно найти именно тот уровень, который будет соответствовать уровню способностей и притязаний вашего ребенка.

    Где учиться?
      Музыкальное образование в нашей стране можно условно поделить на общее и специальное. Общим занимаются в различных студиях, кружках, самодеятельных коллективах при домах творчества молодежи, клубах. В них, как правило, сохраняется более свободная творческая атмосфера и редко у кого из ребят возникает отвращение к музыке. Но настоящее, качественное музыкальное образование можно получить только в специализированном учебном заведении — музыкальной, музыкально-хоровой школе или школе искусств. Несмотря на то что именно здесь шанс получить побочный эффект обучения наиболее велик, в некоторых случаях все же стоит рискнуть. Тем более, если ваш ребенок проявляет выдающиеся музыкальные способности и сам мечтает стать музыкантом. Если об этом мечтаете еще и вы, то не сомневайтесь: совместная одержимость общей идеей непременно приведет к успеху. Важно только, чтобы вы были для своего юного таланта вдохновительницей. Музой, а не псом —цербером.
      Многих сомневающихся родителей пугает ранняя профессиональная ориентация обучающихся музыке детей. Так уж сложилось, что музыкальная школа — это узкопрофильное учебное заведение, где основной целью обучения является подготовка профессионалов. Музыкальная школа дает, по сути, начальное профессиональное образование, как бы дико это сочетание ни звучало. Здесь есть главный предмет — «специальность» (да, да, вот так сразу по-взрослому) — это обучение игре на том или ином инструменте.
      Остальные же предметы — ритмика, сольфеджио, музыкальная литература, хор, ансамбль, оркестр — подразумеваются как вводные, вспомогательные, дополнительные. Хотя на самом деле из всех перечисленных дисциплин действительно вспомогательную роль играет только сольфеджио. Это итальянское слово, вызывающее содрогание даже у тех, кто музыке никогда не учился, происходит от названия двух нот — «соль» и «фа». Сольфеджио — это система упражнений для развития слуха, подобная разминке в спорте или упражнениям у станка в балете. Сольфеджио не любит никто — правило, из которого есть лишь немногочисленные исключения в виде счастливых обладателей абсолютного слуха. Если сольфеджио сильно отравляет жизнь вашему ребенку, успокойте его и объясните, что это всего лишь неизбежное зло. Даже не зло, а так, маленькая неприятность, пустяк.
      На словах многие педагоги в музыкальной школе — сторонники либерального подхода: хочешь — станешь настоящим музыкантом, а хочешь — останешься просто музыкально образованным любителем. На деле же для любого педагога слабый ученик в классе — это пятно позора. В то время как преподаватель, чьи выпускники продолжают профессиональное музыкальное образование, пользуется славой ведущего педагога.
      Поясним: слабый ученик — это ученик средних способностей, никак не поддающийся муштре. Способный же ученик с теми же проблемами — это уже злостный лентяй. Если на первого рано или поздно машут рукой и оставляют в покое, то второго «прессуют» до победного конца. И нередко эта победа бывает пирровой.
      Поэтому стоит знать: музыкальная школа — заведение серьезное, не для сомневающихся. Способные дети отсюда выходят либо профессионалами, либо музыконенавистниками.
      Кстати, еще одной не менее важной причиной возникновения этой ненависти является консерватизм обучения. Все семь лет ученики воспитываются на «старой доброй классике». Подавляющее число педагогов воспитаны на традициях музыки XIX-го века. Им сложно понять современный музыкальный язык, не говоря уже о том, чтобы говорить о нем с учениками. Для современных же детей, живущих в XXI веке, XX век — тоже почти классика. Набившие оскомину музыкальные шедевры прошлого для них лишь великолепные музейные экспонаты.
      Вообще, занятия музыкой, как никакие другие занятия, сопровождаемые понуканиями, чрезмерным нажимом, переносятся особенно мучительно. Ведь сама музыка по природе своей должна доставлять эстетическое удовольствие, чувственное наслаждение. И, естественно, хотелось бы обучаться музыке так, чтобы не переставать при этом ею наслаждаться. Иначе какой во всем этом смысл? Разумеется, музыкальное наслаждение — это вовсе не пассивный отдых, развлечение, услаждение слуха. Известно, что любовь к музыке возрастает по мере совершенствования навыков ее исполнения и активного слухового восприятия. Но эта активность не может быть пробуждена подзатыльниками.   

      Невозможно наслаждаться под принуждением, нельзя заставить полюбить музыку, зато можно вынудить ее возненавидеть. Кстати, возненавидевший музыку ученик, на самом деле, ненавидит ведь не ее, а связанное с ней насилие. А прочная ассоциативная связь тут же распространяет эту ненависть на музыкальные занятия и на музыку вообще.

    Благими намерениями?..
      Так почему же мы все-таки давим, натаскиваем, принуждаем?
      Ну, с педагогами в музыкальной школе — еще понятно. У них, как говорится, свой интерес. А мы, родители?..
      Нам жаль потраченных сил, времени, денег. А главное, мы твердо убеждены, что все дело только в детской лени, и с ней нужно бороться. Мы хотим, чтобы наш ребенок реализовал как можно больше своих задатков. Хотим, чтобы он стал духовно богатым человеком, и уверены, что музыка, несомненно, будет этому способствовать. «Мы ведь ему только добра желаем! Он потом еще «спасибо» скажет!»
      Многим чересчур опекающим родителям хорошо бы остановиться, опомниться. Ведь музыка должна облагораживать нравы, а не портить отношения между двумя близкими людьми. Действительно, став взрослым, ваш ребенок может и упрекнуть вас за то, что не настояли, не убедили — редко, но бывает и так. Но ведь это был его выбор, его самостоятельное решение. А родители, уважающие выбор своего ребенка, сами заслуживают уважения. Приучая детей к ответственности за свою жизнь, мы даем им больше, чем занятия искусством. В конце концов, при желании освоить игру на музыкальном инструменте можно в любом возрасте. Тем более, что на стороне взрослого и большой жизненный опыт, и волевые качества, и способность надолго сосредотачиваться, и умение систематически, целенаправленно трудиться.
      Так существует ли мирный, ненасильственный способ стать музыкантом? Да, существует.
      Тем, кто имеет по отношению к музыке серьезные намерения, очень важно найти Учителя. Настоящего музыканта, который будет вызывать в ученике творческое восхищение и уважение на протяжении всей учебы, который станет для него ярким образцом для подражания. Именно здоровая творческая зависть не даст расслабиться и заставит «выкладываться на все сто». Но главное, на долгом и трудном пути в профессионалы не убить в себе любителя.
      Если же у вашего ребенка нет намерения избрать музыку делом своей жизни, но есть большая потребность в музыкальных
      впечатлениях, то выберите заведение демократичное, интересное и современное, что-нибудь вроде музыкального театра, джазовой студии или самодеятельного детского ансамбля или хора. Хорошо, если эти занятия будут как можно больше похожи на развлечение, игру. Ведь важно не просто научиться хорошо играть на инструменте, но пробудить в себе любовь к музыке, потребность в творчестве, творческом отношении к жизни вообще. А творчество и скука — «две вещи несовместные».

    Размер имеет значение
      Совершенно очевидно, что выбор таких больших инструментов, как виолончель, баян, аккордеон заставляет задуматься о том, не тяжело ли будет ребенку носить или возить в транспорте такой багаж. Это только в первое время роль носильщика достается кому-нибудь из родственников, а потом таскать инструмент юный музыкант будет самостоятельно.
      С этой точки зрения, проще всего пианистам: инструмент с собой носить не надо. Главная проблема — найти для него место в квартире. Если места не так много, можно приобрести современное электронное пианино. Оно отличается от обычного прежде всего отсутствием тяжелой чугунной деки и струн и, соответственно, размерами и весом. Заметьте, речь идет именно об электронном пианино, а не о синтезаторе, который не подходит для нормального обучения игре на фортепиано. Кроме того, у электронного пианино есть много дополнительных возможностей, позволяющих творчески отнестись к обучению.
      Не забывайте и о физиологических данных будущего музыканта. Вряд ли худенькой девочке подойдет аккордеон, а самому маленькому мальчику в классе — арфа.
      Пути приобретения инструмента три: «с рук», в специализированных магазинах и у мастеров на заказ. Родители начинающего музыканта, как правило, предпочитают первый вариант. Действительно, недорогого подержанного инструмента вполне достаточно для того, чтобы получить первые прочные навыки игры на нем. Тем более, что «недорогой» в данном случае вовсе не означает «некачественный».

    Опять о деньгах
      Стоимость инструмента зависит от того, где и как его покупать.
      Тем не менее, чтобы купить то, что надо, поинтересуйтесь, поспрашивайте у знакомых, дайте объявление в газету: многие несостоявшиеся музыканты будут рады почти даром продать вам свое пианино, гитару, баян или скрипку, а заодно и освободить место в квартире. Правда, в таком способе приобретения есть и исключения. Не стоит, например, покупать с рук такой инструмент, как блокфлейта. И дело здесь не только в соображениях гигиены, — хотя и это, безусловно, важно — просто цена на новый хороший инструмент вполне доступна любому.
      В то же время есть целый класс инструментов, которые не принято покупать в магазине. Их заказывают у мастеров. Это струнные — скрипка, альт, виолончель, гитара, балалайка, домра. Во-первых, качество фабричных инструментов во многом уступает так называемым мастеровым. Во-вторых, здесь, как нигде, важен индивидуальный подход, совместимость инструмента с его хозяином.
      Конечно, семилетнему ребенку далеко до высокого мастерства, но, с другой стороны, если вхождение в мир музыки пройдет под аккомпанемент душераздирающего скрежетания, добываемого из инструмента с невероятными усилиями, вряд ли стоит надеяться на то, что этот путь будет долгим.
      Разумеется, скрипка Страдивари новичку не нужна. Сегодня запросто можно купить скрипку современных мастеров: именитых и малоизвестных, дорогих и не очень. О них всегда можно узнать от учеников и студентов-музыкантов, играющих на том или ином инструменте и, в первую очередь, от преподавателя в ближайшей музыкальной школе. Кстати, если вы собираетесь вырастить скрипача (это касается всех струнных музыкантов), приготовьтесь к тому, что раз в 2—3 года, по мере роста малыша, вам придется покупать новый, соответствующий его росту и размеру рук инструмент. В среднем до 15 лет вы поменяете 4—5 скрипок.
      Задуматься о покупке хорошего профессионального инструмента рано или поздно придется любому окрепшему музыканту. Этот момент наступит тогда, когда сам ученик почувствует несоответствие между своими желаниями и возможностями пианино или баяна. Известная поговорка про плохого танцора здесь неуместна. Мнение о том, что талантливый музыкант и полено может заставить звучать — мнение людей далеких от музыки.
      Для музыканта инструмент — это его продолжение. Его «второе звучащее Я». И поэтому профессионалу нужен действительно хороший инструмент, способный откликаться на тончайшие движения пальцев, рук, тела, а по большому счету, мысли.
      И это касается не только уже состоявшихся, известных мастеров. Ученику, подающему надежды, хороший инструмент нужен не меньше. Учиться играть на нем будет если не легче, то уж точно приятнее. А когда занятия музыкой доставляют эстетическое удовольствие самому ученику и его невольным слушателям, например, соседям — о чем еще можно мечтать?
      Конечно, настоящий профессиональный инструмент стоит дорого. Даже очень дорого. Цена некоторых экземпляров сравнима с ценой на автомобиль-иномарку. Так, например, за хороший фагот придется заплатить приблизительно 12 000 $. А наш родной, русский народный инструмент баян — не удивляйтесь — может стоить и 5000 $ и 10 000$. Мы не станем приводить здесь прайс-лист на весь ассортимент специализированных музыкальных магазинов, но приготовиться к затратам следует.
      Не забывайте о нобходимости замены деталей, ремонта, настройки инструмента, ухода за ним. Возможно, вам будет интересно узнать о существовании тростей для гобоя, мундштуков для кларнета и медных духовых, струн для струнных и тому подобных «мелочах». Поинтересуйтесь у профессионала, как часто их приходится менять, сколько они стоят. По сравнению с покупкой инструмента это действительно мелочи. Но все же и это еще одна дополнительная статья расходов.

    Источник: http://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/80 … ti-odin-s/

15

На первый взгляд, некоторые рассуждения в этой статье достаточно умозрительны.
Сейчас для детей и взятся книжку почитать - героизм. Да и себя вспомним - с какого возраста стали интересоваться серьезной литературой и перестали «читать книжки» с картинками?

16

pup, спасибо за внимание! Теперь о статье:

На первый взгляд, некоторые рассуждения в этой статье достаточно умозрительны.

   На мой взгляд, все вопросы поставлены правильно. По крайней мере, я со всем этим сталкиваюсь и в пед. практике и в семье. Действительно, не всегда устраивает их решение. Например, в семье не получается применить советы учителю (они по-просту не работают!), а на работе, уже в роли педагога, крайне опасно переходить на позицию мамы.

Да и себя вспомним - с какого возраста стали интересоваться серьезной литературой и перестали «читать книжки» с картинками?

  Люди, с которыми я знакомлюсь, и, оказывается, что они когда-то начинали учиться на ф-но, а потом бросили, - все об этом жалеют. В сентябре я попала в больницу, и лечащий меня врач сказал, что учился музыке, но оказался бездарен - "плохо было с ритмом, не мог считать "раз-и-два-и" и играть под метроном" (печаль в глазах, хотя хороший врач :) )
Педагог не может потакать детскому "не хочу", так как в ожидании хорошего возраста и серьезного интереса безвозвратно теряется время пластики, непроизвольной памяти, предрасположенности к быстрому усвоению любого (в т. ч. и музыкального) языка.
  Ну, как-то так...

17

Рудик написал(а):

На мой взгляд, все вопросы поставлены правильно.

Да, по крайней мере линия проведена последовательно. Я имею в виду точку зрения, с которой эти вопросы решаются. Статья, кажется, человека с общим взглядом, педагога, а не музыканта (также судя по источнику).
Понятно же, что здесь в первую очередь берется в учет -  воспитать общекультурного человека со здоровой любовью к музыке вообще, или хотя бы уважением. Если он будет любить и не классику — цель достигнута. Сколько таких взрослых людей, скорее относящихся к классической музыке с пиететом, могущих слушать ее всю без разбору как одно и тоже, с единственным впечатлением — "красиво", и всегда предпочитая ей Киркорова.
А уж до ненависти к Киркораову не знаю, чем можно довести

Если говорить как раз о раннем, подходящем возрасте, то едва ли можно вообще доверять «серьезности увлечений» детей, когда мечты о будущей профессии меняются с каждым новым открытием. Нельзя же всьерез отвечать ребенку - «ты действительно хочешь стать космонавтом?» Мы, мол,  готовы тебя поддержать, но ты должен быть уверен в своем решении. Все серьезные решения за детей всегда принимают их родители а если речь идет об одаренности, то по-моему сомнений быть не должно. Можно и в чулан запереть.


Вы здесь » Музыка Ветра и Роз » Актуальное » Нужна ли музыка современному человеку...